"Книжная графика"
методическая разработка на тему

Хабушева Анна Юрьевна

Материал для выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon knizhnaya_grafika.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ №23 структурное подразделение детский сад

«Книжная графика в работе с детьми дошкольного возраста»

Выполнила:

Хабушева Анна Юрьевна

        

С О Д Е Р Ж А Н И Е

     Введение

  1. Книжная графика, как вид изобразительного искусства и средство художественного развития дошкольников.

     2.  Особенности детского восприятия книжной иллюстрации

     3.  Ознакомление ребенка с книжной графикой ( иллюстрацией) .

      Выводы.

    Список литературы.

    Приложение.

В В Е Д Е Н И Е

        В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была

одной из актуальных. Истоки творческих сил человека восходят к дошкольному  детству. Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность.

        Однако многие авторы, исследовавшие детское изобразительное

творчество (В.С.Мухина, Е.А.Флерина и др.), отмечали стремление ребенка

придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком  усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперед.

Большую опасность для развития детского рисования представляет

закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить  за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения должно входить развитие графических образов, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей.

        Значение развития графических образов и  преодоления

стереотипности в изобразительной деятельности детей, недостаточное внимание к этой проблеме  в практике ДОУ является одной из актуальных проблем.

      Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и

все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает

действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм,  передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. Изобразительное искусство выражает также мысли художника, его отношение к изображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа.

        Наряду с общими свойствами каждый вид изобразительных искусств имеет свои специфические особенности.

        Графика (от греческого grapho – пищу) более других видов

изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.

        Графика близка живописи, но если там цвет является основным

средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с

линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана

светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным

выразительным средством.

         Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и

конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды

изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок

может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно

представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или

пространстве.

        Живопись требует, чтобы на нее смотрели издали, откуда мазки

неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры. Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю "технику" рисунка.

        Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.

        Цвет в графическом изображении используется, но он ограничен,

условен.

        Многими исследователями подтверждается положение о том, что ряд

выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной степени доступен дошкольнику. Ребенок осваивает карандаши, и с их помощью создает реальные образы. Линия, форма, цвет, композиция – эти средства выразительности доступны детям в рисовании. Изображение ребенок создает по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается с помощью характерных деталей, черт. При этом иногда выразительность появляется случайно, неожиданно для ребенка.

        Как отмечают исследователи, цвет особенно привлекает внимание

ребенка. В рисунке он часто использует его декоративность, стараясь сделать

рисунок наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов.

        Ребенок может нарушить пропорции частей, выделить отдельные детали, выразить движение, причем  передача движения в рисунке наиболее сложна для дошкольника.

        Композиция рисунка организуется ритмом, который уравновешивает все  части, предметы, фигуры, цветовые контрасты. В процессе обучения дети начинают осваивать различные композиционные задачи, у некоторых детей появляется композиция по диагонали, по кругу, заслоняются предметы.

        Степень выразительности рисунка зависит от того, развито ли у

ребенка воображение, образное восприятие; она зависит также от особенностей обучения.

        Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Этот метод рассматривался в исследованиях Е.А.Флериной, В.А.Езикеевой, Р.А.Мирошкиной и др.

       Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст,

подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй

       Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей

является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.

        С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей

жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он

знакомится.

        Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и,

наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым

воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

        В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности

восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Так, Е.А.Флерина, В.А.Езикеева подчеркивают, что малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче.

       Некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

       Исследователь И.Котова установила некоторые особенности узнавания

детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком

узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.

        Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова и др. отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книге. Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с

содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

        Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить

изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами

изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.

        Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми. На картине можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра

(главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше – наверху).

        На иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т.п. Однако

использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии,  в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.

        Итак, книжная графика – один  из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.

        Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические

чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и

собственному творчеству детей.

        Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей

изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.

        Изображение домика в виде маленькой избушки – один из

распространенных графических  шаблонов, присущих детскому рисованию.

Образы, создаваемые детьми, часто схематичны, не отличаются разнообразием, что снижает заинтересованность детей в изобразительной деятельности. Необходима специальная работа, направленная на знакомство детей с вариативностью архитектурных образов. Такое знакомство возможно на примере сказочных архитектурных сооружений. Занятия включают в себя следующие виды деятельности: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, рисование. Для занятий подбираются произведения художественной литературы – народные и авторские сказки, в которых дается описание необычных домов, иллюстрации к этим произведениям.

        Общие задачи занятий первой серии: вызвать у детей эмоциональный

отклик на художественные образы иллюстраций, познакомить детей с

вариативностью формы зданий  (дома в виде горшка, дерева, яйца, часов),

учить детей видеть необычность архитектурных образов.

       Занятие № 1. Чтение русской народной сказки "Теремок" в обработке

       А.Н.Толстого. Рассматривание иллюстраций (художник – В.Хлебникова).

         Воспитатель читает сказку: "Ехал мужик с горшками и потерял один

горшок. Прилетела муха-горюха и спрашивает: - Чей домок-теремок? Кто в

тереме живет? и т.д.".

        После чтения произведения дети рассматривают иллюстрации.

Воспитатель задает вопросы: "Из чего звери сделали себе теремок?" (из

горшка) "Какой он формы?" (овальный). Дети отмечают, что каждый новый жилец  теремка сделал для себя пристройку к горшку.

       Занятие № 2. Загадки К.И.Чуковского. Рассматривание иллюстрации (художник – С.Власов).

 Воспитатель загадывает загадку:  Был белый дом,

                                                           Чудесный дом

                                                            И что-то застучало в нем.

                                                            И он разбился, и от туда,

                                                            Живое выбежало чудо,

                                                             Такое теплое, такое –

                                                             Пушистое и золотое.

Дети отгадывают (цыпленок). Воспитатель спрашивает детей: "А что это за дом такой белый? (яйцо). "Какой он формы? (овальный). "Из чего сделана крыша домика?" (из листьев).

       Занятие № 3. Чтение отрывков из сказочной повести А.-А.Милна "Винни-Пух и все-все-все". Рассматривание иллюстраций (художник –

Э.Назаров).

        Воспитатель читает детям некоторые главы повести (в частности, главу3): "Лучший друг Винни-Пуха, крошечный поросенок, которого звали Пятачок, жил в большом-пребольшом доме, в большом-пребольшом доме, в большом-пребольшом дереве. Дерево стояло в самой середине леса, дом был в самой середине дерева, а Пятачок жил в самой середине дома… и т.д.". После чтения дети рассматривают иллюстрации. Воспитатель задает вопрос: "Ребята, где живет Пятачок? (в дереве). Дети рассматривают дом: окно со ставнями, лестницу, дверь, колокольчик.

         Занятие № 5. Сказочный дом (рисование).

        Цель занятия: учить детей создавать оригинальные, выразительные

образы сказочных домов, формировать творческое воображение детей, их

изобразительные умения в рисовании зданий.

        Воспитатель предлагает детям нарисовать сказочный дом. Дом

сказочный, поэтому он должен быть необычной формы. "Подумайте, кто будет жить в этом домике".

        Иллюстрации вызывают эмоциональный отклик детей.

Знакомству детей с архитектурными элементами может быть  посвящена 2-ая серия занятий.

        Общие задачи занятий второй серии: вызвать у детей эмоциональный

отклик на художественные образы иллюстраций, учить детей видеть необычность архитектурных образов, познакомить с архитектурными деталями, с их функциями в сооружении: наличники (накладные планки вокруг окна, двери), конек (деревянное резное украшение на крыше избы), ставни (дощатые или железные створки для прикрытия окна), причелины (лицевые доски сверху крыши), фундамент (основание, служащее опорой для здания), веранда (открытая или застекленная легкая пристройка к дому вдоль стены), колонна (сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в  здании). Особое внимание также  необходимо уделять различным материалам, из которых изготовлены сказочные дома (дерево, слома, ветки, кирпич и т.д.), выразительности образов (покосившиеся наличники избушки на курьей ножке, обвалившаяся штукатурка старого дома и т.д.).

       Занятие № 1. Чтение русской народной сказки "Гуси-лебеди" в

Обработке А.Н.Толстого. Рассматривание иллюстраций (художник – Т.Савченко).

       Воспитатель читает сказку: "Долго она бегала по полям, по лесам.

День клонился к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит –

стоит избушка на курьей ножке об одном окошке, кругом себя поворачивается…и т.д.".

       После чтения дети рассматривают иллюстрации. Воспитатель просит

детей описать избушку на курьей ножке (дети рассказывают, воспитатель

поощряет их ответы). "Ребята, из чего сделана эта избушка?" (из бревен). А

как вы догадались? (видны бревна и кольца-концы бревен). Воспитатель

обращает внимание детей на детали избушки – ставни, наличник, конек,

причелины. "Ребята, как вы думаете, избушка новая или старая? (старая).

Почему? (видны трещины в бревнах, ставни покосились).

       Занятие № 2. Чтение сказки С.В.Михалкова "Три поросенка".

       Рассматривание иллюстраций (художник – М.Рудаченко).

       Воспитатель читает сказку: "Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего

смастерить дом из соломы… Уже к вечеру его хижина была готова…Нуф-Нуф вбил в землю колья, переплел их прутьями, на крышу навалил сухих листьев, и к вечеру дом был готов… Наф-Наф натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надежный прочный дом… Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом… и т.д.".

       Воспитатель вместе с детьми сравнивают на иллюстрациях три дома. Дом Ниф-Нифа – соломенный, похож на сноп (видны соломинки, колоски, жгуты, крученные из соломы). Такой дом очень ненадежный. Дом Нуф-Нуфа – из веток. На крышу поросенок насыпал опавших листьев. Его домик тоже оказался непрочным. Наф-Наф построил каменный дом, с дубовой дверью, кирпичной крышей, трубой. Этот дом спас поросят от волка.

       Занятие № 3. Чтение сказки братьев Гримм "Гензель и Гретель".

       Рассматривание иллюстраций (художник – С.Фролова).

       Воспитатель читает сказку: "Подошли они ближе, видят – сделана

избушка из хлеба, крыша на ней из пряников, а окошки все из прозрачного

леденца… и т.д.". После чтения дети рассматривают на иллюстрации пряничный домик. Дом красивый, нарядный, ведь он целиком сделан из сладостей. К двери ведут две ступеньки. Над дверью красуется крендель. На крыше – леденцовый петушок, башенка с флажком, труба. Так и хочется съесть этот домик!

       Занятие № 5. Чтение сказки Г.-Х.Андерсена "Стойкий оловянный

солдатик". Рассматривание иллюстраций (художник – Е.Монин).

       Воспитатель читает сказку: "…лучше всех игрушек был чудесный

картонный дворец. Сквозь его маленькие окна были видны все комнаты. Перед самым дворцом лежало зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера на деревянных подставках стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди… и т.д.". На иллюстрации дети рассматривают дворец. Он богато украшен: балконы, башенки, колонны, арки, необычные окна.

       Занятие № 6. Чтение сказки Г.-Х.Андерсена "Старый дом".

 Рассматривание иллюстраций (художник – А.Архипова).

       Воспитатель читает сказку: "На одной улице стоял старый-престарый

дом, построенный лет триста тому назад. Это можно было прочесть на балке,

где год его постройки был вырезан в обрамлении тюльпанов и плетей хмеля.

Там же было целое стихотворение, написанное буквами, какими писали в

старину, а над каждым окном красовались уморительные рожи. Верхний этаж далеко выступал над нижним, а под самой крышей проходил водосточный желоб, оканчивавшийся головой дракона. Дождевая вода должна была вытекать у дракона из пасти, но текла из брюха – желоб-то был дырявый…и т.д.". После чтения сказки дети рассматривают на иллюстрации дом: три этажа, крылечко с перилами, на крыше – две трубы. Дети находят на иллюстрации водосточный желоб, смешные рожи над окнами. Воспитатель задает вопрос: "Как художник показал, что это старый дом?" (штукатурка осыпалась, видны кирпичи).

        Занятие № 7. Сказочный дом (рисование).

       Цель занятия: учить детей создавать оригинальные, выразительные

образы сказочных домов, формировать творческое воображение детей, их

изобразительные умения в рисовании зданий.

       Воспитатель предлагает детям нарисовать сказочный дом, украсив его

интересными деталями.

        После проведенной работы в рисунках детей появятся

архитектурные детали, образы станут более выразительными,  дети рисуют с  большим интересом, создают оригинальные образы, рисунки становятся  более выразительными, своеобразными. Эта серия занятий способствует развитию графических образов, преодолению шаблонности в рисунках детей.

Выводы

        Изучение психолого-педагогической литературы показало, что развитие

графических образов в рисунках детей, преодоление стереотипности – одна из важных задач обучения рисованию в дошкольном возрасте.

        Иллюстрации к литературным произведениям разных художников дают представление о вариативности образов, расширяют круг представлений, в какой-то мере стимулируют собственное творчество детей.

        Рассматривание иллюстраций можно применять в том случае, если

невозможно познакомить детей с реальным предметом, либо после наблюдений с целью закрепления и уточнения представлений.

        Знакомство детей со сказочными архитектурными образами – одна из

важных сторон работы, направленной на развитие изобразительного творчества детей.

        В реальной жизни детей часто окружают однотипные здания, дети не

видят оригинальных архитектурных сооружений, не имеют возможности

познакомится с памятниками архитектуры. Знакомя детей с произведениями

художественной литературы, воспитателю необходимо  уделять внимание

архитектурным образам.

        Необходимо познакомить детей с литературным произведением, обратив

внимание детей на необычный образ, а потом, на занятии, вернуться к нему,

предложив детям нарисовать сказочный сюжет. Рассматриванию иллюстраций в этом случае должно предшествовать занятию.

Литература:

 1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.: Новая

     Москва, 1925.

 2. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960.

 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.:

СОЮЗ, 1997.

 4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:

     Учебное пособие для студентов высших  учебных заведений. – М.:

     Академия, 2000.

 5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. – М., 1999.

 6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -  М., 1996.

 7. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное  // Детская          литература. – 1969. - № 4.

 8. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. – 1972.

- № 3.

 9. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития

     воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. –

     1980. - № 2.

10. Дьяченко.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы

      психологии. – 1987. - № 1.

11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1966.

12. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского

      изобразительного творчества. – М., 1973.

13. Запорожец Л.В. Избранные психологические труды: ВГТ. – М., 1986.

14. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.

15. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. – М.,Изд. АПН РСФСР, 1959.

16. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия

      развития  // Дошкольное воспитание. – 1999. № 12.

17. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной

      деятельности. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985.

18. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие

      дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.

19. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.

20. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – МП.: Педагогика,

1995.

21. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и

      творчество. – М.: Педагогика, 1990.

22. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у детей. – М., 1970.

23. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и

      методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное

      пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение,

      1981.

24. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций   младшими  дошкольниками  //  Дошкольное воспитание, - 1973. - № 2.

25. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1998.

26. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,

      2000.

27. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение,

1965.

28. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Педагогика, 1987.

29. Мелик-Пашаев А.А.Педагогика искусства и творческие способности. – М.,

 1981.

30. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию /

     Под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1982.

31. Мирошкина Р.А. Формирование представлений у ребенка-дошкольника

      о выразительных средствах иллюстраций // Вопросы дошкольной

      педагогики. – Вып. 4. – Челябинск, 1975.

32. Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Докт. дис. -

      - М., 1972.

33. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.

34. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения

      социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.

35. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М., 1981.

36. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 1988.

37. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. – М., 1954.

38. Работа с книгой в детском саду. – М., 1967.

39. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском

      саду. – М., 19982.

40. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965.

41. Система эстетического воспитания в детском саду. – М., 1962.

42. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /

       В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова. – М.: Просвещение,

       1985.

43. Толковый словарь русского языка / А.Е.Баханьков, И.М.Гайдукевич,

      П.П.Шуба. – Мн.: Нар.асвета, 1985.

44. Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М.; Л., 1950. – Т.8.

45. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -

       - М.: Учпедгиз, 1956.

46. Флерина Е.А. О детском изобразительном творчестве // Советская

педагогика. 1946. - № 3.

47. Флерина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства: Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. – М.: Учпедгиз, 1949.

48. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.

49. Художественное творчество в детском саду /  Под ред. Н.А.Ветлугиной.

–М., 1974.

50. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М. 1972.

51. Художники детской книги о себе и своем искусстве: статьи, рассказы,

заметки, выступления / Сост., запись, коммент. В.Глоцера. – М.: Книга, 1987.

52. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.

                          Художественная литература

1. Андерсен Г.Х. Стойкий оловянный солдатик и другие сказки. – М: Детская

    литература, 1980.

2. Гримм Я., Гримм В.К. Сказки / Пер. с нем. Т.Петникова. – Мн.: Маст.

лiт.,1983.

3. Гуси-лебеди. Русская нар. сказка в обработке А.Н.Толстого. – М.: Малыш, 1976.

4. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Повесть-сказка. – М.: Детская

   литература, 1978.

5. Михалков С.В. Три поросенка. – М.: Малыш, 1983.

6. Теремок. Русская нар. сказка в обработке А.Н.Толстого. – М.: Детская

   литература, 1982.

7. Успенский Э. Крокодил Гена и другие сказки. – Мн.: Юнацтва, 1986.

8. Чуковский К.И. Чудо-Дерево и другие сказки. – М.: Детская литература,

1975.

Приложение

  1. Иллюстрации сказок.
  2.  Портрет иллюстратора книги и его биография.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой

Презентация на тему "Творчество художника иллюстратора А.Ф Пахомова  - содержит  фото художника и иллюстрации из книг иллюстрированных художником...

Методы работы по ознакомлению младших дошкольников с книжной графикой на занятиях по рисованию

Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей об особенностях ознакомления младших дошкольников с книжной графикой на занятиях по рисованию....

Книжная графика

Книжная графика и её значение в воспитании детей...

книжная графика

Книжная графика как вид искусства...

Интегрированное занятие по ознакомлению старших дошкольников с книжной графикой.

Знакомство дошкольников с особенностью творчества художников-иллюстраторов Рачева и Васнецова....

Формирование юного читателя через использование книжной графики.

Данный раздел представлен в программе «Детство» под рубрикой «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки».В нашем современном мире технологий и компьютеров, мы на мн...

Восприятие книжной графики детьми разных возрастных групп

Представлен теоретический материал по теме: "Восприятие книжной графики детьми разных возрастных групп"...