Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа "Родитель - ребенок - педагог".
консультация на тему

Жигунова Наталья Николаевна

     Роль семьи состоит в постепенном введение ребенка в общество. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладения им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Прямая функция семьи как социального института – воспитание, обучение ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_dou_s_roditelyami_doshkolnikov.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ

С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Программа «Родитель-ребенок-педагог»

                                 

                                                                                               воспитатель

                                                                                               Жигунова Н.Н.

г. Каменска-Уральского

2014

Содержание

Введение……………………………………………………………......................3

  1.  Мониторинг взаимодействия в системе «Родитель-ребенок-педагог»………………………………………………………………….. ..5
  2. Анализ взаимодействия с родителями, как участниками образовательного процесса……………………………………………….7
  3. Оценка результатов от реализации программы «Родитель-ребенок-педагог»…………………………………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………...9

Список литературы………………………………………………………10

Введение

             Особое внимание в сфере образования уделено развитию собственной активной позиции ребенка. Закон Российской Федерации «Об образовании» определил новый статус дошкольного учреждения как образовательного, тем самым, утверждая, что дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом. На сегодняшний день проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами.

             Роль семьи состоит в постепенном введение ребенка в общество. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладения им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Прямая функция семьи как социального института – воспитание, обучение ребенка. Проведенный опрос родителей в МДОУ №95 в младшей группе подтвердил эту приоритетную ценность: на первое место воспитание детей поставили 64,4 отцов и 82,2 матерей.

             При всей своей универсальности и незаменимости семейное воспитание не обеспечивает гармоничного и разностороннего развития личности.  Многочисленные наблюдения за воспитанием ребенка в семье, особенно молодой, убеждают нас в том, что проблемы в воспитании обусловлены недостатком педагогических знаний, умений родителей.  Родительское воспитание в определенных условиях может быть неблагоприятным и ставить его здоровье на грань психо-эмоционального напряжения. В частности, если родитель чувствует себя несчастным, замыкается в себе, все эти проблемы крайне затрудняют ребенку возможность адаптироваться в жизни.

             Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое психологическое и педагогическое просвещение. От качества работы детского сада в значительной мере зависит уровень психологической и педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

             В связи, с чем педагогу дошкольного образования необходимо пересмотреть формы и методы организационного образовательного процесса, предоставить ребенку самостоятельность, инициативу в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре, что обеспечивает развитие собственной активной позиции у ребенка, которую можно, по моему мнению, сформировать через организацию образовательного процесса по методу проектной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются: «Родитель-ребенок-педагог».

             Цель программы – развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.

     Задачи программы:

- выработать  единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;

- оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

- сформировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;

- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

     Объект программы - педагогическая помощь родителям воспитанников.

     Предмет программы - содержание и формы педагогической помощи.    

     На основании вышеизложенного  я выделила объект и предмет исследования в реализации программы.

     

Мониторинг взаимодействия в системе «Родитель-ребенок-педагог»

          Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо единство подходов в воспитании.

                                 Таблица № 1

Мониторинг взаимодействия в системе «Родитель-ребенок-педагог».

Деятельность

Вид деятельности

Ожидаемый результат

Диагностическая

Наблюдение, анкетирование, устные опросы педагогов, родителей и детей

Выявить педагогические методы и формы работы педагогов в процессе взаимодействия в системе «Родитель-ребенок-педагог»

Контрольная

Текущая

Определить пути активизации родителей в образовательный процесс

Аналитическая

Текущая, предварительная

Выявить факторы, способствующие (препятствующие) совместной деятельности в системе «Родитель-ребенок-педагог»

Информационная

Внутренняя, тематическая

Корректировать план  взаимодействия в системе «Родитель-ребенок-педагог» с целью активизации родителей в образовательном процессе

              Подведение итогов реализации программы проходит в форме «круглого стола», цели которого:

-  определить новые формы и методы взаимодействия «Родитель-ребенок-педагог» в плане единых подходов в воспитании ребенка;

- выявить эффективность и подвести итоги реализации программы «Родитель-ребенок-педагог»;

- выявить противоречия, возникающие при реализации программы «Родитель-ребенок-педагог».

             Внедрения новых современных технологий обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развивает социальную, коммуникативную, деятельностную, информационную.

             Реализация программы проходит по средствам:

-  аудиовизуальные: теле-, мультимедийная система; фотоаппарат.

- учебно-наглядные пособия: памятки, анкеты, буклеты, выставки (фото, рисунков, поделок).

             Одним из направлений работы является просветительское,  т. е просвещение родителей, повышение родительской компетентности по вопросам воспитания подрастающего поколения, воспитание и сохранение семейных традиций.

             Познавательное направлено на обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалиста ДОУ (музыкальным руководителем, учителем логопедом, инструктором по ФИЗО) по реализации образовательной  программы  обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равномерными участниками образовательного процесса.

- «Открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий, театрализации и проведением нерегламентируемой деятельности;

- индивидуальные беседы.    

             Наиболее эффективным направлением является практически-действенное направлено на развитие мотивации родителей, на сотрудничество с детским образовательным учреждением, т.к. у человека испытывающего мотивацию интереса, существует желание расширить опыт путем включения новой информации. Именно это оживление обеспечит связь интереса с активностью родителей. Опираясь на интересы родителей, формировать дополнительную мотивацию посещения мероприятий детского сада, предлагать упражнения, задания, идеи  и игры для дома. Родители посещают консультации, обращаются за советами делятся семейным опытом.

    Таким образом, я считаю, что на сегодняшней день совместное с семьей воспитание детей в условиях ДОУ обеспечивает развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых. Родители должны стремиться вырастить, хорошо воспитать малыша, педагоги – помочь в этом родителям.    

Анализ взаимодействия с родителями, как участниками образовательного процесса

             Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитании ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др.

             Обеспечить качество образования не возможно без организации взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса. В соответствии с этим каждое дошкольное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

             Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс. Целью моей работы с родителями является: вовлечение в единое образовательного пространства родителей, оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений.

             Совместная работа планируется с родителями, музыкальным руководителем, учителем логопедом, инструктором по ФИЗО.

                             Таблица № 2

Взаимодействие с участниками образовательного процесса.

Родители

Музыкальный руководитель

Учитель-логопед

Инструктор по ФИЗО

Специальные  игры и упр-ия; специально созданные ситуации с использованием настольных и подвижных игр; общение в бытовых ситуациях.

Двигательные упр-ия; пальчиковые игры; дыхательные упр-ия; упр-ия на координацию; звукоподражание, имитация звуков; упр-ия для голосового аппарата; упр-ия для развития мимики; игры с языком; ходьба под музыку.

Пальчиковые игры; подвижные игры на развитие общей моторики.

Подвижные игры; дыхательная гимнастика; самомассаж лица и шеи в процессе занятия; массаж ладоней различными предметами; комплексы упражнений для укрепления мышц живота, спины.

 

   

Оценка результатов от реализации программы «Родитель-ребенок-педагог»

Оценить результативность действия семейного воспитания можно с помощью нескольких вариантов.  

              На первом этапе проведения диагностики взрослый наблюдает за особенностями поведения в процессе организации сюжетно-ролевой игры и задает вопросы детям по анкете. А также ребенку перечисляется  набор признаков, характеризующих разные положительные качества мальчиков и девочек. Затем аналогично перечисляются «плохие» качества.  Тем самым реализуется принцип смены социальной позиции ребенка в ситуации принятия им социальной роли является методика «Лото». Она заключается в том, что ребенок, имея набор карточек с изображением различных предметов реальной и сказочной жизни. Именно при раскладе детьми предметов особенно отчетливо проявился характер взаимоотношений в семье, распределения в ней ролей и обязанностей между взрослыми. Этот этап является наиболее важным для анализа того, как идеальные образцы семейных отношений.

             Существует и другой способ вовлечения ребенка в образовательный процесс предложить сделать ему цветной фон из пластилина, размазав его на плоскости; на этом фоне расположить окошки, которые могут быть разными по размеру и форме. После выполнения задания проводится беседа по картинкам, которые получились. В результате ответов детей могут  быть выделены следующие варианты описания ситуаций:

- связанных с взаимодействием с родителями (Ходили кататься на каруселях с братом, сестрой, мамой и папой);

-  в ситуации связанной с взаимодействием между родителями (Убежала кошка, мама с папой писали объявления, чтобы его найти);

- взаимодействие членов семьи между собой, направленное на достижение общей цели (Болел, а папа с мамой меня лечили, читали сказки».

               Таким образом, успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и детского сада.

Заключение

             Содержание программы взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников способствует осознанию родителей особенностей их взаимоотношений с детьми, формированию мотивации к их изменению, поиску новых способов детско-родительских отношений. В программе уделено внимание умственному развитию детей, так как оно во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи. Особое  место в нравственном воспитании ребенка занимает труд, в котором вырабатываются такие качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родителям необходимо знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням.

                 Важная роль в программе отведена сохранению семейных традиций и ценностей. Необходимо, чтобы родители заботились и об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.

                Таким образом, сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направлено на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий. Форма сотрудничества семьи и ДОУ наполняется новым содержанием: родители становятся участниками педагогического процесса, они введены внутрь этого процесса, что позволит успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к будущим достижениям выпускников ДОУ в школе.  

             Итак, изучение семьи на современном этапе является важной стороной и взаимодействия ДОУ с родителями и детьми. Все содержание  программы способствует успешному семейному воспитанию.

        

Список  литературы

1. Закон Российской Федерация «Об образовании»

2.  Дронь А.В.,  Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников.

-СПб, 2012.

3.   Микляева Н.В.Воспитание ребенка чудом. – М.: 2012.

4.  Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду.  - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

5.  Козлова А.В. Общение ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия специалистов с родителями дошкольников

Содержание работы с родителями мы предлагаем реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:• информационно-аналитические;• консультационно-просветительские;• ор...

Методическое сопровождение воспитателей в процессе организации взаимодействия с современными родителями дошкольников

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» и вступлением в силу Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникли ...

Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников средней группы (4-5 лет)

Перспективный план работы с родителями детей средней группы (4-5 лет)...

Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников в старшей группы (5-6 лет)

Перспективный план взаимодействия  с семьями воспитанников  старшей группы (5-6 лет)...

Мини-музей как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников

Организация мини-музея – интересная и увлекательная форма работы...

Технология эффективного взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников

Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей.Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллекту...