Программа логопедического кружка «Веселый язычок»
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Нурматова Регина Валерьевна

Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов т.д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_logopedicheskogo_kruzhka_veselyy_yazychok.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Logo_mono_RGB

Программа логопедического кружка «Веселый язычок» для детей 2,5 – 4 года

Пояснительная записка

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.

Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов т.д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие.

Новизна и Актуальность

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом.

Актуальность создания кружка «Весёлый язычок» доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной

культурой, детской литературой. Стандарты отмечают, что задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели и задачи занятий:

Цель кружка – содействовать развитию речи детей, увеличению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, посредством игровых технологий, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающая:

  • Формирование правильных артикуляционных навыков.
  • Формирование речевого и слухового внимания.

Развивающая:

  • Развитие        артикуляционного аппарата.
  • Развитие силы голоса и выразительности речи.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие чувства ритма, темпа.
  • Укрепление лицевых мышц.

Воспитательная:

  • Воспитывать осознания каждым ребенком своей индивидуальности и нужности.
  • Воспитывать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.
  • Воспитывать любовь к родной речи.

Для        решения        данных задач        выработаны следующие принципы:

  • принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
  • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Формы работы:

  • Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
  • Упражнения        на        развитие        слухового        восприятия,        фонематических        процессов, внимания, памяти.
  • Дыхательные и фонопедические упражнения.
  • Упражнения        на        развитие        темпа,        ритма        и        координации                речи        и        движений        с музыкальным сопровождением (логоритмика)                и        без        музыкального сопровождения.
  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
  • Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
  • Упражнения на расслабление (релаксация).

Структура занятия:

подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 3-5 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 20 минут, включает в себя подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:

  • на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • на развитие внимания;
  • регулирующие мышечный тонус;
  • на развитие чувства темпа и ритма;
  • на развитие координации движения;
  • на координацию речи с движением;
  • на развитие речевых и мимических движений;
  • на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Заключительная часть занимает 2-5 минут. В неё входят упражнения на восстановление        дыхания,        снятие        мышечного         и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Данная программа рассчитана на возрастные группы от 2,5 до 5 лет. Занятия с детьми проходят 2 раза в неделю во второй половине дня с учетом требований, предъявляемым к временным рамкам. Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учетом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Общее количество занятий в месяц 8.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие и укрепление артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.
  • Развитие коммуникативной функции        речи (умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, соотносить названия предметов и действий со словесным обозначением, желание подражать словам взрослого, простыми предложениями отвечать на вопросы).

Перспективный план занятий логопедического кружка «Весёлый язычок»

Октябрь 1 неделя «Знакомство с домиком звуков»

Знакомство        с        органами артикуляционного аппарата. Добиваться умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько сек.для произношения звука « А»

Выработка длительного выдоха

Пальчиковая гимнастика

Развитие фонематического слуха

«Сказка о зоопарке»

Артик. упр. для губ и языка с картинками лягушонок-слоненок-бегемотик

Разминка Железнова

Упр. «Послушаем звуки вокруг нас»

Октябрь 2 неделя «Человек. Части тела»

Пальчиковая гимнастика

 Развитие фонематического слуха

Выработка длительного выдоха.

Расширить и уточнить словарь по теме Человек.Части тела

Развитие памяти,  мышления

«Фонарики»

Игра «большой-маленький»

Упр. «Послушаем звуки вокруг нас» «Большой - маленький»

«Вот носик вот ушки» Железнова.

Октябрь 3 неделя « Наш край. Мой дом»

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Познакомить с домом, его частями, отвечать на вопросы, выполнять инструкции,

Развивать память, мышление, зрительное восприятие, ориентировку в пространстве

« Сказка о веселом язычке»

« Дом» Воспитание чёткого произношения звука (а) в словах.

Игра «Успокой куклу» (А-А-а)

Громко-тихо (Кукла плачет)

Железнова «Дом»

Октябрь 4 неделя « Игрушки»

Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

 Развивать память мышление, чувство ритма

Развитие связной речи

Сказка о веселом язычке

« Коготочки»

Игра «поиграй со щенком» Песня щенок Железнова

Расширить и уточнить словарь по теме домашние животные и их детеныши

Ноябрь 1 неделя «Перелетные птицы»

Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

 Развивать память мышление, чувство ритма

Развитие связной речи

Подготовка артикуляционного аппарата для произнесения звука (И)

Воспитывать у детей умение не напряжённо улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы.

Добиваться длительного произнесения звука (и)

Игра «Дует ветер» Сильный и слабый (на листочек).

Расширить  и  уточнить  словарь  по  теме «Перелетные птицы»

Ноябрь 2 неделя «домашние птицы и их детеныши»

Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

 Развивать память мышление, чувство ритма

Развитие связной речи

Уточнение произнесения звука (о)

Добиваться чёткого произнесения звука о Научить детей выдвигать губы вперёд,

округляя их

Рисуем бублики.

«Чей ватный бублик дальше улетит» Игра «Кто как кричит»

Расширить и уточнить словарь по теме домашние птицы

Ноябрь 3 неделя «домашние животные и их детеныши»

Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

 Развивать память мышление, чувство ритма

Развитие связной речи

Сказка о веселом язычке

« Коготочки»

Игра «поиграй со щенком» Песня щенок Железнова

Расширить и уточнить словарь по теме домашние животные и их детеныши

Ноябрь 4 неделя «дикие животные и их детеныши»

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Развитие памяти, мышления, чувство ритма

Развитие связной речи

Закрепить гласные звуки А О У И Мячик

«Ёжик

Песня на гласные звуки Железнова Расширить и уточнить словарь по теме дикие животные и их детеныши

Декабрь 1 неделя «Посуда»

Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика

Развитие фонематического слуха

Дыхательная гимнастика

 Развивать память мышление, чувство ритма

Развитие связной речи

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука (т)

«Подуй на ладошки»

Выдели звук (т) хлопками из ряда звуков п, м, т, п, а, о, т

Тук, Тук, туки-тук (Железнёвой Е.) Расширить и уточнить словарь по теме Посуда

Декабрь 2 неделя «Зима»

Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Развитие фонематического слуха

 Развивать память мышление, чувство ритма

Развитие связной речи

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука (п) Арт. упр. для губ «Сомкни губки

«Подуй на снежинку»

«Какой музыкальный инструмент звучит» Составление рассказа из трех предложений по картинке

Декабрь 3 неделя «Зимние забавы»

Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика

Развитие фонематического слуха

Дыхательная гимнастика

 Развивать память мышление, чувство ритма

Развитие связной речи

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата для правильного произношения звука (к)

«Чей снежок укатится дальше»

Кыш муха Железнова

Декабрь 4 неделя «Новогодний праздник»

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная        гимнастика

Развитие фонематического слуха

Пальчиковая гимнастика

Развивать память мышление

Развивать чувства ритма

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука (н) «украшаем елку, используя прищепки

«Сдуй        снежок        через        трубочку»

Как на новый год.

 Железнова (с колокольчиками)

Январь 1 неделя «В гостях у сказки»

Артикуляционная гимнастика Дыхательная        гимнастика

Развитие фонематического слуха

Пальчиковая гимнастика

Развивать память мышление

Развивать чувства ритма

Развитие связной речи

Воспитание чёткого произнесения звука (м) Учить детей чётко произносить слова со звуком (м)

Составление рассказа по картинке.

Как на новый год Железнова (с колокольчиками)

Январь 2 неделя «Одежда»

Артикуляционная гимнастика Дыхательная        гимнастика

Развитие фонематического слуха

Пальчиковая гимнастика

Развивать память мышление

Развивать чувства ритма Развитие связной речи

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (в) Расширить и уточнить словарь по теме

«Одежда»

Дидактическая игра «Одень куклу», застежки. Мячик «Ёжик

Январь 3 неделя «Моя семья»

Артикуляционная гимнастика Дыхательная        гимнастика

Развитие фонематического слуха Пальчиковая гимнастика

Развивать память мышление

Развивать чувства ритма

Развитие связной речи

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (с) «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (с)

Составление описательного рассказа про семью

Логопедические песенки на звук (с)

Февраль 1 неделя « Машины»

Активизировать словарь детей, фразовую речь

Пальчиковая гимнастика

Развивать память мышление

Развивать чувства ритма

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Познакомить с внешним видом и назначением грузовых и легковых машин, их частями, цветом, формой Песня автобус Железнова

Закрепить движения органов

артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (в)

Февраль 2 неделя «Зимующие птицы»

Активизировать словарь детей, фразовую речь

Пальчиковая гимнастика

 Развивать память мышление

Развивать чувства ритма

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Познакомить с видами зимующих птиц их частями тела.

Закрепить        движения органов артикуляционного аппарата, необходимого         для        правильного произношения звука (с)

Игра « Покорми птиц»

Февраль 3 неделя «Наши защитники»

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Развивать память мышление, слуховое восприятие, общую и мелкую моторику

Расширить и уточнить словарь по теме

«Наши защитники»

Составление        рассказа        по        картинке.

«Повтори»        дети        повторяют ритмический рисунок.

Февраль 4 неделя «Обувь»

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Развивать память мышление, слуховое восприятие, общую и мелкую моторику

Расширить и уточнить словарь по теме

«Обувь»

«Повтори» дети повторяют ритмический рисунок.

  Тук, Тук, туки-тук Железнова

Март 1 неделя «Мамин праздник»

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Развивать память мышление, слуховое восприятие, общую и мелкую моторику

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произнесения звука (д)

Добиться умения поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу

Угадай, что гремит» (витамины, соль, бобы, горох)

Игра « мамина помощница»

Март 2 неделя «Весна»

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Развивать память мышление, слуховое восприятие, общую и мелкую моторику

Уточнение произношения звука (д) в словах Игра: «Весёлый животик» вдох —

надуваем животик, выдох опускаем животик.

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (д) среди гласных звуков

Март 3 неделя «Быть здоровыми хотим»

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Развивать память мышление, слуховое восприятие, общую и мелкую моторику

«Солнечные лучики» (пальч. упр) упр. «Теплый ветерок»

Громко-тихо. Громкое звучание металлофона птички летают, тихое приседают.

Март 4 неделя «Деревья»

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Самомассаж:«Дождик»

 упр. «Теплый ветерок»

Расширить и уточнить словарь по теме

«Деревья»

Игра: «Дятел» дятел дерево долбит, дятел

Апрель 1 неделя «День смеха»

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Развивать        память        мышление, слуховое восприятие,

Общую и мелкую моторику

Предлог НА

«Экскурсия в цирк»

Закрепить диких и домашних животных

Апрель 2 неделя «Космос»

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Развивать        память        мышление, слуховое восприятие,

Общую и мелкую моторику

Предлог В

Расширить и уточнить словарь по теме «Космос»

Апрель 3 неделя «Птицы прилетели»

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Развивать        память        мышление, слуховое восприятие,

Общую и мелкую моторику

Предлоги НА   В

Расширить и уточнить словарь по теме

«Птицы прилетели»

Игра «подуй на   листочек»

Апрель 4 неделя «Цветы»

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Развивать        память        мышление, слуховое восприятие,

Общую и мелкую моторику

Игра: «Пускаем мыльные пузыри»

«Слушай и повторяй»

«Самый сильный пальчик» (Железнёвой Е) Расширить и уточнить словарь по теме

«Цветы»

Май 1 неделя «насекомые»

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Развивать        память        мышление, слуховое восприятие,

Общую и мелкую моторику

«Слушай и повторяй» «Паучок» (Железнёвой Е)

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (з)

Расширить и уточнить словарь по теме «Насекомые»

Май 2 неделя «Наш город»

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Развивать        память        мышление, слуховое восприятие,

Общую и мелкую моторику

Червячки (Железнёвой Е) Игра:

«Дождик»

Игра « Подуй на листочек»

Закрепление движений органов

артикуляционного аппарата, необходимого

для правильного произношения звука (з)

Май 3 неделя «Безопасность»

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Развивать        память        мышление, слуховое восприятие,

Общую и мелкую моторику

Песня « светофор» Игра « Перекресток»

Игра « Подуй на листочек Закрепление движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (з), (с) Расширить и уточнить словарь по теме

«Безопасность на улице »

Май 4 неделя «Лето»

Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Развитие фонематического слуха

Развивать        память        мышление, слуховое восприятие,

Общую и мелкую моторику

Игра « На море»

Игра «подуй на цветочек»

Закрепление        пройденного материала

 Расширить и уточнить словарь по теме

«Лето»

Литература

  1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.:

«Литера», 2010. (Серия «Уроки логопеда»).

  1. Н.М Савицкая Логопедические игры и упражнения на каждый день 2010
  2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – Москва, 2005
  1. О.А. Новиковская. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. –М.:АСТ:Полиграфиздат; Спб: Сова, 2010
  2. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  3. Е.М Косинова. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторизированная программа кружка "Веселый язычок" с элементами театральной культуры

Программа кружка "Веселый язычок" рассчитана на 2 года обучения для детей 5–6 лет и 6–7 лет  в условиях дошкольного образовательного учреждения. К программе прилагаются календарно-тематическое пл...

Программа кружка "Веселый язычок"

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При н...

Программа кружка"Веселый язычок"

Программа кружковой работы для детей дошкольного возраста....

Рабочая программа логопедического кружка " Весёлый язычок"

Анализируя опыт работы , можно отметить увеличение из года в год количества детей с речевыми проблемами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сег...

Программа логопедического кружка "Озорной язычок"

В системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ кружоксоздает дополнительные условия для коррекции речевых и неречевыхнарушений у детей в условиях логопункта. Применение здор...

Рабочая программа логопедического кружка "Веселый язычок"

В ситеме коррекционного сопровожденич детей с ОВЗ кружок создает дополнительные условия для коррекции речевых и неречевых нарушений у детей  в условиях комбинированной логопедической группы....