ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-КОРРЕКЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа) на тему

Вышкова Марина Николаевна

представлен опыт работы по коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников средствами арт - терапии. Определены цель, задачи, структура занятий, предполагаемые результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_art-_korrektsii.docx22.16 КБ
Microsoft Office document icon sekrety_iskusstva.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-КОРРЕКЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В жизни современных детей и так слишком актуализированы когнитивные ценности, в ущерб душевной гармонии и эмоциональному благополучию.  Особенность дошкольного возраста  не ограничивается развитием только познавательной сферы, но и доказывает важность и первостепенную необходимость развития эмоциональной сферы, определяющую становление базовых свойств личности ребенка.    Научно-технический прогресс  нашего времени и экономическая ситуация  в стране ведет к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие, приводит к нарушениям в поведении, неадекватному эмоциональному реагированию и к формированию неадекватного отношения к сверстникам. Подтверждение таких фактов было получено через наблюдение за детьми в группе, на прогулке, беседах с родителями и воспитателями, диагностике эмоциональной сферы. По результатам наблюдений за детьми старшего дошкольного возраста были отмечены часто встречающиеся деструктивные и негативные явления (агрессивность, жестокость, конфликтность). Было установлено, что не все дети умеют контролировать свои эмоции и действия,  распознавать эмоциональное воплощение своих сверстников, а так же владеть конструктивными способами взаимодействия.

  Поэтому необходимость осуществления  психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы с применением арт-методов и приемов продиктована определенными проблемами дошкольного воспитания. Вследствие  этого,  метод  арт-коррекции  в работе с детьми, я определила  как самое  безопасное  и эффективное направление помощи с использованием изоматериалов.   Воздействие этого метода  проходит  в обход функций контроля и осознавания, активность  - в меру потребности  при максимальной возможности беспрепятственного самовыражения. Сама по себе, художественная деятельность выполняет терапевтическую функцию: она поднимает настроение, снимает эмоциональное напряжение, снижает страхи, обеспечивая положительное эмоциональное состояние, развивает творческие способности и решает задачи арт-коррекции, являясь целительным  инструментом.   Для организации и проведения подгрупповых арт-занятий  были   созданы  условия для гармонизации  аффективной сферы в целом,  взят ориентир  на соблюдение четкого  последовательно логического алгоритма (этапов, действий), соблюдение правил, которые направлены на создание безопасного психологического пространства, подобраны техники и приемы исходя из простоты и эффективности, интереса и привлекательности (традиционные и нетрадиционные).

     Групповая  арт-коррекционна работа создана на основе программы Л.Д. Мардер «Цветной мир», а также с использованием  системы арт-занятий Л.Д. Лебедевой,  составлен цикл адаптированных занятий и назван «Калейдоскоп». Проведение занятий 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут, количество 10.

                                Цикл занятий «Калейдоскоп»

Цель: Формирование и развитие эмоционально-аффективной сферы и личностных особенностей детей.

Задачи: 

  • Снятие эмоционального напряжения;  
  • Снижение  тревожности,  устранение негативных установок
  • Поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);
  • Развитие умения контролировать свои действия;
  • Формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение всегда договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства).

Структуру  занятия определяют 6 частей: ритуал приветствия, настрой,  введение в тему, основное содержание,  рефлексия участников, ритуал завершения.

Предполагаемые результаты:

-   развитие творческого потенциала детей

-   стабилизация эмоционального состояния.

-   научиться удовлетворять потребность во взаимодействии;

-   научиться учитывать мнения других и отстаивать свое;

-   научиться проявлять активность;

-   научиться сдерживаться.

Эффективность работы:

  1. Удовлетворенность участников процессом (посредством обратной связи)
  2. Участие в работе каждого (наличие  изготовленного продукта)
  3. Развитие интереса участников группы друг к другу
  4. Включенность в обсуждение темы
  5. Возможность использования результатов  опосредованной диагностики  в дальнейшей работе.

    Результаты работы в процессе наблюдений за детьми:

  • детям стало легче передавать эмоциональный опыт,
  • появился интерес   изучать чувства, идеи, события;
  • лучше стали развиваться  межличностные навыки и отношения, через приобретение   новых стереотипов поведения и другого  понимания себя и других;
  • повысилась самооценка и уверенность в себе.

В процессе работы участники напитываются эмоциями, тревога уменьшается, аффективные реакции уравновешиваются и дифференцируются,  они чувствуют поддержку и потому способны решать задачи взаимодействия с другими конструктивно без ссор и обид.

Эффективность проведенных занятий была подтверждена повторной диагностикой.

Диагностика уровня тревожности

(Р. Теммпл, М. Дорке, В. Амен)

Уровни тревожности

    2009 – 2010 учебный год

     2010 -2011 учебный год

До начала занятий

По окончании

занятий

До начала занятий

По окончании занятий

Высокий

100% - 8 чел.

62,5% - 5 чел.

87,5% -7 чел.

37,5% - 3 чел.

Средний

-----

37,5% - 3чел.

------

62,5%-5 чел.

Низкий

-----

-----

12,5% -1 чел.

-----

Результаты показали  понижение уровня тревожности, уменьшение количества страхов у детей.  

Показатели средних значений числа страхов у детей

(«Страхи в домиках» модификация М. А. Панфиловой)

20009 -2010 учебный год

2010 -2011 учебный год

До начала занятий

По окончании

До начала занятий

По окончании

18,8 страхов

13, 4  страхов

14,3 страхов

 10,9 страхов

Исходя из этого, можно сделать вывод: использование приемов арт-коррекции  позволяет гармонизировать эмоциональное состояние и ориентировать ребенка на здоровое и творческое развитие, помогает насытиться эмоциями, получать удовольствие от самого процесса происходящего без ориентира на результат.



Предварительный просмотр:

Простые секреты искусства для творцов, которые помогут детям справляться со своими трудностями

УСЛОВИЯ ПОДБОРА ТЕХНИК И ПРИЕМОВ СОЗДАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

  • Условие 1.  Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффективности

  • Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и  результат.

  • Условие 3.  Изобразительные техники и способы должны быть

          нетрадиционными.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Выбор художественных материалов происходит в соответствии с целями занятий:

  1. Карандаши, мелки, фломастеры позволяют усилить «контроль», в то время как другие – пастель, краска и глина – способствуют более свободному самовыражению.
  2. Если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать.
  3. При индивидуальной работе с детьми или группами чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых материалов».
  4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношениях своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным детям присоединиться к работе.
  5. Как только все дети с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы как краска или глина могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций.
  6. Работа с «выразительными» материалами может быть терапевтической для многих. Она не только позволяет выразить широкий спектр эмоций; работа с глиной или размазывание пастелей или красок – с безоценочной  реакцией могут быть целительными сами по себе.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗА ЦИИ АРТ-ЗАНЯТИЙ

 С ДОШКОЛЬНИКАМИ

(сформулированы с учетом возрастных особенностей детей и направлены на создание определенного  психологического пространства)

  • Правило 1. Количество вводимых правил должно быть сведено к минимуму.

Для игр в песочнице:

- «Не кидаться песком в другого человека – ни намеренно, ни случайно».

- «Играть песком только в пределах песочницы».

- Не разрушать, не портить, не изменять постройки других детей без согласия их».

Для  создания любого творческого продукта:

- «Все мы разные, каждый делает (рисует, придумывает, фантазирует, собирает по-своему, поэтому  у каждого получается что-то свое, непохожее на других».

- «Каждый продукт творчества заслуживает уважения, так как в нем проявляется личность автора».

  • Правило 2. Взрослый регулирует активность детей.

В связи с этим можно определить:

- в какую оболочку поместить в изобразительную технику, дабы создать первоначальный интерес к ней у детей (сюжет, тему)

- сколько времени будет затрачено на то или иное задание;

- что будет служить связкой между заданиями;

- как уменьшить статичность позы рисующих, когда и каким образом дети смогут двигаться, перемещаться;

- какими приемами можно сохранить работоспособность детей с дефицитом внимания и расторможенностью;

- чем занять ребенка, который раньше других выполнит задание;

- какие материалы могут понадобиться в процессе воплощения замысла по определенной теме.

  • Правило 3. Как можно меньше разговоров, занятия строятся  на действии. Маленький ребенок должен действовать, а взрослый создавать для этого условия.
  • Правило 4. Содержание занятия, выбранная техника должны определять действия ребенка.
  • Правило 5. В ходе занятия дошкольникам очень важно напитаться в полной мере процессом рисования.
  • Правило 6. Каждый ребенок в равной степени должен получать свое конкретное количество внимания, специфическое коррекционное воздействие.
  • Правило 7. Условия должны «провоцировать» успешность ребенка. Проживание чувства собственного успеха является одним из ведущих механизмов коррекции.

Способы речевого взаимодействия  психолога с проблемными детьми направлены на формирование доверия к группе, расширение позитивных представлений ребенка о себе и повышение самооценки:

-  объяснение, комментирование деструктивных, неадекватных поступков и оценок ребенка другим детям;

- внешнее описание действий ребенка а позитивном ключе;

- называние известных качеств новым, позитивным, социально приемлемым словом. Взрослый дает название действию или характеру. За которым последует изменение содержания. Не «упрямый». А «настойчивый», не «психованный», а «эмоциональный», не «трусливый», а «осторожный».

  • АРТ- процесс – это творческий процесс создания новых положительных качеств и перестройки отношения к имеющимся.

УТВЕРЖДЕНИЕ (обозначение) ЦЕННОСТИ ДЕТСКОЙ РАБОТЫ

Задача взрослого – провозгласить ценность работы, продемонстрировать ее, подтвердить своими словами, поступками:

- У каждого из вас получается по-своему, не похоже на других.

Это здорово!

-  Это очень интересно (красиво, необычно, уникально, своеобразно, удивительно).

-  Ребята, посмотрите, как получилось (имя ребенка), он придумал новый способ рисования. Мы так раньше не делали.

ПОЛНЫЙ ЦИКЛ СОЗДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА:

  1. Появление желания действовать в определенной изобразительной технике;

  1. Действия, направленные на получение  удовольствия от творческого процесса, а также на создание изображения;

  1. Встреча с готовым творческим продуктом, поиск ассоциаций, его называние;

4.  Любование творческим продуктом.

ТРИ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

СОВМЕСТНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(«КОЛЛЕКТИВНОЕ  ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ» Т.С. Комарова,  А. И. Савенков)

  • «Совместно-индивидуальная» форма  – индивидуальные работы участников, создаваемые согласно единому сюжету или изобразительной технике. На завершающем этапе становятся частью общей композиции.

  • «Совместно-последовательная» форма  -  работа по очереди, по принципу эстафеты. Вклад одного участника находится в тесной зависимости от результата действий предыдущего и последующего участников. Например, создание изображений  «по кругу».

  • «Совместно-взаимодействующая» форма – самая сложная в плане организации, когда работа выполняется  всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

Приемы работы для маленьких агрессоров:

- рвать бумагу на мелкие-мелкие кусочки (насколько хватит желаня) части, которыми затем можно кидаться друг в друга, отбиваться от «неприятеля»;

- Устроить феерверк, набирая мелкие бумажки или сухие листья горстями и подбрасывая их над собой. Для этих развлечений подходят конфетти;

- рваные кусочки можно использовать для создания коллажей. Их темы могут быть совершенно разными:

абстрактные (человеческие чувства, нравственные понятия) и реалистичные (связанные с погодными явлениями, живым и неживым миром);

- смять в небольшой комочек бумагу и активно рисовать ею приемом «набивка»;

- строить и рушить песочные крепости, лепить комки- «снаряды» из влажного песка, закидывать ими  неприятеля;

- делать трехмерные изображения из бумаги, фольги посредством сминания, обрывания и пр. исходного материала;

- развернуть войну на листе бумаги со стрельбой. Взрывами, ранами и и всеми остальными атрибутами;

- устроить сафари: сделать из веревки лассо и ловит им животных саванн (слонов, жирафов, зебр);

- уместны и другие игры- драматизации, в которых есть роли с агрессивным характерами (полицейские, супкргерои);

- бороться с манекенами человека, который можно кидать на пол, швырять  стороны, подминать под себя, катать и таскать по полу, сгибать ему конечности.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

МАРАНИЯ

«Марать» - значит «пачкать», «грязнить». Это спонтанные рисунки, выполненные в абстрактной манере. У мараний нет категорий «правильно – неправильно», «хорошо – плохо», нет эталонов. В результате работы уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения. Новизна мараний, естественность, родство детской природе способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу. Стремление к удовольствию от контакта с водой и грязью естественным образом раскрывается, когда ребенок испытывает психологическую безопасность и расслабляется.

ШТРИХОВКА, КАРАКУЛИ

Штриховка – это графика. Изображение создается с помощью карандашей и мелков. В нашем случае - это хаотичное и ритмичное нанесение  тонких линий на поверхность бумаги, стен, пола и пр. Графические линии могут быть различными: пунктирными, спиралеобразными, в виде галочек, прямыми, изогнутыми и т. д. Штриховки и каракули могут иметь различное воплощение:

  • Заполнение пространства (тонирование, создание фона, закрашивание штрихами выделенной поверхности);
  • Изображение объектов и символов в ритмической манере;
  • Рисование отдельных линий или их сочетаний («передача характера» и взаимоотношений линий, например, грустной, испугавшейся линии, ссоры; появление  волн, лучей солнца, ветра, огня, взрывов, препятствий).

Черкать можно, используя технику «фроттаж»: заштриховка поверхности листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Наверняка  каждый пробовал так «проявить» монетку.

Штриховка и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время.

Штриховки и марарания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

МОНОТИПИЯ

Название «монотипия» произошло от греческого слова  «монос» - один, так как отпечаток в этой технике получается  только один. На гладкой поверхности  - стекле, бумаге, пластмассовой доске, пленке – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лис бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стираться границы между разными красками.

Известная всем работникам детских садов «кляксография» - это вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся  пятна краски (хаотично или  в виде конкретного изображения). Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа. Сложенный лист открывается и перед взором оказывается что-то. Эта техника излечивает гнев и заполняет время, а также избавляет от гиперсоциализации, подавленности и страхов, укрепляет уверенность в себе.

РИСОВАНИЕ НА СТЕКЛЕ

Рисование на стекле дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Благодаря свойствам изображения на стекле ( всегда под ними будет просвечивать прозрачная основа), оно будет восприниматься всегда как сиюминутное, временное, лишенное статичности, монументальности и постоянства.. Можно не нести ответственности за результат, можно делать ошибки, исправления, тренироваться без болезненных переживаний.

Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как он провоцирует активность. Совместное рисование на стекле, как проблемная ситуация, провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формирует умения действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ

Ценность рисования пальцами заключена в сильных сторонах метода:

  • Свобода от двигательных ограничений;
  • Свобода от культурного влияния;
  • Свобода от социального давления;
  • Отсутствие проблем эквивалентных форм.

       Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. При рисовании ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации.

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы выражаются  в социально приемлемой форме. Рисование сопровождается различным эмоциональным откликом в диапазоне от ярко отрицательного до ярко положительного. «Игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

РИСОВАНИЕ СУХИМИ ЛИСТЬЯМИ, СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ И ПРОДУКТАМИ

Сухие листья  приносят детям много радости. Даже если не производить с ними никаких действий, а просто держать на ладонях, перцептивные впечатления  вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.

Изображения создаются с помощью клея ПВА и листьев. Клеем из тюбика наносится рисунок на бумагу. Затем растираются между ладоней сухие листья на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, неприклеевшиеся частички стряхиваются.

Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих продуктов: круп (манки, овсянки, гречи и других хлопьев, пшена), сахарного песка, вермишели и т. д.

Описанная техника подходит для детей с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

РИСОВАНИЕ ПРЕДМЕТАМИ ОКРУЖАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА

Использование нетипичных предметов для создания изображений (мятая бумага, зубные щетки, ложки, палочки, губка, коктейльные  соломинки, нитки, пробки, резиновые игрушки и т.д. как правило всегда пиветствуется детьми. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

Если инициатива исходит от психолога, то целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости (от ритуалов, в частности), повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

ТРЕХМЕРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЗ ГАЗЕТ, ФОЛЬГИ, СЛЮДЫ

Как правило, это популярный расходный материал (старые газеты, журналы, рекламные бесплатные издания). Деструктивные действия – разрывания, комканье, стискиванье – нацелены на создание Нового. Из «мусора» возрождается «ценность». Как в процессе арт-терапии: из неуверенного, робкого, пугливого, затюканного постоянными придирками и нападками ребенка , возрождается Личность. Во время творческой работы со скотчем и газетами создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Работа направлена на самопринятие, повышение самооценки, повышения настроения, укрепление эмоциональной сферы, снижение тревожности, развитие творческих способностей.

 Роль взрослого по степени участия можно определить как «партнер», «ассистент», наблюдатель».  

Рекомендации по проведению арт-терапевтической работы:

     « УСПЕХИ
               В  - АРТ…»

                                                                           

                                                                           Составила и подготовила

                                                                          Педагог-психолог: Вышкова М.Н.

                                                                         МДОУ д/с №16  2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

Опыт работы в использование QR-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Опыт работы в использовании QR- технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

План работы по самообразованию на тему: «Использование здоровьсберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста» на 2020-2021 учебный год.

laquo;Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину....

Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)

Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...

"Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как залог успешного обучения в школе"

Тема формирования межполушарного взаимодействия особенно  актуальна на сегодняшний день. Игры, упражнения, нейротренажеры в своей работе с детьми используют многие специалисты системы образования...