Почитаемые на Руси народные весенние праздники: Сороки и Благовещение.
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Почитаемые на Руси народные весенние праздники:
В народной традиции, встреча весны приурочивалась к наиболее значимым датам церковного и земледельческого календаря, из которых наиболее значимыми считались: Благовещение Пресвятой Богородице, а так же Сороки.
В народе говорили, что в день Сорока мучеников « зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется-равняется». По народным представлениям, весну приносили на крыльях прилетающие в этот день с юга сорок птиц, первым из которых был жаворонок или кулик: «Прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья».
Хотя день Сорока мучеников и считался началом весны, он, по народным приметам, все же обещал в будущем холода и заморозки: «Сорок мучеников торят дорогу сорока утренникам». Если сорок утренников проходили подряд, то это предвещало теплое лето. Чтобы не потерять счет утренникам, хозяйки пекли сорок пирожков из пресного теста в память о сорока мучениках. В каждое морозное утро такой пирожок съедали или скармливали скотинки.
В народном календаре Благовещение было одним из почитаемых праздников, сопоставляемых по значимости лишь с Рождеством и Пасхой. По традиции, люди, как и все сущее, должны были в этот день пребывать в полном покое: «Ни птица гнезда не завивает, ни девица косы не заплетает», говаривали крестьяне, располагаясь отдохнуть, степенно побеседовать о видах на будущий урожай.
Просфору, которую получали крестьяне в этот день в церкви, хранили на божнице специально для того человека в семье, которому предстояло засевать поле. Он съедал ее перед тем, как бросить первую горсть зерна на пашню. Глава семьи делил просфору между домашними, а часть брал с собой в поле. Перед началом сева он молился Богородице и съедал свои часть просфоры, а оставшиеся крошки зарывал в землю, чтобы обеспечить надежный урожай.
Одно из примет весны была « игра солнца», когда оно на восходе трепетало, играло лучами и переливалось разными красками: « И солнышко радуется празднику». Во многих местах в этот праздник было принято выпускать на волю птиц. В такой момент в деревнях можно было услышать специальные «веснянки»:
Синички-сестрички,
Тетерки-чечетки,
Краснозобые снегиришки,
Щеглята- молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Благовещение открывало сезон полевых работ: « Бог благословил землю на сеяние». А хозяйки выпекали особое печенье в виде сельскохозяйственных орудий: плуга, бороны, серпа. При этом «серпы» отдавали девушкам, чтобы быстро жали, а «бороны» и «плуга»-парням, чтобы лучше справились с севом.
Один из элементов традиционной встречи весны- ее закликание. Центральным образом является образ птиц, возвращающихся на родину из теплых стран. В связи с этим хозяйки выпекали особое печенье-жаворонки.
Жаворонки представляют собой род обрядового печенья из пресного или кислого ржаного теста в форме птичек. Жаворонки пекли по одному на каждого члена семьи, по два-на каждого ребенка. Формы их весьма разнообразны. При всех различиях старались более тщательно вылепить головку, обозначить глазки, иногда делали и хохолок-характерную примету жаворонка. Жаворонки украшали глазурью, посыпали семенем, смазывали маслом, расписывали узором из дырочек и кружков. Их старались испечь особенно румяными и аппетитными. Иногда шею испеченного жаворонка украшали ожерельем из бумаги с вырезными узорами.
Игры детей и молодежи с жаворонками сопровождались пением закличек, в которых исполнители призывали весну с ее непременными спутницами-птицами, выражили надежды на новый обильный урожай, который непременно приведет за собой весна «насошечке, на бороночке».
Дети с нетерпением ждали, когда испекутся «птушки», и получив от матери птичку, которую они считали очень красивой, бежали на улицу. Ватаги ребятишек бегали по деревне, положив птичек на голову или высоко подняв их, на палочке. Они пели песенки-заклички, стараясь кричать как можно громче, и в это время действительно напоминали стаи радостно возбужденных пташек. Обычно, набегавшись и наигравшись за день, деревенские ребятишки съедали только половинку своего жаворонка. Иногда считалось обязательным-начинать есть с головы, с носа, чтобы не ссориться. Если сначала съедали туловище, то головку по традиции приносили домой и отдавали маме, приговаривая, что будущий лен вырастет таким же головастым и высоким, потому что жаворонок «высоко летал», а голова у него такая большая и красивая! Жаворонков, которые казались детям особенно красивыми, хранили несколько дней, а потом съедали. Тех же, которые во время закликания весны помещались на высоких местах, оставляли птицам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий весеннего праздника "Сороки"
сценарий предназначен для детей подготовительной группы детского сада...
Весенний праздник "Сороки - жаворонки".
Праздник весны «Сороки - жаворонки» гр. № 9(подготов.) Оборудование :Бейджики по количеству детей с изображением синиц и грачей; маски грача и синицы, солнышко, кота; платочек; обручи...
Весенний праздник "Сороки - жаворонки".
Праздник весны «Сороки - жаворонки» гр. № 9(подготов.) Оборудование :Бейджики по количеству детей с изображением синиц и грачей; маски грача и синицы, солнышко, кота; платочек; обручи...
«Весенние праздники: Сороки. Благовещение Пресвятой Богородицы»
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию...
Сценаний весеннего праздника Сороки (средняя группа)
Материал представляет собой весенний праздник Сороки, целью которого явялется приобщение детей к народным традициям...
Весенний праздник "Сороки или Жаворонки"
Сценарий...
Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» - Весенний праздник "Прилет птиц!" 22 марта
Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» в разновозрастных группах (4-7лет) «Почемучка» и "Непоседы"...