Основы профессиональной успешности педагогов ДОУ в контексте современных тенденций развития дошкольного образования
методическая разработка (средняя группа)

Тарасенкова Татьяна Викторовна

Проектирование предметно-пространственной среды в средней группе с учётом требований ФГОС дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kpk_72_chasa_tarasenkova_t.v.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального

педагогического образования центр повышения квалификации специалистов

 «Информационно-методический центр»

Кировского района Санкт-Петербурга

Выпускная работа по программе

«Основы профессиональной успешности педагогов ДОУ в контексте современных тенденций развития дошкольного образования»

(72 часа)

Тема: «Проектирование предметно-пространственной среды в средней группе с учётом требований ФГОС дошкольного образования»

Тарасенкова Татьяна Викторовна

Санкт-Петербург

2023

Оглавление.

Введение.        4

Значимость выбранной темы, цель и задачи.        4

Теоретические подходы.        5

Технологическая часть.        6

Технологии внедрения.        9

Основные выводы.        10

Используемые источники.        10


Введение.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Значимость выбранной темы, цель и задачи.

Вопрос преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации». В связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации уделяют особое внимание к организации и обновлению развивающей среды ребенка. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста, необходимо изменить традиционные способы организации развивающей предметно-пространственной среды, построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира ребенком, при этом необходимо, чтобы она выглядела эстетично. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Цель:

Сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Задачи:

• Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;

• смоделировать развивающую среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

• создать условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;

• приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.


Теоретические подходы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство группы должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Технологическая часть.

1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы полностью оснащено. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС. При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом и учитывает:

  • Двигательную активность
  • Реализацию образовательных программ
  • Трансформируемость
  • Полифункциональность
  • Вариативность
  • Доступность
  • Безопасность
  • Соответствие возрасту

Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы, как мальчиков, так и девочек. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

В групповом помещении созданы условия, соответствующие духовным, познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей. Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений обуславливался максимальным обеспечением условий для развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе спроектирована в соответствии с программой, реализуемой в ДОO.

РППС содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать при минимальной помощи взрослых. На открытых полках, в непосредственной доступности находятся игры и пособия по всем областям развития.

Речевое развитие: Дидактические игры, разрезные картинки. Предметы, пособия, игрушки для развития мелкой моторики, тактильных ощущений, правильного дыхания. Серии картинок по темам, на классификацию, на сравнение, для рассматривания. Иллюстрированные книги и альбомы познавательного. Иллюстрации к детским произведениям; игрушки, изображающие сказочных персонажей. Картинки на фланелеграфе, иллюстрации по обобщающим понятиям, подборка по темам «Сезоны года», «Птицы», «Семья», «Животные», сюжетные картинки. Книжки раскраски, иллюстрации к сказкам, стол для рассматривания детьми книг и иллюстраций. Разные красочные книги, с яркими иллюстрациями. Детские книги с произведениями русского фольклора, произведения русской и зарубежной классики. Магнитная доска. Книги, подобранные по возрасту и текущей теме; портреты писателей и поэтов; сюжетные картинки; настольно-печатные игры по развитию речи. Мнемотаблицы. Подборка иллюстраций к произведениям детских писателей. Альбом с портретами писателей и поэтов. Подборка раскрасок.

Физическое развитие: Маски для подвижных игр. Массажные дорожки. Дидактические игры: «Спортивное лото», «Оживи человечка», «Угадай вид спорта» и т.д. Спортивный инвентарь (мячи разных размеров, кольцеброс, мишени) Картотеки подвижных, малоподвижных игр, утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, картотека физкультминуток. Обручи, мячи резиновые, плакаты (виды спорта), кегли, ленты, книги («Тело человека», «Я расту здоровым»). Подборка разнообразного музыкального сопровождения для проведения зарядки.

Познавательное развитие: Дидактические игры. Набор матрёшек. Набор кубиков, кирпичиков. Игрушки для обыгрывания. Наборы цифр и знаков. Блоки Дьенеша, игра «Танграм». Головоломки. Мозаики, пазлы, игры-вкладыши, доски-вкладыши. Коллекция «Камушки», «Листья», «Семена» для рассматривания. Конструктор неокрашенный «брусочки строительные». Пластмассовый строительный материал. Игрушки для обыгрывания построек (фигурки животных). Деревянный строительный материал. Конструктор пластмассовый с гайками и болтиками. Конструкторы «Лего» (мелкий). Плоскостной конструктор. «Геометрическое лото», Головоломки-вкладыши, счётный материал и материал для сравнения. Разнообразные ёмкости для экспериментирования, лупа, зеркало, весы и т.д. Формочки, лопатки, леечки для игр с песком, шнуровки, ленточки, бросовый материал с просверленными отверстиями и т.д. Календарь природы; картотека прогулок; настольно-печатные игры по экологии («Ботаническое лото», лото растений и животных, «Времена года»); домино (фрукты, овощи, животные и т. д.); контейнеры с различным природным материалом; леечки и садовый инструмент. Картотека стихов и задачек по ФЭМП. Альбом с гербарием. Картотека прогулок. Настольно-печатные игры по экологии.

Художественно-эстетическое развитие: Раскраски. Цветная и белая бумага, картон. Трафареты, штампы. Иллюстрированный материал. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. Образцы, схемы, алгоритмы рисования. Звучащие игрушки-заместители (коробочки с разными наполнителями). Тематические альбомы «Музыкальные инструменты». Разнообразные виды театров, оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей: пальчиковый театр (этюды на руках), настольный театр (различные виды), театр мягкой игрушки (этюды с предметами), театр вязаной игрушки (этюды с предметами), театр игрушки из конуса (этюды с предметами), театр петрушек (игры-импровизации). Различные элементы костюмов, украшений, народные костюмы, шапочки животных и т.п. Ширма настольная. Маракасы, бубны, барабаны, треугольники и др. музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта); игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; набор инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.). В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), музыкальные сказки. Изобразительный материал для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности. Дидактические игры по изобразительной деятельности. Все для лепки, аппликации, рисования: бумага, картон разных тонов, кисточки, гуашь, акварель, банки для воды, клей, цветная бумага, пластилин, доски, стеки. Шаблоны из твердого картона (силуэты), альбомы с образцами – хохлома, городец и т.д. Изготовление картотеки портретов композиторов, изготовление флажков, султанчиков. Музыкальное сопровождение к народным подвижным играм, записи классической музыки. Схемы рисования животных, птиц.

Социально-коммуникативное развитие: Лейки, кисточки и другое оборудование для ухода за растениями. Схема ухода за растениями. Схема времен года. Макеты. Календарь природы. Дневники наблюдения. Картины. Фартуки. Набор дорожных знаков. Машинки маленькие. Машины большие. Спецмашины. Фуражки и пилотки. Дидактические игры. Наборы «Дорога», «Железная дорога». Различные виды театра: настольный, с ширмой, на фланелеграфе, бибабо, «живая рука», перчаточный. Иллюстрации с изображением взрослых и детей, которые совершают по отношению друг к другу действия: одевают, кормят, проявляют заботу. Фотографии, отображающие жизнь группы, сюжетные картинки «Работа врача», Работа повара», Работа няни», «Работа парикмахера», «Работа дворника» и пр. Дидактические и развивающие игры на темы «Правила ПДД», «Безопасное поведение на улице и дороге», «Правила поведения за столом». Набор дорожных знаков, раскраски по теме «Дорога», макет дороги, светофор (большой для игры на полу и маленький для игры за столом), специальный транспорт для игр. Кукольный уголок: мебель и домик для кукол, куклы разных видов и размеров, коляски для кукол, мебель для кухни, комплекты постельных принадлежностей и комплекты одежды для кукол. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Моряки». Атрибуты для ряжения, Предметы-заместители. Оборудование для хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы, ручного труда, труда на участке.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Дети могут путем смены расстановки столов, центр «Познание» преобразовать в центр «Экспериментирования», центр конструирования преобразовывается в центр для театрализованных игр.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Стаканчики-вкладыши используются для развития мелкой моторики (расфасовывание мелких предметов), для сравнения по размеру, форме. Шнуровки используются для развития мелкой моторики, а также для изучения понятий «длинный, короткий, длиннее, короче».  

Игровой и наглядный материал периодически меняется в соответствии с тематикой, вносятся новые предметы и атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей. В соответствии со временем года оформляется помещение группы. В зависимости от реализуемой темы вносится дидактический и игровой материал в разные центры. Таким образом, среда отвечает принципу вариативности.

Все игрушки в группе соответствуют гигиеническим требованиям, имеют привлекательный вид, учитывают гендерные (куклы, коляски, посуда, инструменты, машинки) и индивидуальные особенности. Материалы и оборудование безопасны, сертифицированы. Все шкафы, стеллажи закреплены. Растения находятся в безопасном для детей месте.

2. Психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена следующим:

  • Не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные тона светло-бежевые цвета)
  • Включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные, позитивные ассоциации (выставка детских работ, и т.д.)
  • Возможностью общения детей и взрослых в совместной деятельности
  • Достаточное количество времени отведено на игровую деятельность (в группе представлены все виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные и т.д.)
  • Личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми, наличие добрых традиций группы (празднование дней рождений детей)
  • В группе организованы различные пространства (для игры, конструирования, рисования), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками, оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
  • Отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия.
  • Пособия, атрибуты, игры и игрушки размещены с учетом деятельного характера восприятия: все, что есть в группе, находится в свободном доступе для ребенка.

3. Учет возрастных особенностей детей.

Подбор пособий и оборудования учитывает возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. Развивающая среда построена таким образом, что дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов и активности.

Возрастные особенности детей средней группы:

  • Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. Д\И для развития речи, внимания, мышления. Плакаты для составления рассказов Демонстрационный материал для беседы по рисункам. Игры-лото. Обучающие карточки. Книжки-малышки ручной работы, а также игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач.
  • Появляется широкий интерес к языку, речи. Это отражается в развивающей среде следующим образом: создан уголок познания, мотивирующий детей к познавательной активности. Составлены картотеки картинок, картотеки пособий.

В результате можно сделать вывод, что развивающая предметно-пространственная среда в средней группе обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе; обеспечивает реализацию образовательной программы ДОО; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Среда группы содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, т.е. соответствует требованиям ФГОС ДО.

Технологии внедрения.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.


Основные выводы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Используемые источники.

  • ФГОС ДО
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013
  • Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. -http://goo.gl/VhpiUr
  • Гладышева Н.Н, Л.В. Чернова «Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ», Изд. «Учитель», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные тенденции развития системы образования в г. Одинцово»

Актуальность темы обусловлена высокой значимость грамотно построенной системы образования, без изучения современных тенденций которой невозможно определить положительные и отрицательные моменты с цель...

Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом

Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежомСравнительный анализ  общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия ...

Статья на тему: Современные тенденции развития дошкольного образования

Статья посвящена тенденциям развития дошкольного образования, в ней говорится о государственном стандарте ДО, его периодах идеях, основных задачах и принципах построенных на их основе....

Консультация для педагогов «Современные тенденции развития дошкольного образования»

Консультация для педагогов о современных тенденциях развития дошкольного образования, их структурно - функциональная модель, пространвство, условия и признаки....

Анкета для выявления готовности педагогов к деятельности в современных условиях развития дошкольного образования

Развитие содержания дошкольного образования в современных условиях требует внесение изменений в работу каждого педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Не все педагоги и спец...

Система методического сопровождения педагогов в современных условиях развития дошкольного образования

Статья посвящена проблеме внедрения современных методических методов и приемов в практику дошкольных учреждений, Обосновывается необходимость повышения педагогической компетентности воспитателей на ос...