консультации
консультация

Ченцова Екатерина Андреевна

консультации для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как курица лапой…

Ручка в руках малыша во время занятий чистописанием затевает «грязные танцы»? Давайте исправлять ситуацию!

Если вы твердо намерены в будущем выработать у малыша ровный и элегантный почерк, то начинайте заботиться об этом заранее. Сознавая нелегкую долю будущего школяра, принимайтесь готовить руку ребенка к письму уже лет с пяти. Настраивайтесь на снисходительное отношение и помощь в освоении нелегкой задачи. Прежде всего необходимо убедиться в готовности ребенка взять в руки ручку: острота зрения и крепость ведущей руки к началу обучения письму уже должны соответствовать требованиям, а не корректироваться в процессе.  С диагностикой зрения – все понятно, а вот на тренировке руки необходимо остановиться поподробнее.

Первое время даже от пятиминутного занятия каллиграфией ребенок будет сильно уставать. Это неудивительно: напряжение детской руки в момент письма сравнимо с усилиями лесоруба. Поэтому не приспособленные к такой нагрузке руки необходимо укреплять и разминать. Лучше всего массажем. Любой, даже непрофессиональный домашний, массаж поможет ребенку укрепить ведущую руку. Его приемы те же, что и в других видах массажа:

  • Прогревание мышц предплечья;
  • Поглаживание, похлопывание;
  • Пощипывающие движения и др.

Массаж длится 5-10 минут.

Но одной физической подготовки для оказания ребенку помощи в овладении чистописанием недостаточно. Есть еще три характеристики, особо отражающиеся на формировании графических навыков:

  1. Способность к пространственной ориентации на листе бумаги;
  2. Степень развития мелкой (тонкой) моторики ведущей руки;
  3. Становление зрительно-моторной координации.

Пространственная ориентация на листе бумаги – элементарное понятие для взрослого человека, но для детей все сложнее. Одно дело – ребенку выучить, где у него левая и правая рука, и совсем другое дело – определить лево-право у друга напротив, в отраженной поверхности или разобраться в пространственных взаимоотношениях (над, под, за, выше, левее и т.д.). Но дело еще больше усложняется, когда пространство сжимается до размеров листа бумаги. Даже то, что буквы пишутся слева направо и сверху вниз, не кажется детям очевидной истиной. Хороший способ развить у ребенка ориентацию на бумаге – рисование под диктовку. Для этого на листе в клетку ребенок выполняет чертеж, следуя устной инструкции. Он под диктовку отчерчивает необходимое количество клеточек в заданном направлении. В результате получается фигурка. Если она получается не с первого раза или вообще не получается, то о начале обучения письму букв говорить пока рано.

Ребенку требуется усвоить и правильную постановку руки при письме и умение держать ручку свободно. Для этой цели есть очень эффективное упражнение «Пластилиновая ручка». Возьмите кусочек пластилина и оберните вокруг основания отслужившей ручки. Задача ребенка: тремя рабочими пальчиками (большим, средним, указательным) так обмять пластилин вокруг ручки, чтобы ее основание напоминало раскатанную колбаску. Это развивает у ребенка одновременно и проворство пальчиков и умение дозировать нажим на ручку. Далее этап работы с ручкой и листом бумаги. После каждой черточки надо делать вдох и выдох, ослаблять хватку ручки. Только затем можно переходить к написанию букв, сначала поэлементному.

Проверка на готовность перехода к слитному письму – безотрывное написание латинской прописной буквы S, выглядящей примерно как SSSSSSS.

Точность движений во многом зависит от зрительного контроля за их выполнением, то есть от согласованности руки и глаза. Для ровного и красивого письма надо следить даже не за рукой, а за кончиком пишущей ручки. Упражнением на развитие зрительно-моторной координации станет игра «Нитка и иголка». Ребенок взяв ручку другого цвета, старается пройти точно по следу вашего карандаша. Принцип упражнения тот же, что и у контурных рисунков, предназначенных для обведения их ребенком.

И в завершении о самом главном условии обретения ребенком прекрасного почерка – психологическом комфорте в период обучения. Не бегите вперед паровоза с желанием показать, на что способно любимое чадо. Не сравнивайте своего ребенка с успехами других детей, а сравнивайте с его собственными прежними трудами. «Замарашками» обычно становятся дети эмоциональные, неусидчивые, стремящиеся к результату, а не к процессу.

Так что приготовьтесь к тому, что письменные работы первое время вы вместе будете выполнять с малышом, без суеты и спешки.



Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИТЬ ИНТЕЛЛЕКТ?

«Есть зарядка для хвоста, есть для хобота зарядка»,-

Поется в детской песенке. А есть ли зарядка для ума?

Конечно же!

А давайте попробуем… поиграть все вместе – в какую-нибудь настольную игру. Но только не в «ходилки»… Семейные настольные игры – это нечто другое. В процессе игры ребенок получает много ценных навыков, причем не только развивающих, но и социальных. Малыш учится уступать, проигрывать, понимает, как вести себя в различных ситуациях.  

А кто скажет, что «Монополия» или шашки – это не зарядка для ума?

Гибкость ума…

«Монополия»

В процессе игры ребенок начинает осваивать такие непростые бизнес-профессии, как менеджер, риелтор. Игрокам раздаются «деньги» разного достоинства, фишки. Побеждает тот, кто распорядился своим капиталом с умом – построил дом, сохранил земельные участки. При внешней неказистости правил игра очень азартная и увлекательная.

«Сумасшедший лабиринт»

Игрокам раздаются карточки с заданием – в закоулках лабиринта надо отыскать волшебный кубок, встретиться с симпатичным приведением, добыть меч-кладенец, спасти принцессу. Перед началом игры на игровом поле произвольно раскладываются карточки с «неведомыми дорожками». Только несколько из них зафиксированы, остальные во время своего хода можно менять, переворачивать в соответствии с количеством выпавших на игральном кубике очков. Побеждает тот, кто первый выполнит все необходимые задания. Игра прекрасно развивает пространственное мышление, учит логически мыслить.

«Эрудит»

Представляет собой набор пластмассовых фишек-квадратов с буквами, из которых надо складывать слова на игровом поле. Каждой букве соответствует определенное количество очков, самые «ценные» - редко встречающиеся буквы. Постепенно знакомьте ребенка с правилами – дети бывают просто очарованы этой игрой в слова. Неужели в одном слове могут спрятаться сразу несколько совершенно разных?

…и ловкость рук

Однако не все настольные игры требуют мозгового штурма, есть и такие, для победы в которых понадобится изрядная ловкость рук. Эти игры очень полезны, они помогают неуверенным детишкам справиться с робостью, а неловким – улучшить координацию.

«Микадо»

Представляет собой набор деревянных или пластмассовых палочек с нанесенными цветовыми метками. Произвольно бросая палочки на стол, игроки по очереди аккуратно пытаются вытащить максимальное количество палочек так, чтобы не потревожить остальные. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

«Дженга»

Прямоугольные деревянные брусочки перед началом игры выкладывают в высокую башню. Задача играющих – вытаскивать из основания детали и снова в определенном порядке складывать их сверху сооружения. Тот на чьем ходу рушится башня – проигрывает. Все очень весело!

Нестареющая классика…

«Шашки»

А еще в шашки очень вкусно играть…конфетами, так можно съедать шашки противника в буквальном смысле.

«Домино»

Эта игра учит концентрации, собранности, способствует закреплению навыков устного счета.

«Лото»

И детям, и взрослым…

«Настольный футбол и хоккей»

Укрепляют мышцы рук, совершенствуют глазомер.

Эти игры не выходят из моды, всегда актуальны!



Предварительный просмотр:

Идем в садик …

«Постараемся облегчить малышу серьезную перемену в жизни, которую приносит посещение детского дошкольного учреждения».

Разумеется не просто шагнуть из милого дома в «большую жизнь». Такая ситуация для ребенка чревата стрессом. Детский сад это не просто новое место, где есть воспитатели и другие дети, это новые социальные отношения. И в этих отношениях теперь придется разбираться самому ребенку.

Правильный настрой

Начинать надо родителям с себя. Попробуйте оценить насколько вы сами морально готовы к этому шагу. Дети, как радары настроены на родителей, они улавливают их настроение и эмоции. Если вы сами пребываете в легкой панике – она передается малышу. Малышу требуется 2-4 недели, чтобы адаптироваться как следует.

Новичок огорчается

Чтобы лучше подготовить малыша к детскому саду, давайте выясним, с какими эмоциональными проблемами он столкнется:

  1. Поначалу сад для ребенка – это Неизвестное место, где его оставляют одного. Впервые малыш чувствует свое одиночество, потому что все вокруг чужое.
  2. Вокруг много добрых людей, но с ними надо научиться общаться и сосуществовать.
  3. Ребенок не понимает, почему его отводят в садик и там оставляют (наказание?).
  4. Ему становится страшно. Страх одиночества и страх утраты может проявляться в слезах, выходками, агрессией, отрешенностью.
  5. Ребенок не ориентируется во времени, поэтому слова «скоро придет мама или папа» не помогут.
  6. Находиться в толпе с утра до вечера он тоже еще не привык.
  7. Внутри малыша создается нервно-эмоциональное напряжение, что его надо обязательно снимать.

Работа над ошибками

Родители, готовя детей к детскому саду, обычно говорят, как там будет им хорошо. Окрыленный вашими словами ребенок шагает в детский сад, играет, общается, но только пока вы рядом.

Вы обещали, что ему будет весело, а на деле ему грустно и страшно. Сместите акценты….

  • Просто говорите о том, как хорошо детям в садике, что они там делают, чем занимаются
  • Любой ребенок знает, что взрослым можно все, а детям многое не позволяется. Удивите его тем, что взрослых в садик не берут, хотя им очень хочется. Детский сад – это не наказание, а привилегия.
  • Скажите сразу, что ребенку будет немного грустно…., зато ….(тут должны быть плюсы)
  • Расскажите о себе, как вы тоже ходили в детский сад, поиграйте в ролевую игру «Детский сад».

Беседуйте с ребенком и играйте каждый день, и вы увидите, что ребенок будет себя чувствовать все увереннее!



Предварительный просмотр:

Консультация «Какие игрушки необходимы детям».

Развитие эмоционального мира ребёнка невозможно без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов и т.д.

Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему. Будет это робот-трансформер или мягкий мишка. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию. Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.).

Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

Учитель-дефектолог: Ченцова Е.А.



Предварительный просмотр:

Консультация «Ребенок поступает в детский сад».

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают. Как его встретят? Будет ли ему хорошо в яслях? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение — это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах, а теперь? Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб воспитателям, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад? Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины такого поведения могут быть различные: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др. Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с чужими определяют характер поведения.

Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Родители должны понять, что общение как деятельность имеет свои этапы развития.

Отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их взрослыми, а иногда и отрицательный, опыт общения приводят к нежеланию и неумению ребенка устанавливать с ними контакт. Ограничение общения кругом близких отрицательно сказывается при поступлении ребенка в детское учреждение, обусловливает негативную картину его поведения, длительное, болезненное привыкание. Следовательно, родители должны стремиться помочь ребенку быстрее и раньше преодолеть страх перед незнакомыми взрослыми, способствовать развитию навыков общения. Для этого надо привлекать внимание ребенка к действиям взрослых и детей, совместно рассматривать результаты их действий, вызывать у него положительное отношение к их действиям, побуждать обращаться к постороннему взрослому: «Отнеси тете книжку», «Покажи дяде машинку».

Необходимы и совместные действия ребенка и взрослого с той или иной игрушкой, неоднократное упражнение в действии, вовлечение в совместную со взрослым игру («Прятки», когда просто накидывается платочек или косынка на лицо играющего, а потом узнается, кто же там).

Очень любят малыши подражательные действия: «Поклюем зернышки, как птички», «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики», движения под музыку. Совместные действия и движения с ребенком при положительном эмоциональном расположении к нему помогают установлению ситуативно-действенного контакта со взрослым, расширению опыта общения ребенка и формированию у него потребности в общении со взрослыми. При поступлении в детское учреждение такие дети быстрее начинают общаться с воспитателем, не проявляют негативизма.

На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. Игра с ними все больше и больше привлекает ребенка. И здесь родители должны показать ему пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего и т. п. Правила взаимоотношений усваиваются труднее, чем бытовые, и в семье необходимо обратить на них особое внимание. Можно вовлекать ребенка в совместную со сверстниками игру во дворе, на площадке, в квартире. Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

После оформления медицинских документов не рекомендуется приводить ребенка в детский сад на целый день. В первые дни пребывание в течение 1—2 ч в незнакомой обстановке уже для него является достаточно большой нагрузкой. В первые дни посещения недопустимо высказывать сожаления о том, что ребенка приходится отдавать в детский сад. Необходимо всем своим настроением, отношением к ребенку подчеркнуть, что ему бояться нечего, никто его не обидит. Важное значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это надо обращать в семье постоянное внимание.

Возраст от 2 до 4 лет считается оптимальным, т. е. наилучшим, для усвоения детьми навыков культурного поведения. Поэтому родителям необходимо создать соответствующие условия для их формирования, предъявлять единые продуманные требования, организовать так свое поведение, чтобы оно было достойным примером для подражания, обращая особое внимание на конкретность требований, их доступность, постепенное увеличение их содержания. Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические, быстро и безболезненно привыкают к детскому саду, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

Учитель-дефектолог: Ченцова Е.А.



Предварительный просмотр:

Простые пальчиковые игры

для детей 2–3 лет

  Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча. 

              Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! 

               Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

              По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.                                                     

             Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

             Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

      Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Игра «Утёнок"

-Во дворе утенок жил (Прикасаются всеми пальцами руки к большому пальцу)

Важно по двору ходил (Переставляем по столу указательный и средний пальцы)

Любил бегать он к реке (Пальчики «бегут")

Рыбок он ловил в реке (Прижимают пальцы друг другу, отводят в сторону)

Игра «Пышка"

-Пышка-лепешка

В печи сидела,

В печи сидела,

На меня глядела,

В рот захотела.

Ням ("пекут пирожки», соединяют указательные и большие пальцы и приставляют их к глазам, подносят ладони ко рту)

Игра «МЫШКИ»

«Вот как наши ребятишки                     дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»                                         трут ладошкой о ладошку

Игры для развития мелкой моторики
Просто любимые игры (игры для развития мелкой моторики)

1. Набираешь водичку и льёшь…водичка льётся, колесо крутится…

2. Украшение солнышка разноцветными лучиками-прищепками.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-180857-1395543255.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-180857-1395543286.jpg

3. Переливание с помощью груши воду из одной чашки в другую.

4. Попробуйте ту же водичку перенести ложкой! https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-180857-1395543325.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-180857-1395543355.jpg

5. Игры с крупными конструкторами

Польза игр: улучшается мелкая моторика пальцев и кистей рук.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №47»

Как заниматься математикой с детьми 3-4 лет

Подготовила:

Ченцова Екатерина Андреевна,

учитель-дефектолог

Ярославль, 2020г.

Как заниматься математикой с детьми 3-4 лет

Сколько бы вам сейчас не было лет, но слово «математика» у взрослых ассоциируется со школой. Многие помнят школьные уроки, а возможно и своих учителей, но мало кто из родителей может припомнить занятия по математике в детском саду. У детей с дошкольного возраста начинают формировать элементарные математические представления.

Многие родители подумают «Для чего обучать малыша математике с 3 лет?». Для чего ребенку нужны занятия по математике и чему он должен научиться в 3 года?

Учимся считать с 3-х лет

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, занятия по математике существенно отличаются от уроков в школе. Для детей, посещающих детские сады, обучение проводится в игровой форме и на специально организованных занятиях, закрепить материал, ребята могут с помощью дидактических (развивающих) игр.  Занятия по математике развивают у детей логику, мышление.

Какие представления и навыки должен приобрести ребенок 3 лет?

Количество. В этом возрасте дети должны понимать, что множество предметов состоит из отдельных или однородных предметов. Например, взрослый просит детей найти среди множества зайчат такого же, как у него в руке. Далее предлагаются упражнения, с помощью которых дети подбирают и группируют предметы по определенным признакам, например: «Сложите все мячики синего цвета в корзину, в одну коробку – маленькие грибочки, а в другую – большие». Выполняя задания, дети понимают, что все предметы можно объединить по определенному признаку.

C:\Users\lenovonotebook\Desktop\1.jpg

Учим понятие количество по картинке. Для того чтобы научить детей 3 лет понимать слова «один» и «много» предлагается следующее упражнение: в соответствии с количеством детей, на стол кладутся яблоки. Взрослый обращает внимание, на то, что на столе лежит много яблок, после чего просит каждого ребенка взять по яблоку. Малыши видят, что с каждым разом яблок становится все меньше и меньше, и в результате «много» исчезает. Взрослый говорит, что у каждого ребенка по одному яблоку, а на столе нет ни одного. После того, как взрослый предлагает детям положить по одному яблоку обратно на стол, то получается снова много яблок.

Обучая детей 3 лет сравнивать группы предметов, взрослый знакомит с понятиями «равенство» и «неравенство». Игра “Поймай рыбки” с определенным количеством Для этого используется прием наложения. Например, на карточке изображено 5 котят. Взрослый предлагает каждого котенка «посадить» в корзинку, разместив картинку, с изображением корзины под каждым котенком. После чего обращает внимание, что корзин «столько же» сколько котят, а значит «поровну». Убрав одну картинку с изображением корзины, дети понимают, что котят стало «больше», а корзин – «меньше».

Величина. Дети 3 -4 лет учатся сравнивать различные предметы (брусочки, полоски бумаги, ленты) по ширине, длине и высоте, и пользоваться словами: «длиннее – короче», «одинаковые по длине»; «шире – уже», «одинаковые по ширине»; «выше – ниже», «одинаковые по высоте»; «больше – меньше», «одинаковые по величине». Вначале дети, учатся сравнивать предметы по какому-нибудь определенному признаку. Так, например, накладывая одну ленточку на другую, ребята понимают, что красная лента длиннее синей, а синяя – короче красной. После того, как дети научатся сравнивать величину и обозначать ее словами, можно провести дидактическую игру «Поручение». Взрослый, от имени куклы, просит принести, высокую елочку, длинную дорожку, короткую ленту, найти морковку такой же высоты…

Геометрические фигуры. Дети 3 лет знакомятся с квадратом и кругом. Для этого взрослый дает каждому ребенку разные по цвету силуэты квадрата и круга. Показывая, например, квадрат синего цвета просит детей найти у себя такую же фигуру. То же самое он проделывает с кругом красного цвета, при этом название фигуры не произносит. Ребята многократно проводят пальцем по контуру фигуры и произносят ее название. Изучение фигур проще всего проводить в игровой форме. Для закрепления материала, можно поупражнять детей и предложить, например, положить все квадраты на нижнюю полоску, а круги – на верхнюю; поднять фигуру в руке и назвать ее; сложить круги в лоток, а квадраты – в коробочку.

Ориентировка в пространстве. В этом возрасте ребята учатся ориентироваться в пространстве «от себя», и усваивать такие понятия как: направо (справа), налево (слева), вперед (впереди), сзади (позади), вверху, внизу. При обучении ориентировки в пространстве, за основу берутся части тела самого ребенка: внизу – там, где ноги, вверху – там, где голова, сзади – спина, а впереди – лицо, справа – правая рука, а слева – левая. Научиться ориентироваться в пространстве малышам помогут следующие упражнения: «Помаши курочке правой рукой, затем – левой»; «Куда поскакал зайчик» (вверх, вниз по горочке); «Вытяните флажки вперед (перед собой), спрячьте их назад (за спину).

Надеемся, что все предложенные упражнения помогут Вам правильно развивать математические способности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....