Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".
методическая разработка на тему
Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормальному взаимодействию. Таким образом, способствовать улучшению детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамике отношений. Занятия по программе проводятся с родителями , отдельные занятия совместно с детьми. Представлена разработка первого тренинга для родителей и детей из этой программы "Связующая нить".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dro.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно "записывается" еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно, а потом воспроизводится как естественный и единственный.
Часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается "правильное" воспитание. Что для сохранения психического, физического и эмоционального здоровья ребенка им необходимо:
- создать для ребенка атмосферу безопасности;
- понимать и принимать мир ребенка;
- поощрять выражение эмоционального мира ребенка;
- создать ощущение дозволенности (это не означает, что дозволено абсолютно все; просто необходимо предоставить ребенку возможность самому делать выбор, лишь в сложных случаях облегчая ребенку принятие решений, но не в коем случае не решая все за него);
- обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.
Но на практике эти родители испытывают значительные трудности. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми (лекции, беседы, рассказы и т. д.), применение полученных знаний на практике – тренинговые занятия, которые и позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений.
Разъяснительная теоретическая работа, проводимая педагогом–психологом, не всегда эффективно влияет на сферу детско-родительских отношений, т. к. общение людей друг с другом весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Тренинги же предоставляют возможность научиться общению другим способом. В большинстве своем игры тренинга общения являются моделями жизненных ситуаций. Задача каждого участника тренинга: провести общение наиболее эффективным и адекватным образом. Положительным в данных игровых ситуациях является следующее:
- совершая ошибки, мы не чувствуем той ответственности, которая неизбежна в реальной жизни;
- из нескольких решений ситуации всегда можно выбрать оптимальный ответ (даже если он не был придуман самим участником) для переноса его в реальную жизнь;
- возможность переноса решений из игровой ситуации в жизненную;
- возможность творчества (ибо есть время подумать, "переиграть").
Поиск наиболее эффективных методов работы, конкретных способов адаптации детей и родителей к существующим условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития личности ребенка, способствовали сохранению его психического физического и эмоционального здоровья, и привел к созданию тренинга ДРО (детско-родительских отношений).
Цели программы.
Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормальному взаимодействию. Таким образом, способствовать улучшению детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамике отношений.
Задачи программы.
- Сформировать представление об основных компонентах двустороннего общения.
- Научить родителей реагировать на неприемлемые с их точки зрения формы поведения детей с помощью высказываний, ограниченных только выражением своих чувств.
- Помочь родителям осознать значение собственного поведения и своих чувств для ребенка, и изменить восприятие собственного ребенка.
- Развивать способность к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми (умение контролировать свои эмоции и их внешнее проявление, способность к эмпатии и идентификации в процессе межличностного взаимодействия).
- Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
- Ознакомить родителей с основными особенностями развития личности дошкольника и причинами возможных отклонений в поведении.
Предмет: неэффективные способы взаимодействия родителей с детьми.
Объект: родители желающие улучшить взаимоотношения в диаде "родитель - ребенок".
Структура занятия.
Каждое занятие включает три части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.
Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме тренинга: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, не перебивая; а также создать позитивный настрой на занятие, обеспечить эмоциональное отреагирование и информировать участников о содержании предстоящей работы. Для решения этих задач выполняются упражнения и игры на психологический "разогрев" и на снятие эмоционального напряжения.
Основная часть занятия занимает большую часть времени (до 3/4) и по своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного занятия.
Заключительная часть ставит своей целью снятие у родителей эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом. Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями.
Домашнее задание имеет характеристику практических рекомендаций и заданий, касающихся способов взаимодействия родителей с детьми. Представление домашнего задания - устный рассказ родителей о результатах своих воспитательных усилий, осуществляемый в начале или в конце занятия. В некоторых случаях (в зависимости от цели занятия) - в основной части занятия.
Ритуал прощания в кругу со свечой проводится как вербальное и невербальное выражение позитивных чувств участников друг другу, рассказывание притчи.
Время проведения.
Занятия проводятся в вечернее время (по договоренности с родителями в 17.30), продолжительность каждого занятия 1,5 часа.
Тематический план занятий.
Раздел | Темы занятий | Программное содержание |
Работа с родителями. | Связующая нить (первое занятие проводится совместно с детьми) | Познакомить участников с тренинговой формой занятия, развивать навыки рефлексии. Актуализировать знания о детско-родительском общении, дать понятия «похвала» и «поддержка». Важность эмоционального принятия ребенка и принятия эмоций ребенка. Формирование чувства близости между родителями и детьми. |
Родительские установки. | Осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком. Встреча с «внутренним ребенком». Осознание для чего нам нужен ребенок, а что нужно детям. Родительские обязанности и родительские права. | |
Как мы воспитываем детей. | Работа с убеждениями родителей, какой родитель идеален. Дальнейшее осознание собственных осознаний собственных ожиданий по отношению к ребенку. Осознание своих вербальных и невербальных проявлений эго-состояния «Свинский родитель». | |
Проблемы дисциплины. | Осознание психотравмирующего влияния физического и психического насилия на формирование личности ребенка, понимание логических последствий предоставления выбора для установления границ дозволенного поведения. | |
Конфликты и способы их решения. | Знакомство с понятием «отрицательное внимание»; осознание своих типичных реакций в конфликтных ситуациях. Обучение конструктивному решению конфликтов. | |
Работа в паре «Родитель – ребенок» | Почувствуй себя любимым. | Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны. Активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства. |
Путь доверия. | Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу. | |
Праздник семьи – «Мы вместе». | Подведение итогов. Отработка навыков сотрудничества. Осознание позитивных изменений в сфере ДРО. |
Результатом программы должно стать построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми путем повышения их сензитивности к детским переживаниям, приобщения родителей к базовым знаниям о потребностях и поведении детей; развития навыков коммуникации в процессе межличностного общения.
Используемая литература.
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007.
- Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. Тренинг. – М.: Издательство Института психотерапии, 2005.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 1999.
- Клюева Н.В., КасаткинаЮ.Б. Учим детей общению. – Ярославль:Академия учителя, 1996.
- Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. В 4-х томах. М.:Генезис, 1998.
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы. - М.: Генезис, 2005.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2005.
- Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 10/2006. О.Головнева. Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений.
- http://nsportal.ru/ Эммануйлова О.Н. Тренинг детско родительских отношений.
Занятие: СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ.
Цели:
- Познакомить участников с тренинговой формой занятия, развивать навыки рефлексии.
- Актуализировать знания о важности эмоций в жизни детей и взрослых.
- Формирование чувства близости между родителями и детьми.
Оборудование: мягкая игрушка мячик, клубок ниток, правила группы, цветные красивые камушки, карточки для имени, свеча, карточки с эмоциями, маркеры и фломастеры, листы А3.
Психолог приглашает родителей и детей занять места на стульях, расположенных по кругу, обращается к ним со вступительным словом об особенностях работы тренинговых групп, групповых правилах и ритуалах. Помимо традиционных правил, реализующих принципы активности, добровольности, конфиденциальности, уважения говорящего и т.д., желательно обращение участников друг к другу и к психологу на «ты», желательно телефонное и личное общение участников в период между занятиями. Рекомендуемое количество человек для данного занятия 8-10 взрослых с детьми.
- Знакомство. Настрой на работу. «Связующая нить»
Участники сидят на стульях образующих круг. По кругу передается клубок ниток и каждый участник называет свое имя, качество характера на первую букву своего имени – детям, если надо, помогают родители, сравнивает свое настроение с растением (нитка у каждого остается в руках, чтобы потом почувствовать единение, добавляется аллегория связи с детьми).
Психолог начинает упражнение и заканчивает его, актуализируя тему занятия - тему взаимодействия в паре родитель – ребенок, что мы все с детьми связаны многими невидимыми нитями и сейчас постараемся эти нити сделать крепче.
- Правила тренинговой группы. (Правила оформлены на стене)
- Говорить по одному
- Я уважаю других людей
- Конфиденциальность
- Я не пользуюсь общими фразами и клише
- Я всегда могу сказать «нет»
- «Здесь и сейчас»
- Мобильные телефоны
3. Игра для разогрева группы: «Те кто…» (Встаньте и поменяйтесь местами те, кто…) Ведущий находиться в центре. Игра начинается со слов ведущего: Поменяется местами тот…. И здесь предлагается любой вариант, который может подойти большинству игроков (для массовости и интереса проводимой игры). Например, Поменяется местами тот,
- кто любит мороженное;
- у кого в одежде присутствует белый цвет;
- кто любит утром поспать…. и т.д.
Все, кому подходит произносимое высказывание, должны встать со своего стула и занять другой стул на противоположной стороне круга. Пока участники перебегают со стула на стул, меняются местами, ведущий занимает освободившееся место. Тот, кому не досталось сиденья – становиться следующим ведущим и начинает загадывать: Поменяется местами тот, кто …
- Упражнение «Найди своего ребенка (маму)»
Участники игры делятся на пары (ребенок-родитель). Завязав глаза, передвигаясь по кругу, на ощупь, найти своего ребенка. Аналогично ребенок ищет маму (по желанию ребенка).
- Релаксация «Эмбрион». Выполняется под спокойную музыку на ковре в парах.
Дети, представьте, что вы маленькие котятки или обезьянки и забрались к своей мамочке на колени и удобно устроились там. Родители и дети ласкают друг друга, называют ласковыми словами и т.д.
Затем дети и родители обмениваются впечатлениями, чувствами, которые они ощущали во время общения.
- Детям дается задание нарисовать «Хорошее настроение» (раздаются листы А3 и фломастеры с маркерами на водной основе).
- С родителями проводится игра «Покажи эмоцию» - На спины участников прикрепляются карточки с названиями эмоций и чувств; все участники ходят и в хаотичном порядке показывают мимикой и жестами друг другу эмоции, написанные у другого на спине. Цель – угадать, что написано у тебя. Потом возвращаются в круг, обсуждают и показывают, что за эмоция.
Ответ по кругу:
- Когда такое чувствовал по отношению к собственному ребенку?
- Когда ребенок это чувствовал к вам?
Пока дети заканчивают рисунок родителям рассказывается о важности эмоций в жизни детей и взрослых.
Теория о психологических механизмах подавления чувств и компенсации составляется в соответствии с образовательным уровнем участников тренинга. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную силу. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».
- Обсуждение детьми своих рисунков.
Вопросы детям:
- О чем вы думали, когда рисовали свое настроение?
- Мамины ласковые слова повлияли на ваше настроение?
- Вам спокойно и хорошо, когда у вас хорошее настроение?
- Вы хотели бы, всегда, делится хорошим настроением со своей мамой, папой, близкими людьми?
Выводы: эмоциональное состояние взрослого влияет на эмоциональное состояние ребенка. Положительно эмоционально настроенный ребенок лучше усваивает информацию и более склонен к обучению.
- Игра «Живые руки».
Выполняется в паре Родитель - Ребенок с закрытыми глазами. «Вот ваши руки …
- Встретились
- Познакомились
- Танцуют
- Поругались
- Подрались
- Мирятся
- Прощаются
- Игра «Ежик».
Игра выполняется в паре Родитель - Ребенок. Один сворачивается, как ежик, а второй пытается его развернуть, найти подход, установить взаимоотношения. Нельзя щекотать уговаривать силой, использовать слова.
Обсуждение в кругу:
- Как себя чувствуете?
- Какая роль понравилась и почему?
- Упражнение «Волшебный камень».
Это волшебный камень, с помощью которого можно узнать очень много хорошего о себе… Родитель передает волшебный камень ребенку со словами «Я даю тебе волшебный камень, потому, что ты самый (самая)…». Затем ребенок передает волшебный камень родителю с теми же словами.
- Приятно было слышать о себе хорошие слова? Волшебный камень помог Вам сказать много доброго и хорошего друг другу. Давайте с еще большей любовью и вниманием относиться друг к другу.
- Подведение итогов. Заключительная рефлексия. Ритуал прощания. От тепла ваших сердец зажглась и наша свеча (включаю свечку электрическую).
Свеча передается по кругу и каждый участник тренинга, начиная с ведущего, высказывается:
- Ожидания (оправдались ли)
- Что понравилось, что не понравилось
- Сравнивает свое настроение с растением
- Если хочет, то пожелания группе.
Свеча возвращается к ведущему, он благодарит всех присутствующих за занятие и рассказывает в заключение притчу…
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе все.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты пока будешь называть его – мама…
… Будьте Ангелами для своих детей, и пусть связующие вас нити будут крепкими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.
Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...
Тренинг детско-родительских отношений "Только вместе"
Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком. Совместная деятельность, которая поможет родителям лучше узнать своих детей и понять их. Предложенные психологические ...
Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»
Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...
Программа Тренинга детско-родительского взаимодействия
Цель данной программы: оптимизация детско-родительских отношений в диаде «ребенок-родитель» Задачи:1. Сопровождение родителей с детьми дошкольного, школьного и подросткового возрастов, психологич...
Программа логопедического детско-родительского клуба "Развиваемся вместе"
Рабочая программа логопедического клуба «Развиваемся вместе» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы клуба по...
Программа коррекции детско-родительских отношений «Счастливы вместе»
Понятие детства естественным образом ассоциируется с семьей и родными людьми, которые окружают ребенка. Семья - первая и главная группа, где закладываются основы всего дальнейшего развития и становлен...
Занятие с элементами тренинга по гармонизации детско-родительских отношений «Путешествуем вместе!»
установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга....