Консультация для педагогов
консультация на тему

Анпилова Ольга Викторовна

Роль дидактических игр в формировании восприятия целостности представлений старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc73.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Роль дидактических игр в формировании восприятия целостности представлений старших дошкольников

Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь полученный опыт от окружающего мира в форме представлений и образов предметов, и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли психологи и педагоги - А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.

Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие- то предметы или явления из других похожих на него. Таким образом,развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех других,более сложных познавательных процессов, в системе которых оно приобретает новые черты.

В психологии одним из свойств восприятия выделяют целостность: воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющееопределенную структуру. Именно целостное восприятие обеспечиваетнакопление жизненного опыта, т.к. образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшем восприятием окружающего мира. Образы предметов подготавливают руку, глаз и другие органы чувств воспринимать похожие предметы ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, не умеют разлагать целое на части и снова объединять части в целое. Им характерно смешивать части и целое. Восприятие вещей остается глобальным, без различения деталей. Дети воспринимают детали как самостоятельный объект, а не как части целого, и именно поэтому они оказываются чувствительны к ним. При восприятии предметов существенное значение играет то, какая частьрассматривается, какую роль она играет в целом предмете. Осмысленному восприятию ребенка учит взрослый на материале явлений природы, предметов обихода и искусства. Важно у детей развивать наблюдательность, умение смотреть и видеть, а это, как правило, происходит посредством игры. В играх для развития целостных представлений дошкольники выполняют различные действия с предметами: конструируют предмет и составные элементы; узнают предмет по нескольким элементам или его назначению и т.д. Основная цель таких игр - это научить ребенка узнавать предмет по его отдельным признакам или частям.

В данном педагогическом исследовании, осуществленном на базе детского сада г. Бийска, была сделана попытка определить роль дидактических игр в формировании восприятия целостности представлений старших дошкольников. В данном исследовании были поставлены следующие задачи: определить роль дидактических игр в формировании восприятия целостных представлений; разработать систему дидактических игр, повышающих уровень восприятия целостных представлений старших дошкольников. Вэксперименте участвовало 20 детей старшей группы. Псиколого педагогический эксперимент включил в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В констатирующем эксперименте для выявления уровня        сформированности        восприятия        целостности представлений старшин дошкольников использовалась методика Г.А.

Урунтаевой, Д.Б. Афонькиной. Исследование показало, что 3 °/о детей имеютвысокий уровень сформированности восприятия целостного предмета, 50°/о детей — средний, 20°/о детей — низкий.

В ходе формирующего эксперимента были подобраны игры на формирование восприятия целостности представлений: «Что не дорисовано?», «Чего не хватает?», «Собери игрушку», «Дострой», «Головоломка», «Угадай и дорисуй» и др.

Для проведения контрольного эксперимента была использована те же методика и критерии, что и в констатирующем эксперименте. На основе полученных данных, занесенных в сводные таблицы, были получены следующие результаты: у детей экспериментальной группы высокий уровень сформированности восприятия целостного предмета повысился на 15о/о, в то время как высокий уровень контрольной группы повысился на 5o/о.

Контрольный эксперимент показал эффективность выбранной системы дидактических игр, что позволило сделать необходимым включение в

повседневную деятельность специально подобранных дидактических игр и упражнений. В процессе исследования были отмечены качественные изменения в формировании восприятия целостности представлений.

Таким образом, результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, указывают на большую роль дидактических игр в формировании восприятия целостности представлений старшин дошкольников.

                                         

                                  Воспитатель: Анпилова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....