Информационно – коммуникативные технологии как средство повышения профессиональной компетенции педагога
консультация на тему

Запара Марина Анатольевна

В современных условиях научно-технического прогресса огромное значение для общества имеет информатизация образования. Очевидно, что педагог, который ведет образовательный процесс с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в     Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Владение ИКТ позволяет увеличить поток информации по содержанию образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно – коммуникативные технологии

как средство повышения профессиональной

компетенции педагога

      В современных условиях научно-технического прогресса огромное значение для общества имеет информатизация образования. Это связано во многом с осознанием фундаментальной роли информации в жизни человека, а также с возросшим объемом информации, который породил такое явление, как «информационный взрыв». Эти процессы на протяжении последних лет неизбежно сопровождались процессом совершенствования информационной техники и, как следствие, решением задач массового повышения уровня информационной культуры всех членов общества. Как отмечал В.Трайнев, «информационное невежество в наши дни ведет к технологическому банкротству и национальному унижению, к превращению страны в сырьевую колонию или свалку устаревшей техники». В настоящее время исследования многих ученых-педагогов (В.Г. Абрамян, Н.В. Анашова, А.П.Ершов, Т.А. Лавина) свидетельствуют о необходимости использования информационных технологий в системе образования, в том числе использования компьютера как ресурса управления организацией. А это значит, что современный руководитель образовательного учреждения, в том числе и дошкольного должен владеть соответствующими компетенциями. В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности,  что отражено в современных нормативных документах.

Нормативные документы:

  Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.

  Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

  Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.

  Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 24.01.1994. № 4.

  Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 № 265 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.04.2000. № 14. Ст. 1498.

-Профессиональный стандарт  «Педагог(педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)(воспитатель учитель)»,2 013г.

- ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛ.

от 23 октября 2010 г. N 347-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ  НА 2013 - 2016 ГОДЫ;

-ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ  НА  2013 - 2016 ГОДЫ

"Информационная культура" включает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

* Под информационно–коммуникационной культурой  Руководителя (педагога) будем понимать эффективное использование различных информационных инструментов в  руководящей(педагогической) деятельности

Существуют следующие уровни информационной культуры

  Низшая ступень:

 Компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере.

    Высшая ступень:

Педагоги умеют добывать информацию из Интернет, публикуют свои разработки, участвуют в сетевых сообществах, являются активными пользователями интернет-сайтов, используют возможности сети Интернет в процессе самообразования и для участия в заочных конкурсах, конференциях, размещают свои портфолио, открывают персональные сайты, принимают участие в онлайн-конференциях и семинарах,  проходят дистанционные курсы, ведут своё цифровое портфолио.

ИКТ-компетентность – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии  в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.

Необходимость формирования ИКТ компетентности  для современных руководителей (и педагогов) вызывают сегодня и следующие аспекты

-работа в различных электронных информационных системах (АВЕРС, КРИПТОПРО, программа пенсионного фонда и др.);

-прохождение дистанционных курсов повышения квалификации (через использование возможностей сети Интернет);

-трансляция опыта (на веб-ресурсах);

-прохождение аттестации (ЭМОУ);

-соответствие стандарту педагога;

-создание официального сайта ДОУ и обеспечение его функционирования;

-использование электронной почты;

-функционирование ДОУ как открытой образовательной системы.

Кроме того:

Очевидно, что педагог, который ведет образовательный процесс с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в     Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Владение ИКТ позволяет увеличить поток информации по содержанию образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет.

      Важное место в информатизации дошкольного образования занимает использование интернет - ресурсов. Интернет – это массовый и оперативный источник информации. Педагог может найти различную информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению. На сайтах создаются электронные библиотеки, где каждый педагог может посмотреть конспекты, сценарии праздников в педагогических копилках, подобрать необходимую статью для папок-передвижек и консультаций, нужную и полезную информацию для общего развития, самообразования, подобрать различные виды дидактических игр и упражнений для занятий. А так же практически на всех сайтах имеются нужные и полезные ссылки. На некоторых сайтах уже помещены обучающие мультимедийные презентации на различные темы, начиная от времён года, предметный мир, окружающий мир и т. д. Это очень хорошее подспорье тем педагогам, которые не умеют создавать такие презентации или недостаточно времени на их создание, но они являются одним из современных технологий, которые несут яркую и доступную информацию.

    Интернет – это источник распространения опыта работы педагогов, который размещается на web-сайтах. В этом направлении деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель, старший воспитатель владеют ИКТ, т.к. необходимо отслеживать материалы,  помогать педагогам в нахождении нужных сайтов.

     На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных дошкольному образованию. Приведем примеры сайтов:

В помощь руководителю ДОУ

Электронная система «Образование» - это уникальная справочно-экспертная online-система специально для администрации школ и детских садов.

С ее помощью вы легко найдете решение любой профессиональной задачи: в ответ на ваш запрос, ЭСО выдает подробный алгоритм действий, подкрепленный ссылками на действующее законодательство и шаблонами локальных актов.

Почему руководители школ и ДОУ выбирают Электронную систему "Образование"?

-Удобно работать!

Все материалы ЭСО – в удобном формате:
-Разъяснения экспертов
Комментарии к нормативным актам, рекомендации к действию в сложных ситуациях, ответы на вопросы, а также пошаговые инструкции.
-Шаблоны документов
Подборка локальных актов для образовательных учреждений. Все документы можно сохранить у себя на компьютере и грамотно оформить с помощью специальных образцов заполнения.
-Нормативные акты
Полная база действующих документов, регламентирующих работу школ и детских садов.

-Можно доверять!

Авторы ЭСО – ведущие эксперты отрасли: специалисты Минобрнауки России, Рособрнадзора, Российской Академии Образования, Профсоюза работников образования, Роспотребнадзора, Академии повышения квалификации работников образования, Федерального института развития образования.

Электронные образовательные ресурсы  в помощь для педагогов ДОУ:

1.Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"

http://festival.1september.ru/ 

Конспекты занятий, сценарии, статьи, различные приложения

2.Детский сад.

http://detsad-kitty.ru/

 Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов. Имеются и конспекты занятий, сценарии праздников, статьи для родителей, аудиозаписи, художественная литература.

3.Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

http://www.doshvozrast.ru/

 Здесь и методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями, проведение праздников, конспекты занятий.

4.Всё для детского сада 

http://www.moi-detsad.ru

Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д.

5.Социальная сеть работников образования

nsportal.ru

Можно создать свой персональный мини-сайт.

Зарегистрированные пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения и фотоальбомы.

Можно создать блог - интернет-дневник, где автор публикует свои размышления о важных для автора событиях или темах. Читатели могут комментировать и обсуждать эти статьи, высказывать свои мысли.

Создаются группы по интересам (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. Группа может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, библиотеку учебно-методических материалов и т.д. На основе расширяемой функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты.

8.ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.

http://detsadd.narod.ru/

Сайт ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Ответы на самые разные вопросы, возникающие перед воспитателем и родителями малышей, по самым различным темам - от воспитания детей до оформления пособий для проведения занятий.

9.Сайт "Воспитатель"

http://vospitatel.com.ua/

конспекты занятий в детском саду по различным категориям.

10. Детский сад. Ру. 

http://www.detskiysad.ru 

Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования педагогов.

Электронные образовательные ресурсы  (сайты) для дошкольников:

  1. http://razigrushki.ru  «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.
  2. http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.
  3. http://packpacku.com - детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.
  4. http://www.zonar.info - "Оригами - Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео- схем складывания оригами.
  5. http://www.1umka.ru - «Умка - Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое!
  6. http://bukashka.org – «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.

     Большую пользу работникам ДОУ окажет аннотированный каталог интернет-ресурсов для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Составитель: И.А. Примакова

     Из опыта работы нашего ДОУ: Постижение педагогами компьютерных технологий в нашем учреждении происходило постепенно, но иногда и болезненно: обязательное оформление конспектов непосредственно образовательной деятельности,  результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытов и т.д. Не всегда эти требования соответствовали возможностям педагогов. Неумение, а иногда и просто нежелание использования компьютеров и компьютерных программ лишали процесс первоначального обучения детей яркости, а в работе с родителями - большей эффективности и наглядности. Но в защиту некоторых консервативных форм работы воспитателей со стажем хочу сказать, что доброта, душевность, любовь к детям и преданность своей работе не конкурируют с новыми технологиями, а наоборот дополняют их и привносят душевность и человечность в работе с детьми.

     Уровень ИКТ-компетентности педагогов в нашем ДОУ отслеживается ежегодно посредством:

диагностирования (анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы;

индивидуального собеседования;

изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;

     В начале работы (2010г.)  мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности. Проведённое среди педагогов анкетирование по изучению уровня их ИКТ компетентности позволило определить имеющиеся проблемные зоны, выявить запросы  и затруднения.

     Из систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов  была определена цель деятельности с педагогическими кадрами – повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий

Задачи  работы:

-формирование профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного  общества

-поиск активных  форм работы с педагогическими кадрами по изучению ИКТ

- создание благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в образовательный процесс.

Использовались следующие формы работы по повышению ИКТ-компетентности педагогов:

  • недели педагогического мастерства (посещения, обмен опытом);
  • мастер-классы;
  • педагогические мастерские и наставничество;
  • работа в паре;
  • тематические семинары ( организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: “Создание мультимедийных презентаций (Power Point)”, “Сеть Интернет”, “Подготовка наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office” и др. ).
  • конкурсы (презентаций, электронных  групповых газет, буклетов и др.)

Перед педагогами детского сада, освоившими ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы

На сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru созданы мини-сайты заведующего, и 7 воспитателей, размещены статьи 9 предагогов. Разместили статьи на сайтах «ДОШКОЛЁНОК.РУ»  (16 педагогов) ;  МААМ. РУ (8 педагогов) ;  разместили АПО на сайте ЦПТ им. М.Ушинского 13 педагогов. 3 педагога принимали участие в интернет – конкурсе «Открытый урок» журнала «Первое сентября». Педагоги участвуют в детских интернет - конкурсах на сайтах: детского развивающего центра «Совенок», «ССИТ», «Талантоха». Педагогический коллектив принял участи в проекте, организованном сайтом издательского дома «Первое сентября» - «ШКОЛА ЦИФРОВОГО ВЕКА», что дало возможность прохождения модульных и дистанционных курсов педагогами, получения методических разработок, литературы на электорнные адреса личных кабинетов. Так в 2013/14 учебном году в рамках участия в проекте  «Школа цифрового века» модульные курсы повышения квалификации прошли  все 36 педагогов, дистанционные курсы 7 педагогов.

ИКТ-компетентность  и использование веб-ресурсов позволяют:

  1. Участвовать в семинарах различного уровня;
  2. Участвовать в профессиональных конкурсах, сетевых образовательных сообществах;
  3. Использовать при организации образовательной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
  4. Обеспечить использование коллекции ресурсов Интернет;
  5. Формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
  6. Разрабатывать собственные  проекты по использованию ИКТ.
  7. Знакомиться с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и зарубежья.
  8. Обмениваться опытом работы через конференции в режиме on-line и электронную почту;
  9. Распространять опыт работы педагогов (перевод в электронный вид и размещение на Web-странице, рассылка на образовательные сайты); ведение сайта ДОУ.
  10. Участвовать в опросах,  обсуждениях, обменах мнением, рейтинговании,  мониторингах, анкетировании  по различным проблемам.
  11. Создавать  персональные сайты и веб-страницы в сети Интернет.

Нельзя не коснуться и  актуальности  использования ИКТ при взаимодействии  с родителями

  Современные родители -  грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск форм  ИКТ- взаимодействия

В условиях развития современного общества все еще немногие педагоги используют разнообразные формы работы с родителями дошкольной группы с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ДОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб-страницы). Данные формы работы  используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых. Я призываю всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании.

Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании.

Рекомендуемая  литература:

  1. Богомолова, О.Б. Культура клавиатурного письма / О.Б. Богомолова – М., 2009.
  2. Богомолова, О.Б. Искусство презентации / О.Б. Богомолова – М., 2010.
  3. Босова, Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л.Л. Босова – М., 2011.
  4. Бурдюкова, Е.В. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя: практическое пособие / Е.В. Бурдюкова – М., 2008.
  5. Волошина, О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина // Информатика – 2006. – №19.
  6. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
  7. Горячев, А В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 лет / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2008.
  8. Горячев, А.В. Все по полочкам: методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2004.
  9. Журавлев, А.А. Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться? / А.А. Журавлев – М., 2007.
  10. Зуев, М.Б. Интернет: советы бывалого чайника: восемь лет спустя / М.Б. Зуев – М., 2007.
  11. Калинина, Т.В. Управление ДОУ / Т.В. Калинина. – М., 2008.
  12. Калугина, О.Б. Работа с электронными таблицами. Microsoft Office Excel 2003 / О.Б. Калугина – М., 2006.
  13. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс – М., 2000.
  14. Колин, К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу /К.К. Колин // Открытое образование. – 2006. – № 4.
  15. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.
  16. Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В.И. Колодинская – М., 2008.
  17. Кравцов, С.С. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина // Информатика. – 2006. – №12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект" Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"

Описание проекта "Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"...

Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии ,как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в МБДОУ."

Кейс-технологии в дошкольном образовании.В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образователь...

Индивидуальный план самообразования как средство повышения профессиональной компетенции педагога дошкольной организации

В статье представлен вариант организации работы по самообразованию с педагогами ДОУ...

Презентация проекта: «Проектная деятельность в ДОУ как средство повышения профессиональной компетенции педагога.»

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно проектная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений,...

Активные методы обучения как средство повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ

Активные формы и методы работы – это действительно то, что сейчас необходимо педагогам, то, что приносит удовлетворение и обучающемуся, и обучающему как от процесса, так и от результата обучения...