"Нетрадиционные техники рисования в жизни ребёнка"
учебно-методический материал на тему

Ольга Владимировна Якимова

В работе представлены несколько техник нетрадиционного рисования с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад для педагогов22.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ п г т Петра Дубрава

Структурное подразделение «Детский сад»

Выступление

Тема: «Нетрадиционные методы и приёмы рисования с младшего возраста»

Воспитатель:

Якимова Ольга Владимировна

г. Самара

2014г.

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В.А.Сухомлинский

Мир вокруг нас прекрасен, разнообразен и изменчив. Он полон запахов, красок, звуков. Ребёнок познаёт его изо дня в день. Так исподволь складывается его внутренняя жизнь, которая может реализоваться в творчестве. Вводить детей в мир искусства, творчества следует как можно раньше, постепенно, систематически, от простого к сложному, от конкретного к общему.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность. Снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, творческой деятельности.

Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительной деятельности. Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Примечательно то, что рисовать дети начинают раньше, чем говорить. Рисование – действие, которое привлекает внимание. Оно доступно, чувственно, познавательно, выразительно, продуктивно, разнообразно, экспериментально, рисование – это процесс.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Здесь и применяются нетрадиционные техники рисования, как отличный от привычного способ давать готовый образец детям. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным.

По словам М.М. Шкляровой: «Нетрадиционные способы  рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные способы рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

Сущность новизны применения нетрадиционных техник рисования заключается в изменении содержания образовательного процесса. Он  предполагает проведение целенаправленной и систематической  работы  под грамотным руководством педагога; использование нетрадиционных способов рисования даёт толчок развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности детей дошкольного возраста, как на занятиях, так и вне занятий.

Характер новизны заключается в составлении циклов занятий с использованием нетрадиционных способов рисования. Риск инновации заключается в цикличности занятий: при условии не освоения воспитанниками программных задач одного из занятий цикла, вносятся корректировки в содержания цикла (планируется занятие по ознакомлению с этим же способом рисования, но с использованием других нетрадиционных способов рисования) и (или) выносится данная задача вне занятий.

 Помимо всего вышесказанного, современные исследования доказывают, что нетрадиционные техники рисования способствуют:

  • Ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей;
  • Коррекции психики и позволяет преодолеть чувство страха;
  • Коррекции мелкой моторики пальцев рук;
  • Осуществления индивидуального подхода к детям, учитывая их желание и интерес;
  • Сближению детей при организации коллективной работы;
  • Повышению уровня развития зрительно-моторной координации и т.д.

В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности, например:

-Кляксография;                              -Пальчиками;              

-Ниткография;                               -Ладонью;

-Рисование свечой;                        -Тычковое рисование;

-Монотипия;                                  -Оттиск

-Набрызг;                                      -С помощью пищевых красителей,

- С помощью пищевой плёнки;                                       сухой гуаши;

В своей работе я пробовала применять некоторые из этих способов. Знакомя детей с художниками пейзажистами, мы пробовали создать картины-пейзажи с помощью пищевой плёнки. 

Своеобразие техники рисования с помощью пищевой плёнки, заключается в сырой поверхности листа, когда на увлажнённую поверхность чистой кисточкой наносится акварельная краска. Цвета при этом смешиваются, образуя обобщённое яркое пятно. Затем, пока краска не высохла, на лист накладывается пищевая плёнка. Плёнку не натягивают и не разглаживают. Выразительность заключается в том, чтобы на плёнке было как можно больше складок. Тогда рисунок получится изящным и интересным по композиции. Как только краска подсохнет, плёнку можно снять. Складки, образованные её, создают удивительный рисунок, который, во-первых, может стать основой фона для аппликации; во-вторых этот фон можно дорисовать до образа, взяв складки за основу для композиции. Вариаций для этой техники множество. Такую работу я проводила в старшей и подготовительной группе. Приведём пример рисования «Времён года».

Как только я набрала детей младшего возраста, встал вопрос «А может сейчас начать учить детей рисовать нетрадиционными техниками?». Начали рисовать снеговиков при помощи клея ПВА и пены для бритья. Рисунки получались объёмными, интересными.

Все знают, как трудно научить детей рисовать деревья. Они всегда похожи на палатки, а ветки на верёвки для белья. Тут на помощь пришли трубочки: выдуваем деревья из капельки краски, а снег наносим ватной палочкой.

Совсем недавно я ознакомилась с приёмом рисования красками батик. Краску наносят вокруг узелка и на него несколько раз, чтобы она проникла внутрь ткани, затем развязываем узелок, рассматриваем, сушим, проглаживаем утюгом и рисунок готов. Дети с удовольствием создавали свои картины на ткани. Свободная роспись привлекает детей тем, что она похожа на акварельную роспись, только она выполняется на ткани.

В заключении нужно сказать, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И.Дистервег считал: «Тот кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Я понимаю, что не всякий ребёнок, который занимается рисованием, выберет профессию художника, но он может стать творческой личностью, научиться эстетически воспринимать окружающий мир, мыслить и выражать свои мысли и чувства в образной форме, а это так важно для становлении во взрослой жизни.

Список использованной литературы

  1. С.Погодина. Художественные техники. Рисование с помощью пищевых красителей, сухой гуаши. // Дошкольное воспитание, 2011 № 8, с. 57-64;
  2. С. Погодина. Художественные техники. Мототипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография. // Дошкольное воспитание, 2011 № 3, с. 53-62;
  3. С.Погодина. Художественные техники. Рисование с помощью пищевой плёнки и салфеток. // Дошкольное воспитание, 2011 № 7;
  4. Шатанкова Л.Н. Волшебная сила батика.// Воспитатель, 2013 № 7, с. 70-73;
  5. http://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/netraditsionnoe-risovanie;
  6. http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по изобразительному творчеству в группе «Особый ребёнок».Тема: «Ромашки». Нетрадиционная техника рисования: рисование верёвочкой.

Программное содержание:o  Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук.o  Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений.o  Добиваться чёткого и аккуратного...

Статья на тему: "Нетрадиционная техника рисования в мире ребёнка".

      Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно поз...

Консультация для родителей «Роль нетрадиционной техники рисования в жизни детей»

Консультация для родителей «Роль нетрадиционной техники рисования в жизни детей»...

«Рисование в жизни ребенка: нетрадиционные техники рисования»

Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие!!!...

Консультация для родителей «Роль нетрадиционной техники рисования в жизни детей»

совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию,формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей,как в детском с...

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок пред

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство &nda...

«Роль нетрадиционной техники рисования в жизни детей»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.«Ум ребен...