Программа логопедического кружка «Веселый язычок»
рабочая программа по логопедии (младшая группа)
Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов т.д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа логопедического кружка «Веселый язычок» для детей 2,5 – 4 года
Пояснительная записка
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.
Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов т.д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие.
Новизна и Актуальность
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом.
Актуальность создания кружка «Весёлый язычок» доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой. Стандарты отмечают, что задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели и задачи занятий:
Цель кружка – содействовать развитию речи детей, увеличению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, посредством игровых технологий, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая:
- Формирование правильных артикуляционных навыков.
- Формирование речевого и слухового внимания.
Развивающая:
- Развитие артикуляционного аппарата.
- Развитие силы голоса и выразительности речи.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие чувства ритма, темпа.
- Укрепление лицевых мышц.
Воспитательная:
- Воспитывать осознания каждым ребенком своей индивидуальности и нужности.
- Воспитывать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.
- Воспитывать любовь к родной речи.
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Формы работы:
- Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
- Дыхательные и фонопедические упражнения.
- Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
- Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
- Упражнения на расслабление (релаксация).
Структура занятия:
подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 3-5 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 20 минут, включает в себя подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на развитие речевых и мимических движений;
- на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Заключительная часть занимает 2-5 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Данная программа рассчитана на возрастные группы от 2,5 до 5 лет. Занятия с детьми проходят 2 раза в неделю во второй половине дня с учетом требований, предъявляемым к временным рамкам. Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учетом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Общее количество занятий в месяц 8.
Ожидаемые результаты:
- Развитие и укрепление артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.
- Развитие коммуникативной функции речи (умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, соотносить названия предметов и действий со словесным обозначением, желание подражать словам взрослого, простыми предложениями отвечать на вопросы).
Перспективный план занятий логопедического кружка «Весёлый язычок»
Октябрь 1 неделя «Знакомство с домиком звуков» | |
Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Добиваться умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько сек.для произношения звука « А» Выработка длительного выдоха Пальчиковая гимнастика Развитие фонематического слуха | «Сказка о зоопарке» Артик. упр. для губ и языка с картинками лягушонок-слоненок-бегемотик Разминка Железнова Упр. «Послушаем звуки вокруг нас» |
Октябрь 2 неделя «Человек. Части тела» | |
Пальчиковая гимнастика Развитие фонематического слуха Выработка длительного выдоха. Расширить и уточнить словарь по теме Человек.Части тела Развитие памяти, мышления | «Фонарики» Игра «большой-маленький» Упр. «Послушаем звуки вокруг нас» «Большой - маленький» «Вот носик вот ушки» Железнова. |
Октябрь 3 неделя « Наш край. Мой дом» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Познакомить с домом, его частями, отвечать на вопросы, выполнять инструкции, Развивать память, мышление, зрительное восприятие, ориентировку в пространстве | « Сказка о веселом язычке» « Дом» Воспитание чёткого произношения звука (а) в словах. Игра «Успокой куклу» (А-А-а) Громко-тихо (Кукла плачет) Железнова «Дом» |
Октябрь 4 неделя « Игрушки» | |
Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Развивать память мышление, чувство ритма Развитие связной речи | Сказка о веселом язычке « Коготочки» Игра «поиграй со щенком» Песня щенок Железнова Расширить и уточнить словарь по теме домашние животные и их детеныши |
Ноябрь 1 неделя «Перелетные птицы» | |
Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Развивать память мышление, чувство ритма Развитие связной речи | Подготовка артикуляционного аппарата для произнесения звука (И) Воспитывать у детей умение не напряжённо улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы. Добиваться длительного произнесения звука (и) Игра «Дует ветер» Сильный и слабый (на листочек). Расширить и уточнить словарь по теме «Перелетные птицы» |
Ноябрь 2 неделя «домашние птицы и их детеныши» | |
Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Развивать память мышление, чувство ритма Развитие связной речи | Уточнение произнесения звука (о) Добиваться чёткого произнесения звука о Научить детей выдвигать губы вперёд, округляя их Рисуем бублики. «Чей ватный бублик дальше улетит» Игра «Кто как кричит» Расширить и уточнить словарь по теме домашние птицы |
Ноябрь 3 неделя «домашние животные и их детеныши» | |
Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Развивать память мышление, чувство ритма Развитие связной речи | Сказка о веселом язычке « Коготочки» Игра «поиграй со щенком» Песня щенок Железнова Расширить и уточнить словарь по теме домашние животные и их детеныши |
Ноябрь 4 неделя «дикие животные и их детеныши» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие памяти, мышления, чувство ритма Развитие связной речи | Закрепить гласные звуки А О У И Мячик «Ёжик Песня на гласные звуки Железнова Расширить и уточнить словарь по теме дикие животные и их детеныши |
Декабрь 1 неделя «Посуда» | |
Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика Развитие фонематического слуха Дыхательная гимнастика Развивать память мышление, чувство ритма Развитие связной речи | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука (т) «Подуй на ладошки» Выдели звук (т) хлопками из ряда звуков п, м, т, п, а, о, т Тук, Тук, туки-тук (Железнёвой Е.) Расширить и уточнить словарь по теме Посуда |
Декабрь 2 неделя «Зима» | |
Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, чувство ритма Развитие связной речи | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука (п) Арт. упр. для губ «Сомкни губки «Подуй на снежинку» «Какой музыкальный инструмент звучит» Составление рассказа из трех предложений по картинке |
Декабрь 3 неделя «Зимние забавы» | |
Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика Развитие фонематического слуха Дыхательная гимнастика Развивать память мышление, чувство ритма Развитие связной речи | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата для правильного произношения звука (к) «Чей снежок укатится дальше» Кыш муха Железнова |
Декабрь 4 неделя «Новогодний праздник» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуха Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука (н) «украшаем елку, используя прищепки «Сдуй снежок через трубочку» Как на новый год. Железнова (с колокольчиками) |
Январь 1 неделя «В гостях у сказки» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуха Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма Развитие связной речи | Воспитание чёткого произнесения звука (м) Учить детей чётко произносить слова со звуком (м) Составление рассказа по картинке. Как на новый год Железнова (с колокольчиками) |
Январь 2 неделя «Одежда» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуха Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма Развитие связной речи | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (в) Расширить и уточнить словарь по теме «Одежда» Дидактическая игра «Одень куклу», застежки. Мячик «Ёжик |
Январь 3 неделя «Моя семья» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуха Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма Развитие связной речи | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (с) «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (с) Составление описательного рассказа про семью Логопедические песенки на звук (с) |
Февраль 1 неделя « Машины» | |
Активизировать словарь детей, фразовую речь Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика | Познакомить с внешним видом и назначением грузовых и легковых машин, их частями, цветом, формой Песня автобус Железнова Закрепить движения органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (в) |
Февраль 2 неделя «Зимующие птицы» | |
Активизировать словарь детей, фразовую речь Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика | Познакомить с видами зимующих птиц их частями тела. Закрепить движения органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (с) Игра « Покорми птиц» |
Февраль 3 неделя «Наши защитники» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, общую и мелкую моторику | Расширить и уточнить словарь по теме «Наши защитники» Составление рассказа по картинке. «Повтори» дети повторяют ритмический рисунок. |
Февраль 4 неделя «Обувь» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, общую и мелкую моторику | Расширить и уточнить словарь по теме «Обувь» «Повтори» дети повторяют ритмический рисунок. Тук, Тук, туки-тук Железнова |
Март 1 неделя «Мамин праздник» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, общую и мелкую моторику | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произнесения звука (д) Добиться умения поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу Угадай, что гремит» (витамины, соль, бобы, горох) Игра « мамина помощница» |
Март 2 неделя «Весна» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, общую и мелкую моторику | Уточнение произношения звука (д) в словах Игра: «Весёлый животик» вдох — надуваем животик, выдох опускаем животик. «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (д) среди гласных звуков |
Март 3 неделя «Быть здоровыми хотим» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, общую и мелкую моторику | «Солнечные лучики» (пальч. упр) упр. «Теплый ветерок» Громко-тихо. Громкое звучание металлофона птички летают, тихое приседают. |
Март 4 неделя «Деревья» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха | Самомассаж:«Дождик» упр. «Теплый ветерок» Расширить и уточнить словарь по теме «Деревья» Игра: «Дятел» дятел дерево долбит, дятел |
Апрель 1 неделя «День смеха» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Предлог НА «Экскурсия в цирк» Закрепить диких и домашних животных |
Апрель 2 неделя «Космос» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Предлог В Расширить и уточнить словарь по теме «Космос» |
Апрель 3 неделя «Птицы прилетели» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Предлоги НА В Расширить и уточнить словарь по теме «Птицы прилетели» Игра «подуй на листочек» |
Апрель 4 неделя «Цветы» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Игра: «Пускаем мыльные пузыри» «Слушай и повторяй» «Самый сильный пальчик» (Железнёвой Е) Расширить и уточнить словарь по теме «Цветы» |
Май 1 неделя «насекомые» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | «Слушай и повторяй» «Паучок» (Железнёвой Е) Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (з) Расширить и уточнить словарь по теме «Насекомые» |
Май 2 неделя «Наш город» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Червячки (Железнёвой Е) Игра: «Дождик» Игра « Подуй на листочек» Закрепление движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (з) |
Май 3 неделя «Безопасность» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Песня « светофор» Игра « Перекресток» Игра « Подуй на листочек Закрепление движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (з), (с) Расширить и уточнить словарь по теме «Безопасность на улице » |
Май 4 неделя «Лето» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Игра « На море» Игра «подуй на цветочек» Закрепление пройденного материала Расширить и уточнить словарь по теме «Лето» |
Литература
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.:
«Литера», 2010. (Серия «Уроки логопеда»).
- Н.М Савицкая Логопедические игры и упражнения на каждый день 2010
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – Москва, 2005
- О.А. Новиковская. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. –М.:АСТ:Полиграфиздат; Спб: Сова, 2010
- Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
- Е.М Косинова. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторизированная программа кружка "Веселый язычок" с элементами театральной культуры
Программа кружка "Веселый язычок" рассчитана на 2 года обучения для детей 5–6 лет и 6–7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. К программе прилагаются календарно-тематическое пл...
Программа кружка "Веселый язычок"
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При н...
Программа кружка"Веселый язычок"
Программа кружковой работы для детей дошкольного возраста....

Рабочая программа логопедического кружка " Весёлый язычок"
Анализируя опыт работы , можно отметить увеличение из года в год количества детей с речевыми проблемами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сег...

Программа логопедического кружка "Озорной язычок"
В системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ кружоксоздает дополнительные условия для коррекции речевых и неречевыхнарушений у детей в условиях логопункта. Применение здор...

Рабочая программа логопедического кружка "Веселый язычок"
В ситеме коррекционного сопровожденич детей с ОВЗ кружок создает дополнительные условия для коррекции речевых и неречевых нарушений у детей в условиях комбинированной логопедической группы....



