Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".
методическая разработка на тему

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормальному взаимодействию. Таким образом, способствовать улучшению детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамике отношений. Занятия по программе проводятся с родителями , отдельные занятия совместно с детьми. Представлена разработка первого тренинга для родителей и детей  из этой программы "Связующая нить".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dro.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно "записывается" еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно, а потом воспроизводится как естественный и единственный.

Часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается "правильное" воспитание. Что для сохранения психического, физического и эмоционального здоровья ребенка им необходимо:

  • создать для ребенка атмосферу безопасности;
  • понимать и принимать мир ребенка;
  • поощрять выражение эмоционального мира ребенка;
  • создать ощущение дозволенности (это не означает, что дозволено абсолютно все; просто необходимо предоставить ребенку возможность самому делать выбор, лишь в сложных случаях облегчая ребенку принятие решений, но не в коем случае не решая все за него);
  • обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

Но на практике эти родители испытывают значительные трудности. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми (лекции, беседы, рассказы и т. д.), применение полученных знаний на практике – тренинговые занятия, которые и позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений.

Разъяснительная теоретическая работа, проводимая педагогом–психологом, не всегда эффективно влияет на сферу детско-родительских отношений, т. к. общение людей друг с другом весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Тренинги же предоставляют возможность научиться общению другим способом. В большинстве своем игры тренинга общения являются моделями жизненных ситуаций. Задача каждого участника тренинга: провести общение наиболее эффективным и адекватным образом. Положительным в данных игровых ситуациях является следующее:

  • совершая ошибки, мы не чувствуем той ответственности, которая неизбежна в реальной жизни;
  • из нескольких решений ситуации всегда можно выбрать оптимальный ответ (даже если он не был придуман самим участником) для переноса его в реальную жизнь;
  • возможность переноса решений из игровой ситуации в жизненную;
  • возможность творчества (ибо есть время подумать, "переиграть").

Поиск наиболее эффективных методов работы, конкретных способов адаптации детей и родителей к существующим условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития личности ребенка, способствовали сохранению его психического физического и эмоционального здоровья, и привел к созданию тренинга ДРО (детско-родительских отношений).

Цели программы.

Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормальному взаимодействию. Таким образом, способствовать улучшению детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамике отношений.

Задачи программы.

  • Сформировать представление об основных компонентах двустороннего общения.
  • Научить родителей реагировать на неприемлемые с их точки зрения формы поведения детей с помощью высказываний, ограниченных только выражением своих чувств.
  • Помочь родителям осознать значение собственного поведения и своих чувств для ребенка, и изменить восприятие собственного ребенка.
  •  Развивать способность к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми (умение контролировать свои эмоции и их внешнее проявление, способность к эмпатии и идентификации в процессе межличностного взаимодействия).
  •  Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
  • Ознакомить родителей с основными особенностями развития личности дошкольника и причинами возможных отклонений в поведении.

Предмет: неэффективные способы взаимодействия родителей с детьми.

Объект: родители желающие улучшить взаимоотношения в диаде "родитель - ребенок".

Структура занятия.

Каждое занятие включает три части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.

Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме тренинга: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, не перебивая; а также создать позитивный настрой на занятие, обеспечить эмоциональное отреагирование и информировать участников о содержании предстоящей работы. Для решения этих задач выполняются упражнения и игры на психологический "разогрев" и на снятие эмоционального напряжения.

Основная часть занятия занимает большую часть времени (до 3/4) и по своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного занятия.

Заключительная часть ставит своей целью снятие у родителей эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом. Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями.

Домашнее задание имеет характеристику практических рекомендаций и заданий, касающихся способов взаимодействия родителей с детьми. Представление домашнего задания - устный рассказ родителей о результатах своих воспитательных усилий, осуществляемый в начале или в конце занятия. В некоторых случаях (в зависимости от цели занятия) - в основной части занятия.

Ритуал прощания в кругу со свечой проводится как вербальное и невербальное выражение позитивных чувств участников друг другу, рассказывание притчи.
Время проведения.

Занятия проводятся в вечернее время (по договоренности с родителями в 17.30), продолжительность каждого занятия 1,5 часа.

Тематический план занятий.

Раздел

Темы занятий

Программное содержание

Работа с родителями.

Связующая нить

(первое занятие проводится совместно с детьми)

Познакомить участников с тренинговой формой занятия, развивать  навыки рефлексии. Актуализировать знания о детско-родительском общении, дать понятия «похвала» и «поддержка». Важность эмоционального принятия ребенка и принятия эмоций ребенка. Формирование чувства близости между родителями и детьми.

Родительские установки.

Осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком. Встреча с «внутренним  ребенком». Осознание для чего нам нужен ребенок, а что нужно детям. Родительские обязанности и родительские права.

Как мы воспитываем детей.

Работа с убеждениями родителей, какой родитель идеален. Дальнейшее осознание собственных осознаний собственных ожиданий по отношению к ребенку. Осознание своих вербальных и невербальных проявлений эго-состояния «Свинский родитель».

Проблемы дисциплины.

Осознание психотравмирующего влияния физического и психического насилия на формирование личности ребенка, понимание логических последствий предоставления выбора для установления границ дозволенного поведения.

Конфликты и способы их решения.

Знакомство с понятием «отрицательное внимание»; осознание своих типичных реакций в конфликтных ситуациях. Обучение конструктивному решению конфликтов.

Работа в паре «Родитель – ребенок»

Почувствуй себя любимым.

Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны. Активизация  сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.

Путь доверия.

Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.

Праздник семьи – «Мы вместе».

Подведение итогов. Отработка навыков сотрудничества. Осознание позитивных изменений в сфере ДРО.

Результатом программы должно стать построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми путем повышения их сензитивности к детским переживаниям, приобщения родителей к базовым знаниям о потребностях и поведении детей; развития навыков коммуникации в процессе межличностного общения.

Используемая литература.

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007.
  2. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. Тренинг. – М.: Издательство Института психотерапии, 2005.
  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 1999.
  4. Клюева Н.В., КасаткинаЮ.Б. Учим детей общению. – Ярославль:Академия учителя, 1996.
  5. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. В 4-х томах. М.:Генезис, 1998.
  7. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. - М.: Генезис, 2005.
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995.
  9. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми  3-9 лет. М.: Генезис, 2005.
  10. Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 10/2006. О.Головнева. Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений.
  11. http://nsportal.ru/ Эммануйлова О.Н. Тренинг детско родительских отношений.

Занятие: СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ.

Цели:

  • Познакомить участников с тренинговой формой занятия, развивать  навыки рефлексии.
  • Актуализировать знания о важности эмоций в жизни детей и взрослых.
  • Формирование чувства близости между родителями и детьми.

Оборудование: мягкая игрушка мячик, клубок ниток, правила группы, цветные красивые камушки, карточки для имени, свеча,   карточки  с эмоциями, маркеры и фломастеры, листы А3.

Психолог приглашает родителей  и детей занять места на стульях, расположенных по кругу, обращается к ним со вступительным словом об особенностях работы тренинговых групп, групповых правилах и ритуалах. Помимо традиционных правил, реализующих принципы активности, добровольности, конфиденциальности, уважения говорящего и т.д.,  желательно обращение участников друг к другу и к психологу на «ты», желательно телефонное и личное общение участников в период между занятиями. Рекомендуемое количество человек для данного занятия 8-10 взрослых  с детьми.

  1. Знакомство. Настрой на работу. «Связующая нить»

Участники сидят на стульях образующих круг. По кругу передается клубок ниток и каждый участник  называет свое имя, качество характера на первую букву своего имени – детям, если надо,  помогают родители, сравнивает свое настроение с растением (нитка у каждого остается в  руках, чтобы потом почувствовать единение, добавляется аллегория связи с детьми).

Психолог начинает упражнение и заканчивает его, актуализируя тему занятия - тему взаимодействия в паре родитель – ребенок, что мы все с детьми связаны многими невидимыми  нитями и сейчас постараемся эти нити сделать крепче.

  1. Правила тренинговой группы.  (Правила оформлены на стене)
  • Говорить по одному
  • Я уважаю других  людей
  • Конфиденциальность
  • Я не пользуюсь общими фразами и клише
  • Я всегда могу сказать «нет»
  • «Здесь и сейчас»
  • Мобильные телефоны 

3.  Игра для разогрева группы: «Те кто…» (Встаньте и поменяйтесь местами те, кто…) Ведущий находиться в центре. Игра начинается со слов ведущего: Поменяется местами тот…. И здесь предлагается любой вариант, который может подойти большинству игроков (для массовости и интереса проводимой игры). Например, Поменяется местами тот,

  • кто любит мороженное;
  • у кого в одежде присутствует белый цвет;
  • кто любит утром поспать…. и т.д.

Все, кому подходит произносимое высказывание, должны встать со своего стула и занять другой стул  на противоположной стороне круга. Пока участники перебегают со стула на стул, меняются местами, ведущий занимает освободившееся место. Тот, кому не досталось сиденья – становиться следующим ведущим и начинает загадывать: Поменяется местами тот, кто …

  1. Упражнение «Найди своего ребенка (маму)»

Участники игры делятся на пары (ребенок-родитель). Завязав глаза, передвигаясь по кругу, на ощупь, найти своего ребенка. Аналогично ребенок ищет маму (по желанию ребенка).

  1.  Релаксация «Эмбрион». Выполняется под спокойную музыку на ковре в парах.

Дети, представьте, что вы маленькие котятки или обезьянки и забрались к своей мамочке на колени и удобно устроились там. Родители и дети ласкают друг друга, называют ласковыми словами и т.д.

Затем дети и родители обмениваются впечатлениями, чувствами, которые они ощущали во время общения.

  1.  Детям дается задание нарисовать  «Хорошее настроение» (раздаются листы А3 и фломастеры с маркерами на водной основе).
  2. С родителями проводится игра «Покажи эмоцию» - На спины участников прикрепляются карточки с названиями эмоций и чувств; все участники ходят и в хаотичном порядке показывают мимикой и жестами друг другу эмоции, написанные у другого на спине. Цель – угадать, что написано у тебя. Потом возвращаются в круг, обсуждают и показывают, что за эмоция.

Ответ по кругу:

  • Когда такое чувствовал по отношению к собственному ребенку?
  • Когда ребенок это чувствовал к вам?

Пока дети заканчивают рисунок родителям рассказывается о важности эмоций в жизни детей и взрослых.

Теория о психологических механизмах подавления чувств и компенсации составляется в соответствии с образовательным уровнем участников тренинга. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную силу. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».

  1.  Обсуждение детьми своих рисунков.

Вопросы детям:

  • О чем вы думали, когда рисовали свое настроение?
  • Мамины ласковые слова повлияли на ваше настроение?
  • Вам спокойно и хорошо, когда у вас хорошее настроение?
  • Вы хотели бы,  всегда, делится хорошим настроением со своей мамой, папой, близкими людьми?

Выводы: эмоциональное состояние взрослого влияет на эмоциональное состояние ребенка. Положительно эмоционально настроенный ребенок лучше усваивает информацию и более склонен к обучению.

  1. Игра «Живые руки».

Выполняется в паре Родитель - Ребенок с закрытыми глазами. «Вот ваши руки …

  • Встретились
  • Познакомились
  • Танцуют
  • Поругались
  • Подрались
  • Мирятся
  • Прощаются
  1.  Игра «Ежик».

Игра выполняется в паре Родитель - Ребенок.  Один сворачивается, как ежик, а второй пытается его развернуть, найти подход, установить взаимоотношения. Нельзя щекотать уговаривать силой, использовать слова.

Обсуждение в кругу:

  • Как себя чувствуете?
  • Какая роль понравилась и почему?
  1. Упражнение «Волшебный камень».

Это волшебный камень, с помощью которого можно узнать очень много хорошего о себе… Родитель передает волшебный камень ребенку со словами «Я даю тебе волшебный камень, потому, что ты самый (самая)…». Затем ребенок передает волшебный камень родителю с теми же словами.

- Приятно было слышать о себе хорошие слова? Волшебный камень помог Вам сказать много доброго и хорошего друг другу. Давайте с еще большей любовью и вниманием относиться друг к другу.

  1.  Подведение итогов. Заключительная рефлексия. Ритуал прощания. От тепла ваших сердец зажглась и наша свеча (включаю свечку электрическую).

Свеча передается по кругу и каждый участник тренинга, начиная с ведущего, высказывается:

  • Ожидания (оправдались ли)
  • Что понравилось, что не понравилось
  • Сравнивает свое настроение с растением
  • Если хочет, то пожелания группе.

Свеча возвращается к ведущему, он благодарит всех присутствующих за занятие и рассказывает в заключение притчу…

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил: 
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе все.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты пока будешь называть его – мама…

… Будьте Ангелами для своих детей, и пусть связующие вас нити будут крепкими. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.

Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...

Тренинг детско-родительских отношений "Только вместе"

Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком. Совместная деятельность, которая поможет родителям лучше узнать своих детей и понять их.  Предложенные психологические ...

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...

Программа Тренинга детско-родительского взаимодействия

Цель данной программы: оптимизация детско-родительских отношений в диаде «ребенок-родитель» Задачи:1. Сопровождение родителей с детьми дошкольного, школьного и подросткового возрастов, психологич...

Программа логопедического детско-родительского клуба "Развиваемся вместе"

Рабочая программа логопедического клуба «Развиваемся вместе» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы   клуба по...

Программа коррекции детско-родительских отношений «Счастливы вместе»

Понятие детства естественным образом ассоциируется с семьей и родными людьми, которые окружают ребенка. Семья - первая и главная группа, где закладываются основы всего дальнейшего развития и становлен...

Занятие с элементами тренинга по гармонизации детско-родительских отношений «Путешествуем вместе!»

установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга....