Образовательная программа по юному туристу
рабочая программа на тему

Образовательная программа по юному туристу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДО

 Центр дополнительного образования «Юность»

_____________________Т.А. Колупаева

«____»_______________________2014 г.

Приказ № ___ от «___»_______________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

« Юный патриот»

по обучению основам туризма и краеведения

Срок реализации 2 года

Возраст учащихся 7-10 лет

Педагог дополнительного образования

Медведева Зинаида Петровна

                                                                                                                 

Белгород 2014 г.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный патриот»:

вид: модифицированная

тип: общеобразовательная

направленность: туристско-краеведческая

Автор: 

педагог дополнительного образования  

Медведева Зинаида Петровна

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от
«_____» ___________ 2014 г. протокол № __.

Председатель _________                     ___________

                                                  подпись                                                                Ф.И.О.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа по обучению туризму и краеведению «Юный патриот» туристско-краеведческой направленности разработана на основе авторской образовательной программы «Мы родом из Сольвычегорска» М.Т.Васильченко().

Новизна программы заключена в том, что предоставляет возможность изучать краеведение, туризм параллельно с историей, культурными традициями своего родного края и города, дает возможность воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины. Программа дополняет и расширяет знания по истории Белгородчины, охватывает вопросы территориальной, природной и культурной истории в их единстве и взаимосвязи. Взаимосвязь достигается за счет привлечения в процессе обучения материалов экскурсий, местных экспедиций. Программа дает возможность активно использовать социально – культурную среду для изучения истории и культуры своего города и края, его замечательных людей отдавших свои жизни во время Великой отечественной войны.

Актуальность

Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». Сегодня мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Патриотизм – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному эстетическому воспитанию учащегося, всестороннему росту и развитию их способностей. Современное дополнительное образование вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащегося.

Педагогическая целесообразность Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания сохраняет уникальную способность формирования личности через преемственность разнонаправленного исторического, то есть адаптационного опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте.

Цель программы: создание условий для формирования гражданственности, патриотизма, социальной активности посредством изучения краеведческого туризма и истории родного края.

Образовательные задачи: 

- познакомить с историей родного края;

- изучить историю Великой отечественной войны;

- ознакомиться с современной жизнью города Белгорода.

 Воспитательные задачи: 

-формировать  гражданские качества личности;

- воспитать патриотическое отношение к родному краю;

- воспитать бережное отношение к природе.

Развивающие задачи: 

-   развивать познавательный интерес к туризму;

-   развивать интерес к родному краю;

-   развивать интеллектуальные и творческие способности.

Отличительные особенности Реализация программы «Юный патриот» осуществляется посредством изучения важнейших событий  Великой Отечественной войны.  На территории нашей области во многих местах боевых сражений остались не захороненные останки погибших воинов. Вместе с поисковыми отрядами учащиеся участвуют в проведении работ по увековечению памяти павших защитников Отечества и жертв войны, их имен и судеб, поиску родственников погибших.

В практику работы с детьми введено понятие «краеведение туристического похода», изучение которого может помочь решить  проблему актуальности краеведческих исследований с детьми и подростками на природных и антропогенных объектах.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Обучаясь по данной программе, обучающиеся могут получать ответы на многие вопросы, касающиеся подготовки и осуществления туристического похода, опасного путешествия, знания относительно походного быта, пополнения запасов продовольствия и воды, приготовления пищи, ориентирования на местности, оказание первой медицинской помощи в походе.

Программа предназначена для обучения детей в возрасте 7 – 10 лет. Срок реализации программы 2 года. Форма обучения групповая.

Режим работы:

1-ый год обучения -144 часа, 2раза в неделю по 2 часа;

2-ой год обучения -144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы подведения итогов.

Основные виды контроля:

  • Текущий контроль;
  • Промежуточная аттестация обучающихся;
  • Итоговая аттестация обучающихся.

Текущий контроль осуществляется регулярно по окончанию изучения темы, в форме мини – зачета.

Промежуточная аттестация осуществляется регулярно после первого полугодия, в форме тестирования.

Итоговая аттестация осуществляется по окончанию учебного года, в форме самостоятельной работы.

К концу 1  года дети должны знать:

          -   историю города  Белгорода;

          -   топографические карты и знаки;

          -   правила поведения в походе;

          -   профилактику заболеваний.

К концу 1 года дети должны уметь:

          -  организовать туристический быт;

          -  ориентироваться по местности;

        -  оказать первую помощь в походе.

          К концу 2  года дети должны знать:

        - историю и достопримечательности Белгородской области;

         -  географию области;

         -  растительный и животный мир Белгородской области;

         -  понятия о местных предметах.

К концу 2  года дети должны  уметь:

-  составить гербарий;

-  организовать и провести туристическое путешествие;

-  составить топографическую карту;

          -  оказать медицинскую помощь в походе.

Учебный план

п/п

Разделы программы

Часовая  нагрузка по содержанию программы

1-ый год обучения

2-ой год обучения

1

Основы туристической подготовки

56

6

2

Топография

14

18

3

Ориентирование

20

12

4

Патриотическое воспитание и краеведение родного края

34

78

5

Безопасность в походе и путешествии. Гигиена туриста

20

12

6

География

18

Итого:

144

144

Учебно-тематический план 1-го года обучения

п\п

Содержание

Всего

Теория

Практика

1.

Патриотическое воспитание и краеведение родного края

34

18

16

1.1.

Вводное занятие

2

2

1.2.

Листая страницы истории

2

2

1.3.

Белгородчина во время ВОВ

10

4

6

1.4.

Танковое сражение

2

2

1.5.

Достопримечательности родного края

8

4

4

1.6.

Сбор материала о героях войны

8

4

4

1.7.

Шефство ветеранам войны

2

2

2.

Основы туристической подготовки

56

26

30

2.1.

Чем полезны и интересны турпоходы

2

2

2.2.

Наблюдения в походе

4

2

2

2.3.

Физическая подготовка туриста

12

2

10

2.4.

Туристический быт

14

6

8

2.5.

Питание в походе

10

6

4

2.6.

Организация и проведение похода, путешествия

8

4

4

2.7.

Подведение итогов путешествия

6

4

2

3.

Топографическая подготовка

14

6

8

3.1.

Условные знаки, топографические карты. Понятие о местных предметах

8

4

4

3.2.

Рельеф

6

2

4

4.

Ориентирование

20

12

8

4.1.

Определение сторон горизонта

8

6

2

4.2.

Ориентирование в различных зонах

8

4

4

4.3.

Контрольные пункты

4

2

2

5.

Обеспечение безопасности в походе

20

10

10

5.1.

Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний

6

2

4

5.2.

Безопасность в походе, путешествии

14

8

6

Всего

144

72

72

Учебно-тематический план 2-го года обучения

п\п

Содержание

Всего

Теория

Практика

1.

Патриотическое воспитание и краеведение родного края

78

48

30

1.1.

Вводное занятие

2

2

1.2.

Листая страницы истории

10

6

4

1.3.

Белгородчина во время ВОВ

10

6

4

1.4.

Памятники Белгородчины Второй мировой войны

10

6

4

1.5.

Танковое сражение

4

4

1.6.

Достопримечательности родного края

12

6

6

1.7.

Сбор материала ВОВ

16

8

8

1.8.

Шефство ветеранам войны

14

10

4

2.

География области

18

10

8

2.1.

Основные черты рельефа

6

2

4

2.2.

Климат

2

2

2.3.

Гидрография

2

2

2.4.

Растительный мир

4

2

2

2.5.

Животный мир

4

2

2

3.

Основы туристической подготовки

6

6

3.1.

Организация и проведение туристических путешествий

6

6

4.

Топография

18

10

8

4.1.

Условные знаки. Топографическая карта

8

4

4

4.2.

Понятие о местных предметах

10

6

4

5.

Ориентирование

12

6

6

5.1.

Определение сторон горизонта

12

6

6

6.

Безопасности в походе и путешествии

12

6

6

6.1.

Обеспечение безопасности в походе

12

6

6

Всего

144

86

58

Содержание программы 1 года обучения

  1. Введение в образовательную программу
  1. Введение в образовательную программу, цели и задачи. Техника безопасности

Теория: Цель, задачи детского объединения. Техника безопасности.

Форма проведения занятия: Беседа.

  1. Введение в образовательную программу, листая страницы истории России

Теория: История России со времен первой мировой войны.

Форма проведения занятия: Беседа.

1.3 Введение в образовательную программу  листая страницы и истории Белгородчины.

Теория: Изучение истории родного края во время ВОВ.

Форма проведения занятия: Беседа.

II. Патриотическое воспитание и краеведение родного края

2.1. Белгород – город первого салюта.

Теория.

История города. Воинская слава и доблесть жителей города и края во времена войны.

Форма проведения занятия: беседа.

2.2. Н.Ф. Ватутин – великий полководец.

Теория.

Биография Н.Ф.Ватутина. Участие в боях.

Форма проведения занятия: беседа.

2.3. Попов – герой танкист.

Теория.Биография.  

Форма проведения занятия: беседа.

2.4. Т.Лебедь – биография.

Форма проведения занятия: беседа.

2.5. Танковое сражение под Прохоровкой. События и место сражения. Переломный момент войны.

Форма проведения занятия: беседа.

2.5. Достопримечательности родного края. Святые места, места военных действий, храмы, монастыри.

Форма проведения занятия: экскурсия.

2.6. История создания музея Диорамы. Изучение истории военных действий Курской дуги.

Форма проведения занятия: беседа.

2.7. Культпоход в музей. Практика. Посещение музея Диорамы.

Форма проведения занятия: экскурсия.

2.8. Аллея славы и её герои. Изучение истории родного края на примере его героических личностей.

Форма проведения занятия: беседа.

2.9. Культпоход к аллее славы. Практика. Экскурсия по аллее славы.

Форма проведения занятия: экскурсия.

2.10. Сбор материалов Великой отечественной войны. Изучение истории событий войны. Поиск материалов на местах военных действий и у ветеранов.

Форма проведения занятия: беседа.

2.11. Ветераны микрорайона. Шефство над ветеранами. Беседа с ветераном.

Форма проведения занятия: беседа и экскурсия.

2.12. Труженики тыла. Героическое поведение и деятельность тружеников тыла.

Форма проведения занятия: беседа.

2.13. Культпоход к памятникам и обелискам. Практика. Посещение памятников воинской славы и обелисков.

Форма проведения занятия: экскурсия.

II. Основы туристической подготовки

3.1. Чем полезны и интересны туристические походы.

Теория. Беседа о туризме и работе кружка. Познавательные, развивающие

возможности туризма (воспитание патриотизма, углубление и расширение

знаний, полученных в школе, физ.закалка, приобретение трудовых умений и

навыков).

Форма проведения занятия: беседа.

3.2. Наблюдения в походе.

Теория.

Охрана природы.

Человек - часть природы. Чем чреваты последствия для человека, если

природа начнет погибать. Озоновые дыры.

Практика.

Метеонаблюдения. Наблюдения в лесу, на поле. Экскурсия на метеостанцию.

Форма проведения занятия: экскурсия.

3.3.Физ. подготовка туриста.

Теория.

Значение физ.подготовки для туриста. Закаливание. Виды закаливания.

Утренняя зарядка. Разминка. Нормативы разрядов и категории путешествий.

Практика.

Занятия в спортивном зале.

Турпоход в рощу. Выполнение нормативов.

Форма проведения занятия: экскурсия.

3.4. Туристический быт.

Теория.

Привалы и ночлеги. Бивак ночной и дневной. Требования к месту привала:

лес, вода, сухая поляна, безопасность, близость к трассе, населенному

пункту, наличие топлива. Планирование лагеря.

Противопожарные меры безопасности. Дежурство у костра. Организация

костра. Костровое оборудование.

Охрана природы. Свёртывание бивака. Уборка места привала.

Практика.

Выбор дров и их заготовка.

Игры в пути и на привале.

Разучивание и исполнение песен. Зарисовка схем правильной разбивки бивака с учетом требований.

Форма проведения занятия: беседа.

3.5.Питание в походе.

Теория.

Калорийность пищи. Набор продуктов в походе. Меню многодневного похода. Хранение продуктов. Приготовление пищи. Использование в пищу растений, ягод, грибов. Дневная норма продуктов. Возможность пополнения пищевых запасов в пути.

Практика.

Приготовление походной каши.

Форма проведения занятия: экскурсия.

3.6.Организация и проведение похода, путешествия.

Теория.

Определение цели и района путешествия. Распределение обязанностей в

группе. Нормы питания. Нормы переходов. Разработка маршрутного плана.

Подбор и подготовка личного снаряжения. Требования к снаряжению

(легкость, прочность и удобство). Уход за снаряжением и ремонт.

Рюкзак. Его содержимое.

Культура поведения туриста.

Практика.

Палатка. Из чего она состоит. Установка палатки. Укладка рюкзака. Расчет

кол-ва продуктов питания.

Форма проведения занятия: экскурсия.

3.7. Подведение итогов районов путешествия.

Теория.

Обработка собранных материалов. Подготовка отчета каждому учащемуся.

Творческие работы уч-ков похода.

Практика.

Сбор краеведческого материала. Оформление краеведческого уголка.

Форма проведения занятия: беседа.

III. Топографическая подготовка

4.1. Понятия о местных предметах и топографических знаках.

Теория.

Сочетание знаков. Изучение топографических знаков по группам.

Практика.

Топографический диктант. Упражнение на запоминание. Мини

соревнование.

Форма проведения занятия: беседа.

4.2. Рельеф.

Теория.

Способы изображения рельефа на картах. Характеристика местности по

рельефу. Виды рельефа. Виды склонов: травянистые, песчаные, каменистые.

Практика.

Знакомство на местности с различными формами рельефа.

Форма проведения занятия: экскурсия.

IV. Ориентирование

5.1. Определение сторон горизонта по растениям и поведениям животных.

Теория.

Суточное движение солнца по небосводу. Полярная звезда и ее местонахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Определение сторон горизонта по почве, ветру, снегу.

Практика.

Экскурсия в лес. Определение сторон горизонта.

Форма проведения занятия: экскурсия.

5.2. –5.8. Ориентирование в различных зонах.

Теория.

Ориентирование в тропическом лесу, в степи, пустыне. Поиск пищи, воды в случае потери ориентирования. Ночлег. Правила поведения в случае столкновения с животными.

Практика.

Экскурсия в неизвестную для детей местность.

Форма проведения занятия: беседа, экскурсия.

5.9. –5.10. Контрольные пункты.

Теория.

Понятие «контрольные пункты». Способы отметки на КП.

Практика.

Установка контрольного пункта.

Форма проведения занятия: беседа, экскурсия

V. Обеспечение безопасности в походе

6.1. –6.3. Личная гигиена туриста

Теория.

Профилактика заболеваний. Общие гигиенические требования в походе.

Закаливание. Поддержание чистоты тела, ног, ротовой полости. Требования к одежде, обуви. Питьевой режим. Обеззараживание воды. Предупреждение переохлаждений, обморожений. Вред курения, спиртных напитков для здоровья.

Практика.

Проведение дня здоровья.

Форма проведения занятия: беседа, спортивные соревнования.

6.4. –6.10. Безопасность в походе и путешествии.

Теория. Движение в походе: строй, темп, остановка для отдыха. Обязанности ведущего и замыкающего. Движение по равнине, по сильно пересеченной местности, по лесу через кустарники и завалы. Сложность движения в густом лесу. Движения на склонах. Виды склонов: лесистые, травянистые, песчаные, каменистые. Движение по заболоченной местности. Водные преграды. Броды и перевалы. Техника преодоления препятствий. Меры предосторожности. Страховка и самостраховка. Значение дисциплины при преодолении естественных препятствий. Основные причины возникновения опасности, связанные с дисциплиной туристов, плохой подготовкой похода, климатическими условиями. Правила поведения туристов в лесу, на воде, при преодолении естественных препятствий, во время грозы .Сигнализация в пути, сигналы бедствия. Опасные растения и животные Белгородчины. Движение по дорогам и при их пересечении, по улицам. Характер и качество покрытий дорог, скорость движения.

Практика. Тренировки и соревнования по технике пешего туризма. Итоговое занятие.

Форма проведения занятия: беседа, спортивные соревнования.

Содержание программы 2 года обучения

I. Патриотическое воспитание и краеведение родного края

1.1. Вводное занятие.

Теория. Беседа о работе кружка. Техника безопасности. Патриотическое воспитание.

Форма проведения занятия: беседа.

1.2. Листая страницы истории.

Теория. Беседа. Исторические примеры патриотизма и героического отношения к Родине и родному краю.

Форма проведения занятия: беседа.

1.3. Посещение собора святителя Николая. Экскурсия в храм.

Форма проведения занятия: экскурсия.

1.4. Ул. Щорса и ул. Кн. Трубецкого – чьи имена носят эти улицы. Изучение  исторической значимости выдающихся личностей. Биография, краткие сведения.

Форма проведения занятия: беседа.

1.5. История Белгородчины до Великой отечественно войны. Изучение истории края.

Форма проведения занятия: беседа.

1.6. Посещение памятника к/з. Экскурсия.

Форма проведения занятия: экскурсия.

1.7. Белгородчина во время Великой отечественно войны. Теория. Узучение истории родного края во время ВОВ.

Форма проведения занятия: беседа.

1.8. Н.Ф.Ватутин – великий полководец.

Теория. Биография Н.Ф.Ватутина. Участие в боях.

Форма проведения занятия: беседа.

1.9.Труженики тыла. Героическое поведение и деятельность тружеников тыла.

Форма проведения занятия: беседа.

1.10. Их именами названы улицы. Герои войны, их подвиги во время Великой отечественной войны.

Форма проведения занятия: беседа.

1.11. Освобождение г. Белгорода. Изучение истории родного города во времена ВОВ.

Форма проведения занятия: беседа.

1.12. Памятники Белгорода Второй мировой войны. Ознакомление с основными событиями войны на примере памятников Белгорода.

Форма проведения занятия: беседа.

1.13. Памятник Апанасенко. Экскурсия к памятнику.

Форма проведения занятия: экскурсия

1.14. Памятник генералу Лебедю.

Форма проведения занятия: экскурсия

1.15. Памятник Попову.

Форма проведения занятия: экскурсия.

1.16. Памятник войну.

Форма проведения занятия: экскурсия.

1.17. Танковое сражение под Прохоровкой. События и место сражения. Переломный момент войны.

Форма проведения занятия: беседа.

1.18. Посещение музея диорамы. Экскурсия в музей.

Форма проведения занятия: экскурсия.

1.19.Достопримечательности родного края. Святые места, места военных действий, храмы, монастыри.

Форма проведения занятия: экскурсия.

1.20. Памятник князю Владимиру.

Форма проведения занятия: экскурсия.

1.21. Посещение аллеи славы. Изучение истории родного края на примере его героических личностей.

Форма проведения занятия: экскурсия.

1.22. Посещение Марфо-Мариинской обители. Экскурсия в храм.

Форма проведения занятия: экскурсия.

1.23. Культпоход на Соборную площадь. Экскурсия на площадь – исторический центр города.

Форма проведения занятия: экскурсия.

1.24. Культпоход к Вековому дубу (пос.Дубовое). Экскурсия.

Форма проведения занятия: экскурсия.

1.25. Сбор материалов ВОВ. Изучение материалов времен войны. Архивы, библиотеки.

Форма проведения занятия: беседа.

1.26. Ветераны микрорайона. Беседа с ветераном.

Форма проведения занятия: беседа.

1.27. Вечер: «Солдатский подвиг я считаю высшим!» Программа, посвященная памяти подвигам солдат, павших в бою.

Форма проведения занятия: беседа.

1.28. Экскурсия к вечному огню.

Форма проведения занятия: экскурсия.

1.29. Оформление стенгазеты. Тема войны. Коллективная работа группы.

Форма проведения занятия: коллективная творческая работа.

1.30. Оформление уголка памяти. Работы на тему войны.

Форма проведения занятия: коллективная творческая работа.

1.31. Конкурс рисунков: «Я вижу мир!» Выставка работ.

Форма проведения занятия: конкурс.

1.32. Итоговое занятие.

1.33. – 1.38. Шефство ветеранам войны. Знакомство с ветеранами. Беседа. Помощь ветеранам.

Форма проведения занятия: беседа.

1.39. Итоговое занятие. Результаты работы. Анализ проведенной деятельности.

II. География области

Теория.

2.1. Технология строения края. Основные черты рельефа.

Форма проведения занятия: беседа.

Теория.

2.2. Полезные ископаемые края.

Практика

2.3. Экскурсия на меловую гору (Болховец)

Форма проведения занятия: экскурсия.

Теория.

2.4. Климат. Общее понятие о климате.

Форма проведения занятия: беседа.

Теория.

2.5.   Гидросфера

Понятие о гидросфере планете. Вода как основа жизни. Охрана и использование водных объектов. Закон об охране водных ресурсов. Реки белгородской области.

2.6. – 2. 7. Растительный мир области.

Теория.

Основные царства живой природы и их характеристика. Значение растений в природе и жизни человека. Растительный мир области. Редкие и исчезающие виды животных. Продолжение ознакомления с «Красной книгой». Вред и польза диких животных.

Практические занятия. Экскурсия в теплицу поселок Кошары.

Форма проведения занятия: беседа, экскурсия.

2.8. – 2.9. Обзор животного мира области.

Теория.

 Изучение животных, обитающих в области. Связь человека с животным миром.  Охрана обитателей леса. Знакомство с красной книгой. Мир рыб. Аквариумы. Форма проведения занятия: беседа.

Практика. Экскурсии в зоопарк.

Форма проведения занятия: экскурсия.

III. Основы туристической подготовки

3.1. – 3.3. Организации и проведение туристического путешествия.

Теория.

Групповое и личное снаряжение, основные требования к ним. Укладка

рюкзака. Привалы и ночлеги. Требования к местам привалов и ночлегов.

Работа группы на привале. Типы костров. Костровое оборудованное.

Питание. Форма проведения занятия: беседа.

IV. Топография

4.1. – 4.9. Условные знаки, топографическая карта

Теория.

Способы измерения расстояний на карте и на местности. Знаки. Понятия о знаках. Сочетание знаков. Изучение топографических знаков по группам. Практические занятия.

Измерение расстояний по карте области и на местности при проведении

похода. Топографический диктант.

Форма проведения занятия: беседа.

Практика. Экскурсия в рощу. Форма проведения занятия: экскурсия.

V. Ориентирование

5.1. - 5.4. Определение сторон горизонта.

Теория. Ориентирование по местным предметам и по компасу. Туристическое ориентирование. Суточное движение солнца по небосводу. Ориентирование в различных зонах.

Форма проведения занятия: беседа.

Практические занятия. Форма проведения занятия: экскурсия.

5.5. Соревнования по спортивному ориентированию.

Форма проведения занятия: спортивные соревнования.

VI.         Безопасность в походе и путешествии

6.1. – 6.4. Обеспечение безопасности в походе.

Теория. Личная гигиена туриста. Подбор одежды и обуви для тренировки. Применение средств личной гигиены. Лекарственные растения, возможность использования их в походных условиях. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Походная аптечка.

Форма проведения занятия: беседа.

Практические занятия. Форма проведения занятия: экскурсия.

Комплектование походной аптечки. Определение лекарственных растений. Оказание первой помощи условно пострадавшему. Итоговое занятие.

6.5. Итоговый зачет.

6.6. Итоговая экскурсия.

Методическое обеспечение

Методы обучения:

Словесный:

● объяснение нового материала;

● рассказ обзорный для раскрытия новой темы;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

Наглядный:  применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;

Практический:  работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;

Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;

Исследовательский:  выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.

Формы обучения:

● приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;

● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

● заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;

● самостоятельная работа с книгами;

● работа с иллюстрациями;

● просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;

● практическая работа по изготовлению макетов и муляжей;

● развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

● экспедиции по территории округа;

● экскурсии в музеи города;

● экскурсии в Историко-краеведческий музей

● встречи со старожилами  Белгорода (аудиозапись воспоминаний, сбор предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

● встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

● фотофиксация сносимых объектов и строящихся новых строений;

● фотофиксация памятников истории и культуры на территории округа;

● подготовка ребятами лекций и экскурсий по различным разделам музейной экспозиции;

● заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме;

● проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров;

Механизм оценки знаний

Оценка уровня обученности по программе производится в соответствии с Положением о мониторинговой деятельности  и об аттестации обучающихся. Для проверки знаний используются такие формы оценки:

  • тесты по пройденным темам;
  • викторины;
  • просмотр видеофильма с выключенным звуком и самостоятельным рассказом воспитанника о предметах и событиях, изображенных на экране;
  • участие в конкурсах и конференциях;
  • участие в инсценировках народных праздников.

Условия реализации образовательной программы:

Для организации процесса обучения необходимо:

  • Наличие кабинета для занятий, соответствующего санитарно-гигиеническим требованиям и нормам пожарной безопасности;
  • Методическая литература и учебные пособия;
  • Создание необходимых условий с учетом требований техники безопасности для выезда детей в достопримечательные места Белгородского района;
  • Наличие палатки, веревки для вязания узлов, аптечки, инструментов для разбивки бивака.

Список литературы для детей и родителей

  1. Верба И.А. и др.        Туризм в школе. М.: ФиС, 1983.
  2. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта.
  3. Курилова В.И. Туризм.  Учебное пособие.  М.: Просвещение, 1988.
  4. Минделевич С.        Пора в поход!  М.: Молодая гвардия, 1985.

Список литературы

  1. Алексеев А. А. «Питание в туристическом походе», М. ЦЦЮТур МОРФ.
  2. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений./Под. ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: издательство БелГУ, 2002
  3. Васильевская С.Д. «Изучаем природу и достопримечательности родного края». М. Просвещение, 1974
  4. Все о белгородчине: Учебное пособие. - М., Изд. МГУ, 2003
  5. Краткий справочник туриста. М. Профиздат, 1985
  6. Крупенков А.А. Старый Белгород. - Белгород: «Везелица», 1992
  7. Куликов В.М. «Походная туристическая игротека» Сборник №1,2. ЦЦЮТур МОРФ, 1994
  8. Онопольский В.И. «Организация и подготовка спортивного туристического похода». М. ЦРИТэ Турист, 1986
  9. Ратная доблесть белгородцев. /Ю.И. Гончаренко, В.Е. Молчанов. -Белгород, 1995
  10. Сыпин В.М., Серебрянников А.В. «Туристическая топография». М. Профиздат, 1995
  11. Сыпин В.М. «Карта в спортивном ориентировании». М. Физкультура, 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Авторская программа по физической культуре для дошкольников «Юные туристы»

Авторская программа по физической культуре для дошкольников «Юные туристы» Составитель: инс...

Дополнительная образовательная программа кружка «Юные дизайнеры»

Актуальность программы.    Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако...

Дополнительная образовательная программа кружка "Юный художник" для детей 3-4 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский районРеспублики Башкортостан     Утверждаюзаведующ...

Основная образовательная деятельность "Мы юные туристы"

Основная образовательная деятельность "Мы юные туристы"...

Дополнительная образовательная программа «ЮММ – юные математики, мыслители»

Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимат...