«Современные тенденции развития системы образования в г. Одинцово»
статья на тему

Семенова Оксана Владимировна

Актуальность темы обусловлена высокой значимость грамотно построенной системы образования, без изучения современных тенденций которой невозможно определить положительные и отрицательные моменты с целью их дальнейшего устранения. Возросшая роль в социально-экономической адресной поддержке семей, повышении уровня рождаемости отводится дошкольному образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

«Одинцовский гуманитарный институт»

Статья

«Современные тенденции развития системы образования в г. Одинцово»

Выполнила Семенова Оксана Владимировна                                     магистрант

                                                                             2 курса направления подготовки

                                                                                         08020068 «Менеджмент»

                                     магистерской программы «Менеджмент в образовании»

Одинцово 2015

Актуальность темы обусловлена высокой значимость грамотно построенной системы образования, без изучения современных тенденций которой невозможно определить положительные и отрицательные моменты в которой, с целью их дальнейшего устранения. Возросшая роль в социально-экономической адресной поддержке семей, повышении уровня рождаемости отводится дошкольному образованию.[1]

На сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене - дошкольном образовании - происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции и происходит смена их ранжирного места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе). Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают дошкольные учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психического и физического развития.

В целях реализации п. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, в которой декларируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования, в городе Одинцово создана сеть дошкольных образовательных учреждений, которые реализуют комплексные программы воспитания и образования детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества в целом, сохранены детские сады как дошкольные образовательные учреждения разных видов и направлений.

Представим список основных дошкольных учреждений Одинцово:[2]

Общее число учреждений – 63:

  • 17 учреждений – центр развития ребенка
  • 32 учреждения – комбинированного вида (с группой компенсирующей направленности для детей с нарушением речи)
  • 14 учреждения – общеразвивающего вида

Из них: 4 учреждения – автономных,

              в 3 учреждениях имеются круглосуточные группы.

Общая численность воспитанников детских садов составляет 14290 детей, что обеспечивает 61 % охвата детей в возрасте от 0 до 7 лет. Охват детей в возрасте от 1,5 до 7 лет составляет 87%, в возрасте от 3 до 7 лет – 93 %, причем число детей (очередность), нуждающихся в предоставлении места в детском саду, растет. На 1 сентября составляет 9000 детей от 0 до 7 лет, 1817 детей с 3 до 7 лет.

В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях созданы условия для воспитания детей с нарушениями зрения и часто болеющих детей – это оздоровительные группы для детей дошкольного возраста в детском саду «Матрешка» и детском саду присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур «Золотая рыбка».

Основной режим работы большинства детских садов - 12 часовое пребывание детей, 5-ти дневная рабочая неделя.

К положительным изменениям муниципальной системы дошкольного образования можно отнести:[3]

Обеспечено нормативное правое регулирование предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в соответствии с действующим законодательством. Принято Положение об организации общедоступного бесплатного образования, разграничивающее компетенцию органов местного самоуправления; приняты правила приема граждан в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, которые определяют единый порядок приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, оплату расходов по содержанию ребенка, ведение банка данных детей, стоящих в очереди на получение места, и порядок его получения. Со всеми муниципальными дошкольными образовательными учреждениями заключены договоры о взаимоотношениях между учредителем и муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Разработана примерная форма договора между муниципальным дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) и на 01 сентября 2014 года всеми детскими садами проведена работа по заключению договоров.

Все муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения работают в правовом поле, имеют лицензию (разрешение) на осуществление образовательной деятельности, в установленном порядке и в установленные сроки прошли аттестацию и государственную аккредитацию.

Созданы условия для развития системы предшкольного образования. На протяжении ряда лет общеобразовательными учреждениями ведется работа по подготовке дошкольников к обучению в школе (курсы подготовки к школе). В 2013 – 2014 учебном году через систему подготовки к обучению в школе прошло 229 (68 %) будущих первоклассников (125 в группах, организованных при школах, 104 – в Школе раннего развития в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей).[4] Одной из приоритетных задач, поставленных перед системой образования, является создание равных стартовых возможностей детей перед поступлением в первый класс, формирование системы предшкольного образования. Реализация данного направления предусматривает обеспечение местами в дошкольных образовательных учреждениях детей в возрасте 5 – 7 лет. В 2014 году в городе Одинцово охват детей от 3 до 7 лет составляет 93 % (в 2012 г. – 67 %, 2013 г. – 71 %) и в случае утверждения федерального образовательного стандарта предшкольного образования введение данной ступени образования (что предусмотрено приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации) может быть осуществлено в кратчайшие сроки. Разработана и принята Концепция предшкольного образования в муниципальной системе образования, Программа мероприятий по организации предшкольного образования на территории города Одинцово на 2014 – 2017 гг., которые обеспечивают ресурсное (в том числе программное, методическое) и качественное становление системы предшкольного образования к 2017 году.

Проведена оптимизация мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. В январе 2014 года был сделан детальный анализ посещаемости детьми дошкольных образовательных учреждений. Цифры оказались впечатляющими, в среднем ребенок посещает дошкольное учреждение 6,5 месяцев в году. А это значит, что практически полгода муниципальный бюджет оплачивает «пустое место». При предельной наполняемости группы в 20 человек фактически в детский сад приходит 15, а при увеличении списочного состава детей до 23 – 25 человек детский сад посещает 18 - 20 детей (т. е. в пределах требований санитарных правил и норм). За счет чего на 01 сентября 2014 года дополнительно 148 детей получили путевки в детский сад.[5]

Вместе с тем наряду с положительными изменениями в муниципальной системе дошкольного образования есть целый ряд проблем, которые сдерживают ее развитие:

Недостаток мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. В банке данных на получение места в детский сад зарегистрировано 726 детей, из них 324 (45 %) – дети льготных категорий (дети, родители которых являются инвалидами 1 и 2 групп, из многодетных семей, родители (один из родителей) служат в органах внутренних дел и т. п.), в том числе 147 остронуждающихся (т. е. семьи, где по тем или иным причинам мама должна выйти на работу, а оплачивать няню не позволяет доход семьи: малообеспеченные, одинокие, многодетные).

Узок спектр услуг дошкольного образования как по видовому разнообразию, по режиму содержания детей, так и по категории предоставления услуг дошкольного образования. Отсутствуют группы для детей ясельного возраста. Актуальной задачей становится создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для образования и содержания детей с учетом индивидуальных потребностей семьи. Например, удовлетворение права на образование детей – инвалидов, создание групп кратковременного пребывания детей разного профиля для семей, которые нуждаются только в образовательных услугах, и обеспечение на договорной основе широкого спектра услуг по организации содержания детей.

Не обеспечивается право детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, на дошкольное образование. В детских садах не созданы условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, не используются ресурсы муниципальной психолого – медико – педагогической комиссии (МПМПК) для своевременного определения образовательного маршрута ребенка.[6]

Не получили развития формы и модели государственно - общественного управления. Многие дошкольные учреждения не создали органы общественного управления (Советы учреждения, Попечительские советы), что не обеспечивает открытость и инвестиционную привлекательность дошкольного образования, не обеспечивает государственно – общественный характер управления учреждением, закрепленный Законом Российской Федерации «Об образовании».

Темпы морального и физического износа зданий дошкольных образовательных учреждений опережают темпы их капитального ремонта, обновления и реконструкцию существующих и строительство новых зданий.

Недостаточно финансовых средств на приведение условий обучения и воспитания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствие с современными требованиями и требованиями реализуемых образовательных программ, нормативными требованиями по обеспечению безопасности образовательных учреждений. Только в 2014 году на финансирование дошкольных учреждений выделено 139 млн. 488 тыс. рублей, что в перерасчете на одного воспитанника детского сада составляет около 98 тыс. рублей. В структуре расходов 71 % составляет заработная плата, различные виды социальных выплат работникам, 25 % - оплата услуг по содержанию зданий и сооружений, в том числе коммунальных, и только 3 % расходов на развитие материально – технической базы детского сада, за счет которых приобретается инвентарь, необходимый для обеспечения содержания ребенка (постельное белье, посуда и т. п.). Очевидно, что на материально – техническое оснащение реализации основных образовательных программ финансовых средств не остается. Решение данного вопроса состоит в принятии нормативов финансирования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, переходе на программно – целевое финансирование, в том числе переориентации мероприятий, предусмотренных действующими целевыми программами на систему дошкольного образования.

Неэффективное использование имеющихся ресурсов и механизмов, направленных на привлечение дополнительных внебюджетных средств для развития учреждения. Для примера, в течение всего 2013 года дошкольными образовательными учреждениями получено 330 тыс. рублей в качестве спонсорской помощи, это составляет только 2 % в общем объеме финансовых средств дошкольных образовательных учреждений.

Не разработанность механизма объективной оценки результативности образования выпускников дошкольных учреждений, которая не позволяет объективно оценить результаты деятельности детского сада и, как следствие, сдерживает реализацию принципа «финансирование на результат (или по результатам)».

Сегодня гражданский заказ на дошкольное образование формируется с учетом двух основных принципов – принципа доступности и принципа качества.  Эти принципы отражают основные потребности семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Эти принципы являются основополагающими и при построении муниципальной системы дошкольного образования на территории города Одинцово. Исходя из этих принципов и сложившейся ситуации, основными направлениями развития муниципальной системы дошкольного образования на период до 2017 года становятся:[7]

повышение уровня доступности дошкольного образования:

оптимизация сети дошкольных образовательных учреждений за счет развития их инфраструктуры (доступность дошкольного образования по территориальным основаниям);

развитие новых форм предоставления дошкольного образования в соответствии с потребностями жителей города (доступность дошкольного образования по социальным основаниям);

обеспечение гарантированного государством права на получения дошкольного образования детям с особыми образовательными потребностями (доступность дошкольного образования, обусловленная здоровьем детей);

обеспечение современного качества дошкольного образования:

обеспечение комплексного подхода в решении задач охраны жизни и здоровья детей;

модернизация содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования и современными требованиями;

создание системы оценки качества дошкольного образования на муниципальном уровне;

кадровое обеспечение муниципальной системы дошкольного образования;

создание эффективного механизма управления муниципальной системой дошкольного образования, развитие государственно – общественного управления.

Список литературы

  1. Афоничкин А. И., Горелик О.М., Волохин С.Б.Повышение конкурентоспособности образовательных услуг в регионе // Маркетинг образовательных услуг. М.: МЭСИ. 2012. – 69 с.
  2. Василевский В. Диверсификация образовательных услуг / В. Василевский// Человек и труд. - 2012. - N 11.
  3. Васильченко Н. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе / Н. Васильченко, Е. Бурлюкина, В. Секерин // Маркетинг. - 2012. - № 6. – с. 15-22.
  4. Ганаева, Е.А. Некоторые аспекты достижения конкурентоспособности образовательных учреждений /Е.А.Ганаева //Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы регион. науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. ч. 1– С. 391-397.
  5. Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России. – 2014. - №5. –с. 17-23..
  6. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. – 560с.
  7. Моисеева Н., Пискунова Н., Костин Г. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения (ВУЗА) // Маркетинг. – 2013. - №7. - с. 77-89.
  8. http://www.government.gov.ru (Правительство Российской Федерации)
  9. http://www.infostat.ru (Информационно издательский центр «Статистика России»)
  10. http://www.minfin.ru (Министерство финансов Российской Федерации)
  11. http://www.rg.ru («Российская газета»)
  12. http://www.rsb.ru (Журнал «Рынок ценных бумаг»)
  13. http://www.vopreco.ru (Журнал «Вопросы экономики»)

[1] Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России. – 2014. - №5. –с. 17-23..

[2] http://www.infostat.ru (Информационно издательский центр «Статистика России»)

[3] Афоничкин А. И., Горелик О.М., Волохин С.Б.Повышение конкурентоспособности образовательных услуг в регионе // Маркетинг образовательных услуг. М.: МЭСИ. 2012. – 69 с.

[4] Васильченко Н. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе / Н. Васильченко, Е. Бурлюкина, В. Секерин // Маркетинг. - 2012. - № 6. – с. 15-22.

[5] Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России. – 2014. - №5. –с. 17-23..

[6] http://www.vopreco.ru (Журнал «Вопросы экономики»)

[7] Моисеева Н., Пискунова Н., Костин Г. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения (ВУЗА) // Маркетинг. – 2013. - №7. - с. 77-89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей-логопедов : «Тенденции модернизации системы образования в организации деятельности логопункта и ПМПк в ДОУ»

Презентация опыта  для учителей-логопедов : «Тенденции модернизации системы образования в организации деятельности  логопункта и ПМПк в ДОУ»...

Статья на тему: Современные тенденции развития дошкольного образования

Статья посвящена тенденциям развития дошкольного образования, в ней говорится о государственном стандарте ДО, его периодах идеях, основных задачах и принципах построенных на их основе....

Консультация для педагогов «Современные тенденции развития дошкольного образования»

Консультация для педагогов о современных тенденциях развития дошкольного образования, их структурно - функциональная модель, пространвство, условия и признаки....

Основы профессиональной успешности педагогов ДОУ в контексте современных тенденций развития дошкольного образования

Проектирование предметно-пространственной среды в средней группе с учётом требований ФГОС дошкольного образования....

II Ксендзовские педагогические чтения «Современные тенденции развития дошкольного образования»

АктуальностьОдним из приоритетных направлений   дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей.  Актуальность сенсорного развития  в дошкольном детстве трудно переоце...