Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка.
учебно-методический материал (старшая группа)

Бердникова Елена Валерьевна

Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat._elena.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ

ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                   Семья и детский сад как социокультурная среда

                                формирования личности ребёнка

                                                             Реферат

                                                            Выполнила слушательница курсов                                                                              

                                                            повышения квалификации

                                                            Бердникова Елена Валерьевна

                                                           Проверила:

                                                           старший преподаватель

                                                           кафедры ПиМДиНО ВГПУ

                                                           Килейникова А. Н.

                                          Воронеж  2012

                                                     Содержание

  1. Введение.
  2. Основная часть:

2.1. Категории родителей.

             2.2. Методы и приёмы работы педагогов с семьёй.

              2.3. Индивидуальная работа с родителями.

              2.4. Необходимость дошкольного образования.

              2.5. Направления семейного воспитания.

              2.6. Семейная политика в России.

              2.7. Взаимодействие ДОУ и семьи.

        3. Заключение.


          1. Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.

Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка обоснована в трудах педагогов и психологов прошлого и настоящего времени, отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.

Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения.

В последние годы практически в каждом отечественном нормативно-правовом или методическом документе декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьёй, психолого-педагогического просвещения родителей.

Дошкольное учреждение при условии грамотного построения работы обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьёй, взаимодействия с родителями. Что помогло бы реализовать многие из указанных мер. При этом необходимо учитывать, что осознание себя в новом статусе родителя сопровождается пересмотром жизненных принципов, системы ценностей, устремлений. Поэтому важно, чтобы рядом оказался грамотный педагог. На компетентную помощь которого могла бы рассчитывать семья. Однако следует отметить, что не всегда современный педагог готов к такой ответственной миссии. При получении среднего специального образования, при прохождении курсов повышения квалификации воспитатель, безусловно, приобретает представления о важности взаимодействия с семьёй воспитанника, о разнообразных формах работы с родителями, о необходимости привлечения последних к участию в воспитательно-образовательном процессе. Ранее этого было достаточно. Сегодня ситуация изменилась: интенсивное развитие наук и технологий, расширение образовательных запросов социума, большое число неблагополучных семей – эти и другие обстоятельства требуют от современного воспитателя огромного багажа психолого-педагогических знаний, умений быть советчиком, консультантом, помощником каждой конкретной семьи.

    2.2.1. По оценкам педагогов современные родители делятся на три категории:

равнодушные - стремящиеся быстро передать ребёнка воспитателю утром и так же быстро забрать вечером;

конфликтные – постоянно находящие повод для выяснения отношений, предъявления претензий;

открытые для взаимодействия.

Большую часть, по признанию воспитателей, составляют первые две категории; открытых, заинтересованных родителей очень мало.

Многие педагоги во взаимодействии с родителями видят прежде всего преодоление собственных трудностей в работе с ребёнком. Поэтому общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведёт себя ребёнок на занятиях, как сложно ему даётся тот или иной материал. Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие. Поэтому педагогу важно осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьёй, основанное на осознании единой цели – всестороннего развития ребёнка.

Прежде всего необходимо иметь представление о традиционных идеалах семьи, состоящего из типичного набора семейных позиций: супружества, родительства и родства. Именно такое триединство базовых типов семейного взаимодействия позволяет достичь целей семьи: рождения детей, социальной защищённости, преемственности поколений. Передачи семейного опыта, традиций, создания материального достатка.

При этом акцентируются ключевые принципы семейного взаимодействия, на которых основывалась идеальная семья. Это любовь, соучастие, верность, взаимопомощь, преданность, почитание родителей.

Чрезвычайно значимы знания о психолого–педагогических основах современной семьи, об особенностях воспитательной ситуации и о родительско – детских отношениях в зависимости от типа и структуры семьи. По данным исследований, именно неосведомлённость в таких вопросах является основной проблемой в работе современного детского сада с родителями. Незнание специфики семейного воспитания ведёт к тому, что воспитатель механически переносит содержание и методы воздействия на ребёнка в детском саду на семейные условия.

Воспитателю необходимо знать специфику домашнего и общественного воспитания. Семейное воспитание приоритетно в силу биологической и эмоционально – психологической зависимости ребёнка от родителей, общественное воспитание оказывает специализирующее воздействие на ребёнка как равноправного члена группы сверстников. Исходя из таких различий, очевидно, что педагог и родитель по-разному смотрят на вопросы воспитания и обучения ребёнка. Это несовпадение взглядов может осложнить взаимодействие. Однако в указанных различиях заключается основной смысл сотрудничества, направленного на осознание единой цели воспитания и обучения ребёнка, основанного на взаимодополнении.

2.2. При подготовке к работе с семьёй необходимо выделить несколько направлений, важнейшее из которых – освоение основных методов изучения семьи. Это непременное условие реализации дефференцированного подхода к взаимодействию с родителями, их психолого – педагогическому просвещению. Отсутствие таких методов – причина того, что педагог ориентируется на «среднего» родителя, а его работа с семьёй приобретает формальный характер.

Педагог дошкольного учреждения должен овладеть следующими методами и приёмами изучения семьи:

  1. Социологический портрет семьи – обследование, анкетирование семьи;
  2. Непосредственное изучение семей для определения родительской позиции отцов и матерей по отношению к своему ребёнку, осознавания ими целей семейного воспитания, собственной роли в этом процессе, приоритетов воспитания.

          Изучение указанных особенностей семьи – одно из самых сложных диагностических направлений, поскольку семья – автономная, закрытая структура. Однако существует ряд методик, позволяющих деликатно, чаще всего опосредованно выявить интересующие моменты.

          Одним из таких методов является «Родительское сочинение». Говорить о нём лучше индивидуально с каждым родителем, поясняя, что сочинение позволяет ближе узнать ребёнка, найти индивидуальный подход к нему, учесть в работе  его индивидуальные особенности и интересы.

         Известны своими диагностическими возможностями и рисуночные методы, такие как «Портрет семьи», «Ребёнок дома и в детском саду», «Дом, дерево, человек», «Четыре персонажа». Использовать графические методы необходимо как с ребёнком, так и с его родителями, это позволит увидеть ситуацию со всех сторон.

        Большими диагностическими возможностями обладают игровые методы. Известно, что на игру ребёнок проецирует собственные впечатления и переживания, поэтому, так важно наблюдение за ребёнком в процессе сюжетно – ролевой игры «Семья». Выявить отношение ребёнка к членам семьи педагогу поможет игровая методика «Почта». (Одну из модификаций такой игры предложила Е. П. Арнаутова.)

        Известен своей простотой и диагностическими метод неоконченных предложений, когда ребёнок заканчивает фразу, начатую взрослым. («Мне хорошо, когда…», «Я грущу, когда…», «Я счастлив, когда…», «Мне страшно, когда…»).

        Существуют также методы изучения семьи, предполагающие заполнение родителями анкет и вопросников. К таким методам относятся опросникБасса-Дарки, направленный на изучение особенностей отношения родителей к своему ребёнку; методики диагностики родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина.

  1. Определение уровня психолого-педагогической культуры семей воспитанников, изучение стремления родителей к знаниям. Это необходимо при организации работы по повышению психолого-педагогической культуры, так как позволяет учесть уровень знаний каждого родителя и организовать работу с отдельными группами, дифференцированными в процессе диагностики.

В этом случае чаще всего используется метод анкетирования родителей.

  1. Изучение мнения родителей о деятельности дошкольного учреждения, о содержании, методах и приёмах работы, о результативности педагогического процесса, о желании и возможности включиться в воспитательно-образовательный процесс.

В процессе практической подготовки воспитатели убеждаютсяв

недостаточной эффективности лекционной формы подачи материала ( теоретическая информация, преподносимая даже самым искусным лектором, усваивается лишь на 20%), а так же в том, что материал, полученный в результате активной мыслительной, поисковой, практической и игровой деятельности, становится личностно значимым  и прочно закрепляется у «обучающегося». Знания полученные таким образом, легче претворить в практике семейного воспитания, внутрисемейных отношений.

         Если сравнить обычную консультацию для родителей и консультацию с использованием практических приёмов, можно сделать вывод о высокой эффективности именно практических приёмов. Высокая эффективность игр, в которых предлагаются жизненные ситуации, которые требуют действий, связанных с решением конкретных, а порой нестандартных задач. Многие моменты игр, будучи условными, позволяют проектировать варианты решения задач, проявляя своё творчество. Ценен «выход» игры: закрепляются свойства, качества, умения и навыки, необходимые воспитателю для выполнения социальных, педагогических функций при взаимодействии с семьёй.

Игра оказывается необычайно информативной, она позволяет знакомить воспитателей с тонкостями внутрисемейных отношений.

          Педагогу в работе с семьёй и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнёрами в обеспечении всестороннего развития ребёнка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения.

          Грамотно построенное взаимодействие воспитателей и семьи сопряжено с повышением культуры общения каждой из сторон.

         Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены сами себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – прогулка.

         2.3. Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

- никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребёнка;

- отметьте сначала положительные факты его жизни;

- замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;

- если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;

- желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;

- надо вселять в родителей веру в своего ребёнка;

- щадите самолюбие родителей;

- не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.

         Развитие коммуникативной культуры – непременное условие эффективности взаимодействия педагога с родителями, поскольку низкий уровень коммуникативности, а также отсутствие у воспитателей способности к рефлексии и самоконтролю – основные механизмы, сдерживающие развитие ориентации на качественное взаимодействие с семьёй. В этом плане результативны тренинги общения, нацеленные на формирование у воспитателей основ педагогической толерантности, включающей указанные выше компоненты: способность к самоконтролю, рефлексии, общению.

Общественное дошкольное образование является чрезвычайно важной ступенью системы образования, служит существенным дополнением семейного воспитания, средством социализации формирующейся личности. Современные дошкольные учреждения охватывают своей деятельностью 79% всех детей дошкольного возраста.

2.4. Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования. В последнее время активно обсуждаются вопросы введения предшкольного образования в структуру общего образования, что подразумевает обязательность обучения детей 5-6,5 лет. Дискуссии, дебаты, обсуждения, экспериментальная работа, разработка моделей предшкольного образования, новых программ акцентируют внимание общественности на необходимости введения предшкольного образования, с целью выравнивания стартовых возможностей детей. Анализ имеющихся публикаций, психолого-педагогической литературы дает возможность полагать, что сложившаяся система дошкольного образования в России является уникальной. Необходимость системы дошкольного образования и ее дальнейшего развития не вызывает сомнения.

Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что такое сочетание совершенно необходимо. В ранние годы жизни ребёнка семья нужна для формирования определённых областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие её влечёт за собой девиантное поведение. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль.

В умно организованном, слаженном коллективе дети привыкают к дисциплине и режиму, приобретают навыки товарищества и взаимопомощи, проникаются ощущением ответственности, приучаются беречь честь коллектива и считать себя частью единого целого. Словом, в характере детей закладываются черты, делающие их достойными членами общества. Но каким бы замечательным ни было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций.

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга.

Семейное и общественное воспитание взаимно дополняют друг друга. Цель – одна и та же, но у них специфические возможности, свой потенциал влияния, свое содержание усваиваемого опыта, свои средства положительного воздействия, свои формы общения и виды деятельности. Одно другим не заменишь, если только ориентироваться на современное полноценное развитие ребенка-человека. Национальная система дошкольного воспитания должна развиваться не как альтернативная, по логике «или» – «или», а как семейно-общественная. Это единая система, в которой та и другая стороны необходимы на всех этапах воспитания – образования, вкоторой обе стороны в процессе роста ребенка непрерывно взаимодействуют. Уровень нормы общего развития ребенка меняется, и достичь ее можно только единством семейного и общественного воспитания. При таком понимании сути воспитательной системы наконец-то отпадает необходимость вечно что-то перестраивать, разрушать, бросаться в крайности, вечно отказываться от традиций и накопленного отечественного опыта, а потом предпринимать попытки «возрождения».

2.5. Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести к следующим позициям:

  1. Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.
  2. Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.
  3. Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о Прекрасном, существующем в жизни.
  4. Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и др.
  5. Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи.

Наиболее часто встречающиеся причины отрицательного влияния на формирование семейной воспитательной среды:

  1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. Однако значительное большинство родителей приступает к этому делу, не имея о нем сколько-нибудь педагогических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленности.
  2. Другая причина - жестокие, варварские методы «воспитания» в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут уже на смену (если когда-то и существовавшему) общению приходит полное отчуждение, вражда.
  3. Сотворение в семье кумира обычно в лице единственного ребенка. Задобренного, зацелованного, заласканного. Капризного и плаксивого. А в результате - эгоцентричного и бессовестно-равнодушного.

Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат. В связи с этим А.С.Макаренко вполне правомерно отрицал жертвенность родителей и «авторитет» своеобразной тиранической любви со стороны родителей, когда те не требуют от детей духовного возмещения за свою родительскую самоотверженность. Благополучие родителей столь же необходимо для нормального воспитания, как и детей. Именно это позволяет сформировать рациональные отношения в семье, положительно влияющие на эффективность семейного воспитания.

                             

                           2.6. В современной России проблемам и развитию семьи начинает уделяться особое внимание. Семья постепенно обретает роль интегрирующего фактора, объединяющего и координирующего все направления социальной политики в обществе. В этих условиях на федеральном и региональном уровнях актуальной становится выработка современной идеологии взаимодействия семьи, общества, государства.

Своевременно принятые меры и правильно продуманная семейная политика – надежнейшее вложение в будущее России.

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

В России институт семьи переживает глубокий кризис.

Приоритетной задачей государственной семейной политики должно стать всемерное повышение авторитета института семьи, создание материальной базы для ее поддержки, реализация жилищных программ, предоставление семье статуса субъекта законодательного процесса. Достижение благополучия российской семьи должно стать приоритетом всей социальной политики, ведь от благополучия каждой отдельной семьи зависит благополучие всего общества. Своевременно принятые меры и правильно продуманная семейная политика – надежнейшее вложение в будущее России.

              2.7. ДОУ – дошкольное общеобразовательное учреждение. Семья –представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.

В основе системы взаимодействия ДОУ с семьями лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность (Закон «Об образовании»).

  1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
  2. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
  3. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
  4. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные, следующие задачи:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
  • изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Для их решения используются следующие методы:

  • индивидуальное или групповое консультирование;
  • просмотр родителями занятий и режимных моментов;
  • привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
  • анкетирование;
  • опрос;
  • беседы с членами семьи;
  • наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);
  • анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;
  • фиксация дня ребенка.

Еще до поступления ребенка в ДОУ желательно установить первые контакты между семьями и детским садом, для этого можно:

  1. Пригласить родителей с детьми посетить и познакомиться с развивающей средой , особенностями работы ДОУ;
  2. Представить письменную информацию о работе ДОУ
  3. Провести беседу на предмет условий посещения ребенком учреждения;

Дальнейшее взаимодействие родителей и персонала должно проходить в процессе:

  1. Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
  2. Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
  3. Ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;
  4. Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;
  5. Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок (Недели открытых дверей для родителей);
  6. Работы Попечительского совета ДОУ;
  7. Решения любых вопросов, касающихся их детей (родительский комитет);
  8. Оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров;
  9. Участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;
  10. Продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги;
  11. Приглашения учителей начальной школы, врачей, социолога и др. лекторов по интересующим вопросам;
  12. Оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.

3.Вся система работы в ДОУ должна быть направлена на принятие

семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

В современных условиях воспитатель должен быть теоретически подкован в таких областях научного знания, как психология семьи и родительско-детских отношений, семейная педагогика и домашнее воспитание, основы социологии семьи.

Педагог должен владеть методами и приёмами эффективного взаимодействия и дефференцированного психолого-педагогического просвещения родителей, ведь триада родитель – ребёнок – педагог – это система, обладающая огромным потенциалом для преодоления кризиса современной семьи; восстановления традиционной ценности брака и родительства.

Всё это – во имя всестороннего и гармоничного развития ребёнка на решающем этапе его жизни – этапе дошкольного детства.

Ещё Н.К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Понятие «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребёнком, так и с педагогической общественностью: диалог, умение отстаивать собственную точку зрения и интересы ребёнка поможет родителям преодолеть собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности психического развития.

Родители и педагоги должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей вовремя и одновременно. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

                                          Список литературы

Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия. – Журнал. Дошкольное воспитание. № 4, 2008.

Глебова С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. – Воронеж, ЧП Лакоценин С. С., 2007.

Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М.: Знания,1986.

Лушников И. Д. В поисках педагогических истин. – М.: Вологда, 2006.

Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1987.

Сластенин В. А. и др. Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под редакцией В. А. Сластенина – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности"

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором....

" Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка "

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором....

Консультация «Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника».

   «Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника».         Говоря о формировании личности дошколь...

"Семья и ДОУ, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности дошкольника"

обобщение опыта работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...

Семья и детский сад, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника

Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник в социокультурной среде, которая его окружает. Дошкольный возраст...

Семья и детский сад, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника

Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник в социокультурной среде, которая его окружает. Дошкольный возраст...