Рабочая программа кружка "Волшебный язычок" для детей 4 - 5 лет.
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа)

Морозова Наталья Викторовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Волшебный язычок» для детей 4 – 5 лет имеет социально – педагогическую  направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnyy_yazychok_4_-_5.docx68.02 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

 Калининградская область

Балтийский городской округ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Теремок» города Приморск

Принята на заседании

педагогического совета №_______

от «        »        20        г.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ д/с №2

_                              / Белых Е. А

«        »        20        г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа социально – педагогической направленности

 

«Волшебный язычок»

Возраст обучающихся: 4 - 5 лет

Срок реализации:1год

Разработчик:

Морозова Н.В.

Воспитатель I категории

г. Приморск, 2021г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Волшебный язычок» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации «от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Волшебный язычок» для детей 4 – 5 лет имеет социально – педагогическую  направленность.

Актуальность программы.

 Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребёнка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует чёткая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной речи. 

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.

Программа   предоставляет систему увлекательных игр и упражнении со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически  целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для  воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной речи.

Отличительная особенность  

Особенностью данной программы является комплексный подход в решении поставленной цели и задач. Программа «Волшебный язычок» составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Занятия имеют определённую структуру построения, которая позволяет детям ненавязчиво, но эффективно усваивать и приобретать различные знания, умения и навыки. Сменяемость этапов работы на занятии позволяет педагогу поддерживать живой интерес к занятию и решать свои задачи в разных областях познания.  

  В основу входят игры и развивающие задания для приобщения детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя: - развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища); - развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук); - формирование графических навыков.  

Обязательным условием проведения любого занятия является проведение динамических пауз.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 4 – 5  лет, посещающих МБДОУ д/с №2 г. Приморска.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 34 часа.

Формы обучения

Форма обучения – очная.

 Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.

Состав групп 10-12 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов– 34. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 25 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час.

Занятия проводятся во вторую половину дня. Во время занятия предусмотрена динамическая пауза – в начале занятий рекомендуется проводить пальчиковою гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки.

Цель кружка: Развитие  фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов.

Задачи:

1.Развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков.

2..Развивать и совершенствовать фонематический слух детей.

4.Учить их правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук»; сравнивать слова по их протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук (сначала первый звук в слове, а потом- любой ).

5.Учить детей называть слова с заданным звуком, выделять и называть первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие    согласные (без употребления самих терминов);

6.Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму

7. Развитие основных движений и мелкой моторики рук

Развивающие:

  • Развитие слухового восприятия
  • Развитие графических навыков
  • Развитие мелкой моторики
  • Приобщение детей к художественной литературе
  • Развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
  • Развивать умения составлять рассказы        по сюжетным картинкам и из личного опыта;
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать
  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

 Формы работы с детьми:

Фронтальные.

Индивидуальные.        

Подгрупповые.

Методы работы с детьми:

  • Наглядные.
  • Словесные.
  • Практические.
  • Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).
  • Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
  • Чтение и рассказывание художественных произведений.
  • Заучивание наизусть.
  • Пересказ.
  • Обобщающая беседа.
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал.
  • Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Приемы работы с детьми:

  • Словесные.
  • Речевой образец.
  • Повторное проговаривание.
  • Объяснение.
  • Указание.
  • Оценка детской речи.
  • Вопрос.
  • Наглядные.
  • Показ иллюстративного материала.
  • Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
  • Игровые.
  • Игровое сюжетно-событийное развертывание.
  • Игровые проблемно-практические ситуации.
  • Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
  • Имитационно-моделирующие игры.
  • Ролевые обучающие игры.
  • Дидактические игры.

Принципы реализации Программы

Принцип наглядности – наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

Принцип доступности – доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Принцип проблемности – проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями: «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Планируемые результаты

  • Ребёнок 4 - 5 лет к концу года обучения умеет:
  • Ребенок слышит интонационно выделенный звук в словах и может    сравнить его со звуками окружающего мира.
  • Ребенок сам интонационно произносит заданный звук в словах.
  • Ребенок может произнести заданный звук изолированно.
  • Ребенок может определить и назвать первый звук в слове.
  • Составлять 3 - 4 предложения по картине; по серии картинок, из личного опыта
  • Пересказывать простые сказки;
  • Отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
  • Заучивать стихотворения

Механизм оценивания образовательных результатов

Мониторинг осуществляется в сентябре и мае в форме регулярных наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности.

Формами проведения итогов реализации программы «Волшебный язычок» являются:

- открытые занятия для родителей (законных представителей) по итогам обучения

Учебный план  

Тема

Количество занятий

1

Мониторинг

1

2

« Знакомство с органами артикуляционного аппарата»

1

3

 «Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисованием коротких, отрывистых линий»

1

4

«Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках»

1

5

«Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов(длинные и короткие),моделированием, рисование иголок ёжикам»

1

6

«Знакомство с многообразием слов и их звучанием звонко, громко, тихо; рисование солнышка»

1

7

«Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на ёлках»

1

8

«Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках»

1

9

«Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках

1

10

«Знакомство с многообразием слов. Деление  слов на слоги, рисование дорожек, слушание отрывка из стихотворения Я.Козловского

1

11

«Звуки «С-СЬ» («песенка большого и маленького насоса»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на берёзе

1

12

Звуки «З-ЗЬ», знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, слушание чистоговорки, рисование ушей зайчикам»  

1

13

«Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках»

1

14

«Звук «Ц» , рисование огурцов, слушание отрывка из стихотворения Г.Сапгира

1

15

«Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, слушание потешки

1

16

«Звук « Ж» ( «песенка жука»), моделирование, рисование желудей, слушание отрывка из стихотворения И.Солдатенко

1

17

Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений

1

18

«Звук «Щ» , моделирование, рисование щёток, слушание отрывка из стихотворения С. Михалкова

1

19

«Звук «Ч», моделирование, раскрашивание предметов, рисование предметов

1

20

 «Звуки «Ч-Щ» , слушание  потешки , моделирование , нахождение различий в двух похожих рисунках»

1

21

«Звуки «Р-РЬ» , закрашивание предметов, слушание стихотворения О.Высотской  

1

22

« Звуки « Л-ЛЬ», рисование неваляшки, моделирование, слушание отрывка из стихотворения А.Плещеева

1

23

«Звуки  «М-МЬ», слушание потешки, рисование домика, раскрашивание предметов

1

 24

« Звуки «Б-БЬ», моделирование, слушание отрывка из стихотворения Г.Сапгира, рисование бус

1

25

«Звуки «К-КЬ» , закрашивание овощей, слушание отрывка из стихотворения Д.Хармса

1

26

« Звук «Г» , нахождение различий в двух похожих рисунках, слушание потешки»

1

27

Звуки «Г-К» , закрашивание предметов, моделирование, слушание потешки

1

28

«Звуки «Д-ДЬ», раскрашивание предметов, рисование кругов, слушание потешки

1

29

«Звуки «Т-ТЬ» , моделирование , рисование тучи и зонтика, слушание отрывка из стихотворения И.Сурикова

1

30

«Звуки «Т-ТЬ» , моделирование , рисование тучи и зонтика, слушание отрывка из стихотворения И.Сурикова

1

31

Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», закрепление пройденного материала      

1

32

«Звуки «Р-РЬ», «Ш», закрепление пройденного материала      

1

33

«Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», закрепление пройденного материала      

1

34

Закрепление пройденного материала      

1

35

Закрепление пройденного материала      

1

36

Мониторинг

1

Итого

36

  

 

 Содержание  программы  

 Вводное занятие

Тема: « Знакомство с органами артикуляционного аппарата»

Программное содержание:

- Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

- Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).

Структура:

         1. Игра "Весёлый язычок"

         2. Чтение сказки Н.В. Новоторцевой "О Веселом Язычке".

         3. Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

            1) Статические упражнения для языка "Птенчики".

           2) Динамические упражнения для языка"Часики", "Маятник".

           3) Упражнения для губ"Улыбочка".

                            

 Занятие № 1

Тема: «Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисованием коротких, отрывистых линий»

Программное содержание:

- Учить понимать и правильно употреблять термин «слово»

- Познакомить с многообразием слов и учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

- Закреплять навыки правильного произношения

- Стимулировать зрительно-поисковую активность

- Формировать избирательность зрительного восприятия

- Развивать графические навыки - рисование коротких отрывистых линий

-Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

                          1. Игра «Найди и обведи» ( стр. 2, рисунок 1)

                          2. Игра «Подскажи словечко» (стр. 3, рисунок 2)

                          3. Физкультминутка:  игра с мячом «Назови скорее»

                          4. Дорисуй картинку(стр. 3, рисунок 3)

                          5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие №2

Тема:  «Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Программное содержание:

- Познакомить с разнообразием слов

- Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

- Познакомить с моделированием - слово можно нарисовать в виде прямоугольника

- Развивать мелкую моторику - упражнения для развития пальцев рук

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Подскажи словечко» (стр. 4, рисунок 1)
  2. Игра «Найди различия» (стр. 4, рисунок 2)

                     3.Игра «Встреча друзей»(стр.5, рисунок 3)

                     4.   Физкультминутка

                     5.   Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие №3

Тема:  «Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов(длинные и короткие),моделированием, рисование иголок ёжикам»

Программное содержание:

- Учить понимать и правильно употреблять термин «СЛОВО» Продолжать знакомить с разнообразием слов Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок

-Развивать внимание, логическое мышление

-Научить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки

- Продолжить знакомить с моделированием - слово обозначается в виде прямоугольника

- Развивать графические навыки — рисование коротких отрывистых линий

-Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Похожие слова»(стр. 6, рисунок 1)
  2. Деление слов на слоги(стр.6, рисунок 2)

                     3.   Игра «Какие бывают слова»(стр. 7, рисунок 3)

                     4.   Физкультминутка «Встреча друзей»

                   5.  Дорисуй иголки (стр. 7, рисунок 4)

Занятие № 4

Тема: «Знакомство с многообразием слов и их звучанием звонко, громко, тихо; рисование солнышка»

Программное содержание:

-Знакомить детей со звуками окружающего мира

- Учить сравнивать слова по звучанию

-Учить подбирать слова-друзья на основе зрительно-воспринимаемой информации, на слух

- Развитие мелкой моторики

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее

самостоятельно

Структура:

                    1.   Игра «Звонко, тихо и громко»(стр.8, рисунок 1)

                    2.   Физкультминутка «Кто ловкий»

                    3.  Игра «Соедини правильно»(стр. 9, рисунок 2)

                    4.  Рисование солнышка(стр. 9, рисунок 3)

                    5.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 5

Тема: «Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на ёлках»

Программное содержание:

-Упражнять в различении близких по звучанию слов

-Учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, тихие)

- Продолжать учить подбирать «слова-друзья» на основе зрительно воспринимаемой информации

- Развивать графические навыки — рисование округлых и прямых линий

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

                    1. Игра «Раскрась в нужные цвета» (стр. 10, рисунок 1)

                    2. Игра «Раздели слово на слоги»   (стр. 11, рисунок 3)

       3. Физкультминутка «Зарядка»

                    4. Дорисуй иголки ёлкам(стр., рисунок 4)

                    5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 6

Тема: «Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Программное содержание:

- Продолжать учить сравнивать слова по звучанию

- Знакомить со звуками окружающего мира («песенка насоса»,

«песенка мотора»

- Продолжать учить подбирать слова-друзья на основе зрительно-воспринимаемой информации

- Способствовать развитию моторики - упражнение для развития

пальцев рук

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

               1.Игра « Моделирование слова»   (стр. 12, рисунок 1)

              2. «Отгадывание загадок» (стр. 12, рисунок 2)

              3. Игра «Чьи детки?» (стр.13, рисунок 3)

                   4.  Физкультминуткаигра «Теремок»

                   5.   Игра «Найди различия»(стр. 13, рисунок 4)

                   6.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 7

Тема:  «Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках

Программное содержание:

- Учить делить слова на слоги, используя хлопки

- Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок

-Развивать внимание, мышление

-Учить понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки

- Развивать графические навыки - рисование горизонтальных линий

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

                   1.  Игра «Сколько слогов в слове» (стр. 14, рисунок 1)

                   2.  Игра «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ»(стр. 15, рисунок 2)

                   3.  Физкультминутка «ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ»

                   4.  Игра «Небылица(стр. 15, рисунок 3)

                   5.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 8

Тема.    «Знакомство с многообразием слов. Деление  слов на слоги, рисование дорожек, слушание отрывка из стихотворения Я.Козловского

Программное содержание:

- Продолжать учить детей делить слова на слоги, закрепить умение работать со схемами слов

- Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы по картинкам

-Способствовать развитию мелкой моторики

- Формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

1. Игра «Ошибка в стихах» (стр. 16, рисунок 1)

                     2. Игра «Найди по схеме» (стр. 16, рисунок 2)

                     3. Игра «Кто что ест?»(стр.17, рисунок 3)

                     4. Чтение небылицы(стр.17, рисунок 4)

                     5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 9

Тема:  «Звуки «С-СЬ» («песенка большого и маленького насоса»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на берёзе

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звуки «С-СЬ» («песенки насоса»)

- Знакомить с термином «ЗВУК»

- Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

- Закрепить навыки правильного произношения звука «С-СЬ»

- Продолжать учить детей составлять небольшой рассказ по картинке

- Развивать графические навыки — рисование прямых и округлых линий

-Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

                    1. Игра «Песенка большого и маленького насоса» (стр. 18, рисунок 1)

                    2. Игра «Подскажи слово»(стр.18, рисунок 2)

                    3. Физкультминутка

                    4. «Раскрась листья на берёзе» (стр.19, рисунок 3)

                    5.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 10

Тема:    «Звуки «З-ЗЬ», знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, слушание чистоговорки, рисование ушей зайчикам»  

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звуки «З-ЗЬ» («песенки комарика»)

- Продолжить знакомить с термином «ЗВУК»

- Учить повторять чистоговорки за взрослым

- Развивать внимание, логическое мышление

- Развивать слуховое внимание при произношении слов со звуками «З-ЗЬ»

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

                    1. Игра «Песенка большого и маленького комарика» (стр. 20, рисунок 1)

                    2. «Назови предметы со звуками «з-зь»» (стр. 20, рисунок 2)

                    3.ЧИСТОГОВОРКИ (стр. 21, рисунок 3)

                    4. Рисование ушей зайчикам(стр. 21, рисунок4)

                    5.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие №11

Тема.«Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Программное содержание:

- Закреплять умение интонационно выделять звуки «С-СЬ» и «З-ЗЬ»  в словах

- Продолжать знакомить с термином «ЗВУК»

- Продолжать учить ориентироваться на листе (вправо, влево)

- Развивать фонематический слух, дифференцируя звуки «С-СЬ » и « З-ЗЬ »

- Продолжать учить детей делить слова на слоги, закрепить умение работать со схемами слов

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

                  1. Игра «Слова с каким звуком живут в домике?»(стр. 22, рисунок1)

                    2. Игра «Слева-справа» (стр. 22, рисунок1)

3.Физкультминутка

                    4. «Сколько частей в слове?»(стр. 23, рисунок2)

                    5. «Найди различия» (стр. 23, рисунок3)

                    6.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 12

Тема:  «Звук «Ц» , рисование огурцов, слушание отрывка из стихотворения Г.Сапгира

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звук «Ц»

-  Продолжать знакомить с термином «ЗВУК»

-  Развивать графические навыки — рисование прямых и округлых линий

-  Продолжать учить отвечать на вопросы по прочитанным произведениям

-  Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Слушание рассказа А.Максакова «Цыплёнок Цып» (стр. 24, рисунок1)
  2. Игра «Закончи предложение»  (стр. 24, рисунок2)
  3. Рисование огурцов (стр. 25, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Слушание стихотворения (стр. 25, рисунок4)

                    6.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 13

Тема: «Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, слушание потешки

Программное содержание:

- Учить различать звук «Ш» в словах

 - Учить интонационно выделять звук

-  Продолжать учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

- Развивать графические навыки — рисование округлых и наклонных линий

- Учить детей слушать потешку с опорой на рисунок

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра « Песенка ветра»(стр. 26, рисунок1)
  2. Игра «Найди звук «Ш» в слове»(стр. 26, рисунок2)
  3. Рисование шариков(стр. 27, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Слушание потешки(стр. 27, рисунок4)
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 14

Тема: «Звук « Ж» ( «песенка жука»), моделирование, рисование желудей, слушание отрывка из стихотворения И.Солдатенко

Программное содержание:

-Учить интонационно выделять звук «Ж» в словах

-Продолжить знакомить с термином «ЗВУК»

- Продолжать учить детей делить слова на слоги, закрепить умение работать со схемами слов

- Развивать слуховое внимание при произношении слов со звукам «Ж»

-  Развивать графические навыки - рисование овалов

- Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Моделирование слова» (стр. 28, рисунок1)
  2. Игра «Найди «песенку жука» в слове» (стр. 28, рисунок2)
  3. Рисование желудей (стр. 28, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Слушание стихотворения(стр. 29, рисунок4)
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 15

Тема: Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений

Программное содержание:

- Учить различать на слух шипящие звуки «Ш-Ж»

- Учить интонационному выделению звуков «Ш-Ж» в словах

- Развивать зрительное и слуховое внимание

- Продолжать учить детей делить слова на слоги, закрепить умение работать со схемами слов

- Учить детей заучивать стихотворение и отвечать на вопросы по иллюстрациям

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Паровозик»(стр. 30, рисунок1)
  2. Игра «Продолжи»(стр. 30, рисунок1)
  3. Игра «Моделирование слова»(стр. 31, рисунок2)
  4. Физкультминутка
  5. Заучивание стихотворения (стр. 31, рисунок3)
  6.  Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 16

Тема: «Звук «Щ» , моделирование, рисование щёток, слушание отрывка из стихотворения С. Михалкова

Программное содержание:

-Учить интонационному произнесению звуков «Щ» во словах

- Учить различать на слух шипящий звук «Щ»

- Продолжать учить детей делить слова на слоги, закрепить умение работать со схемами слов

- Способствовать развитию моторики

-Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Моделирование слова»(стр. 32, рисунок1)
  2. Игра «Собери в ящик предметы со звуком «Щ»» (стр. 32, рисунок2)
  3. Рисование щёток (стр. 33, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Слушание стихотворения (стр. 33, рисунок4)
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 17

Тема:    «Звук «Ч», моделирование, раскрашивание предметов, рисование предметов

Программное  содержание:

-Учить интонационно выделять звук «Ч» в словах

- Учить называть первый звук в словах

- Закрепить навыки правильного произношения

- Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок

- Развивать внимание, логическое мышление, понимание поэтических сравнений, лежащих в основе загадки

- Развивать зрительное и слуховое внимание

- Развивать графические навыки - штриховка, рисование несложных предметов

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Отгадывание загадок на звук «Ч»(стр. 34, рисунок1)
  2. Разукрашивание предметов со звуком «Ч»(стр. 34, рисунок2)
  3. Физкультминутка
  4. Игра «ЧТО ЗАБЫЛ НАРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК?» (стр. 35, рисунок3)
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 18

Тема: Звуки «Ч-Щ» , слушание  потешки , моделирование , нахождение различий в двух похожих рисунках»

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звуки «Ч-Щ» во фразовой речи

-Упражнять в различении слов со звуками «Ч-Щ»

- Продолжать учить детей делить слова на слоги, закрепить умение работать со схемами слов

- Способствовать развитию моторики

- Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Слушание потешки (стр. 36, рисунок1)
  2. Игра «Моделирование слова»(стр. 37, рисунок2)
  3. Физкультминутка
  4. Игра «Найди различия» (стр. 37, рисунок3)
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 19

Тема:   «Звуки «Р-РЬ» , закрашивание предметов, слушание стихотворения О.Высотской  

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звуки «Р-РЬ» («песенки мотора»)

- Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок

- Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

- Закрепить навыки правильного произношения твёрдого и мягкого звука «Р-РЬ»

- Развивать графические навыки — рисование прямых и округлых линий

-Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Маленький мотор» (стр. 38, рисунок1)
  2. Отгадывание загадок на звуки «Р-РЬ»(стр. 38, рисунок2)
  3. Разукрашивание предметов (стр. 39, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Слушание стихотворения (стр. 39, рисунок4)
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 20

Тема:  « Звуки « Л-ЛЬ», рисование неваляшки, моделирование, слушание отрывка из стихотворения А.Плещеева

Программное содержание:

- Учить различать согласные звуки «Л-ЛЬ»

- Продолжать учить детей делить слова на слоги, закрепить умение работать со схемами слов

- Упражнять в различении слов со звуками «Л-ЛЬ»

-Развивать графические навыки - рисование кругов, разных по размеру

- Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Рисование неваляшки(стр. 40, рисунок1)
  2. Отгадывание загадок на звуки «Л-ЛЬ»(стр. 40, рисунок2)
  3. Игра «Моделирование слова»(стр. 41, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Слушания стихотворения (стр. 41, рисунок4)
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие №21

Тема: «Звуки  «М-МЬ», слушание потешки, рисование домика, раскрашивание предметов

Программное содержание:

-Учить различать согласные звуки «М-МЬ»

- Учить интонационно выделять звуки «М-МЬ» в словах

-Приучать внимательно слушать текст потешки, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по  смыслу

- Ориентировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов

- Развивать графические навыки - рисование округлых и прямых линий, штриховка

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Слушание потешки « Тили-бом…»(стр. 42, рисунок1)
  2. Рисование домика(стр. 42, рисунок2)
  3. Отгадывание загадок на звуки «М-МЬ»(стр. 43, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Раскрашивание предметов (стр. 43, рисунок4)
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 22

Тема:  « Звуки «Б-БЬ», моделирование, слушание отрывка из стихотворения Г.Сапгира, рисование бус

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звуки «Б-БЬ» в словах и фразовой речи

- Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок

- Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему слова – прямоугольник

-Развивать графические навыки - рисование кругов, овалов  разных по размеру

-  Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Моделирование слова»(стр. 44, рисунок1)
  2. Игра « Соедини предметы» (стр. 44, рисунок2)
  3. Слушания стихотворения(стр. 45, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Рисование бус(стр. 45, рисунок4)
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 23

Тема:   «Звуки «К-КЬ» , закрашивание овощей, слушание отрывка из стихотворения Д.Хармса

Программное содержание:

-Учить интонационно выделять звуки «К-КЬ» в словах

- Закрепить навыки правильного произношения звуков «К-КЬ»

- Учить различать согласные звуки «К-КЬ» твёрдость и мягкость , обозначая нужным цветом: «КЬ» зелёным, «К» синим.

 - Учить внимательно слушать текст стихотворения, отвечать на вопросы по нему

- Развивать графические навыки - рисование кругов, овалов, штриховка

- Формировать навык самоконтроля, и самооценки

Структура:

  1. Игра «Твёрдый и мягкий звук» (стр. 46, рисунок1)
  2. Игра « Соедини предметы» (стр. 46, рисунок2)
  3. Закрашивание овощей(стр. 47, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 24

Тема:       « Звук «Г» , нахождение различий в двух похожих рисунках, слушание потешки»

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звук «Г» в словах

- Учить определять и называть первый звук в словах

- Закрепить навыки правильного произношения

- Продолжать учить детей моделированию,

 продолжать учить делить слова на слоги

- Развивать графические навыки - рисование кругов

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Моделирование слова»(стр. 48, рисунок1)
  2. Отгадывание загадок на звуки «Г»(стр. 48, рисунок2)
  3. Игра «Найди различия» (стр. 49, рисунок3)
  4. Физкультминутка.
  5. Слушание потешки « Гоп-гоп…»(стр. 49, рисунок4)
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 25

Тема:    «Звуки «Г-К» , закрашивание предметов, моделирование, слушание потешки

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звук «К-Г» в словах

- Учить определять и называть первый звук в словах

- Продолжать учить детей моделированию ,

 продолжать учить делить слова на слоги

- Развивать графические навыки - штриховка, рисование прямых линий

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. «Закрась предмет с нужным звуком» (стр. 50, рисунок1)
  2. Игра «Моделирование слова»(стр. 50, рисунок2)
  3. Игра «Сложи ладошки» (стр. 51, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Слушание потешки « Наши уточки…»(стр. 51, рисунок4)
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 26

Тема:    «Звуки «Д-ДЬ», раскрашивание предметов, рисование кругов, слушание потешки

Программное содержание:

-Учить интонационно выделять звуки «Д-ДЬ» в словах

- Закрепить навыки правильного произношения звуков «Д-ДЬ»

- Учить различать согласные звуки «Д-ДЬ» твёрдость и мягкость , обозначая нужным цветом: «ДЬ» зелёным, «Д» синим.

 - Учить внимательно слушать текст стихотворения, отвечать на вопросы по нему

- Развивать графические навыки - рисование кругов, овалов, штриховка

- Формировать навык самоконтроля, и самооценки

Структура:

  1. Игра « Назови первый звук»(стр. 52, рисунок1)
  2. Игра «Твёрдый и мягкий звук» (стр. 52, рисунок2)
  3. Игра «Моделирование слова»(стр. 53, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Слушание потешки « Наши уточки…»(стр. 53, рисунок4)
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие№27

Тема: «Звуки «Т-ТЬ» , моделирование , рисование тучи и зонтика, слушание отрывка из стихотворения И.Сурикова

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звук «Т-ТЬ» в словах

- Учить определять и называть первый звук в словах

- Продолжать учить детей моделированию ,

 продолжать учить делить слова на слоги

- Развивать графические навыки - штриховка, рисование прямых линий

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Твёрдый и мягкий звук» (стр. 54, рисунок1)
  2. Игра «Моделирование слова»(стр. 54, рисунок2)
  3. Рисование тучи и зонтика(стр. 55, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Слушания стихотворения(стр. 55, рисунок4)
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 28

Тема: «Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование , повторение стихотворений

Программное содержание:

- Учить интонационно выделять звуки во фразовой речи

- Продолжать учить детей моделированию ,

 продолжать учить делить слова на слоги

- Чтение стихотворений наизусть по желанию детей

- Развивать зрительное и слуховое внимание

 - Развивать графические навыки - учить штриховать предметы, соблюдая правила: не выходить за контур, штриховать в одном направлении

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Определи первый звук в слове» (стр. 56, рисунок1)
  2. Игра «Моделирование слова»(стр. 56, рисунок2)
  3. Разукрашивание матрешки (стр. 57, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Слушания стихотворения(стр. 57, рисунок4)
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие № 29

Тема: « Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», закрепление пройденного материала      

Программное содержание:

-   Закрепить умение интонационно произносить звуки «3, С, Ж» в словах и фразовой речи

-  Закрепить умение на слух различать похожие слова

 - Развивать зрительное и слуховое внимание

- Развивать графические навыки — штриховка, рисование несложных предмета

- Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Карусель»(стр. 58, рисунок1)
  2. Игра «Похожие слова»(стр. 58, рисунок2)
  3. Разукрашивание домика (стр. 59, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие №30

Тема: «Звуки «Р-РЬ», «Ш», закрепление пройденного материала      

Программное содержание:

- Закрепить умение различать  звуки «Р-РЬ, Ш» в словах

- Закрепить умение называть первый звук в слове

 - Развивать графические навыки — штриховка, рисование несложных предметов

 - Развивать зрительное и слуховое внимание

- Закреплять умение детей моделировать, делить слова на слоги

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра « Овощи в корзинке» (стр. 60, рисунок1)
  2. Игра «Моделирование слова»(стр. 61, рисунок2)
  3. Разукрашивание игрушек, одежды (стр. 61, рисунок3)
  4. Физкультминутка
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие №31

Тема: «Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», закрепление пройденного материала      

Программное содержание:

- Продолжать учить детей делить слова на слог

- Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета

- Закрепить навыки правильного произношения

- Развивать графические навыки — штриховка, рисование несложных предметов

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра «Определи первый звук в слове» (стр. 62, рисунок1)
  2. Разукрашивание предметов (стр. 62, рисунок2)
  3. Игра «Моделирование слова»(стр. 63, рисунок3)
  4. Рисование берёзы(стр. 63, рисунок4)
  5. Физкультминутка
  6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Занятие №32

Тема: Закрепление пройденного материала      

Программное содержание:

- Продолжать учить детей делить слова на слог

- Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок

- Закрепить навыки правильного произношения

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Структура:

  1. Игра « Назови предметы» (стр. 64, рисунок1)
  2. Игра «Моделирование слова»(стр. 64, рисунок2)
  3. Рисование на свободную тему
  4. Физкультминутка
  5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Календарный учебный график

Начало учебного года: 01.09.2020 г.

Окончание учебного года: 31.05.2021 г.

Продолжительность учебного года по реализации программы: 9 месяцев

36 недель: с 01.09.2020 г. по 31.05.2021 г. (без праздничных дней). 36 часов

Занятия с группой проводятся в соответствии с расписанием Летний оздоровительный период: с 01.06.2021 г. по 31.08.2021 г. График каникул:

  • зимние каникулы: с 30.12.2020 г. по 08.01.2021 г.
  • летние каникулы: с 30.06.2021 г. по 31.08.2021 г.

Праздничные        (выходные)        дни        в        соответствии        с        производственным календарем на 2020-2021 год:

  • 4 ноября - День народного единства
  • 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы
  • 7 января - Рождество Христово
  • 23 февраля - День защитника Отечества
  • 8,9 марта - Международный женский день
  • 1,2 мая - Праздник Весны и Труда
  • 9 мая - День Победы
  • 12 июня День России

Организационно-педагогические        условия        реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Волшебный язычок»

   

           Материально-техническое обеспечение реализации программы

  • Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности
  • Столы для обучающихся
  • Стулья
  • Доска
  • Дидактический        материал:        иллюстрации,        таблицы,        схемы,        книги, тетради
  • Простые  и цветные карандаши

Кадровое обеспечение реализации программы

Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования со средним специальным или высшим образованием, прошедший курсы повышения квалификации по занимаемой должности.

Методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный язычок», планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Список литературы

  • Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2010 г.
  • Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
  • Р.М.Хамидулина «Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий ». М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  • А. В. Аджи  «Конспекты  интегрированных занятий в средней группе детского сада». ТЦ «Учитель» 2010
  • Е.В.Колесникова Коррекционно-развивающее обучение. «Дорисуй и раскрась» Рабочая тетрадь для детей 4-5лет. Москва : Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
  • Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников». СПб Детство – пресс, 2011г.
  • Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», СПб Детство – пресс,

2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

    Рабочая  программа по развитию детей средней  группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...

Рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. Ред. Н. Е. Вераксы.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕРабочая Программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования детска...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4 - 5 ЛЕТ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Составлена на основе примерной программы «ДЕТСТВО» под ред.Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова.

Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой, образовательн...

Рабочая программа по развитию детей средней группы. Приложения к программе.

МК ДОУ Павловский д/сад №4 Павловского муниципального района Воронежской области Принято...

Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группе № 1 «Ягодки» примерной образовательной программы дошкольного образования (2014 г.) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,

-Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка-Физическое развитие. Календарно - тематическое планирование-Социально-коммуникативное развитие. Календарно - тематическое ...