Рабочая программа логопедического кружка " Весёлый язычок"
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему
Анализируя опыт работы , можно отметить увеличение из года в год количества детей с речевыми проблемами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодня очень актуальной.
Используя такой метод работы, как кружок, учитель – логопед сможет охватить своевременной специализированной помощью детей.
Цель данной программы является : профилактика и своевременная коррекция речевых нарушений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Программа занятий кружка
«Весёлый язычок»
Учитель – логопед
Волкова Т.П
2017 г.
Пояснительная записка.
В последнее время специалисты логопедических групп повсеместно сталкиваются с проблемой, во – первых, большого количества детей, нуждающихся в логопедической помощи; во – вторых, широкого спектра речевых нарушений (от мономорфного нарушения звукопроизношения до сложной речевой патологии); в – третьих, с трудностями взаимодействия логопеда с воспитателями групп, которые в первую очередь нацелены на реализацию в работе образовательной программы ДОУ.
По результатам речевого обследования в детском саду №29 «Ягодка» в 2017 году в логопедической помощи нуждаются 40% детей в возрасте
4 – 5 лет, что превышает количество детей, которых учитель – логопед может сразу охватить логопедической помощью. Из них 10% составляют дети с тяжёлыми нарушениями речи. Наблюдается тенденция к росту количества детей 3 – 4 лет, которым необходима безотлагательная помощь специалистов.
Анализируя опыт работы прошедших лет, можно отметить увеличение из года в год количества детей с речевыми проблемами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодня очень актуальной.
Используя такой метод работы, как кружок, учитель – логопед сможет охватить своевременной специализированной помощью детей, которые по Положению о дошкольной логопедической группе на данном этапе не могут быть зачислены на логопедическую группу в силу возраста детей. Так как дети зачисляются в логопедическую группу достигшие 5 летнего возраста.
Программа занятий кружка «Весёлый язычок» предназначается для детей с 4 до 5 лет.
Цель программы: профилактика и своевременная коррекция речевых нарушений у дошкольников.
Основными задачами занятий являются:
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики, координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи.
- Формирование фонематического восприятия.
- Выработка правильного речевого дыхания.
- Оптимизация эмоционального фона.
Занятия проводятся 1 раз в неделю со всей группой или по подгруппам в групповой комнате, в зале или кабинете логопеда.
Количество занятий в год – 31.
Продолжительность занятия – 15 минут.
Перспективное планирование занятий кружка на учебный год.
Задачи | Содержание занятий | |
Сентябрь | ||
3 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки). | |
2.Узнавание неречевыз звуков. | Игра «Звучащие игрушки» (бубен, погремушка, колокольчик, гармошки и др.). | |
3. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного речевого дыхания при спокойно сомкнутых губах. | Упражнение «Пастушок». | |
4. Развитие координации речи и движений. | Игра «По малину в сад пойдём». | |
4 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное поглаживание тыльной стороны ладоней ладонь противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Игра «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушек, бусинок). | |
3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица. | Упражнение «Листопад» (листочки на ладошке). | |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Игра «Меж еловых мягких лап». | |
Октябрь | ||
1 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук (поперечное движение по тыльной стороне ладоней ребром ладони противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Игра Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый). | |
3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос. | Упражнение «Ёжики». | |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Игра «Кружатся листья». | |
2 – я неделя. | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Тесто» для самомассажа кистей рук (вращательное движение кулачком по ладони противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Игра «Звучащие предметы» (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип карандаша по листу бумаги). | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Раздуй горошки». | |
4.Развитие слухового внимания, умения реагировать на изменение темпа музыки. | Игра «Зайцы и лисички». | |
3 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательное движение указательным пальцем в центре ладони противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Игра «Узнай, что звучало?» | |
3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование короткого ритмичного вдоха через нос. | Упражнение «Хомячки». | |
4. Развитие темпа и ритма речи. | Игра «Дождик». | |
4 - я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной руки). | |
2. Узнавание неречевых звуков. | Упражнение «Голоса» улицы» (звуки машины и др.) | |
3. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного равномерного ротового выдоха. | Упражнение «Колобок». | |
4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма, умения реагировать на заданный сигнал. | Игра «Земляничка». | |
Ноябрь | ||
1 – я неделя | ||
1. Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Тёрка» для самомассажа ладоней (растирающие движения кулачками по ладони противоположной руки). | |
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру. | Игра «Три медведя». | |
3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через рот. | Упражнение «Одуванчики». | |
4. Развитие чувства ритма, координации речи и движений. | Игра «Ветер». | |
2 – я неделя | ||
1. Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Барашки» для самомассажа пальцев (кругообразные движения по пыльной стороне пальцев указательными пальцами противоположной руки). | |
2. Обучение дыханию через рот, формирование короткого, ритмичного ротового выдоха. | Упражнение «Собачки». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Поможем Буратино заговорить» | |
4. Развитие темпа и ритма речи. | Игра «Аты – баты, шли солдаты». | |
3 – я неделя | ||
1. Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук шариками - массажёрами Су – джок. | |
2. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха через рот. | Упражнение «Весёлый мяч». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Домик для язычка». | |
4. развитие темпа и ритма речи. | Игра «Три медведя». | |
4 – я неделя | ||
1. Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук шариками - массажёрами Су – джок. | |
2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Игра «Послушай звуки зимы». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Снегопад» (ватные комочки). | |
4. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок наводит порядок». | |
5. Развитие координации речи и движений. | Игра «Снежок». | |
Декабрь | ||
1 – я неделя | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Пальчиковая гимнастика «Командир». | |
2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки | Упражнение «Транспорт на улице» (звуки машины и др.) | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок делает зарядку». | |
4. . Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Автомобили». | |
2 – я неделя | ||
1. Развитие точных слуховых дифференцировок на неречевые звуки. | Упражнение «Звуки зимнего леса». | |
2. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Пальчиковая игра «На прогулке». | |
3. Развитие чувства ритма, умения самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки. | Игра «Зимние забавы». | |
4. Развитие равномерного выдоха носом; медленного продолжительного выдоха ртом. | Игра «Запахи праздника». | |
5. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок в магазине». | |
3 –я неделя | ||
1.Развитие пальчиковой моторики. | Пальчиковая гимнастика «Командир». | |
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Буря в стакане». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок и кошечка». | |
4. Развитие слухового внимания, умения координировать движения в соответствии с изменением характера музыки. | Игра «Новогодний бубен». | |
4 – я неделя | ||
1.Развитие дифференцированных движений пальцами. | Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». | |
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Задуй свечу». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок и лошадка». | |
4. Развитие слухового внимания и координации движений при помощи выразительных средств музыки (темп, ритм, громкость). | Хоровод «Весёлая зима». | |
Январь | ||
2 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Репка» для массажа пальцев («вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги). | |
2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха. | Упражнение «Подуем на снежинку». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок и велосипед». | |
4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма. | Игра «Снежинки и ветер». | |
3 – я неделя | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Пальчиковая гимнастика «Дружба». | |
2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха. | Упражнение «Пингвины на льдине». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок в зоопарке». | |
4. Развитие координации речи и движений. | Игра «Снежок». | |
4 - я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Упражнение «Найди игрушку» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха. | Упражнение «Одуванчики». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Упражнение «Язычок в цирке». | |
4. Развитие координации речи и движений (ходьба «змейкой») согласно заданному темпу. | Игра «Катушка». | |
Февраль | ||
1 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон. | Пальчиковая гимнастика «Гуси» (бельевые прищепки). | |
2.Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица. | Упражнение «Кораблики». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок играет на музыкальных инструментах». | |
4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма. | Игра «Снегирь». | |
2 – я неделя | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Упражнение «Горошки». | |
2. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок пошёл гулять». | |
3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Тема «Дом» (комната куклы Говоруши), | |
4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Раздуй горошки» (картинки с изображением солдатиков). | |
5. Развитие координации речи и движений в соответствии с темпоритмическими характеристиками музыки. | Игра «Аты – баты, шли солдаты». | |
3 – я неделя | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Упражнение «Цапля» (пуговицы, пришитые на плотную ткань). | |
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Карандашик». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок собирает грибы» | |
4. Развитие темпоритмических характеристик речи. | Игра «Андрей – воробей». | |
4 – я неделя | ||
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук. | Упражнение «Спрячь платочек». | |
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Самолёты». | |
3. Развитие артикуляционной моторики. | Игра «Язычок знакомится с Говорушей». | |
4. Развитие слухового внимания, умения реагировать на смену музыки, координации речи и движений. | Игра «Самолёт». | |
Март | ||
1 – я неделя | ||
1. Укрепление мышц кистей рук. | Упражнение «Друзья» (эспандеры). | |
2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата. | Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Вертушка». | |
4. Развитие координации печи и движений. | Хоровод «Будем маме помогать». | |
2 – я неделя | ||
1.Стимуляция биологически активных зон | Упражнение для самомассажа рук «Зайки» (ворсистые коврики). | |
2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата. | Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи». | |
3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Тема «Дом» (кухня куклы Говоруши). | |
4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах. | Упражнение «Живая лужица». | |
5. Развитие координации речи и движений, слухового внимания – умения реагировать на смену сигнала. | Игра «Едем на лошадке». | |
3 – я неделя | ||
1. Стимуляция тактильных ощущений. | Упражнение «Тесто» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата. | Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Дорожка». | |
4. Развитие темпа и ритма речи. | Игра «Маленькие ножки». | |
4 – я неделя | ||
1. Стимуляция тактильных ощущений. | Упражнение «Постираем платочки» для массажа кистей рук в «схом» бассейне. | |
2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции. | Упражнение «Говоруша делает массаж язычку». | |
3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе. | Упражнение «Клубочек». | |
4. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Тема «Дом» (ванная комната у Говоруши). | |
5. Развитие координации речи и движений. | Игра «Догонялки с Мишкой». | |
Апрель | ||
1 – я неделя | ||
1. Стимуляция тактильных ощущений. | Упражнения «Лодочка», «Повар» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции. | Упражнение «Говоруша делает массаж язычку». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Курочка Ряба». | |
4. Развитие зрительного и слухового внимания. | Игра «Птичий двор». | |
2 – я неделя | ||
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук. | Упражнения «Колобок», «Зарядка» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Формирование губных поз – открытой улыбки и вытягивания губ вперёд. | Упражнение «Губы делают гимнастику». | |
3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки. | Тема «Лес» (весна). | |
4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах. | Упражнение «Воздушный шар». | |
5. Развитие слухового внимания, умение изменять скорость бега в зависимости от темпа музыки. | Игра «Побежали». | |
3 – я неделя | ||
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук. | Упражнения «Ладошки здороваются», «Лягушки» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Формирование губных поз – открытой улыбки и вытягивания губ вперёд. | Упражнение «Губы делают гимнастику. | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Хорошая погода». | |
4. Развитие чувства ритма и темпа, координации речи и движений. | Упражнение «заботливое солнышко». | |
4 – я неделя | ||
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук. | Упражнение «Лягушки», «Пальцы играют» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Развитие ощущений от движений органов артикуляции. | Игра «Упражнения для язычка с Говорушей». | |
3. Различение звукоподражаний по высоте, силе и тембру. | Тема «Цирк». | |
4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Мыльные пузыри». | |
5. Координация речи и движений, развитие чувства ритма и темпа. | Игра «Весёлый дождик». | |
Май | ||
1 – я неделя | ||
1. Стимуляция тактильных ощущений. | Упражнение «Зарядка», «Пальцы играют» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны. | Игра «Упражнения для язычка с Говорушей». | |
3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе. | Упражнение «Тропинка для Колобка». | |
4. Развитие координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи. | Игра «Баба сеяла горох». | |
2 – я неделя | ||
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук. | Упражнение «Найди сюрприз» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. | |
2. Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны. | Игра «Упражнения для язычка с Говорушей». | |
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. | Упражнение «Мельницы». | |
4. Развитие зрительного внимания. | Игра «Светофор». |
Используемая литература:
- Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. СПб., Детство – Пресс, 2005.
- Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. М., 2009.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М., 2009.
- Кострова С.А., Ляпина И.С. Логопедические занятия с малышами. / // Логопед. 2008, №3.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2005.
- Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, №2.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/01/picture-54673.jpg)
Рабочая программа логопедического объединения.
Программаның максаты-сөйләм үсеше гомуми җитлекмәгән балаларны мәктәпкә әзерләү,дөрес әйтелеше формалашмаган яки бозылган авазларны дөресләү,авазларны ишетеп аеру,бәйләнешле сөйләмне үстерү,өлешчә г...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-327061-1382796458.jpg)
Рабочая программа кружка "Озорные язычки"
Данная рабочая программа поможет грамотно составить перспективное планирование по развитию коммуникативных способностей воспитанников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/25/picture-938441-1558793187.jpg)
Рабочая программа кружка "Ловкий язычок"
Программа по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-993682-1515616319.jpg)
Рабочая программа кружка "Волшебный язычок" для детей 4 - 5 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Волшебный язычок» для детей 4 – 5 лет имеет социально – педагогическую направленность....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-993682-1515616319.jpg)
Рабочая программа кружка "Волшебный язычок" для детей 5 - 6 лет.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/10/picture-1446262-1673329377.jpg)
Рабочая Программа Студия «Веселый язычок»
Рабочая Программа Студия «Веселый язычок» Артикуляционные упражнения. Развитие речи....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/21/picture-1127960-1553173164.jpg)
Рабочая программа логопедического кружка "Веселый язычок"
В ситеме коррекционного сопровожденич детей с ОВЗ кружок создает дополнительные условия для коррекции речевых и неречевых нарушений у детей в условиях комбинированной логопедической группы....