Главные вкладки

    Коррекционная ритмика
    консультация на тему

    Кирилова Татьяна Григорьевна

          У детей с ЗПР могут страдать как эмоционально – волевая сфера, так и двигательная. Поэтому необходима четкая координация работы всех педагогов – участников коррекционно- развивающей работы и родителей .                                                           

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon korrektsionnaya_ritmika.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коррекционная ритмика

          У детей с ЗПР могут страдать как эмоционально – волевая сфера, так и двигательная. Поэтому необходима четкая координация работы всех педагогов – участников коррекционно- развивающей работы и родителей .                                                           С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизирует мышление.    Музыкальные игры снимают психо- эмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Многие исследователи в своих работах показали, что музыкально- ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно- психического склада, эмоционально- волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности поведения хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике.                                                                                   Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии посредством специально подобранных упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Ее целью является профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.                                                               Занятия коррекционной ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания. Развитию моторных функций. Выработке правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.                                                          На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.

    Можно выделить несколько блоков задач, реализуемых на занятиях:                          1.Развитие и коррекция основных видов движений. Это игры и упражнения, направленные на:                                                                                                                             - нормализацию мышечного тонуса, тренировку отдельных групп мышц;                                       - выработку правильной осанки, чувства равновесия;                                                                   - развитие точности, плавности;                                                                                                         -согласование движений с музыкальным темпом и ритмом;                                                                             - согласование движений с пением.

    Пример: Упражнение «Часы».

    Цель: укрепление боковых мышц туловища, развитие чувства ритма.

    И.П. Дети стоят свободно, опустив руки вдоль туловища

    Тик-так, тик-так, часы стучат                        Пропевая текст, дети одновременно              И нам с тобой о многом говорят,                        делают поочередные наклоны Что день прошел и спать пора                        вправо – влево.                                    Устала наша детвора                                                                                                                            Все спят, а часы всю ночь стучат                                                                                                                       И наш покой хранят.

    2.Развитие и коррекция психических функций, совершенствование психомоторики.                                                                                                                                                  Игры и упражнения, направленные на:                                                                                      - развитие быстроты и точности реакции на звуковые сигналы;                                                 - развитие различных качеств внимания;                                                                                                      - развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой)

    Пример: Упражнение «Четыре стихии».                                                                              Цель: развитие внимания, выработка условных двигательных реакций.                Слово «земля» - опустить руки вниз, слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение кистями рук.Рекомендуется называть слова в разной последовательности, иногда провоцировать детей повторением одного и того же слова.

    Упражнение «Тропинка».                                                                                                     Дети делятся на две команды. Если педагог говорит: «тропинка», участники каждой команды становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит «копна», все участники направляются к центру своего круга, соединив руки вверху. Если- «кочки». Все участники приседают. Положив руки на голову. Команда выполняющая упражнение правильно и согласованно, считается выигравшей.

    1. Развитие способности ориентироваться в пространстве.                                                     Игры и упражнения, направленные на:                                                                                    - ориентировки в собственном теле;                                                                                 - ориентировки в пространстве зала;                                                                                         - способности к словесному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх- вниз и т.д.)

    Пример: Упражнение «Запомни свое место в колонне».

    Цель: развитие зрительной памяти и ориентировке в пространстве.

    Педагог предлагает детям запомнить свое место в колонне. Звучит музыка, дети двигаются в колонне маршевым шагом. При смене музыки разбегаются врассыпную. С окончанием музыки они должны выстроиться в колонну в том же порядке.

    Развитие эмоционально- волевой сферы и личностных качеств.

    Игры и упражнения, направленные на:

    - формированию способности к пониманию различных эмоциональных состояний;

    - развитию способности к созданию выразительного образа;

    - развитие умения выполнять совместные действия, а так же на развитие коммуникативных навыков.

    Пример: Упражнение «Кошка».

    Цель: развитие образных движений.

    Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения по тексту.

    Осторожно, словно кошка, до дивана от окошка

    на носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.

    А теперь пора проснуться, распрямиться. Потянуться.

    Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну.

    А теперь крадусь, как кошка, спинку я прогну немножко.

    Я из блюдца молочко полакаю язычком.

    Лапкой грудку и животик я помою, словно котик.

    И опять свернусь колечком, словно кот у теплой печки.

    Важной составляющей занятия являются дыхательные упражнения. Важно постоянно следить за правильностью дыхания детей. Правильное дыхание не только позволяет развивать все психические процессы, регулировать эмоциональные состояния, значительно увеличивать скорость протекания мыслительных операций, но и длительно сохранять приобретенные навыки и умения. Дыхательные упражнения также направлены на профилактику острых респираторных заболеваний.

    В занятия по коррекционной ритмике также включены игры и они имеют особое значение. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребенка. Вызывает стремление осознать правила игры, дает возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы достичь в ней успеха, ребенку необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Следует также отметить. Что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей.

    Пример: Подвижная игра «Скучно, скучно так сидеть».

    И.П. Играющие сидят на стульях вдоль одной стены зала. У противоположной стены тоже стулья, но на один меньше.

    Педагог говорит: Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться?

    Как только педагог закончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Кто остался без стула, считается проигравшим.

    Завершаются занятия релаксационными упражнениями, которые сопровождаются тихой, спокойной музыкой. Если ребенку трудно расслабиться, взрослому следует слегка погладить ребенка по рукам, ногам. Можно легонько потрясти руку или ногу ребенка. Это также поможет ребенку ощутить состояние расслабленных мышц.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплекс занятий по коррекционной ритмике

    Комплекс занятий по коррекционной ритмике для детей с задержкой психического развития.  Тематические занятия на каждый месяц включают в себя разнообразные упражнения: на развитие памяти, мышления...

    Непрерывная непосредственно образовательная деятельность по коррекционной ритмике "Карнавал животных"

    Данная непрерывная непосредственно образовательная деятельность помогает формированию у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья поср...

    Роль коррекционной ритмики в формировании гармоничной, социально адаптированной личности ребенка с нарушением зрения

    В статье представлен опыт коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения. Раскрыто значение и результативность применения занятий коррекционной ритмико...

    Серия конспектов занятий коррекционной ритмикой

    В материале представленна серия конспектов занятий коррекционной ритмикой для детей с нарушением зрения. Занятия расчитанны на детей старшего дошкольного возраста....

    "Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР"

    В данной статье говориться о проблемах детей задержкой психического развития ,и как с помощью коррекционной римитки можно им помочь....

    Коррекционная ритмика "Зимующие птицы"

    Коррекционная ритмика для старших дошкольников с ЗПР по теме "Зимующие птицы"...

    Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике

    «Коррекционная ритмика» (КР) – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психи...