Модули по познавательному циклу - ознакомление детей с правилами дорожного движения ПДД."Если ребенок заблудился", "В стране дорожных знаков", "Сам иду в школу"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Заика Александра Анатольевна

 

Формирование у детей элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города. Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Задачи решаются интегрированно, в ходе освоения всех образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_pdd_-_kopiya.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                  

              Содержание психолого – педагогической работы по модулям:

                                          «Если ребенок заблудился»;

                                        «В стране дорожных знаков»;

                                         «Сам иду в школу».

Цель:  Формирование у детей элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города. Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Решение задач: решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей.

 О.О. «Социально – коммуникативное развитие».

Социализация.  Нравственное воспитание.  Ребенок в семье и сообществе. Самостоятельность.

Формирование основ безопасности (безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности).

О.О. «Познавательное развитие».

Познавательно – исследовательская деятельность: (первичные представления об окружающей жизни, дидактические игры).

Приобщение к социо культурным ценностям.

О.О. «Речевое развитие».

Развитие речи (связная речь).

Чтение художественной литературы.

О.О. «Художественно – эстетическое развитие».

Изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование).

Музыкальная деятельность (утренники, развлечения, инсценировки)

                                              Целесообразность модулей.

В процессе реализации  каждого модуля ребенок имеет возможность познавать законы и правила, думать и рассуждать. У детей развиваются коммуникативные умения (способность  свободно общаться и высказывать свою мысль, доказывать правильность высказывания).

Расширяется  познавательный интерес, происходит актуализация опыта реальной жизни.

Сюжетная основа модуля делает  педагогический процесс интересным: играя, дети обучаются.     

                                        Модуль «Если ребенок заблудился».                                                                                                   

                                                                  Выходя на улицу,

                                                                  Приготовь заранее,

                                                                  Вежливость и сдержанность,

                                                                  А главное – внимание!                                   

Цель: Научить детей правильному и безопасному поведению на улице.

Задачи: 

1. Систематизировать знания детей об устройстве улицы: дороге, перекрестке.

2. Научить правилам передвижения по ним.  

3. Дать знания об опасностях, которые  их подстерегают и научить, что нужно  делать детям, если они потерялись на улице.

3. Развить способность к предвидению возможной опасности в конкретной имеющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

4. Воспитывать отзывчивость, умение оказывать помощь  другому.

Предполагаемые результаты:  

*Дети приобретут навыки поведения в опасных ситуациях.

*Пополнят  знания о безопасном поведении на улицах города.

*Будут применять полученные знания в пути, обращаться за помощью, если потерялся на улице к милиционеру, продавцу, женщине с ребенком, зная ориентиры, которые помогут найти их место жительства.

Методы обучения: 

Наглядный  (рассматривание иллюстраций и фотографий, просмотр видеофильмов и видеопрезентаций,  экскурсии по улицам города).

Словесный  (беседа;  рассказ; чтение художественной литературы; логические рассуждения, участие в музыкально – развлекательных программах).

Практический  (создание и решение проблемных ситуаций. Продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация.  Конструктивно – модельная деятельность).

Сюжет модуля:  Дети получают видеообращение  от   сказочного героя Лунтика, в котором он сообщает, что прилетел на землю, приземлился в городе Югорске  и потерялся на улицах города. Могут ли ребята ему помочь добраться до детского сада?

                                      ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО  -  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

 О.О. «Социально – коммуникативное развитие».

Социолизация, нравственное воспитание. Ребенок в семье и сообществе. Самостоятельность.

* Целевые поездки родителей со своими детьми на общественном транспорте. Рассказы из личного опыта.

*Совместная работа с родителями. Аппликация «Покажу Лунтику  дом, в котором я живу».

* Игровая ситуация «Поможем старушке перейти дорогу».

Формирование основ безопасности (безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности).

*Создание проблемной ситуации «Что я знаю о себе», «Зачем мне необходимо знать свой адрес, телефон, фамилию, имя и отчество, название детского сада». ( Дети учат Лунтика и его друзей, что нужно знать в данной ситуации).

* Инсценировки: «Скажите, как пройти?», «Ищу тебя», «Наш  дворик»

О.О. «Познавательное развитие».

Познавательно – исследовательская деятельность: (первичные представления об окружающей жизни проектная деятельность, дидактические игры):

*Занятие «Нам на улице не страшно».

*Занятие «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»

* Решение проблемных ситуаций «Как  Лунтику перейти дорогу?»  Рассказ воспитателя о разных видах перехода (на основе пособия « Как перейти дорогу?»).

Поисковые вопросы:

- к любому ли из прохожих можно обратиться за помощью?

-Как найти остановку?  Правила поведения в автобусе.  Культура поведения в автобусе.  Как правильно выйти из автобуса?

* Родительские истории – привлечение родителей к данной проблемной ситуации (родители рассказывают детям аналогичные ситуации из личного опыта).

* Составление безопасного маршрута от дома до детского сада (план – схема).

* Составление памятки для Лунтика и его друзей «Безопасное поведение на дороге, если ты заблудился».

* Дидактическая игра « Лунтик - пассажир»,

*  Сюжетно – ролевая игра «Мы едем в автобусе».

Приобщение к социокультурным ценностям:

* Экскурсии по родному городу «Покажем Лунтику наш город».

О.О. «Речевое развитие».

 Развитие речи (связная речь).

* Составление творческих  рассказов на тему «Кузя и Капа пассажиры»

Чтение художественной литературы.

*Чтение рассказа А.Пишумов «Самый лучший переход», О. Плутин «Переход», С.Михалков «Моя улица и другие». Т. Шорыгина «Осторожные сказки»

О.О. «Художественно – эстетическое развитие».

Изобразительная деятельность.

Лепка и аппликация:

* «Транспорт нашего города».

Рисование  

* «Моя улица, мой дом».

Совместное рисование с родителями:

*«Как не надо переходить улицу».

Конструктивно – модельная деятельность.

*«Транспорт на нашей улице».

Музыкальная деятельность (утренники, развлечения, инсценировки):

*Развлечение по ПДД «Ходи по улицам с умом».

* Музыкальная инсценировка «Лунтик заблудился».

* Музыкально – спортивный праздник вместе с родителями «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок».

Заключительная часть модуля.

Видеопрезентация  - памятка для детей других  групп «Как мы учили Лунтика не потеряться в нашем городе». Просмотр кадров с комментариями  детей. Сказочный персонаж раздает подарки и забирает памятку на Луну.

                                       Модуль «В стране дорожных знаков».

                                                                                             Все время будь внимательным

                                                                                               И помни наперед:

                                                                                              Свои имеют правила

                                                                                               Шофер и пешеход.

Цель:   Формирование навыков безопасного поведения на улице.

Задачи: 

1. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения и дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими,  предписывающими, информационно – указательными).  

2.Учить называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак.

3. Закрепить представления о некоторых правилах дорожного движения с применение знаков.  

 4. Совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте.

Предполагаемые результаты:

*Расширятся знания детей о назначении дорожных знаков и безопасности на дороге.

*Приобретут навыки безопасного поведения в опасных ситуациях на дороге.

*Полученные знания дети будут применять на практике.

Методы обучения: 

Наглядный  (рассматривание иллюстраций и фотографий, просмотр видеофильмов и видеопрезентаций,  экскурсии по улицам города).

Словесный: (беседа, рассказ, чтение художественной литературы, логические  рассуждения, участие в музыкально – развлекательных программах и  инсценировках).

Практический: (создание и решение проблемных ситуаций, работа с макетом города, продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация,    художественное конструирование).

Сюжет модуля:  В гости к ребятам приходит Светофор  Светофорыч  Мигалкин – доктор наук дорожного движения. У него письмо от сказочных героев из мультфильма «Маша и Медведь»  Маши и Мишки с просьбой оказать помощь пройти по  большому и шумному городу и попасть в детский сад к ребятам в гости. Они попадают в опасные ситуации, дети им подсказывают.

Решение задач:  решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей.

О.О. «Социально – коммуникативное развитие».

Социолизация, нравственное воспитание. Ребенок в семье и сообществе. Самостоятельность.

* Беседа родителей с детьми о безопасном поведении на улице. Наблюдения за дорожным движением  и рассматривание знаков в реальной жизни.

*Совместная работа с родителями:  Сочинение  историй о приключениях дорожных знаков.

* Игровая ситуация  с участием сказочных героев «Составим памятку – пожелание водителям».

*Совместная деятельность с родителями  «Оформление наглядной агитации с рекомендациями для сказочных героев «Как безопасно ходить по улицам города».

* Встреча с инспектором ГИБДД «Путешествие в страну дорожных знаков»

Формирование основ безопасности (безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности).

*Беседа о безопасности на дорогах (Кто помогает водителям и пешеходам соблюдать правила?)

* Загадки о дорожных знаках, чтение и разучивание стихов.

*Развивающая игра «Закончи ситуацию…»

О.О. «Познавательное развитие».

Познавательно – исследовательская деятельность: (первичные представления об окружающей жизни проектная деятельность, дидактические игры):

*Занятие- беседа  «Зачем нужны дорожные знаки?».

* Решение проблемных  ситуаций:  «Какой здесь нужен знак?».  Игра «Наклей знак»

Поисковая деятельность. Опыты с мокрым и сухим асфальтом (выяснить, как ведет себя резина на мокрой дороге).  «Рассуждалки»: Какой необходим в данной ситуации дорожный знак?

 * Дидактическая игра « Пройди – не ошибись» (назначение дорожных знаков),  «Узнай знак»,      «Теремок», «Составь дорожный знак».

*  Сюжетно – ролевая игра «Улица и водители»,  «На перекрестке»

Приобщение к социокультурным ценностям:

* Экскурсии по родному городу «Покажем Маше и Мишке, как правильно ходить по городу».

* Применение знаний на школьном «Автограде»

О.О. «Речевое развитие».

 Развитие речи (связная речь).

* Составление рассказов из личного опыта «Как я переходил дорогу».

*Рассматривание картин из серии «Кем быть?».

Чтение художественной литературы.

*Чтение рассказа  А. Пишумова  «Азбука города», С. Гаврика «Безопасность вашего малыша», С.Михалкова «Скверная история», «Бездельник Светофор», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Е. Рейн «Этот страшный случай с Петей пусть запомнят все на свете»

О.О. «Художественно – эстетическое развитие».

Изобразительная деятельность.

Лепка и аппликация:

* «Дорожный знак»,  «Светофоры для транспорта и пешеходов»

Рисование  

*«Здравствуй, друг, дорожный знак»

*  Книжки – раскраски:  «Я иду по улице», «Азбука маленького пешехода».

Совместное рисование с родителями:

*«Придумаем дорожный знак».

Художественное конструирование.

*«Городок дорожных знаков».

Музыкальная деятельность (утренники, развлечения, инсценировки):

*Просмотр кукольного спектакля «Приключения Буратино, который не знал дорожных знаков и Правил дорожного движения».

* Музыкально – спортивный праздник вместе с родителями «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок».

* Развлечение «В стране дорожных знаков».

Заключительная часть модуля.

Оформление альбома с фотографиями, иллюстрациями, рисунками детей по теме для сказочных жителей из мультфильма «Маша и медведь»: «Как вести себя  в незнакомом городе» .

Чаепитие со сказочными героями.  Фотосессия.

                                                                  Модуль .

                                                    «Сам иду в школу».

                                                                                  Город, в котором с тобой мы живем,

                                                                                  Можно по праву сравнить с букварем.

                                                                                   Вот она, азбука, над мостовой.

                                                                                    Знаки развешаны над головой.

                                                                                   Азбукой улиц, проспектов, дорог

                                                                                  Город дает нам все время урок.

                                                                                 Азбуку города помни всегда,

                                                                                  Чтоб не случилась с тобою беда.

  Цель:  Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно – транспортной среде. Научить детей выбирать безопасный путь от школы до дома и наоборот.        

Задачи:  

1. Развивать поисковую деятельность детей:

 *способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

* умение планировать этапы своих  действий, аргументировать свой выбор;

*находить разные способы решения выявленных проблемных ситуаций.

2. Повысить уровень накопленных практических навыков.

3.  Развивать умение оперировать символическими средствами для составления маршрутов.

4. Воспитывать у детей культуру поведения на дороге, ответственность, взаимопомощь, дисциплинированность.                        

Предполагаемые результаты:

*Расширение  представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

*Сформированность  навыков спокойного, уверенного и безопасного поведения в дорожно – транспортной среде.

*Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

Методы обучения:    Наглядный  (рассматривание иллюстраций и фотографий, просмотр видеофильмов и видеопрезентаций,  экскурсии по улицам города).

Словесный: (беседа, рассказ, чтение художественной литературы, логические  рассуждения, участие в музыкально – развлекательных программах и  инсценировках).

Практический: (создание и решение проблемных ситуаций, работа с макетом города, продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация,    художественное конструирование).

Сюжет модуля:  Просмотр мультфильма  «Маша и медведь», где Маша - собирается стать школьницей. Дети получают письмо от Мишки, где он беспокоится, сможет ли Маша самостоятельно ходить в школу, ведь ее могут подстерегать опасности. Просит помощи у детей научить Машу правилам безопасного пути в школу и обратно. В гостях у детей кукла Маша.

Решение задач:  решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей.

О.О. «Социально – коммуникативное развитие».

Социолизация, нравственное воспитание. Ребенок в семье и сообществе. Самостоятельность.

* Составление схем от дома до школы (совместная работа детей и родителей с использованием знаков и символов).

* Совместная деятельность с родителями: составление кроссвордов и головоломок.

* Организация выставки детских книг по теме «Дети и дорога».

* Экскурсия в библиотеку: подобрать книги и плакаты по теме.

*Изготовление родителями памятки для первоклассника.

Формирование основ безопасности (безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности).

*Встреча с ЮИДовцами Сош №5, беседа о безопасности на дорогах.

* Загадки о дорожных знаках, чтение и разучивание стихов о правилах поведения на улице и дороге.

*Развивающая игра «Разреши  ситуацию…». Обыгрывание опасных ситуаций, их решение.

О.О. «Познавательное развитие».

Познавательно – исследовательская деятельность: (первичные представления об окружающей жизни проектная деятельность, дидактические игры):

*Просмотр обучающих фильмов.

*Экспериментирование.  Игра «Прятки» с бывшими выпускниками детского сада – учащимися 1 класса школы.

* Работа с макетом города: Игры «Покажи сказочным героям путь до школы», с решением проблемных ситуаций.

* Поисковая деятельность. «Какой путь самый безопасный?».

 * Дидактическая игра «Лучший пешеход», «Страна Светофория», «Пешеходный переход».

«Мы спешим в школу»

Приобщение к социокультурным ценностям:

* Экскурсия к школе «Нарисуем маршрутную схему для Маши».  Практические игры на  школьном «Автограде»

О.О. «Речевое развитие».

 Развитие речи (связная речь).

* Составление рассказов по серии картинок «Приключение различных героев в большом городе»».

* Разучивание стихотворения Т. Козорезовой «Светофор»

Чтение художественной литературы.

*Чтение рассказа  Г.Георгиева «Что я вижу в городе», «Светофор»* , книга «Азбука маленького пешехода», «Осторожные сказки»

О.О. «Художественно – эстетическое развитие».

Изобразительная деятельность.

Лепка и аппликация:

* Изготовление памяток для родителей «Помни мама, помни, папа!».

Рисование.

*  Участие в выставке «Школа дяди Степы»:  рисунки «Улицы нашего города»,  «Помни, водитель»

*  Книжки – раскраски:  «Транспорт нашей улицы», «Дорожные знаки».

Музыкальная деятельность (утренники, развлечения, инсценировки):

*Просмотр кукольного спектакля «Буратино спешит в школу».

* Музыкальное развлечение «Приключения в сказочном городе Светофорске»

Заключительная часть модуля.  Изготовление памяток для водителей.

Совместная работа с инспектором ГИБДД.  Выход в город для раздачи водителям памяток «Внимание! Дети!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга по ознакомлению детей с правилами дорожного движения на тему:"Знаешь ли ты правила дорожного движения".

Кто же лучше Дяди Стёпы расскажет о правилах дорожного движения. Поиграет с детьми и даст нужные советы....

ПРОЕКТ ( краткосрочный ) по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками НА ТЕМУ: «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

Проект посвящен актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожн...

Спортивный досуг по правилам дорожного движения в подготовительной группе «В стране дорожных знаков»

        Закрепить знания о дорожных знаках, о безопасном поведении на улицах города, развивать внимание, координацию движений, память; зрительное, слуховое и пространственно...

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «В стране дорожных знаков»

Предлагаемый сценарий развлечения по правилам дорожного движения «В стране дорожных знаков» в игровой и соревновательной форме в сочетании с традиционными методами обучения, вследствие одн...

Дидактический материал познавательного цикла по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну правил дорожного движения"Подборка стихов С. Михалкова "От кареты до ракеты"Конспект познавательного заняти...