Конспекты НОД для старшей и подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Зятькова Елена Андреевна

               1.  НОД «Ребёнок и окружающий мир»   для подготовительной группы

                    Образовательная область «Познавательное развитие»

                                       Тема: «СВЕТИТ, ДА НЕ ГРЕЕТ»

                2. НОД «Формирование  элементарных математических представлений» 

                                             для старшей группы

 

                  Образовательная область «Познавательное развитие»

                 3.  НОД «Развитие речи»   для подготовительной группы

                         Образовательная область «Речевое развитие»

                   (подготовка руки  к письму)  для старшей группы

 

                       Тема: «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ – ВЫБИРАЙ НА ВКУС!»

                   4.  НОД «Физическая культура»   для подготовительной группы

 

                         Образовательная область «Физическое развитие»

 

                   5.     НОД «Рисование»   для подготовительной группы

           Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

                                      Тема: «ОСЕНЬ - ДЕВИЦА»

                 6.         НОД «Ребёнок и окружающий мир»   для подготовительной группы

                    Образовательная область «Познавательное развитие»

                  Тема: « ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАКОГРАФИЮ» (ПДД)(сюжетное занятие)

                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_nod.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 НОД «Ребёнок и окружающий мир»   для подготовительной группы

                    Образовательная область «Познавательное развитие»

                                       Тема: «СВЕТИТ, ДА НЕ ГРЕЕТ»

Программные педагогические задачи: формировать представление о прошлом лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа); обогащать словарный запас новыми словами; развивать ретроспективный взгляд на вещи.

Материал:  настольная лампа; угольки, папки, головешки; подставка с водой; свеча, блюдце, подсвечник, листы бумаги с точечным изображением свечи – для каждого ребенка, фломастеры; иллюстрации и картинки (с изображением факела, огнива, свечи, настольной лампы, светца, способов трения, керосиновых фонарей на улице); спички ;иллюстрации с изображением светильников (торшер, бра, настольная лампа);  аудиозапись детской песни «Вместе весело шагать».

 

Словарная работа: светец, фитиль, спираль, головня, вольфрам, кремень, кресало, огниво, торшер, светильник, бра.

Подготовительная работа: чтение сказки «Огниво», «Василиса Прекрасная», «Конек-горбунок»; рассматривание альбома «История лампочки», посещение мини-выставки «Светит, да не греет».

Содержание деятельности

- Ребята! Скажите, как вы понимаете слово «следопыт»? Хотите отправиться по следам в прошлое? Для этого надо отгадать загадку:

                                   Висит без дела днем,

                                   А ночью освещает дом. (Лампочка.)

- Значит, мы отправимся в прошлое лампочки.

- Представьте себе, что вы стали следопытами. Мы с вами  узнаем, что самые главные тайны скрываются в самых простых вещах. Надо очень внимательно смотреть по сторонам, даже себе под ноги, так как предметы,  явления, растения, животные оставляют после себя следы. Нам будет встречаться вопросительный знак , который требует ответа на вопрос. Ведь пароль у следопыта: «Почему?- По тому что…»

На полу в нескольких местах лежат «угольки», а чуть дальше «загорается» костер .

- Ребята, вы что-нибудь замечаете? Откуда взялись угольки? Да , правда, вдали я вижу костер! Присядем, отдохнем на бревнышках.

- Давным-давно, когда человек жил не в домах, а в пещерах, главным источником света для него был костер.

- А как же огонь попал в костер? ( От молний).

- Если пещерному человеку надо было прогуляться по темноте или зайти в пещеру, он вытаскивал из костра горящую палку – головешку, которую звали головней, и шел с ней, но головня была неудобна - она сильно дымила и быстро гасла.

Потом люди придумали факел. Это утолщенная с одного конца палка, в котором выдалбливали углубление, наливали в него с начала  жир, а потом смолу от дерева, поджигали от костра и освещали путь или помещение. Вот так пользовались факелом.

- Но удобен ли факел? Тоже нет, а почему?(Потому что быстро прогорал)

- Да, вы правы. Свет от костра был недолгим, так как костер прогорал, а угли остывали. Однажды вот что случилось. Сильной бурей уронило дерево и завалило вход в пещеру.  Люди не могли выйти. Дети плакали от голода и холода. И тогда человек острым камнем попытался распилить это дерево. Он так долго его тер и пилил,  что дерево от трения согрелось и вспыхнуло. Так случайно человек понял, что огонь можно добыть трением.

- Вспомните, где и когда в настоящие время люди могут пользоваться трением и факелом. (В передаче «Последний герой», на Олимпийских играх.)

- Жизнь людей менялась. Они стали думать о более удобном способе освещения. Однажды, гуляя вдоль берега моря, человек наступил на камень, который, отлетев, ударился о другой, получилась искра. Так древний человек обнаружил кремень - камень, который дает хорошую искру.

- Стало легче  – появилось огниво (показывает картинку). Огниво  еще называли кресало. Кресало - это такая толстая железная пластина с насечками. Кремень заковывали в железный стержень. Ударяя кремнем о кресало, получали хорошую искру, под искру подставляли трут – специально горючий материал: сухой мох, шерсть или пакля. А носили все это в кожаном мешочке на поясе. К поясу же прицепляли и огниво: кремень с кресалом на цепочке.

- Ребята, огнивом пользовались очень долго. Наш путь следопытов продолжается, не забывайте смотреть по сторонам.

-Что-нибудь заметили? (Палочки.)

-На что похожи палочки?

-Это простая щепочка звалась лучиной, она и была освещением. Люди уже давно не живут в пещерах, строят дома, дворцы, но их нужно было освещать. Лучину делали обычно из березы, она лучше горит. Это простая щепка, заостренная на конце. Один конец лучины  закрепляли на подставке специальным зажимом. Подставка называлась светец. Под лучину ставили сосуд с водой. Почему? (Чтобы ни чего вокруг не загорелось)

- Лучины хранили в глиняной подставке. Лучину надо было правильно расположить, чтобы она лучше светила (показывает, как это делалось).

- Удобна ли была лучина? Почему?(Нет, потому что быстро прогорала и дымила)

-Прошло еще время, а человек все искал лучшие способы освещения. Продолжаем путь. На пути нам встречается … Что? (Вопросительный знак.) Он требует ответа. Читайте, что же спрашивает  вопросительный знак. Это игра «Узнай, кто я?»

Игра «Узнай, кто я?»

Детям нужно по точкам построить рисунок и узнать, о каком светильнике будем дальше говорить.

- О чем же дальше будем говорить?

-Следы привели нас к свече. Свеча более удобна, чем лучина. Свечи делали из жира животных в виде толстой палочки, а потом уже из воска пчел. В середину вставляли веревочку, ниточку, которая называется фитиль. Люди научились делать для свечей  подсвечники. (Педагог зажигает свечу и проводит опыт о появление копоти на блюдце.)

- Что вы заметили? Почему почернело блюдце?

- Да, ребята, это копоть. Она черная, маслянистая, мажется. Свеча тоже издает неприятный запах копоти.

-Чем свеча удобна? Чем нет? Что удобней: лучина или свеча?

-А человек все стремится изобрести освещение более удобное имение безопасное. Люди научились добывать нефть из земли, а из нефти делать бензин, керосин и другие нужные человеку горючие вещества, с помощью которых стали разжигать  керосиновую лампу. Вот сюда, в эту железную баночку, заливается керосин, туда же на специальном регуляторе света спускается фитиль. Он пропитывается керосином и при поджоге горит. Фитиль сделан из материалов, он плоский. Регулятором света – ручкой - можно или приподнять фитиль (тогда пламя будет больше,  или опустить фитиль (пламя может потухнуть). А чтобы лампа не коптила, ее стали прикрывать стеклянным абажуром. Стеклянный абажур от долгого горения лампы становится черным. (Показывает, как горит лампа.)

-Почему?(Потому что выделяется копоть)

-Стекло приходится часто чистить.

У баночки с боку есть ручка – держатель,  но почему- то в ней дырочка. Ребята, керосиновые  лампы подвешивали на стенку или к потолку. На улицах тоже заправляли фонари керосином для освещения ночью. (Показывает картинку.)

-Чем удобна керосиновая лампа? Чем нет? Какой бы светильник из всех перечисленных вы оставили у себя дома?

-И вот, можно сказать, совсем недавно по сравнению с прошедшими веками, всего 200 лет назад, люди придумали спички. Сначала они были стеклянные с фосфорной головкой. При легком трении спички зажигались и были очень неудобны. А теперь их делают из дерева, и они бывают самыми разными. (Показывает спички.)

-Есть специальные  ветровые спички, которые не гаснут на сильном ветру, в дождь и метель. Они нужны охотникам, геологам, морякам. Есть сигнальные, которые горят очень ярким пламенем. А есть  самые горючие спички – запалы, которые не гаснут даже в воде.

-А некоторые спички делают  из бумаги и покрывают парафином, они очень коротенькие.

- Опять на пути знак вопроса. Загадка от вашей подружки.

 Игра «Автобиография».

-Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, изящная, прозрачная. От небрежного обращения - погибаю. И становиться темно … Что это? (Лампочка.)

-Лампочку изобрел русский ученый Александр Лодыгин. В стеклянный сосуд он поместил угольный стержень. Когда через него  пропускали электрический ток, стержень быстро нагревался, светился и быстро затухал. Этот свет сравнивали со светом свечей. Одни лампочки светили как 15свячей, другие как 30.

- Ученные очень долго улучшали, совершенствовали свойства лампочки,  пока она не стала такой, как сейчас: стеклянная колба, внутри тоненькая металлическая спиралька,  прикрепленная к двум прямым проволочкам. Она плохо пропускает ток, зато сильно нагревается и ярко светит. Для спиральки подобрали специальный металл - вольфрам. Ведь он не  плавится даже при 3000 градусах. Большой враг лампочки воздух, он разрушает  металл.  Поэтому воздух из лампочки обязательно выкачивают, и там получается безвоздушное пространство. На конце у лампочки цоколь с резьбой.

-У лампочки  теперь очень много родственников. Это люстра, а еще что? Карманные фонарики, гирлянды, прожекторы, фары у машин, светофор и т.д.

-Ну вот, путешествие наше закончилось. Мы снова  пришли в детский сад. Вы были настоящими следопытами, исследователями. Мы с вами узнали: для лучины нужен светец, в свече есть фитиль, в лампе керосин, а спиралька - в электрической лампочке. Теперь в наших домах очень много источников  света. Каких?

-  На потолке? (Люстры.) На столе? (Настольная лампа.) На стене? (Бра.) На полу? (Торшер.) А всё вместе называется одним общим словом … (Светильники.)

-А предком всех лампочек и светильников является…(Огонь.)

-Огонь бывает злой, сердитый. Бывает огонь добрый. Так еще говорят о хороших людях. Так вот сегодня я дарю вам по сладкой лампочке - конфетке, чтобы у каждого из вас в душе зажегся огонь доброты и сердечности. Спасибо вам за работу!

  НОД «Формирование  элементарных математических представлений»  

                                             для старшей группы

                  Образовательная область «Познавательное развитие» 

  Программные педагогические задачи:  воспитание умственной активности; развитие внимания и умения находить правильные ответы.

                                                                                               

                             Содержание деятельности

  1. Игра «Зеркала».

Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети  – полукругом вокруг него (педагог может быть одним из играющих). Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение, и т.д.

Водящему разрешается показывать разные движения.

  1. Минутка вундеркиндов «Решите задачу».

Рыбак поймал щуку, ерша, окуня. Щуку он поймал раньше, чем окуня. Ерша позже, чем окуня. Какая рыба поймана раньше всех, а какая позже?

3. Работа в тетради.

- Вам даны большие и маленькие круги, черные и белые. Сколько здесь множеств? По каким признакам они разделены?

4. Игра «Реши задачи в стихах».

Цели: воспитание умственной активности; развитие умения находить правильные ответы.

      Семь воробьишек спустились на грядки,

      Скачут и что-то клюют без оглядки.

      Котик – хитрюга внезапно подкрался,

      Мигом схватил одного и умчался.

      Вот как опасно клевать без оглядки!

      Сколько теперь их осталось на грядке?

                               (Ни одного. Все испугались и улетели.)

Ёжик по лису шел,

На обед грибы нашел:

Два - под березой,

Один - у осины.

Сколько их будет

В плетеной корзине? (3.)

           У меня есть братик Миша

           И сестрёночка Ириша.

           Сосчитайте поскорей,

           Сколько же в семье детей? (3.)

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружек сосед.

На пенек зайчата сели

И по две морковки съели.

Кто считать, ребята ловок?

Сколько съедено морковок? (4.)

           На большом диване в ряд

           Куклы Танины сидят:

           2 матрешки, Буратино

           И веселый Чипполино.

           Помогите Танюшке

           Сосчитать игрушки. (4.)

У стены стоят кадушки,

В каждой кадушке по 1 лягушке.

Если было 5 кадушек,

Сколько было в них лягушек? (5.)

           В снег упал Антошка,

           А за ним Иринка.

           А за ней Сережка,

           А за ним Маринка.

           А потом упал Игнат.

           Сколько на снегу ребят? (5.)

                             

                           НОД «Развитие речи»   для старшей группы

                         Образовательная область «Речевое развитие»

                   (подготовка руки  к письму)  для старшей группы

                       Тема: «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ – ВЫБИРАЙ НА ВКУС!»

 Программные педагогические задачи:  учить проводить горизонтальные линии ( справа налево, слева на право), закреплять гибкость, двигательную активность пальцев рук; совершенствовать ритмические движения, переключаемость.

Оборудование: резинка на руку, карандаши неотточенные , счетные палочки (по 8 шт.на каждого ребенка), шашки из спортивной игры (по 1 шт.), простые и цветные карандаши, фасоль на тарелках, демонстрационный и раздаточные листы.

                                       Содержание деятельности

 

I. Организационный момент. Речевая гимнастика.

-Прочитайте скороговорку от лица разных зверей (мишки, зайцы, лисы и др.): «Ом - ом - ом – мы построим новый дом».

II. Сообщение темы.

- Ребята, назовите, какие вы знаете профессии. Скажите, как называются профессии людей, работающих на стройке?

1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики- строители».

Дети загибают на руках по очереди пальчики, начиная с мизинца на левой руке.

Пальчики – мальчики, вы – строители,

На стройке поработать не хотите ли?

Этот пальчик цемент и песок засыпает,

Этот - воду туда добавляет,

Этот - включает бетономешалку,

Чтобы раствор был похож на сметанку.

На этот раствор кирпичи по линейке

Каменщик уложит – получится стенка.

Кровельщик крышу покроет железом

Там высоко, мы туда не полезем.

Вот штукатур - он выровнял стенку,

Моляр постарался - покрасил панели,

Электрик свет уже включил,

Сантехник воду подключил.

Осталось только подать газ -

Прекрасный дом будет у нас!

Новоселье отпразднуем в эту субботу.

Спасибо, строители, вам за работу!

2.Массаж пальцев рук.

-Ребята, как  «шумел» песок, когда его пальчики засыпали? Мы сейчас послушаем. Возьмите не отточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите у правого уха, затем у левого.

-А сейчас поставьте локти на стол, возьмите карандаш за концы большим, указательным и средним пальцами обеих рук и покрутите его впереди назад.

                               Динамическая пауза

Координация речи с движением.

Маляры

Маляры известку носят (дети идут по кругу друг за другом, держат в руках воображаемые ведра), 

Стены кистью купоросят (повернуться лицом в круг, выполнять движения воображаемой кистью вверх- вниз),

Не спеша разводят мел (наклониться, мешать кистью в воображаемом ведре),

Я бы тоже так сумел («красят»).

3. Упражнение «Слесарь» (с фасолью).

Дети собирают фасоль в тарелочку правой, а затем левой рукой.

Мне нужны такие вещи -

                                              Молоток, тиски и клещи:

                                           Ключ, напильник и ножовка,

                                           А всего нужней – сноровка.

4. Игра – упражнение «Самосвал»

- А вот, ребята, к нам приехал настройку наш помощник – самосвал.

 

Педагог предлагает выложить левой рукой по одной счетной палочке на плоскость стола, располагая их на небольшом расстоянии друг от друга.

- А теперь возьмите шашечку, переверните ее, положите на стол слева от счетных палочек. Указательным палец правой руки вставьте в углубление и проведите этот «самосвал» по дорожке между палочек слева направо, не задевая их, при этом произноситься звук (Ж).

Проехав в правую сторону, самосвал возвращается по этой дорожке обратно. Закончив игру, дети складывают палочки по одной штуке правой рукой в коробку.

5. Гимнастика для глаз «Я - художник».

- Рисуем в воздухе лист бумаги, следим глазами за движением пальцев.

     Я взял бумагу, карандаш,

                                                Нарисовал дорогу,

                                             Направо – дом, налево сад,

                                             На ветках яблочки висят.

                                             Я свой рисунок приколол -

                                             Совсем неплохо вышел!

6. Упражнение «Мы дорисуем этот дом, а рядом с ним дорожку».

Дети рассматривают демонстрационный лист.

- Что нарисовано на картинке? (Солнышко - не хватает лучиков, домик - не хватает потолка, крыши.)

Дети проводят горизонтальные линии слева направо. Возле  дома рисуют дорожки .

III. Итог. Оценка.

                                                 

                     

     НОД «Физическая культура»   для подготовительной группы

                         Образовательная область «Физическое развитие»

          Программные педагогические задачи:  упражнять в прыжках в высоту на двух ногах через веревку; в замахе и метании на дальность способом «снизу».

Материалы и оборудование: длинный шнур или резинка, один конец которого привязан на высоту 20см, шишки.

.                                     

                             Содержание деятельности

I. Вводная часть

     Ходьба друг за другом, в полуприседе с разными положениями рук. Медленный бег со средней скоростью 3 мин. 20с.(300м). Ходьба. Сделать 3-4 глубоких выдоха. Построение в четверки.

II. Основная часть.

А) Общеразвивающие упражнения: комплекс №4.

1. «Глазки» (кинезиологическое упражнение).

                                  Глазки нужно открывать,

                                  Чудо чтоб не прозевать.

Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30с.

 (10 раз.)

2. «Шея» (кинезиологическое упражнение).

                                  Подбородок опусти

                                  И головкой покрути.

Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно.

(10 раз.)

3. «Внимание» (кинезиологическое упражнение).

                                  Чтоб внимательными быть –

                                  Нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку внимания, которая расположена в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох.

(10 раз.)

4. «Крылья» (дыхательное упражнение).

                                  Крылья вместо рук у нас,

                                  Так летим мы - высший класс!

И.п. - ноги слегка расставлены.

1 – 2 - руки через стороны поднять вверх (вдох).

3 – 4 - опустить руки вниз, сказать «Вниз» (выдох).

(10раз.)

5. «Поднимемся на носочки» (дыхательное упражнение).    

                                  Хорошо нам наверху!

                                  Как же вы без нас внизу?

И.п.  - ноги слегка расставлены.

1 – 2 - медленно подняться на носки, одновременно поднимая руки, посмотреть на них – вдох.    

3 – 4 - медленно присесть (спина прямая), колени в сторону, руки опустить вперед и произнести звук «ш-ш-ш».

 (10 раз.)

6. «Покачивание» (дыхательное упражнение).    

                                 Покачаемся слегка,

                                 Ведь под нами облака!

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – 2 - наклон вправо «кач» (вдох).

3 – 4 - наклон влево «кач» (выдох).

(10раз.)

7. «Поворот» (дыхательное упражнение).    

                                 Надо посмотреть вокруг

                                 Рядом ли летит мой друг?

И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 - поворот туловища вправо (вдох).

2 - И.п. (выдох).

3 - поворот туловища влево (вдох).

4 - И.п. (выдох).

(10раз.)

Б) Основные движения.

1. Бег со средней скоростью 1мин 20 с (200м). Ходьба. Дыхательные упражнения.

2. Прыжки в высоту друг за другом с разбега, с подтягиванием ног при переносе их через шнур, и мягкое приземление.

3. Бег со средней скоростью 1мин 20 с (200м). Ходьба. Дыхательные упражнения.

4. Метание шишек  правой и левой рукой на дальность способом «снизу».

5. Медленный бег со средней скоростью 3мин 20 с (300м). Ходьба. Дыхательные упражнения.

В) Подвижные игры «Два мороза»; «Кто ушел?».

III. Заключительная часть.

Спокойная ходьба по площадке.

                       

                    НОД «Рисование»   для подготовительной группы

           Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Тема: «ОСЕНЬ - ДЕВИЦА»

  Программные педагогические задачи: Научить детей передавать образ осени в изобразительной деятельности, познакомить с элементами костюма.

Материалы :

1. Аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года».

2. Репродукция картин И.Левитана «Золотая осень», И.Грабаря «Рябина», И.Остроухова «Золотая осень» и др.

3. Стихи З.Федоровской «Осень», А.Барто «Осенью», Г.Исаевой, О.Высотской.

4. Нарисованный простым карандашом силуэт куклы.

5.Гуашь, кисти, вода.

Подготовка к работе

- Погуляйте вместе с детьми в осеннем лесу или парке, если нет такой возможности, можно прогуляться по территории детского сада.

- Обратите внимание детей на красоту осенней поры.

Техника рисования

 Традиционные приемы рисования гуашью.( Кисти должны быть не очень толстыми, чтобы удобнее было прорисовывать мелкие детали костюма.)

                           

  Содержание деятельности:

1. Беседа воспитателя с детьми.

Воспитатель демонстрирует картины и задает детям вопросы.

- Какое время года изображено на картинах? Какие краски используют художники для передачи колорита осени?

Звучит музыки П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года».

Воспитатель читает детям стихи об осени.

***

Красавица осень спешила на бал,

                                    Меняла наряды, цвета, украшения.

                                    И что же – последний листочек опал.

                                    Расстроилась Осень, ей нет утешенья.

                                    И хлынули слезы дождем проливным,

                                    И холодно ей, и пропали надежны.

                                    Ты, Осень, не плачь, не грусти, подожди,

                                    И новые мы нарисуем одежды.                

                                                                 Г. Исаева

 

                           

 Осень

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!                

                 З. Федоровская

   

                ***

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

                            (О. Высотская)

Затем воспитатель предлагает детям нарисовать красавицу Осень. Воспитатель вместе с детьми перечисляют элементы костюма: платье, юбка, кокошник, плащ, бусы, веер, башмачки, зонтик, шляпа и т.д.

2. Рисование.

Дети берут листки с силуэтами кукол и начинают рисовать. Воспитатель оказывает помощь, если это не обходимо.

Пусть дети придумают имя своей осени и заберут своих кукол домой.

         

                 НОД «Ребёнок и окружающий мир»   для подготовительной группы

                    Образовательная область «Познавательное развитие»

 

Тема: « ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАКОГРАФИЮ» (ПДД)

(сюжетное занятие)

Программные педагогические задачи: закрепить знания о назначении светофора, названиях видов транспорта; расширить знания о правилах поведения на улице; развивать внимание, логическое мышление, умение различать дорожные знаки (предупреждающие, предписывающие, запрещающие и информационно-указательные); совершенствовать координацию движений.

Форма проведения: сюжетное занятие.

Словарная работа:

  • существительные: переход, дорожные знаки, светофор, повар, полицейский, регулировщик, доктор, жезл, автобус, самолет;
  • прилагательные: указательные, предупреждающие, предписывающие, запрещающие, грузовая, дорожный, пожарная, аварийная, снегоуборочная, поливальная, переходные.

Оборудование: большое игровое поле с изображением пешеходных переходов, перекрестков, макеты дорожных знаков, действующий макет светофора, нагрудные дорожные знаки, дидактические занимательные задания и игры (см. Приложение), демонстрационный материал по теме «Транспорт».

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы по теме (С.Михалков, Н.Носов), заучивание стихов (Я. Пишумов «Песенка о правилах», В. Кожевников «Светофор»), разучивание песни «Правила дорожного движения» (муз. Т. Ломовой).

2. Дидактические игры «Прогулки по городу», «Поставь знак», «Дорожные знаки».

3. Экскурсия на перекресток.

4. Беседы: «Улица города», «Наш друг - светофор».

5. Целевая прогулка «Наблюдение за транспортом нашей улицы».

                               Сценарий сюжетного занятия

 Организационный момент:

Воспитатель. Ребята, сегодня я получила письмо. Посмотрите, вот конверт. Обратного адреса нет, но на конверте написана загадочная цифра. Может, это номер нашего детского сада? Наверное, кто-то нуждается в нашей помощи. Давайте поскорее откроем конверт и посмотрим, что же в нем.

Воспитатель достает письмо и читает.

«Дорогие ребята, мы - жители Знакограда - обращаемся к вам. Жили мы дружно, но пришло в наш город злое чудовище. Оно перепутало все дорожные знаки, испортило и заколдовало все светофоры. И сейчас в нашем городе полная неразбериха, что может привести к печальным последствиям. Поэтому мы просим у вас помощи.

                                                                С уважением, все жители Знакограда».

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мы должны помочь?

Дети. Да, мы обязательно должны помочь.

Воспитатель. Тогда нужно срочно отправляться в этот город, чтобы навести в нем порядок. А чтобы быстрее добраться туда, мы должны выбрать самый быстрый вид транспорта.

Дидактическое задание «Кто быстрее доберется до города».

Показывает картинки с видами транспорта и пешеходом.

Дети. На самолете мы быстрее долетим, чем на машине или пешком.

Воспитатель. Ну, тогда в путь.

Дети (вместе).

Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился: ж-ж-ж!

К облакам поднялись,

Шасси убрались.

Вот лес, мы тут

Приготовим парашют.

Толчок, прыжок, летим, дружок!

Парашюты все раскрылись,

Дети мягко приземлились.

Вращение рук, согнутых в локтях, перед грудью. Поочередное сгибание ног, согнутых в коленях. Руки на поясе.

Расставив руки в стороны, покачиваясь, изобразить крылья самолета.

Развести руки над головой в стороны, изображая раскрытие парашюта, затем плавные приседания.

Работа по теме с использование дидактических игр и заданий.

Воспитатель. Ребята, мы с вами прибыли в Знакоград. Давайте осмотримся.

Дети. Никто нас не встречает…Какой здесь беспорядок!

Воспитатель. Ребята, посмотрите сюда, что это такое?

                Встало с краю улицы в длинном сапоге

                Чучело трехглазое на одной ноге.

                Где машины движутся, где сошлись пути,

                Помогает улицу людям перейти.    

                                                                (Л. Сандлер)

Дети. Это светофор. Но он не работает.

Воспитатель. Если правильно ответим на вопросы, то мы расколдуем светофор. Для чего нам нужен светофор?

Дети. Чтобы безопасно перейти улицу.

Воспитатель. А что обозначают сигналы светофора?

Дети. Красный – стой, желтый – жди, а зеленый проходи!

Чтение стихотворения заранее приготовленного ребенком.

                      Нужно слушаться без спора

                      Указаний светофора.

                      Нужно правила движения

                      Выполнять без возражения.

Воспитатель. Все вместе споем «Песенку светофора».

(Муз. Ю. Чичкова, сл. Г. Демыкиной.)

- А сейчас, выполнив задания, мы узнаем, работает ли наш светофор. Первое: необходимо обвести человечка и отгадать команду светофора. (Дети выполняют задания за столами.)

Дети. Это команда светофора «Иди».

Воспитатель. Какой глазок светофора должен гореть?

Дети. Зелёный.

 Воспитатель. Следующее задание: дорисовать вторую половину рисунка и назвать команду светофора.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Как называется эта команда светофора?

Дети. Это команда «Стой», горит красный огонек.

Воспитатель. Какие команды светофора вы ещё знаете?

Дети. Есть команда светофора «Приготовиться», или «Жди», - желтый огонек.

Воспитатель. Раскрасьте команды светофора.

Дети выполняют задание.

- Светофор мы привели в порядок. (Включает светофор.) Но у нас еще много дел впереди. Все дорожные знаки в Знакограде перепутаны, а некоторые даже порваны. Нам нужно починить их и расставить по своим местам. Я предлагаю собрать дорожные знаки из двух половинок и рассказать, что обозначает каждый знак.

Дети линиями соединяют половинки знаков и рассказывают о них.

Воспитатель. А вы знаете, как называются эти знаки?

Дети. Знаем. Есть знаки указательные, предупреждающие, предписывающие и запрещающие.

Воспитатель. Как вы отличаете запрещающие знаки от других?

Дети. Если круг увидишь красный -

          Обязательно запрет.

          И подумав, ты поймешь,

          Что «Дороги дальше нет».

Воспитатель. Найдите все запрещающие знаки и расставьте их справа от светофора. (Дети отбирают среди всех знаков запрещающие и ставят их справа от светофора.)

- А эти знаки надо раскрасить и назвать одним словом.

Дети. Это предупреждающие  знаки. Они расположены в красных треугольниках. (Раскрашивают их.)

Воспитатель. А как называются знаки, которые нам помогают найти разные службы? Например, таксофон, медицинский пункт?

Дети. Это указательные знаки. Они нарисованы в синем прямоугольнике.

Воспитатель. Я предлагаю вам сейчас  навести порядок с сервисными указательными знаками. Соедините дорожный знак с нужным объектом.

Дети. Сервисный знак «Пункт питания» мы соединили линией со столовой; знак «Пункт медицинской помощи » - с больницей; знак «Таксофон» - со зданием почты и телеграфа. Это сервисные знаки, они расположены в синем прямоугольнике. А в треугольнике – предупреждающий знак «Дети», и мы его соединим линией с детским садом.

Воспитатель. Значит, этот знак предупреждает детей?

Дети. Нет. Этот знак предупреждает водителей, что по близости находятся дети и надо двигаться осторожней.

Воспитатель. Каким видом транспорта можно добраться до этих пунктов?

Ответы детей: В детский сад дети едут на микроавтобусе.

                          На телеграф ходит почтовая машина.

                          В столовую везут хлеб на грузовой машине.

                          В больницу больного везут на машине скорой помощи.

Воспитатель. Ребята, перепутанных знаков осталось совсем немножко. Правильно распределив следующие знаки, соединив их соответствующими кругами, мы наведем среди них порядок.

1-й ребенок. Два знака запрещающие – мы соединяем их с красным кругом.

2-й ребенок. Три знака предупреждающих, в треугольниках, мы соединили их с желтым кругом. И осталось два знака указательных.  

Воспитатель. Какие знаки вы соединили с зеленым кругом?

Дети. С этим кругом мы ничего не соединили. Среди наших знаков нет предписывающих.

Воспитатель. Молодцы, ребята, можно немного отдохнуть.

Динамическая пауза. Игра «Красный, желтый, зеленый».

Описание. Дети встают в круг. Воспитатель - в центре круга. Звучит подвижная музыка. Дети передвигаются по кругу. Воспитатель поднимает карточку - круг красного цвета. Музыка приостанавливается, дети тоже останавливаются.  Воспитатель поднимает карточку - круг зеленого цвета. Звучит музыка, дети передвигаются по кругу. Воспитатель поднимает карточку - круг желтого цвета. Музыка приостанавливается, дети тоже.

Игра проводится 2-3 раза.

Воспитатель. А сейчас, правильно соединив слоги и прочитав слова, вы узнаете названия зашифрованных машин, которые помогут навести чистоту в городе Знакограде. (Начинать читать надо от центра против часовой стрелки.)

Ответы детей: Первая машина пожарная.

                        Вторая машина аварийная.  

                        Третья машина – «полиция».

                        Четвертая машина поливальная.  

                        Пятая машина снегоуборочная.

Воспитатель. Но всеми этими машинами управляют люди. В нашем городе Знакограде живут люди разных профессий.

Показывает картинки с изображением представителей профессий.

- Люди каких профессий нарисованы на этих картинках?

Дети. Здесь нарисованы: музыкант, рабочий, повар, регулировщик, доктор.

Воспитатель. Что перепутал художник? Исправьте.

Ответы детей: Музыканту надо дать скрипку.

                         Повару надо дать сковороду и половник.

                         Рабочему молоток и лопату.

                         Регулировщику жезл.

                         Доктору – шприц.

Итог занятия:

Звучит музыка.

Воспитатель. В нашем городе Знакограде наведен порядок. Везде чистота, улыбки на лицах людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации и конспекты занятий для старшей и подготовительной групп.

Одной из задач решаемых на этих занятиях логопедом   является коррекция общей , мелкой и артикуляционной моторики  с помощью элементов логоритмики,пальчиковой гимнастики ,  и...

Конспекты НОД для старшей и подготовительной группы

Кнтспекты НОД для детей старшей и подготовительной группы...

Конспекты НОД для старшей и подготовительной группы

Кнтспекты НОД для детей старшей и подготовительной группы...

Конспекты НОД для старшей и подготовительной группы

Кнтспекты НОД для детей старшей и подготовительной группы...

Конспекты НОД для старшей и подготовительной группы

Кнтспекты НОД для детей старшей и подготовительной группы...