Главные вкладки

    совместная программа кружка психолога и логопеда "Волшебная страна"
    рабочая программа (старшая группа) по теме

    Сивова Анна Сергеевна

    Программа кружка демонстрирует совместную деятельность педагога-психолога и логопеда по достижению совместных целей и решении общих задач сопровождения детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Г.Чита

    «Детский сад общеразвивающего вида №65»

    «Согласовано»                                                             «Утверждаю»

    методист МБДОУ №65                                      Заведующая МБДОУ №65

    ___________ М.В. Золотуева                             __________ А.Н. Мишанова

    «__» _________ 2014 г.                                              «__» _________ 2014 г.

    Рабочая программа

    в рамках дополнительного образования

    кружка «Волшебная страна»

    Руководители:

    Педагог-психолог Сивова А.С.

    Учитель-логопед Стефановская А.С.

    Чита

    2014 -2015 учебный год

    Пояснительная записка.

            Рабочая программа составлена педагогом-психологом Сивовой А.С, учителем-логопедом Стефановской А.С.

    Количество детей с речевыми нарушениями разного плана у детей даже в старшем дошкольном возрасте составляет примерно 70-80%. Если нарушение звукопроизношения чаще к началу обучения в школе всё-таки удаётся корректировать, связная активная речь часто вызывает тревогу  у  большинства педагогов начальных классов. В основе лежат разные причины, но наиболее важный фактор – уровень развития основных психических функций и эмоционально-личностного развития. Поэтому  становится целесообразной эффективная взаимосвязь таких специалистов  детского сада как учителя-логопеда и педагога-психолога.

            Рабочая программа составлена на основе:

    1. Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей.
    2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии

     Программа направлена на формирование речевых навыков и других психических функций, а также развитие личности детей.

    Для реализации программы имеется:

    • кабинет, столы и стулья, для проведения занятий;
    • материалы и инструменты для инсценировки сказок;
    • наглядные пособия;
    • методическая литература.

    Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.

    Общие задачи деятельности:

    1 . Разработать и внедрить в практику совместной деятельности педагога и психолога по использованию методов работы со сказкой для развития связной речи у дошкольников и личностного развития.

    1. Привлекать родителей к сотрудничеству в педагогическом процессе через психологическое консультирование, совместную деятельность по созданию развивающей среды, и участию в совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

    Педагогические принципы:

    1.        уважения личности ребёнка;

    2.        деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

    3.        креативности. Создание условий для творческой активности детей;

    4.        вариативности. Свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий.

    Форма работы с детьми:

    Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 25 – 30 минут. Каждое мероприятие состоит из двух частей: логопедической и психолого-педагогической, каждая по 15  минут. Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с ноября по май). В сентябре-октябре и мае проводится диагностика умений детей.

    Ожидаемые результаты:

    1. Активность и самостоятельность детей при пересказе.
    2. Повышение  речевой активности и инициативности детей при общении.
    3. Умение находить новые способы для решения различных проблемных ситуаций в общении со сверстниками;
    4. Умение передавать свои чувства с помощью различных средств выразительности и дифференцировать чувства других.
    5. Повышение  уровня психологической просвещённости родителей.

            Для определения уровня развития используются методы логопедической и психолого-педагогической диагностики. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.

    Результаты работы кружка «Волшебная страна» будут представлены систематическими отчётами, участием детей в родительских собраниях, оформлении работами интерьера детского сада.

    Логопедическая часть

    Основной метод/форма работы: Пересказ-инсценировка.

    Цель: обучить дошкольников пересказу используя сюжетные инсценировки.

    Источник: Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу.

    Актуальность.

    Обучение пересказу приучает ребенка слушать, анализировать, осмыслять и литературный текст, последовательно и выразительно передавать содержание произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащают словарный запас, закрепляют произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память, воображение. Все это является хорошей базой для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и сочинений.

    Сказки - отличный материал для пересказывания. Их тексты доступны детям. В них присутствуют знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют легкому запоминанию и точному воспроизведению текста. Занимательные сюжеты поддерживают интерес ребенка к занятиям. Следующая за пересказом сказки инсценировка способствует наиболее полному осмыслению сказки.

    Задачи:

    • учить эмоционально и активно воспринимать сказку;
    • последовательно и выразительно передавать содержание сказки;
    • учить отвечать на вопросы;
    • учить повторять за педагогом короткую сказку;
    • учить совместному с педагогом пересказу сказки;
    • учить воспроизводить содержание сказки при помощи вопросов педагога;
    • учить усваивать последовательность событий сказки;
    • тренировать произвольное внимание, память, воображение;
    • учить находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

    Цикл обучающих ситуаций включает в себя:

    • чтение авторской сказки;
    • словарную работу по объяснению значения слов и подбору синонимов;
    • систему вопросов по содержанию;
    • рассматривание иллюстраций;
    • дидактические игры;
    • инсценировку текста.

    Психологическая часть

    Основной метод/форма работы: сказкотерапия, психологический игротренинг.

    Цель: способствование эмоционально-личностному развитию и развитию высших психических функций.

    Источники:  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии; Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии; Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста.

    Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму, основными задачами которого является: интеграция личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром и  развитие высших психических  функций. Данные задачи  на практике отражены в коррекционных функциях.

    Коррекционные функции сказки:

    • Психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;
    • Символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
    • Принятие в символической форме своей физической активности.

    Возможности работы со сказкой:

    • Использование сказки как метафоры.
    • Рисование по мотивам сказки.
    • Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.
    • Проигрывание эпизодов сказки.
    • Использование сказки как притчи-нравоучения.
    • Творческая работа по мотивам сказки

    Основные приёмы  в  работе  со сказкой:

    • Анализ сказок.
    • Рассказывание сказок.
    • Переписывание сказок.
    • Постановка сказок с помощью кукол.
    • Сочинение сказок.

    Учебный план работы кружка «Волшебная страна» на 2014 – 2015 учебный год.

    Название курса

    Кол-во занятий в неделю

    Кол-во занятий в месяц

    Кол-во занятий в год

    Длительность занятий, мин.

    Кол-во воспитанников

    Общее кол-во часов (примерно)

    Волшебная страна

    1

    2-5

    28

    25 - 40

    8

    14

    График проведения занятий

    День недели

    Время проведения

    Понедельник

    16.30-17.00

    Доведено до сведения родителей.

    Протокол родительского собрания №        от                            2014г.



    Предварительный просмотр:

    Положение

    О деятельности  кружка логопеда и психолога

    «Волшебная страна»

    1.Общие положения

    1.1. Положение об организации деятельности  кружка «Волшебная страна»  разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:

    • «Закона РФ « Об образовании».
    • Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
    • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
    • Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-Изменения № 1 к СанПин 2.4.1.2660-10, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 20.12.2010 № 164. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2791-1-10
    • · Положения об организации деятельности по оказанию  дополнительных образовательных услуг.

    1.2. Деятельность кружка «Волшебная страна» является  одной из форм бесплатного дополнительного образования

    1.3. Деятельность   кружка «Волшебная страна» осуществляют логопед и педагог-психолог.

    1.4.  Настоящее Положение утверждается руководителем образовательного учреждения.

    1.5. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность образовательного учреждения.

    1.6. Положение принимается на неопределенный срок до замены новым.

    2 Цели и задачи деятельности

    2.1. Цель: формирование речевых навыков и других психических функций, а также развитие личности детей.

    2.2. Общие задачи деятельности:

    • Разработать и внедрить в практику совместной деятельности педагога и психолога по использованию методов работы со сказкой для развития связной речи у дошкольников и личностного развития.
    • Привлекать родителей к сотрудничеству в педагогическом процессе через психологическое консультирование, совместную деятельность по созданию развивающей среды, и участию в совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

    3 Порядок осуществления деятельности  кружка «Волшебная страна»

    3.1.Деятельность кружка

    Свою деятельность  кружок «Волшебная страна» осуществляет на основе следующих документов:

    • Должностной инструкции руководителя кружка;
    • Журнала учёта посещение детьми кружка;
    • Программы работы кружка утвержденной руководителем ДОУ.

    3.2. Специалист, осуществляющий руководство кружком «Волшебная страна» предоставляет анализ деятельности кружка в конце года заведующему ДОУ.

    3.3. Непосредственно образовательная деятельность  кружка «Волшебная страна» осуществляется 1 раз в неделю во второй половине дня.

    3.4.В ходе деятельности театрального  кружка используются различные  виды деятельности:

    1. Коммуникативная.
    2. Музыкально- художественная.
    3. Чтение.
    4. Игровая.
    5. Продуктивная. и др.

    3.5. Все проводимые мероприятия оформляются в Портфолио, а результаты представляются общественности.

    3.6. Одним из разделов календарно- тематического планирования является раздел  планируемы результат освоения детьми тем.

    3.7. Полученные результаты также представляются в отдельном разделе.

    3.8. Руководители кружка выстраивают и осуществляют связи с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и родителями детей.

    4 Ответственность

     

    4.1.Ответственность за не выполнение программы  и не соблюдения прав детей и родителей (законных представителей).

    4.2. За некачественное и несвоевременное ведение и сдачу документации, регламентирующую деятельность кружка «Волшебная страна».



    Предварительный просмотр:

    Календарно – тематический план кружка «Волшебная страна»

    Дата

    Логопедическая часть (указаны названия сказок для пересказов)

    Психологическая часть

    Общие  задачи

    ноябрь

    3

    Тренинг общения.

    Знакомство, установление доверительного общения, создание  установки на дальнейшую совместную деятельность

    10

    Три желудя

    Экспрессивные этюды по каждому персонажу, в  том числе и желуди

    Обучение алгоритму пересказа сказки;  обучение проигрыванию ролей, изучение  своего персонажа

    17

    Как Лиса зайцев обманывала

    Дифференциация «Хорошо-плохо. Почему?»

    Обучение алгоритму пересказа сказки; сравнение персонажей и их психологических характеристик

    24

    Бежал Ёжик по дорожке

    Соотнесение с пословицами и поговорками

    Закрепление алгоритма пересказа; стимуляция инициативности; развитие мышления (сравнение, причина-следствие)

    декабрь

    1

    Как Лиса терем строила

    Рисование пастельными красками «Лиса-краса»

    Воспроизведение сказки только при помощи вопросов; дифференциация чувств и эмоций через цвет

    8

    Как Волк за Зайцем гонялся

    Экспрессивный этюд «Я – куст»

    Усвоение последовательности повторяющихся событий для облегчения запоминания; дифференциация эмоций и чувств путём придания их неодушевлённому предмету

    15

    Дубовые листья

    Представление иного конца сказки

    Обучение составлению плана; изучение понятий свобода, выбор и последствия

    22

    Как Медведь был  царём леса

    Почемучки – вопрос «почему?» к  каждому предложению

    Обучение использованию загадок для пересказа; использование вопроса как побуждение к решению мини-проблемы

    29

    Про червяка

    Изучение характеров персонажей, экспрессивные этюды

    Формирование бережного отношения к животным; сравнение разных типов поведения и их преимуществ и недостатков

    январь

    19

    Как Муравей увидел звёздное небо

    Беседа «Я как все или нет»

    Активизация в речи слов и выражений, позволяющих начать и закончить сказку; сравнение разных типов поведения и их преимуществ и недостатков

    26

    Как Медведь варенье варил

    Представление продолжения сказки

    Развитие умения рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; развитие воображения, конвергентного и дивергентного мышления

    февраль

    2

    Что случилось с Мухой в зимнем лесу

    Беседа-игра: «Если бы я был мухой,…., что бы  мне было можно/нельзя»

    Обучение включению в составление сказки описание природы, окружающей обстановки; осознание выбора и последствий

    9

    Как Муравей в гости ходил

    Релаксационное упражнение «Я дома»

    Развитие коммуникативных навыков; развитие умения контролировать свои чувства, обучение приёмам успокоения

    16

    Почему Маша перестала ловить бабочек

    Изучение и демонстрация ролей «Нападающий, жертва, защитник»

    Восстановление сюжета сказки сообща (достижение общей цели); дифференциация эмоций и чувств путём сравнения ролей

    23

    Пропажа (совместное с родителями)

    Совместное рисование по сюжету сказки

    Обучение родителей приёмам развития речи через сказку; демонстрация полезных свойств сказкотерапии

    март

    2

    Как Медведь с Мужиком силами мерились

    Игротренинг: Какая бывает сила?

    Развитие элементов словесно-логического мышления;  Побуждение к рассуждению и сравнению

    9

    Почему у Зайца длинные уши

    Рисование

    Вобразилия: страна несуществующих зверей

    Развитие пространственных представлений; определение причинно-следственных связей

    16

    Трудное яблоко

    Что на что похоже? Если бы яблоко было…

    Сочинение собственной сказки и вариантов развития событий

    23

    Про Комара

    Где она Родина?

    Стимуляция нравственно-патриотического развития

    30

    Почему Кузнечик всё время прыгает

    Поспешишь – людей насмешишь! Всему своё время!

    Развития ассоциативной памяти; развитие элементов словесно-логического мышления

    апрель

    6

    Как Волк дом сторожил

    Что такое свобода?

    Стимуляция нравственно-патриотического развития; активизация словаря; определение причинно-следственных связей

    13

    Как Паук в гости ходил

    О том как решать проблемы?

    Снижение конфликтности, развитие коммуникативных навыков; развитие зрительной памяти, умения работать по мнемотаблицам

    20

    Шапка-невидимка

    Экспрессивные этюды

    Какие дарить подарки?

    Развитие чувства юмора, эмоционального интеллекта; обогащение словаря при описании персонажей от 1 и 2 лица

    27

    Кому Ручеёк пел свою песенку

    Релаксация: Я – дождь, я – ручеёк, я – снежинка…

    Стимуляция положительных эмоций, восстановление последовательности событий по опорным словам и фразам; релаксация

    май

    4

    Как Полкан Лису проучил

    Игра-спор: Это мой друг!

    Восстановление последовательности сюжета с помощью логической цепочки заключений; развитие функций общения, умения выстраивать доказательства, отстаивать свою точку зрения

    11

    Зайцы и Медведь

    Игра-спор: Мне это интересно!

    18

    Как Лиса птицам помогала

    Беседа: Что нас объединяет?

    Снижение конфликтности, развитие коммуникативных навыков; побуждение к рассуждению и сравнению

    25

    Почему Волк не катается на лыжах

    Работа со страхами (индивидуально)

    Снижение тревожности; обогащение словаря; работа с мнемотаблицами



    Предварительный просмотр:

    Табель  посещаемости кружка «Волшебная страна»

    Фамилия имя/

    дата

    Сентябрь/октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    3

    10

    17

    24

    1

    8

    15

    22

    29

    -

    -

    19

    26

    2

    9

    16

    23

    2

    9

    16

    23

    30

    6

    13

    20

    27

    4

    11

    18

    25

    Психолого-педагогическая диагностика


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа педагога-психолога и план работы кружка «Интеллект».

    Раннее интеллектуальное развитие в детских образовательных учреждениях стало популярным. Родители и профессионально подготовленные педагоги действительно заинтересованы в раннем развитии ребёнка. Особ...

    Программа "Путешествия по Радужной стране". Совместная работа педагога-психолога и воспитателей. Старшая группа.

    Проект предназначен для детей 5-6 лет. Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей. Профилактика эмоциональных расстройств.Задачи: Развитие эмоционального интеллекта детей: умения разли...

    Рабочая программа кружка словесного творчества «Сказочная страна»

    В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речевого развития, поск...

    Рабочая программа кружка "Здоровый Я, здоровая Страна"

    За основу кружковой работы "Здоровый Я, здоровая Страна" была взята программа "Будь здоров, как Макс Орлов"...

    Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Пониманию»

    занятие рекомендованно для детей подготовительной группы по развитию эмоциональной сферы....

    Рабочая программа кружка дополнительного образования "Сеансы здоровья" (релаксация) педагога-психолога ДОО

    В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности для удо...