"Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности"
консультация (средняя группа) на тему

Данилюк Раиса Петровна

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_detskiy_sad_kak_sotsiokulturnaya_sreda.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

                  Семья и детский сад как социокультурная среда

                                формирования личности ребёнка                                                   

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка обоснована в трудах педагогов и психологов прошлого и настоящего времени, отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.

Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения.

                Большими диагностическими возможностями обладают игровые методы. Известно, что на игру ребёнок проецирует собственные впечатления и переживания, поэтому, так важно наблюдение за ребёнком в процессе сюжетно – ролевой игры «Семья». Выявить отношение ребёнка к членам семьи педагогу поможет игровая методика «Почта».

        Игра оказывается необычайно информативной, она позволяет знакомить воспитателей с тонкостями внутрисемейных отношений.

 Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены сами себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – прогулка.

Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что такое сочетание совершенно необходимо. В ранние годы жизни ребёнка семья нужна для формирования определённых областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие её влечёт за собой девиантное поведение.

В умно организованном, слаженном коллективе дети привыкают к дисциплине и режиму, приобретают навыки товарищества и взаимопомощи, проникаются ощущением ответственности, приучаются беречь честь коллектива и считать себя частью единого целого. Словом, в характере детей закладываются черты, делающие их достойными членами общества. Но каким бы замечательным, ни было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций.

Семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Семейное и общественное воспитание взаимно дополняют друг друга.  Уровень нормы общего развития ребенка меняется, и достичь ее можно только единством семейного и общественного воспитания. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.

  1. Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.
  2. Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о Прекрасном, существующем в жизни.
  3. Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и др.
  4. Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи.

Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат.        

            Семья постепенно обретает роль интегрирующего фактора, объединяющего и координирующего все направления социальной политики в обществе.

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.

В основе системы взаимодействия ДОУ с семьями лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность (Закон «Об образовании»).

            Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка.

Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка....

" Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка "

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором....

Консультация «Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника».

   «Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника».         Говоря о формировании личности дошколь...

"Семья и ДОУ, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности дошкольника"

обобщение опыта работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...

Семья и детский сад, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника

Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник в социокультурной среде, которая его окружает. Дошкольный возраст...

Семья и детский сад, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника

Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник в социокультурной среде, которая его окружает. Дошкольный возраст...

Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника

АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...