Программа логопедического детско-родительского клуба "Развиваемся вместе"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Рабочая программа логопедического клуба «Развиваемся вместе» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы   клуба позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_detsko-roditelskogo_kluba.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа логопедического детско-родительского клуба «Развиваемся вместе».

Составили: учитель-логопед Фомичева Н.Н.

воспитатель Кожаева И.Ф.        

Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей - является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьно усвоению письменной речи.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке, пересказать текст.

Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И. как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.

Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только учителя - логопеда, педагогов ДОУ, но и при необходимости медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др.), а также обязательное активное участие родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Статья 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Современные родители (законные представители) нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведомленность родителей (законных представителей) в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям (законным представителям) в речевом развитии детей.

Работа учителя-логопеда и воспитателей группы предусматривает различные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников. Практика показывает, что родителей (законных представителей) дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями (законными представителями) в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда, воспитателей группы с родителями (законными представителями) является детско-родительский логопедический клуб.

Рабочая программа логопедического клуба «Развиваемся вместе» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы   клуба позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:

Взаимосвязь с родителями осуществляется не только через открытые мероприятия, как в других кружках, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в письменной форме на карточках или специальных тетрадях.

Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т.д.), требующие правильного закрепления в домашних условиях.

Программа детско-родительского клуба предполагает взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, которое осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;

Все занятия проводятся в игровой форме.

Программа составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом №1155 Минобрнауки от 17 октября 2013 года.

- Возрастными психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Содержательный раздел.

Содержание рабочей программы логопедического кружка предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

         Учитывается интеграция следующих областей:

коммуникация,

социализация,

познание,

чтение художественной литературы,

здоровье,

художественной творчество.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности(стихи, потешки, сказки).

4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления физического здоровья детей.

6. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование).

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Форма организации обучения – совместные занятия родителей и детей.

Цель: создать условия для профилактики и преодоления речевых нарушений у старших дошкольников через организацию взаимодействия учителя – логопеда, воспитателей с родителями в условиях логопедической группы.

Задачи:

Формирование и совершенствование педагогических компетенций родителей в вопросах развития своего ребенка.

Оказание консультативно – методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома.

Способствовать повышению логопедической грамотности родителей.

Побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:

Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.

Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.

Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.

Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Предполагаемые результаты.

Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.

Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.

Темы заседаний клуба и консультаций определяются учителем-логопедом, воспитателями совместно и на основе родительского запроса. С согласия большинства родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.

Тематическое планирование

Октябрь

Организационная встреча. Ознакомление с программой клуба. Выявление запроса родителей.

Тема: «Речевое дыхание»

Теория. «Формирование воздушной струи»

Практическая часть. «Изготовление пособий для формирования воздушной струи»

Ноябрь.

Тема: «Учим и рисуем стихи вместе с детьми»

Теория. « Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице».

Практическая часть. Изготовление мнемотаблиц по стихам А. Барто.

Декабрь

Тема: «Логопедический массаж».

Теория. «Развитие мимических мыщц и мыщц языка».

Практическая часть. Тактильное взаимодействие ребенка с мамой.

Январь.

Тема: «Фонематический слух- основа правильной речи».

Теория. «Формирование фонематического слуха».

Практическая часть. Изготовление пособий для развития фонематического слуха.

Февраль.

Тема: «Развитие лексико-грамматических категорий»

Теория. «Нормы развития грамматического строя речи»

Практическая часть. «Игры с мячом для развития лексико-грамматических категорий».

Март.

Тема: «Развитие связной речи».

Теория. «Развитие воображения, фантазии при составлении рассказов о герое».

Практическая часть. «Рисование нитью, от кляксы».

Апрель.

Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия».

Теория. «Игры на развитие межполушарного взаимодействия»

Практическая часть. «Синхронное рисование».

Май.

Тема: Заключительное заседание. Рефлексия.

Игровой практикум для детей и родителей (квест)

По итогам каждого мероприятия родители получают памятку, буклет с рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком по обсужденной на заседании теме, с практическими упражнениями, играми, заданиями для дошкольников для преодоления недоразвития того или иного компонента речи. Таким образом, по окончании работы клуба у каждого участника будет в наличии серия буклетов «Домашний логопед», содержание которой поможет родителям осуществлять коррекцию, развитие и совершенствование речи ребенка в домашних условиях.

Организационный раздел

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Заседания клуба посещают родители (законные представители) дедушки, бабушки дошкольников старшего возраста. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц (4-й понедельник), в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводятся преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Проведение заседаний клуба целесообразно организовывать совместно с детьми в форме практикумов, соревнований, открытых занятий с дошкольниками, логопедических гостиных. Это позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.

Для побуждения участников клуба к более осознанному и активному участию в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи целесообразно предложить родителям высказать или написать обратную связь, используя метод незаконченных предложений. Полученная таким образом информация позволит вносить коррективы в содержание последующих встреч.

Оценка результативности реализации программы.

С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (приложение 1).

Методическое сопровождение:

Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.

Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., 1996.

Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: «Литур», 1999.

Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2008.

Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. – М.: Книголюб, 2005.

Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.

Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.

Светлова И. Е. Развиваем устную речь. – М.: Эксмо, 2003.

Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)

Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь (№ 1, 2,3,4) для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Серия буклетов «Домашний логопед».

Список литературы

Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. / авт. – сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.

Микляева Н. Г., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Мозиака – синтез, 2011.

Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. - М.: АСТ: Астрель, 2010.

Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.

Приложение 1

Анкета для родителей (в начале работы клуба)

Фамилия, имя ребенка._________________________________________

И. О. родителя ________________________________________________

Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) __________________________________

Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет) __________________________________________________________________

Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) __________________________________

_____________________________________________________________

Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое) _________________________________

__________________________________________________________________

Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете ли, что означает данное заключение? _________________________

__________________________________________________________________

Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да, то с какого возраста, сколько времени, результаты занятий) _______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.) ___________________________

__________________________________________________________________

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) ____________________________________________

__________________________________________________________________

Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? ________________________________________

__________________________________________________________________

Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях логопедического клуба? ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши ожидания от участия в работе логопедического клуба? _________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 1 (продолжение)

Анкета для родителей (по итогам работы клуба)

Фамилия, имя ребенка._________________________________________

И. О. родителя ________________________________________________

Помогло ли Вам участие в логопедическом клубе понять как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях?____________________________________________________________________________________________________________________________

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка? ______

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Хотели бы Вы участвовать в работе клуба на следующий учебный год? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...

Развивающая программа, направленная на развитие детско-родительских отношений «Счастливы вместе» для детей старшего дошкольного возраста

Развивающая программа, направленная на развитие детско-родительских отношений «Счастливы вместе» для детей старшего дошкольного возраста...

Программа детско-родительского клуба "Растем вместе"

Программа детско-родительского клуба "Растем вместе"...

Программа коррекции детско-родительских отношений «Счастливы вместе»

Понятие детства естественным образом ассоциируется с семьей и родными людьми, которые окружают ребенка. Семья - первая и главная группа, где закладываются основы всего дальнейшего развития и становлен...

Программа детско-родительского клуба «Мы вместе»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положи...

Программа детско – родительского клуба «Мы вместе»

Программа детско – родительского  клуба«Мы вместе»...