Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Белошапка Людмила Григорьевна

Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом

Сравнительный анализ  общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия , Англия

 

Возможности использования зарубежного опыта дошкольного образования в работе воспитателей России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_tendentsii_razvitiya_do_za_rubezhom.docx31.72 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом

МБДОУ Д/С № 54 «Радуга»

Воспитатель 1 кв. категории

Белошапка Людмила Григорьевна

Тема: Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом.

Задания  теоретического характера.

1. Сравнительный анализ  общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия , Англия……...3

2. Возможности использования зарубежного опыта дошкольного образования в работе воспитателей России……………………………………………..…..9

 Приложение.

1.Слайдовая презентация зарубежного опыта дошкольного образования  страна

Список литературы……………………………………………………………10

Задания  теоретического характера.

  1. Сравнительный анализ  общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия , Англия

Дошкольное образование Японии

«Традиция» — ключевое слово для понимания культуры страны восходящего солнца. Традициями пронизана вся японская жизнь, включая систему образования, в том числе и дошкольного.

По традиции образование является здесь мужской вотчиной. Среди преподавателей университетов женщины — редкость. И в школе их немного. Среди заведующих дошкольными учреждениями женщины тоже практически не встречаются. А в последнее время мужчины стали теснить женщин и в профессии воспитателей.

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей — обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей, ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Но отдавать детей из семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами.

Все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы — в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование.

В большинстве же детских садов главная задача воспитателей — научить детей быть послушными. Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают. Но по отношению к чужим людям — на улице, в присутственных местах — японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения, в том числе и со стороны маленьких детей. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством этикетных формул и знать, где и когда их нужно применять.

Вообще в Японии большое внимание уделяется сохранению здоровья детей: в каждом учебном заведении работает коллектив медицинских работников – доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.

Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности.

Группы (6–8 человек обоих полов) формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Детям прививается множество навыков: как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников.

Состав этих групп не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей.

Воспитателей меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы, рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу воспитанников. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у ребенка сложатся дружеские отношения, и он не будет думать, что все взрослые его не любят.

Та же ситуация в начальной школе: здесь состав классов перетасовывается каждые два года, а учитель меняется каждый год.

Воспитание маленьких детей в Японии не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

Таким образом, дошкольное образование в Японии не является государственным и, как и в Германии, не подчиняется Министерству образования. Государство не оказывает финансовой помощи родителям, дети которых посещают детские сады. Сообщение было изменено модератором

Дошкольное образование в США

В США не существует единой системы дошкольного образования. Оно организуется в рамках различного рода краткосрочных или долгосрочных программ, призванных решать определенные задачи. Программа понимается как некоторая система содержательных мер, действующих для достижения той или иной цели.

Так, в США существуют самые разные программы, рассчитанные на дошкольников. Как правило, это программы, ставящие своей задачей снижение влияния стрессогенных факторов на детей и обеспечение их развития. Одни программы рассчитаны на полный день, другие — на часть дня. Существуют программы с гибким графиком, позволяющие родителям выбирать удобный для себя режим. Есть программы, рассчитанные на детей трех-четырех лет с особенностями в развитии. Как правило, это платные программы. Но они могут финансироваться и из других источников.

Ребенок может в первой половине дня заниматься по одной программе, а во второй половине дня — по другой. Участие в разных программах поощряется, так как считается, что это позволяет детям получить разнообразный опыт и расширить круг общения за счет новых взрослых.

Сегодня актуальна задача организации взаимодействия с родителями детей, имеющих особые нужды, и детей, для которых велика вероятность неуспешного школьного обучения. Родители таких детей вместе с педагогами участвуют в разработке индивидуальных планов развития ребенка, оценивают и утверждают его.

Американские исследователи выделяют шесть видов взаимодействия семьи и детского сада:

1. Детский сад помогает родителям организовать дома обстановку, адекватную для развития ребенка, обучает навыкам общения с малышом, дает информацию о здоровом питании и информацию, связанную с общественными службами.

2. Детский сад предоставляет родителям информацию о развитии ребенка. Периодически организуются встречи родителей и педагогов, поддерживается почтовое сообщение и действует сайт детского сада.

3. Родители привлекаются к работе детского сада, к участию во внеклассных занятиях. Они читают детям, учат их вязать или рисовать, помогают в организации занятий, участвуют в

 уборке и других мероприятиях.

4. В детском саду родители могут получать информацию об учебном плане занятий с детьми и возможностях реализации этого плана в домашней обстановке. В этом случае детский сад снабжает родителей необходимыми обучающими материалами.

5. Родители привлекаются к управлению детским садом. В этом случае возможно создание попечительского совета, планирующего бюджет и определяющего политику найма работников детского сада.

6. Детский сад и родители тесно сотрудничают с общественными организациями, обеспечивающими реализацию и поддержку обучающих программ для дошкольников.

    Таким образом, дошкольное образование в США демонстрирует передовой опыт по интеграции усилий родителей и государства в обеспечении качественного функционирования детских садов, что можно было бы перенять системе дошкольного образования России

Дошкольное образование в Германии

   Низшую, так называемую элементарную ступень системы образования Германии образуют детские сады. У дошкольного образования в Германии существует долгая традиция. Kindergarten является социальным институтом немецкого происхождения, который переняли многие страны. Это слово вошло в другие языки, например kindergarten в английском.

Первые учреждения для маленьких детей, где за ними ухаживали, появились в начале XIX в. Главной функцией таких учреждений был присмотр в течение всего дня за детьми промышленных рабочих, пока те находились на производстве. Рабочих мало интересовало внедрение образования в программу по уходу за детьми.

В буржуазной среде детские сады предназначались для того, чтобы дополнить семью, они были организованы так, чтобы подготовить детей к школе.

В современных детских садах Германии главным в воспитательной работе является развитие речи, детской личности, социальное воспитание и игра. В детском саду дети, как правило, проводят время только до обеда, а вторую половину дня они находятся дома, в своей семье. Между тем есть детские сады и детские учреждения и с продленным днем. Сегодня в ФРГ свыше 30 % детей от трех до шести лет посещают в детские сады

Основной принцип немецких детских садов – не нагружать ребенка, поэтому, кстати, она считается слабой в образовательном плане.

Дошкольное образование в Англии

К концу первой мировой войны дошкольные учреждения Англии четко разделились на обеспечивающие уход, заботу о здоровье и физическое развитие (дневные ясли) и на выдвигающие задачи всестороннего развития, обучения и воспитания (ясельные школы и классы). В 1919 году дневные ясли были переданы в подчинение местных органов социального обеспечения, ясельные школы остались в ведомстве местных органов народного образования.

В дошкольных учреждениях взрослый поддерживает ребенка в учении, помогая ему по максимуму освоить и использовать учебно-развивающее и культурное пространство вокруг себя. По мнению современного английского специалиста в области дошкольной педагогики Т. Брюс (Т. Bruce, 2005), ключ к интсракционистскому подходу при работе с детьми раннего возраста лежит в понятии «сотрудничества» (или взаимодействия) между взрослым и ребенком, и, как следствие, сбалансированности видов деятельности, ведомых каждым из равноправных участников учебно-воспитательного процесса.

   Важно, чтобы взрослый не доминировал, например, беседуя с ребенком, но происходил обмен мыслями и чувствами, поддерживалось состояние обоюдной непрерывной умственной активности. Все три концепции оказали воздействие не только на историческое развитие английского дошкольного образования, но прослеживаются и в формировании новых подходов к разработке содержания образования на современном этапе.

Дошкольное образование в Китай

Все детские сады в Китае достаточно большие и в среднем способны вместить до 270 детей, что прекрасно отвечает требованию государства, в связи с сильным перенаселением. При этом в одном детском саду может соблюдаться разный график для каждого ребенка в отдельности. Так часть из них посещает детский сад лишь днем, с 8:00 утра до 18:00 вечера, а некоторые и вовсе попадают домой только на выходные. Это, как правило, связано с графиком работы родителей и не очень распространено среди населения, так как таким образом посещают детские сады лишь около 5%.

   Сам день в детском саду четко распланирован, начина я завтраков, которые начинаются в 8:30, и заканчивая организованными групповыми играми и прослушиванием патриотических рассказов и песен. По понедельникам каждого ребенка ждет обязательная проверка здоровья

  В детских садах стали учить от эгоизма, где маленьких детей уже с первых лет учат быть строгими по отношению к себе, контролировать собственные желания и быть частью коллектива. Все какие-либо индивидуальные черты детей не считаются врожденными и поэтому не поощряются.

   Главная задача детских садиков — это загрузить детей, чтобы не было возможности возникновения каких-либо неблагоприятных ситуаций.

  1. Возможности использования зарубежного опыта дошкольного образования в работе воспитателей России.

   Образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для них характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

   Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские сады и школы Р. Штайнера, или так называемые вальдорфские школы, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и в России

   Созданная в начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антропософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861–1925) была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью особых упражнений. Стержень концепции образования составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует строгая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оценок, у них нет страха перед отчислением, второгодничеством. К работе вальдорфских школ активно привлекаются семьи воспитанников.

   В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х – начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые сады и школы.

    Вальдорфская педагогика является одним из заметных явлений в современной педагогике

Список литература туры

1. Калина И.И. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации // Дошкольное воспитание. 2006. № 9.

 2. Синалеев Ю. Образование в Израиле // Обучение за рубежом. 2000. № 8.

 3. Турченко В. Из опыта работы в немецком детском саду // Дошкольное воспитание. 2006. № 6.

 4. Частные школы // Аргументы и факты. 2002. № 10.

 5. Аромштам М. Со слов японской журналистки Фусаэ Хурагужи

6.  Джуринский А.Н. Развитие образования в современ- ном мире: учеб. пособие. М.: Владос, 2003. 240 с.

7.  Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зару- бежных педагогических пои сках. М., 1994. 198 с.

8.  Назарова Н.М., Моргачёва Е.Н., Фуряева Т.В. Срав- нительная специальная педагогика: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2012. 336 с.

 9.   Оливера К.Э. К теории сравнительной педагогики // Пер- спективы. Вопросы обра зования. 1989. № 2 (66). С. 15–30.

 10.  Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и на- чальное образование за рубежом: история и современ- ность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед.  М.: Академия, 2001. 240 с.

11.  Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: исто- рия и современность. М.: Педагогическое общество России, 2001. 576 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

дошкольного воспитания

Слайд 2

Дошкольное образование Японии В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей — обычно с четырехлетнего возраста В большинстве же детских садов главная задача воспитателей — научить детей быть послушными. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством этикетных формул и знать, где и когда их нужно применять Воспитание маленьких детей в Японии не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

Слайд 3

Дошкольное образование в США В США не существует единой системы дошкольного образования. Оно организуется в рамках различного рода краткосрочных или долгосрочных программ, призванных решать определенные задачи. шесть видов решения задач в детском саду: 1. Детский сад помогает родителям организовать дома обстановку, адекватную для развития ребенка, обучает навыкам общения с малышом, дает информацию о здоровом питании и информацию, связанную с общественными службами. 2. Детский сад предоставляет родителям информацию о развитии ребенка. Периодически организуются встречи родителей и педагогов, поддерживается почтовое сообщение и действует сайт детского сада. 3. Родители привлекаются к работе детского сада, к участию во внеклассных занятиях. 4. В детском саду родители могут получать информацию об учебном плане занятий с детьми и возможностях реализации этого плана в домашней обстановке. 5. Родители привлекаются к управлению детским садом 6. Детский сад и родители тесно сотрудничают с общественными организациями, обеспечивающими реализацию и поддержку обучающих программ для дошкольников. Таким образом, дошкольное образование в США демонстрирует передовой опыт

Слайд 4

Дошкольное образование в Германии В современных детских садах Германии главным в воспитательной работе является развитие речи, детской личности, социальное воспитание и игра. В детском саду дети, как правило, проводят время только до обеда, а вторую половину дня они находятся дома, в своей семье. Основной принцип немецких детских садов – не нагружать ребенка, поэтому считается слабой в образовательном плане.

Слайд 5

Дошкольное образование в Англии Англии четко разделились на обеспечивающие уход, заботу о здоровье и физическое развитие В зрослый поддерживает ребенка в учении, помогая ему по максимуму освоить и использовать учебно-развивающее и культурное пространство вокруг себя. В зрослый не доминировал, например, беседуя с ребенком, но происходил обмен мыслями и чувствами, поддерживалось состояние обоюдной непрерывной умственной активности.

Слайд 6

Дошкольное образование в Китай В детских садах стали учить отэгоизма , где маленьких детей уже с первых лет учат быть строгими по отношению к себе, контролировать собственные желания и быть частью коллектива. Все какие-либо индивидуальные черты детей не считаются врожденными и поэтому не поощряются. Главная задача детских садиков — это загрузить детей, чтобы не было возможности возникновения каких-либо неблагоприятных ситуаций

Слайд 7

Зарубежны опытадошкольного образования в работе воспитателей России. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует строгая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оценок, у них нет страха перед отчислением, второгод-ничеством . К работе вальдорфских школ активно привлекаются семьи воспитанников. В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х – начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые сады и школы. Вальдорфская педагогика является одним из заметных явлений в современной педагогике

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВИМАНИЕ КОНЕЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и система их оценки.

определение  результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и система их оценки....

Эссе "Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе"

Мое виденье педагогической деятельности в условиях современного развития детей....

Статья на тему: Современные тенденции развития дошкольного образования

Статья посвящена тенденциям развития дошкольного образования, в ней говорится о государственном стандарте ДО, его периодах идеях, основных задачах и принципах построенных на их основе....

Консультация для педагогов «Современные тенденции развития дошкольного образования»

Консультация для педагогов о современных тенденциях развития дошкольного образования, их структурно - функциональная модель, пространвство, условия и признаки....

Основы профессиональной успешности педагогов ДОУ в контексте современных тенденций развития дошкольного образования

Проектирование предметно-пространственной среды в средней группе с учётом требований ФГОС дошкольного образования....

Основные тенденции ФОП дошкольного образования

Основные тенденции ФОП дошкольного образования...

II Ксендзовские педагогические чтения «Современные тенденции развития дошкольного образования»

АктуальностьОдним из приоритетных направлений   дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей.  Актуальность сенсорного развития  в дошкольном детстве трудно переоце...