Программа кружка"Веселый язычок"
материал (средняя группа) по теме
Программа кружковой работы для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 40.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Язычок- речевичок»
Автор составитель:
Мухина Ирина Михайловна
п. Медведево
2012 г.
Содержание программы
1. Информационная карта программы
2. Пояснительная записка
3. Перспективный тематический план занятий
4. Список литературы
Информационная карта:
Тип: образовательная
Уровень: коррекционно - развивающий
Форма проведения занятий: подгрупповая
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество, музыка
Направленность: эстетическая, коррекционно – развивающая.
Кружок по развитию речи и совершенствованию моторики органов артикуляции.
Название кружка: «Веселый язычок».
Руководитель: Мухина Ирина Михайловна.
Пояснительная записка
В последнее время специалисты ДОУ повсеместно сталкиваются с проблемой большого количества детей с речевыми нарушениями. Воспитание правильной и чистой детской речи - одна из важных задач в общей системе работы по родному языку. Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги, и родители. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 5-6 годам. В силу различных причин этот процесс затягивается. В младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Дополнительная работа в форме кружка дает возможность формировать правильное звукопроизношение, развивать речевое дыхание и воспитывать фонематический слух.
Для этого необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Мелкая моторика рук и уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости друг от друга.
Как правило, если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2. Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла, сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал - что-то точно, а что-то очень приблизительно. Используя в практической деятельности разные средства формирования правильного звукопроизношения – артикуляционную гимнастику, игры по развитию фонематического слуха, упражнения по формированию правильного речевого дыхания, а также мелкой моторики, не менее эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора (загадки, считалки, чистоговорки, сказки и др.) применяемые мною на занятиях. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой.
Актуальность
Доказано известными теоретиками и практиками (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.), что речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Кружковая работа даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции, что благотворно повлияет на развитие и совершенствование речи детей.
На занятиях в кружке, дети не только совершенствуют речь, но и знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а также активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Условия реализации программы.
По программе «Веселый язычок» занимаются дети от 2,5 до 5 лет. Она рассчитана на детей, посещающих детский сад. Обучение детей дошкольного возраста осуществляется в подгруппах по 3-4 человека в форме развивающих, формирующих и воспитывающих занятий. Длительность одного занятия для детей 1-й младшей группы составляет 10 минут, 2-й младшей группы15 минут, средней группы 20 минут.
Цель программы:
развитие и совершенствование моторики органов артикуляции, мелкой моторики и создание оптимальных
условий для формирования правильного звукопроизношения.
Задачи:
-формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
-способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
- развивать фонематические представления и навыки.
- воспитывать правильное произношение.
Принципы построения программы:
-принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
-принцип систематичности (соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала и непрерывность, и регулярность организации);
- игровой характер занятий и упражнений (свободный, непроизвольный);
-принцип комплексности (использование разных видов упражнений и деятельности);
- принцип наглядности
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
- осуществление связи с родителями.
Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:
1. Раскрывается показатель развития речи детей.
2. Систематизирован материал по развитию правильного звукопроизношения и мелкой моторики.
3. Предлагается диагностика по определению уровня развития речи детей.
Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.
1. Коммуникация - обогащение словаря, звуковая культура речи.
2. Познание - беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература - используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)
4. Музыка - используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
5. Социализация - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
6. Здоровье - укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физкультминутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития мелкой моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Программа предусматривает работу по пяти блокам, работа по которым осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления.
I блок. Пальчиковая гимнастика:
- весёлые пальчики («Моя семья», «Ежик», «Кораблик», «Птички», «Котята», «Мышка», «Апельсин» и др.);
- мозаика («Полянка», геометрическая мозаика и др.);
- шнуровка («Бабочка», «Домик», «Жучок», пирамидка- шнуровка» Гусеница» и др.).
II блок. «Веселый язычок»:
- артикуляционные упражнения («Бегемотик», «Лягушка», «Слон», «Змейка», «Блинчик», «Качели» и др.);
- динамические упражнения для язычка;
- статические упражнения для язычка.
III блок. Формирование фонематического слуха и речевого дыхания:
- упражнения на развитие силы и высоты голоса («Поезд», «Покормим птенчиков», «Лягушкина семейка», «Кто как кричит». «Повтори звук» и др.);
- упражнения на развитие речевого дыхания («Часы», «Подуй на пушинку». «Кто в домике живет?»);
- графические звуковые дорожки (горка, волны – ,спираль - ).
IV блок. Организационно-методический:
- правильное дыхание;
- знакомство с язычком;
- узнавание неречевых звуков;
- узнавание пальчиков;
- стимуляция биологически активных зон;
- дидактические игры.
V блок. Диагностика:
- критерии оценки уровня развития речи детей по результатам диагностики на основе программы «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой.
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста и включает в себя 32 занятия, на три года. Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю продолжительностью 10-15-20 минут в соответствии с возрастом детей, с группой детей.
Занятие включает в себя следующие элементы:
1.Чтение сказки «Веселый язычок».
2. Разучивание артикуляционного упражнения.
3. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками, массажными ёжиками, песочная терапия и др.)
4. Упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания.
5. Физкультминутка.
6. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Ожидаемые результаты:
-в конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба);
-усвоение навыков произношения отдельных звуков и умение слышать их в слове;
- увеличение пассивного и активного словаря.
Знания, умения и навыки.
1. Иметь представление об органах артикуляционного аппарата.
2. Иметь навыки концентрации внимания и согласованной работы пальчиков.
3. Уметь слышать звуки разной высоты.
4. Уметь слушать сказки, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки.
Перспективный тематический план занятий в первой младшей группе.
Месяц проведения | Краткое содержание | Кол-во занятий в неделю |
Сентябрь (4-я неделя) | Знакомство с пальчиками, с язычком. Упражнения и игры пальчиковой гимнастики «Пальчик, мальчик» (народная потешка). Шнуровка «Бабочка». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Бегемотик». | 2 |
Октябрь | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Сорока – белобока» (русская народная потешка). Мозаика «Домик». Шнуровка «Жучок»». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Лягушка». Игра «Лягушка и лягушата». Упражнение «Мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное поглаживание тыльной стороны ладоней ладонь противоположной руки). Игра «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушек, бусинок). Упражнение «Листопад» (листочки на ладошке). | 2 |
Ноябрь | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Дружная семья», «Маленькие ножки идут по дорожке». Беседа на тему «Семья». Мозаика «Грибок». Шнуровка «Домик». Чтение сказки «Веселый язычок». Чередование артикуляционных упражнений «Лягушка-Бегемотик». Игра «Утки и утята» (на развитие фонематического слуха и речевого дыхания). Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки). | 2 |
Декабрь | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «В гости к пальчику большому», «Мы умеем быстро бегать». Мозаика «Елочка». Шнуровка «Поезд». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Слон». Игра «Подуй на снежинку» (на развитие фонематического слуха и речевого дыхания). Упражнение «Пила» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки). Игра «Звучащие предметы» (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип карандаша по листу бумаги). | 2 |
Январь | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Ежик», «Котята». Мозаика «Гусеница». Шнуровка «Ежик». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Змейка». Игра «Покати снежный ком» (на развитие фонематического слуха и речевого дыхания). Упражнение «Тёрка» для самомассажа ладоней (растирающие движения кулачками по ладони противоположной руки). Игра «Звучащие игрушки» (бубен, погремушка, колокольчик, гармошки и др.). | 2 |
Февраль | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики «Вышли пальчики гулять», «Ежик». Мозаика «Снежинка». Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук шариками – массажёрами. Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Блинчик». Игра «Язычок наводит порядок». Шнуровка «Облачко». Игра «Послушай звуки зимы». Упражнение «Снегопад» (ватные комочки). | 2 |
Март | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Замок», «Дождик». Пирамидка- шнуровка «Гусеница». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». Игра «Позови свою маму» (на развитие фонематического слуха и речевого дыхания). Упражнение «Мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное поглаживание тыльной стороны ладоней ладонь противоположной руки). Игра «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушек, бусинок). | 2 |
Апрель | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Лодочка», «Кораблик». Шнуровка «Пароход». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Парус». Графическое изображение «дорожек». (Дутье под счет). Упражнение «Постираем платочки» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. Упражнение «Дорожка» (развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот). Игра «Узнай, что звучало?» | 2 |
Май | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Мышка», «Зайка». Шнуровка «Цветок». Мозаика «Зонтик». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Накажем непослушный язычок». Графическое изображение «дорожек». (Дутье под счет). Упражнение «Репка» для массажа пальцев («вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги). Упражнение «Подуем на шарик». Игра «Кто как голос подает». | 2 |
Ожидаемые результаты в конце первого года работы.
Дети первой младшей группы должны овладеть движениями органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, накопить активный и пассивный словарь в соответствии с возрастом, овладеть слаженной работой пальчиков.
Перспективный тематический план занятий во второй младшей группе.
Месяц проведения | Краткое содержание | Кол-во занятий в неделю |
Сентябрь (3-4- неделя) | Чтение сказки «Веселый язычок». Упражнения и игры пальчиковой гимнастики «Этот пальчик в лес пошел..», «Ветер по лесу гулял».Игра «Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый). Упражнение «Ёжики»(самомассаж кистей рук). Игра «Кружатся листья». Артикуляционные упражнения «Рыбки разговаривают», «Часики». Дидактическая игра «Покормим птенчиков» | 2 |
Октябрь | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Пальцы делают зарядку». Мозаика «Пирамидка». Шнуровка «Машинка»». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Качели», «Часики», чередование. «Накажем непослушный язычок» (упражнение на расслабление язычка). Игра «Медвежата мед едят». Игра: «Часы» (развитие речевого внимания и речевого дыхания детей). Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки). Игра «Звучащие баночки» (с использованием гороха, фасоли, семечек). Упражнение «Листопад» (листочки на ладошке). Дидактическая игра «Отзовись». | 2 |
Ноябрь | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Раз, два, три,четыре», «Зайчик».Беседа на тему «Домашние и дикие животные». Шнуровка «Ежик». Чтение сказки «Веселый язычок». Чередование артикуляционных упражнений «Индюк», «Ежик». Игра «Кто как кричит» (на развитие фонематического слуха и речевого дыхания). Упражнение «Барашки» для самомассажа пальцев (кругообразные движения по пыльной стороне пальцев указательными пальцами противоположной руки). Дидактическая игра «Котенок». | 2 |
Декабрь | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Снежок», «Пальчики здороваются». Мозаика «Елочка». Шнуровка «Снежинка». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Сытый хомячок. Голодный хомячок». Игра «Подуй на снежинку» (на развитие фонематического слуха и речевого дыхания). Упражнение «Звуки зимнего леса» (развитие точных слуховых дифференцировок на неречевые звуки). Упражнение «Найди игрушку» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. Дидактическая игра «Запомни и назови».(слух.) | 2 |
Январь | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Часики», «Стенка, стенка, потолок». Мозаика «Домик». Шнуровка «Часы». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Часики», «Маляр». Игра «Покати снежный ком» (на развитие фонематического слуха и речевого дыхания). Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательное движение указательным пальцем в центре ладони противоположной руки). Игра «Узнай, что звучало?» (узнавание неречевых звуков). Дидактическая игра «Что изменилось?» | 2 |
Февраль | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики «Пирог», «Кашка». Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук шариками – массажёрами. Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Блинчик», «Чашка», «Вкусное варенье» (чередование их). Игра «Язычок наводит порядок». Шнуровка «Звездочка». Игра «Догадайся что звучит». Дидактическая игра «Играем – подбираем» | 2 |
Март | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Животные весной», «Солнышко». Мозаика «Цветок». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Расческа». Игра «Узнай по голосу» (на развитие фонематического слуха и речевого дыхания). Упражнение «Мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное поглаживание тыльной стороны ладоней ладонь противоположной руки). Игра «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушек, бусинок). Дидактическая игра «Чей хвост?». | 2 |
Апрель | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «По реке плывет кораблик», «Жучок». Шнуровка «Гусеница». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Оближем губки». Графическое изображение «волн». (впроцессе дутья ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Направление движения пальца слева направо.). Игра «Три медведя», «Лягушкина семейка». (различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру). Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук шариками - массажёрами. Упражнение «Транспорт на улице» (звуки машины и др.) Дидактическая игра «Залатай коврик». | 2 |
Май | Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Дом», «Гусь». Шнуровка «Бабочка». Мозаика «Зонтик». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Накажем непослушный язычок», «Горка». Упражнение «Дорожка» (развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот). Упражнение «Найди игрушку» (для массажа кистей рук в «сухом» бассейне). Упражнение «Шарики». Игра «Какое слово лишнее». | 2 |
Ожидаемые результаты в конце второго года работы. Дети второй младшей группы должны овладеть более четкими движениями органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре, грамматически правильно оформлять свои высказывания.
Перспективный тематический план занятий в средней группе
Ожидаемые результаты. Дети средней группы должны овладеть более четкими, точными, координированными движениями органов артикуляционного аппарата, правильно произносить отдельные звуки и уметь слышать их в слове, активно пользоваться запасом имеющихся у них слов.
Литература
1.Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. СПб., Детство – Пресс, 2005.
2.Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. М., 2009.
3.Гербова В.В «Развитие речи в детском саду». М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.М.,1986.
5.Жукова О.С. Развивающие игры для дошкольного возраста. ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»,2004.
6.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М., 2009.
7.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2005.
8. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С., Формирование слоговой структуры слова: Логопедические задания. М.,2007.
9. Нищева Н. В.Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 656 с.
10. Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание: Учебное пособие для практической деятельности- М.: «Ось – 89»,1999.
11.Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, №2.
12. Ткаченко Т.А, Веселые пальчики.ООО Издательство «ЭКСМО», 2010.
13. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторизированная программа кружка "Веселый язычок" с элементами театральной культуры
Программа кружка "Веселый язычок" рассчитана на 2 года обучения для детей 5–6 лет и 6–7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. К программе прилагаются календарно-тематическое пл...
Программа кружка "Веселый язычок"
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При н...
Программа кружка "Веселый язычек"
программа кружка...
Программа кружка "Веселый язычок"
В программе разработано планирование занятий по коррекции звукопроизношения дошкольников с ФН и ФФН. Предоставлен дидактический материал....
план работы кружка "Веселый язычок"
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Веселый язычок»
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной ...
Рабочая программа логопедического кружка "Веселый язычок"
В ситеме коррекционного сопровожденич детей с ОВЗ кружок создает дополнительные условия для коррекции речевых и неречевых нарушений у детей в условиях комбинированной логопедической группы....