Доклад к семинару: "Многозначные слова и их применение в речевом обиходе"
материал на тему

Борисенко Татьяна Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoznachnye_slova.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Доклад к семинару:

«Многозначные слова и их применение в речевом обиходе»

Выполнил: воспитатель

Борисенко Т. Н.

2014 год

    Слова бывают однозначные (имеющие одно лексическое значение) и многозначные (имеющие несколько значений).

    Однозначными словами является большинство терминов: некоторые названия инструментов, профессий, разновидностей деревьев и пр. Однозначны, например, слова:  табурет, сахарница, огромный, суффикс.

  Употребление в речи многозначных слов -  многозначностью, или полисемией, называют наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова. Например, слово «земля» в современном русском языке имеет следующие значения:  название планеты, суша, почва,  страна, государство (заморские земли),  территория с угодьями, находящаяся в чьем-либо владении, пользовании (земля фермера). Многозначность возникает разными путями. Новое значение может образоваться путем переноса названия по сходству; подобный перенос называется метафорой (прямое значение: золотое кольцо, переносное: золотые (цвета золота) волосы, золотые (умелые) руки, золотой (замечательный) характер, золотая (дорогая) шуба.             Умелое использование в речи значений многозначного слова, тонкий учёт различий между ними, игра значениями придает речи точность, богатство и выразительность.

     Ошибки в употреблении многозначных слов возникают в результате их неверного сочетания с другими словами и в допущении двоякого прочтения слова, что придает фразе двусмысленность. Например, комичным двусмысленным в результате невнимания к полисемии становится следующее высказывание: «Я родился в нормальной семье». Неточно выбранное слово «нормальный» создает комический эффект по причине своей многозначности: если в одном из значений оно сближается со словами обычный, обыкновенный, то в другом — уводит в совершенно иную смысловую плоскость: «нормальный» - значит 1) соответствующий норме, обычный; 2) психически здоровый. Говорящий дал контекст, допускающий оба эти значения, что и привело к комизму. Следовало бы вместо слова «нормальный» употребить здесь слова «обыкновенный», «обычный».

        Проблема употребления детьми образных и многозначных слов очень актуальна, так как многие педагоги отмечают, что этой теме, как на занятиях, так и дома уделяется мало внимания. Часто  при поступлении в школу у детей сохраняются проблемы понимания и употребления в речи многозначных слов.  Эта проблема решается в старшем дошкольном возрасте. Мы знаем, что у детей преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое недостаточно сформировано. Поэтому процесс овладения лексической многозначностью слова осуществляется достаточно сложно и длительно.

Работа должна проводиться систематически и решать следующие задачи:

 Познакомить с понятием «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами.

 Обогащать словарный запас детей, формировать выразительность речи.

 Развивать образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.

 Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Эти задачи решаются в процессе работы над всеми сторонами речи. В процессе занятий, игр дети учатся усваивать и сравнивать понятия «однозначное» и «многозначное» слово, не оперируя непосредственно этими терминами.

В процессе работы используются следующие методы и приёмы:

а) Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте:

(Пример: ушко ребёнка, ушко иголки)

б) Подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова:

(Пример: острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая; остроконечная (палка)

в) Подбор антонимов к каждому значению многозначного слова:

(пример: острый – сладкий (сахар), острая – тупая (иголка)

Эффективными приемами являются также:

г) составление предложений с многозначными словами;

д) рисование на тему многозначного слова;

е) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах;

ж) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

Названные выше приемы используются в играх и игровых упражнениях типа: «Кто больше придумает слов?» (на заданную тему, по признаку, слову), «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх «Путаница», «Небылицы» и др.

      В раскрытии многозначности слова, мы показываем детям жизнь самого слова, потому что предметы и явления, которые соответствуют разным значениям слова, могут быть совершенно разными, не связанными или мало связанными друг с другом. Раскрытие смыслового богатства многозначного слова (а многозначительно большинство слов славянских языков) играет большую роль в формировании точности словоупотребления.

    Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию уровня общей речевой культуры.

Картотека многозначных слов

 в загадках и стихах для детей

Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить,
И состав остановить.
(кран)

Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка)

Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук)

Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал, 
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал.
(лист)

Без нее машину сложно
От машины отличить,
И ее, вдобавок, можно,
От конверта отмочить.
(марка)

Без него не сшить нам шубу,
Пламя в кузне не раздуть,
Скачут белки в нем по дубу,
Мы ж берем, как флягу, в путь.
(мех)

В дневнике он – огорченье,
Стыд, позор ученика,
А козе на приключенья
Не дает сбежать с лужка.
(кол)

Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только 
Быстро куртку застегнуть.
(молния)


Знает скотовод бывалый,
И девчонка, и река,
Что бывает из металла, 
Из волос, и из песка.
(коса)

Не боится бегемота,
Но боится он лису.
На него идет охота
И в трамвае, и в лесу.
(заяц)

У мужчин их нет ни разу,
А у женщин часто две,
Но порой и больше – сразу
На ногах и голове.
(шпильки)

Им болеть весьма опасно,
Лучше уж поймать в реке,
В ней зеленый он, а красным
Станет только в кипятке.
(рак)

Продырявят все листочки,
Все цветочки обгрызут
И по рытвинам да кочкам,
Пушку в битву повезут.
(гусеницы)

В них духи храниться рады,
И пилюлям место есть,
А в стакане лимонада
Их так много, что не счесть.
(пузырьки)

Есть он в двадцати полушках,
Маленьком земли клочке,
Есть на мордочке у хрюшки,
В кассе, в банке, в кошельке.
(пятачок)

Может напоить водою,
Может гайку отвинтить,
А еще замок откроет,
Чтоб хозяев в дом впустить.
(ключ)

Всяк рыбак о ней судачит
С рыбаками у костра,
В домино же это значит,
Что закончилась игра.
(рыба)

Мы над нею руки моем 
И посуду губкой трем,
А когда ее откроем,
То жемчужину найдем.
(раковина)

В ней и крот и лис жить хочет,
Мышка свой хранит запас,
А она зачем-то ночью
К нам в курятник забралась.
(норка)

В них листочки спят на ветке,
Чтоб весной раскрыться вновь,
И они же в человеке
Чистят и фильтруют кровь.
(почки)

Установленная плата
За услуги и проезд
Мчится, тявкая, куда-то 
И котлеты даже ест.
(такса)

С пылью из-под ног стремится,
С дымом из трубы идет,
Рад в него объединиться
Кто танцует или шьет.
(клуб)

Кто на птичий двор нагрянет
Поживиться петушком
И охотника обманет,
Но не сладит с грибником?
(лисичка)

Он в морской воде летает,
Убивая током всех.
Крыша по нему спускает
Летом дождь, зимою снег.
(скат)

На полу она – о, ужас! –
Дамы молят им помочь,
А, включив компьютер, тут же
Подружиться с ней не прочь.
(мышка)

Он и серп – совсем не братцы,
Чуть похожи, что с того?
Календарь вместит двенадцать,
Небо только одного.
(месяц)

То она одна вторая,
То три пятых, то ее
Барабанщик отбивает,
То стреляет ей ружье.
(дробь)

Обсуждали с ним эмиры 
Очень много важных дел,
А когда внесли в квартиру,
На него кто лег, кто сел.
(диван)

Итальянская монета,
Превращается в момент
В вдохновляющий поэтов
Музыкальный инструмент.
(лира)


То они на листьях дыни,
То прошли насквозь гранит,
То в них кровь от страха стынет,
То в них золото блестит.
(жилы)

С чем пришла с войной ли, с миром
Невозможно предсказать –
Может угостить инжиром,
Может кукиш показать.
(фига)

Штанге вес придаст в охотку,
На плите ему почет –
Сам себя на сковородке
За минуту испечет.
(блин)

В магазине мама купит,
Сварит бабушка компот,
Сто раз в день боксер отлупит,
Доктор в кулаке сожмет.
(груша)

Хлещет и торопит вечно
Тех, кто всадника везет,
А на грядке огуречной 
Еле по земле ползет.
(плеть)

Числа трижды умножают,
Чтоб в него их возвести,
И его же нагревают,
Жидкость чтоб перенести.
(куб)

В них играют, их рисуют
На такси и в бой берут,
И взрывчатку в них прессуют, 
И узор из плит кладут.
(шашки)

Есть у кофты и рубашки,
По нему течет река,
А в любой многоэтажке
Он – пожарная кишка.
(рукав)

Приговор он всякой вещи,
У которой есть изъян.
Для мужчин же и для женщин
Он не горе, а семья.
(брак)

Тараканом он шныряет,
Короедом шкаф грызет,
И подслушать позволяет
Тайну, если повезет.
(жучок)

Часто их собаки гложут,
И бросают игроки,
Нет без них и быть не может
Человеческой руки.
(кости)

Есть на доме и вагоне,
А в отеле можно снять,
И набрать на телефоне,
И на сцене исполнять.
(номер)

Ей гостей встречают важных,
Ей кончается консоль,
Есть она и в шутке каждой,
И в сосиске с колбасой.
(соль)

На пюпитры их поставят –
Запоют и зазвучат,
А в правительстве – составят
И правительству вручат.
(ноты)

Есть она у пылесоса,
У дверного есть звонка,
И она же – гвоздик острый
И застежка кошелька.
(кнопка)

Там лопух посадят вряд ли –
Огурцы куда верней,
А вот в кукольном театре
Ходят куколки по ней.
(грядка)

Всем компьютерам в округе
Без нее в гробу лежать,
И ее же за услуги
И грехи не избежать.
(плата)

Учинить ее сумеет
Даже мелкий охламон,
Но того, кто ей болеет,
Отовсюду гонят вон.
(проказа)

Ими зоопарк украшен,
Им в тетрадке нет конца,
В них то лестничные марши,
То горячие сердца.
(клетки)

Путешествие с комфортом,
Он же конкурса этап,
Танца круг, козлище горный,
Бык, что глуп был, но не слаб.
(тур)

Сразу в несколько орудий
Может во врага стрелять,
А зимой в квартире будет
Печку людям заменять.
(батарея)


То в оркестре примостится,
То на поле расцветет,
То в бокале вспузырится,
То вдруг сам себя побьет.
(колокольчик)

То она поет побудку,
То по ней вода течет,
Вылететь в нее – не шутка,
А совсем наоборот.
(труба)


Стихотворения

«Идёт и идёт»

Идёт летний дождик,
Идут и ребятки,
Поезд идёт и гудит без оглядки.
Часики тикают - тоже идут,
Ждут, когда их хоть чуть-чуть подведут.
В кинотеатрах во всех там и тут
Мультики детские часто идут.
Дорога идёт далеко-далеко,
Идёт дым из трубы высоко-высоко.
Годы идут, не воротишь назад,
Идёт, словно в бой, танк на парад.
Занятие в школе долго идёт,
Невеста с фатою замуж пойдёт.
Так всё на свете идёт и идёт,
И в основном всё вперёд и вперёд!

***

Бьют часы, который час,
Бьёт барабанщик дробь для нас,
Лентяи бьют всегда баклуши,
Боксёры бьют в перчатках груши,
Бьёт пешка в шахматах слона,
Бьёт громко в колокол страна.
Бьёт дождик по стеклу в ненастье,
Посуду бьют всегда на счастье!

***

Золотое солнышко

Восходило на небе,

Золотые лучики

Подарило Наденьке.

Маленькая девочка,

Золотые локоны,

Песенку запела -

Радуется солнышку.

Золотые рученьки

У бабушки Надюшеньки,

Испекла ватрушечки,

Угощает внученьку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Художественное слово и формирование культурно - гигиенических навыков"

Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают ее незаменимым средством нравственного воспитания: во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступка...

Доклад на республиканском семинаре"Использование фольклора с применением двигательной активности младшего дошкольного возраста"

Доклад на республиканском семинаре"Использование фольклора с применением двигательной активности младшего дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания молодёжи: от детского сада, к школе и вузу»

ДОКЛАДДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ  «Всероссийской  научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравст...

Доклад «Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля»»

laquo;Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля»»Формирование качественного развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми пр...

Доклад на тему: «Родное слово»

  Язык для К. Д. Ушинского, как и для нас сейчас, - могучее средство развития индивидуума.     Особенно К. Д. Ушинский подчеркивал роль языка, устного народного творчества, ...