Эссе "Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе"
статья на тему
Мое виденье педагогической деятельности в условиях современного развития детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе воспитателя Чаплиевой Натальи Валерьевны.
На тему: «Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«центр развития - детский сад №22»
«У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей…»
В.Г. Белинский
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. Задача воспитателей заключается в том, чтоб в каждом возрасте мы могли создавать образовательные ситуации естественной жизни детей, которые максимально развивают их общие способности.
Согласно концепции, самоценности дошкольного периода развития, разработанной А.В. Запорожцем, основной путь развития — ребёнка- это амплификация, т.е. обогащение, расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.
Развитие способностей ребёнка делает его подлинным субъектом деятельности, прежде всего игровой, становление форм происходит к концу дошкольного возраста. Согласно теории А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, развитие ребёнка осуществляется в процессе различных деятельностях.
Одной из задач воспитания в современных условиях является содействие развитию активности в ребенке. Так, в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования в п. 1.4. отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка педагогами инициативы детей в различных видах деятельности. А в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Т.И. Юстус в своей статье «Инициативность дошкольников как образовательный результат», отмечает, что для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности.
В качестве таких условий я вижу следующие:
- опыт пробы своего действия в социально заданных рамках
- опыт удивления, обнаружения своего интереса
- социальная поддержка достижений
- не директивная помощь детям (косвенное руководство) в условиях развивающего, а не авторитарного общения.
Создание мною данных условий позволяют видеть проявления инициативы в познавательной деятельности к концу дошкольного возраста.
Современные тенденции ДО требуют от педагога соответствующей технологической компетентности, так в своей работе с детьми я приоритетными технологиями считаю:
- организация игры с неоформленным материалом
- метод проектов как организация жизни группы, исходя из детских интересов и вопросов
- особо организованная среда группы — мобильная, гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом.
Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслящие люди. Возникла необходимость использования новых педагогических технологий для развития личностных качеств ребёнка. Так в своей работе я ищу не ординарные методы взаимодействия с детьми. Одним из видов детской деятельности используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является продуктивная творческая деятельность детей художественное конструирование.
Наблюдая желание детей играть с различными видами конструкторов, возникла идея познакомить их с конструированием из плоских элементов (разнообразных геометрических фигур). Но как же увлечь детей художественным конструированием? Для этого спровоцировала познавательный интерес детей, организовала так, что дети обнаружили интересные коробочки с необычным материалом (геометрические фигуры из разных видов ткани). Предоставила им возможность свободно манипулировать, изучать их свойства, делать открытия (что эти формы держатся на фланелеграфе).
Дети предложили, что с помощью ткани разной формы можно создавать отдельные объекты или композиции:
- по собственному замыслу;
- по сюжету литературных произведений;
- по определённой модели, т.е. активно используется метод моделирования.
Так по инициативе детей сначала стали придумывать композиции. Постепенно у детей стал возникать интерес к продуктивной конструктивной художественной деятельности; желание воспроизвести на стационарном стенде знакомые предметы, персонажей сказок, сюжеты; совершенствуются навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослым; развиваются сенсорные способности и разнообразные формы символизации - продукт самостоятельности; продукт творческой деятельности детей и её результат. Затем решили включить художественное конструирование из ткани, в работу с детьми как кружок. На основании желания детей в дальнейшем я разработала план работы по темам и месяцам. И придерживаясь заданных тем, мы ведём дальнейшую работу. Но важно учитывать такой момент – если детям задаётся, какая - то тема, например, по сказке «Гуси лебеди», а кто-то из детей хочет сделать какую-то свою композицию, то я соглашаюсь с его мнением и решением. Главное в данной культурной практике не навредить, не отбить желания и прислушиваться к желанию детей.
Детям хочется, чтоб работы не только увидели сверстники, но и родители. Мы стали к работе привлекать родителей, организовывать выставки, вернисажи, оформлять презентации из фотографий работ по художественному конструированию. Родители поняли значимость такого взаимодействия и привлечения детей к деятельности по художественному конструированию. Стали активно с нами сотрудничать и оказывать посильную помощь.
Основная цель данной культурной практики, состоит в том, чтобы у детей возникла мотивация и интерес к творческой продуктивной деятельности.
В заключении отмечу, что в ходе реализации данной культурной практики у детей развивается потребность в творческой деятельности, инициатива, фантазия, любознательность, самостоятельность. Изменилась среда в группе. Выросла вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс. Эти изменения актуальны и соответствуют требованиям ФГОС ДО.
А я как современный педагог не собираюсь останавливаться в своём развитии и обязательно должна совершенствовать свои знания дальше. Ведь, на современном этапе основные тенденции развития дошкольного детства обязуют нас – воспитателей к самообразованию, поиску новых путей, и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта - всё это отличает современного воспитателя, делает нашу профессию интересной и многообразной. Я считаю, чтобы быть успешным в нашем быстро меняющемся мире, необходимо обладать, способностью легко адаптироваться в нем. Современный человек должен понимать закономерности развития мира, свое место в нем, уметь ориентироваться в окружающей среде и быть ответственным за свои действия. Главный путь познания - опыт, он делает осмысленным поведение человека и позволяет ему чувствовать себя комфортно в сложнейших ситуациях.
Детство – важный период в жизни ребенка, который не проходит бесследно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.
Гуманистический потенциал музыкального искусства.Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Построение содержания музыкального образования дошкольников.Организация музыкальной ...

Публикация материала во Всероссийском заочном нсеминаре «Дошкольное образование на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся),
laquo;НАУРАША-ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»...
Статья на тему: Современные тенденции развития дошкольного образования
Статья посвящена тенденциям развития дошкольного образования, в ней говорится о государственном стандарте ДО, его периодах идеях, основных задачах и принципах построенных на их основе....

Презентация «Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста на современном этапе».
В презентации представлены материалы, отражающие современное состояние и проблемы речевого здоровья дошкольников, факторы влияющие на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. Предназначена для пе...

Развитие художественно-эстетического творчества детей дошкольного возраста на современном этапе
В статье рассказывается о художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС....

Консультация для педагогов «Современные тенденции развития дошкольного образования»
Консультация для педагогов о современных тенденциях развития дошкольного образования, их структурно - функциональная модель, пространвство, условия и признаки....

Основы профессиональной успешности педагогов ДОУ в контексте современных тенденций развития дошкольного образования
Проектирование предметно-пространственной среды в средней группе с учётом требований ФГОС дошкольного образования....
