Консультация для педагогов
консультация на тему
Роль дидактических игр в формировании восприятия целостности представлений старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
Роль дидактических игр в формировании восприятия целостности представлений старших дошкольников
Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь полученный опыт от окружающего мира в форме представлений и образов предметов, и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли психологи и педагоги - А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.
Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие- то предметы или явления из других похожих на него. Таким образом,развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех других,более сложных познавательных процессов, в системе которых оно приобретает новые черты.
В психологии одним из свойств восприятия выделяют целостность: воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющееопределенную структуру. Именно целостное восприятие обеспечиваетнакопление жизненного опыта, т.к. образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшем восприятием окружающего мира. Образы предметов подготавливают руку, глаз и другие органы чувств воспринимать похожие предметы ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, не умеют разлагать целое на части и снова объединять части в целое. Им характерно смешивать части и целое. Восприятие вещей остается глобальным, без различения деталей. Дети воспринимают детали как самостоятельный объект, а не как части целого, и именно поэтому они оказываются чувствительны к ним. При восприятии предметов существенное значение играет то, какая частьрассматривается, какую роль она играет в целом предмете. Осмысленному восприятию ребенка учит взрослый на материале явлений природы, предметов обихода и искусства. Важно у детей развивать наблюдательность, умение смотреть и видеть, а это, как правило, происходит посредством игры. В играх для развития целостных представлений дошкольники выполняют различные действия с предметами: конструируют предмет и составные элементы; узнают предмет по нескольким элементам или его назначению и т.д. Основная цель таких игр - это научить ребенка узнавать предмет по его отдельным признакам или частям.
В данном педагогическом исследовании, осуществленном на базе детского сада г. Бийска, была сделана попытка определить роль дидактических игр в формировании восприятия целостности представлений старших дошкольников. В данном исследовании были поставлены следующие задачи: определить роль дидактических игр в формировании восприятия целостных представлений; разработать систему дидактических игр, повышающих уровень восприятия целостных представлений старших дошкольников. Вэксперименте участвовало 20 детей старшей группы. Псиколого педагогический эксперимент включил в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В констатирующем эксперименте для выявления уровня сформированности восприятия целостности представлений старшин дошкольников использовалась методика Г.А.
Урунтаевой, Д.Б. Афонькиной. Исследование показало, что 3 °/о детей имеютвысокий уровень сформированности восприятия целостного предмета, 50°/о детей — средний, 20°/о детей — низкий.
В ходе формирующего эксперимента были подобраны игры на формирование восприятия целостности представлений: «Что не дорисовано?», «Чего не хватает?», «Собери игрушку», «Дострой», «Головоломка», «Угадай и дорисуй» и др.
Для проведения контрольного эксперимента была использована те же методика и критерии, что и в констатирующем эксперименте. На основе полученных данных, занесенных в сводные таблицы, были получены следующие результаты: у детей экспериментальной группы высокий уровень сформированности восприятия целостного предмета повысился на 15о/о, в то время как высокий уровень контрольной группы повысился на 5o/о.
Контрольный эксперимент показал эффективность выбранной системы дидактических игр, что позволило сделать необходимым включение в
повседневную деятельность специально подобранных дидактических игр и упражнений. В процессе исследования были отмечены качественные изменения в формировании восприятия целостности представлений.
Таким образом, результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, указывают на большую роль дидактических игр в формировании восприятия целостности представлений старшин дошкольников.
Воспитатель: Анпилова О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-154334-1469968670.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....