Раздел «Творческие игры». Тема. «Обучение детей театрализованным играм»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Швецова Елена Анатольевна

Методическая разработка раздела комплексной  образовательной программы "Детство" В.И.Логиновой, Т.И Бабаевой, Н. А. Ноткиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya_shvetsovva_avtosokhranennyy_2_.docx63.96 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Шахунского района

Аттестационная работа

Методическая разработка раздела комплексной образовательной программы «Детство»  В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой,

Н.А. Ноткиной.

Раздел «Творческие игры».

Тема.

 «Обучение детей театрализованным играм»

                                                 Работу выполнила

                                                                    Швецова Елена Анатольевна воспитатель

МДОУ детского сада № 41

 комбинированного вида

г. Шахунья

2010 г.

Содержание

         1.  Пояснительная записка………………………………………………………………..

  1. Цели и задачи …………………………………….…………..…….…………………

         3.Ожидаемые результаты освоения раздела …………….……..……………………..  

         4 Образовательные технологии,  методы и приемы, формы обучения детей………

         5. Создание условий для реализации раздела программы………………………….. ..                  

.        6   Контроль и коррекция результатов…………………………………………………        

         7  Планирование работы      

         8 Список литературы                                                                                                      

  1. Пояснительная записка.

           Педагогический коллектив  нашего детского сада осуществляет реализацию комплексной образовательной программы  «Детство» под ред. В.И.Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А.Ноткиной.

            Приоритетное направление работы  нашего учреждения - «художественно-эстетическое развитие детей».  Через художественно-эстетическое развитие детей решаются задачи воспитания и обучения, определенные программой «Детство».  Программа «Детство» - это  программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Исходя их принципа гармоничности образования, в целях органичного вхождения ребенка в современный мир авторы предусмотрели широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами  культуры:

с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком. Авторы особо подчеркивают роль творчества в личностном развитии ребенка, и то, что именно художественная деятельность дает широкий простор развитию творческой инициативы.      

      Программа  рекомендует воспитание средствами искусств осуществлять в тесном единстве со всеми сторонами художественного воздействия на ребёнка -  через художественную литературу, живопись, театрализованную деятельность. Такое комплексное воздействие искусств окажет существенное влияние на гармоничное формирование личности ребёнка.

      Выбор раздела  для разработки является не случайным. Он обоснован повышенным интересом детей к театрализованной деятельности. Детям нравится наряжаться, танцевать,  петь, перевоплощаться в сказочных персонажей, любимых героев.   Для них  характерно  стремление  к самовыражению. Это может проявляться  в подражании актерам, певцам, артистам цирка, эстрады, персонажам мультфильмов  и т.д.  Дети с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей. Театр – это волшебный мир, в котором ребенок  радуется, играет и через игру познает мир.  Я думаю, что театрализованная деятельность, кроме того, что позволит  удовлетворить интересы детей, будет способствовать решению многих задач воспитательно-образовательной работы. С помощью театрализованной деятельности я надеюсь   воспитать  художественный вкус  детей, развить их творческий потенциал, речевые способности,  усовершенствовать психические процессы.

     Предполагаю, что могут возникнуть определенные трудности в работе, связанные с застенчивостью, зажатостью, тревожностью и другими  психическими особенностями, характерными для многих детей старшего дошкольного возраста.

     

2 Цели  и задачи.

Цели: Обучение детей театрализованным  играм.

           Создание условий  для обучения детей театрализованным играм.

Задачи.

Образовательные.

Учить  детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании

 (речь, пение,  танцы, мимика, пантомима).

Учить  выразительно  передавать диалоги  сказочных персонажей, менять силу голоса и интонации, выражающие разнообразные  эмоциональные состояния.

Знакомить детей с основами театральной культуры.

Развивающие.

Поддерживать интерес  детей к театрализованным играм.

Способствовать развитию творческих способностей детей с учётом индивидуальных особенностей.

Воспитательные.

Воспитывать гуманные чувства детей по отношению друг другу. Развивать способность анализировать  свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Развивать стремление к сотрудничеству и взаимопомощи.

3 . Ожидаемые результаты.

Созданы  необходимые условия  для обучения детей театрализованным играм.

Дети проявляют устойчивый интерес к театрализованным играм, с  удовольствием участвуют в драматизации знакомых произведений.

Умеют выразительно  передавать диалоги  сказочных персонажей, менять силу голоса и интонации, выражающие разнообразные  эмоциональные состояния.

Умеют   пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании

(речь, пение, танцы, мимика, пантомима).

Дети проявляют гуманные чувства по отношению друг другу. Могут анализировать  свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы, стремятся к сотрудничеству и взаимопомощи.

Дети  знают основы  театральной культуры.

Кроме того, я надеюсь, что:

Дети  научатся самостоятельно   подбирать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.  

Дети научатся осознавать  мотивы поступков  героев, их переживания, мысли, чувства, понимать  некоторые эмоциональные состояния  человека.

Дети научатся сочинять небольшие рассказы, сказки, инсценировать их.  

У детей усовершенствуется  речь, она станет  ярче, выразительнее, образнее.

Выступая перед зрителями, дети преодолеют робость, смущение, застенчивость, зажатость, почувствуют себя увереннее со сверстниками.

5. Образовательные технологии, методы и приёмы, формы обучения детей.

              Чтобы реализовать поставленные задачи необходимо использовать в работе с детьми современные педагогические технологии, которые опираются на принцип активизации ребёнка в обучении и определяются ведущей ролью педагога.  

      В качестве основной педагогической технологии я намерена использовать методическое пособие Э.Г.Чуриловой  «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»  М. «Владос» 2001г.Методическое пособие ориентировано  на всестороннее развитие личности ребёнка, на  развитие индивидуальности. В программе впервые систематизированы средства и методы театрально - игровой деятельности, соответствующие   психолого – педагогическим особенностям этапов дошкольного детства. Впервые научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения.

Программа  предполагает  реализацию следующих разделов:

1-й раздел

2-й раздел

3-й раздел

4-й раздел

5-й раздел

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

Основы театральной культуры

Работа над спектаклем

Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение  общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: обще-развивающие игры и специальные театральные игры.

Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.

 В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Обеспечение условий  для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

Особенности театрального искусства.

Виды театрального искусства.

Рождение спектакля.

Театр снаружи и изнутри.

Культура зрителя.

Базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

  • Знакомство с пьесой.
  • От этюдов к спектаклю

            В качестве дополнительной  образовательной технологии я намерена использовать  программу «Театр – творчество - дети», разработанную Н.Ф. Сорокиной. (Москва 2002г.)  

Программа   Н. Ф.Сорокиной, позволит  более качественно реализовать  использование методического пособия Э.Г.Чуриловой  «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» 

Структурные компоненты процесса обучения, заложенные в  программе  Сорокиной Н.Ф.,  можно представить следующими  формулами:

Цель-содержание ( методы и приёмы)  

Условия (кадровый потенциал, развивающая среда)    

   Формы обучения (традиционные, нетрадиционные)     

Традиционные :

1.Занятия по сообщению новых знаний;

2.Занятия по обобщению и систематизации знаний;

3.Комбинированные занятия;

4.Комплексные занятия;

5.Интегрированные занятия.

    Нетрадиционные:

  1. Занятия-соревнования (кто лучше расскажет, споёт, спляшет)
  2. Занятия  - игры (педагог выступает партнёром по игре)
  3. Занятия-путешествия (по литературным произведениям)  
  4. Занятия – фантазии  (придумай себе роль)                  

         

Цели   - это предполагаемый конечный результат, своеобразный код деятельности.

Задачи – это конкретизация цели,  триединая  форма  изложения: образовательная (познавательная), развивающая, воспитательная.

Содержание  несет в себе: целостность представления (изложения),  взаимосвязь частей (структурных компонентов), единую логику развития (так как именно на этом выстраивается взаимодействие воспитателя с детьми, что и обеспечивает усвоение содержания).

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия – подготовка и проведение кукольных спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок.

Методы  обучения,  которые должны повлиять на развитие  театрализованной деятельности

детей,  приобретение  практических умений и навыков, на воспитание личностных качеств (классификация методов по источнику и характеру восприятия информации С.И.Петровского и Я.Голанта), можно  представить следующей  схемой: 

Наглядные: наблюдение,  рассматривание, обследование, упражнение, показ способов изображения.

Словесные : объяснение, беседа, указание, напоминание, художественное слово.

Игровые: игровая роль, игровая ситуация.

Порядок применения методов зависит от подготовки детей, общего уровня знаний, умений, навыков, развития психических процессов. Например, для развития театрализованной деятельности можно использовать следующие методы обучения:

  • показ способов изображения характера театральных персонажей;
  • анализ  выразительных средств;
  • сравнение  выразительных  средств;
  • моделирование  содержания  роли;
  • упражнение;
  • проблемные ситуации;

Методы повышения эмоциональной активности

*Игровые и воображаемые ситуации

*сюрпризные моменты

*Элементы творчества и новизны

*юмор и шутка  

*Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок

*Игры – драматизации.

Практические и словесные  методы обучения театрализованной деятельности можно представить в виде следующих схем:

Практические методы обучения театрализованной деятельности: игра- инсценировки и драматизация; метод игровой импровизации, метод действенного анализа, упражнения.

            Все методы и приемы следует использовать  в комплексе, чередовать  и дополнять друг друга.  

Метод как система действий представляет собой совокупность приемов.

Прием – это часть метода.  Представляет собой систему действий, направленных на решение учебной задачи.  Анализ многообразия дидактических приемов показывает, что можно  выделить небольшое количество универсальных приемов, которые вписываются в классификацию представленных выше методов.  

Приемы, которые целесообразно использовать  в обучении детей театрализованной деятельности.

  • сообщение,
  • описание,
  • объяснение,
  • инструкция,
  • постановка вопроса,
  • задание,  
  • показ практического действия, и т.д.  

Формы  организации процесса  обучения детей  можно классифицировать по критериям:

Численная организация детей: групповая, микрогруповая, индивидуальная, коллективная.

Место учебной деятельности:  групповые, внегрупповые

Продолжительность деятельности: традиционные занятия( продолжительность в соответствии с нормами СанПин);комплексные занятия(на 5-10 мин.дольше традиционных);нетрадиционные занятия.

Структура традиционного  занятия зависит от вида деятельности и содержания обучающих задач:

  1. Мотивация + игры, упражнения, беседы на закрепление и обобщение материала.
  2. Мотивация  +  повторение + подача нового материала + закрепление.
  3. Мотивация + повторение + введение в новую тему по определяющему виду деятельности + практическая деятельность с решением задач данных видов деятельности.
  4. Мотивация +  повторение + введение в новую тему + закрепление в практических   видах деятельности.

         Разные виды  театральной деятельности целесообразно группировать в своеобразные блоки (циклы) содержательной работы с детьми. Содержание работы концентрируется в блоке (цикле)   вокруг той или иной темы. В каждом блоке используются не только занятия, но и самостоятельная, свободная и частично регламентированная детская деятельность, досуги, развлечения, праздники.

     Например, блок «Знакомство с театром» может быть представлен в виде серии занятий, объединенных общим содержанием.

1 занятие

Тема: Знакомство с устройством театра, сценой, культурой поведения в театре.

Цель: Познакомить с внешним видом театра, устройством сцены, правилами поведения в театре.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания детей о внешнем виде театра, о его помещениях: фойе, зрительный зал, сцена; познакомить с символикой театра - две маски: весёлая и грустная; дать детям представление об устройстве сцены: занавес, кулисы, декорации, задник; познакомить с правилами поведения в театре.

Развивающие: развивать познавательную активность детей через ознакомление с театром; развивать умение  выражать разное эмоциональное состояние через мимику; пантомимику, жесты.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к театру, умение работать в коллективе, слушать собеседника, не перебивая его;  воспитывать театральную культуру.

Обогащение словаря: колонны, афиша, комедия, трагедия, символ, фойе, гардероб, зрительный зал, партер, ложа, балкон, кулисы, декорации, задник, антракт, действие.

Активизация словаря: сцена, занавес, зрительный зал, маски, представление.

Используемые методы: рассказ, художественное слово, беседа, рассматривание.

Обратная связь: осуществляется через постановку вопросов.

Контроль и коррекция результатов: корректируются ошибки при помощи объяснений.

Предварительная работа: беседа « Кто был в театре»

Материалы: рисунки (или фотографии) с изображением здания театра, жилого дома, школы, магазина, фойе, зрительного зала; афиша, символ театра - две маски: весёлая и грустная, макет сцены (см. конспект), картинки с изображением предметов: сумочка, туфли, носовой платок, конфета, мороженое; колокольчик

Технические средства : магнитофон, аудиокассета с записями: «Вальс-шутка»,  песни из к/ф «Приключения Буратино».

Предусматривается работа с родителями:  оформляется папка – передвижка для родителей «Театр в жизни  ребёнка»

Занятие 2

ТЕМА: Знакомство с видами театров: драматический, кукольный.

Цель: Дать детям представление о видах театра: драматическом, кукольном.

Задачи

 Образовательные: познакомить детей с историей театра, закрепить знания детей о символике театра; познакомить с видами театров: драматический, ТЮЗ, комедия, кукольный, уточнить представления о внешнем виде  театров, закрепить у детей представление о разных видах театральных кукол (перчаточная, на гапите, марионетка).

 Развивающие: развивать  познавательную активность детей,  воображение,  умение выражать разные   эмоциональные состояния  с помощью мимики, жестов, пантомимики.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к театру, к истории культуры.

Обогащение словаря: бродячие актёры, скоморохи, комедианты, драма, комедия, Мельпомена, трагедия, театр юного зрителя ( ТЮЗ), кукловод.

Активизация словаря: актёр, ширма, Петрушка, перчаточная кукла, на гапите, марионетка, ширма, верховые ( куклы), вага ( палочка, к которой прикреплены верёвочки у куклы марионетки).

Предварительная работа: театральная игра «Как вести в театре», «Театральная равзминка», рисование на тему «Я был в театре».

Материалы: накидка для Феи театра, театральные маски ( весёлая и грустная), фотографии театров: драматического, ТЮЗа, кукольного, театральные куклы: перчаточная ( Петрушка), на гапите, марионетка, иллюстрация с изображением актёра-кукловода, стоящего за ширмой.

Технические средства. Магнитофон, аудиокассета с записями: Песни «Маленькая страна» в исп. Н.Королёвой, волшебной музыкой.

Используемые методы:  рассказ, художественное слово, беседа, рассматривание, практические действия.

Обратная связь: через постановку вопросов.

Контроль и коррекция результатов: по ходу занятия, в процессе анализа занятия.

Предусматривается работа с родителями.

Папка – передвижка «Как изготовить кукольный театр дома».

Занятие 3

Тема: знакомство с театральными профессиями актёр и режиссёр

Цель: дать детям элементарные представления о театральных профессиях актёра и режиссёра.

Задачи

Образовательные: способствовать расширению знаний детей об истории театра, о первых актёрах – лицедеях, скоморохах, комедиантах, бродячих актёрах;  познакомить со спецификой актёрского искусства, со способами театрального воплощения образа, с использованием выразительных средств: мимики, жестов, интонации и т.д.; познакомить детей с профессией режиссёра, рассказать о его роли в подготовке пьесы к постановке.

Развивающие:  продолжать развивать артистические способности детей средствами театрального искусства, развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к театру, его истории.

Обогащение словаря: лицедеи, лицедейство, игрища, режиссёр.

Активизация словаря: актёр, режиссёр, скоморохи, пьеса, мимика, жесты, пантомима.

Предварительная работа: изготовление «театральной» шкатулки, масок животных, элементов костюмов.

Материалы: самодельная книга большого формата с иллюстрациями ( или рисунками) об истории театра, элементы костюмов зверей, куклы в костюмах первобытных людей, костюмы скоморохов и медведей, декорации и костюмы к сказке по выбору воспитателя (связанной с текущей работой в группе).

Технические средства:  магнитофон. Песня «Мы бродячие артисты»

Используемые методы: рассказ, беседа, художественное слово, практические действия, проблемные ситуации.

Обратная связь: через постановку вопросов

Предусматриваемая работа с родителями. Выставка фотографий на тему : «Мы играем в театр».

Занятие 4

Тема: знакомство с театральной профессией – гримёр

Цель: расширять знания старших дошкольников о театре и театральных профессиях.

Занятие 5

Тема: ознакомление с театральной  профессией – «костюмер».

Занятие 6

Обобщающее занятие «Мы в театре».

  1. Создание условий для реализации раздела программы

         В детском саду должна быть создана благоприятная  художественная среда для театрализованной деятельности.

Основным  в  обучении  театрализованным играм  необходимо  создание  некоторых  условий, способствующих  творческому  развитию  детей. Можно  выделить  четыре  группы   условий:

Физические  условия, то  есть  наличие  помещений и материалов  для  творчества  и  возможности  в  любую  минуту  действовать  с  ними.

Социально-эмоциональные  условия, то  есть  создание  взрослыми  у  ребенка чувства  внешней  безопасности, когда  он  знает, что  его  творческие  проявления  не  получат  отрицательной  оценки  взрослых.

Психологические  условия, сущность  которых  заключается  в  том, что  у  ребенка  формируется  чувство  внутренней  безопасности, раскованности  и  свободы  за  счет  поддержки  взрослыми  его  творческих  начинаний.

Интеллектуальные  условия, которые  создаются  путем  решения  творческих  задач.

В группах детского сада рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них  следует выделить место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов

В уголке можно расположить:

  •  различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, марионеточный и др.);
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);
  • атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал).

В литературном уголке должны быть книжки-игрушки, страницы которых имеют форму подушечек и напоминают резиновые игрушки; книжки-раскладушки; книжки-панорамы. Книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями и представляющие собой ширму для разыгрывания кукольных спектаклей имеют в качестве приложения 2-3 «перчаточные» куклы. Для детей более старшего возраста - издания с аудиовизуальными, оптическими эффектами, электронными деталями и другими игровыми формами.

7. Контроль и коррекция результатов.

               Контроль   и  коррекцию   знаний, умений и навыков детей, полученных в процессе театрализованной деятельности, целесообразно осуществлять  постоянно, во время проведения каждого занятия. Как правило, педагоги делают это в ходе индивидуальной работы с детьми во время самостоятельного выполнения задания.

Коррекция может осуществляться при помощи:

  • вопросов;
  • предположений;
  • суждений;
  • пассивного показа;
  • индивидуального показа;
  • прямой помощи при согласии на это ребенка.

      Видом контроля может являться   музыкально-театрализованное представление, являющееся  в своем роде  итогом работы, проведенной с детьми. 

Анализ  театрализованной деятельности детей, проведенный в конце занятия, правильно  организованный и проведенный методически грамотно, также является средством контроля и коррекции.

       Видом контроля может быть ведение индивидуальной карты развития ребенка,  с помощью которой можно отследить развитие функционально-психологических качеств: внимания, произвольности, саморегуляции, мышления, памяти, коммуникативной сферы, познавательной мотивации.

Контроль можно осуществлять с помощью контрольных заданий и вопросов.  Контроль может быть предупреждающим. В этом случае педагог уточняет у отдельных детей последовательность работы, способы выполнения работы, и то, какие материалы  дети намерены использовать.      

Контроль  может осуществляться детьми  самостоятельно. В этом случае детям предлагается опираться в своей работе на модели, схемы, последовательные картинки.

      Педагог  должен контролировать  разные аспекты деятельности детей, а также свою деятельность. Например, свои речевые высказывания,  мимику,  жесты. Педагог должен контролировать  свою деятельность по реализации принципов обучения, воспитательную  ценность используемых методов и приемов,  свои речевые умения.  Обязательному контролю подвергается уровень усвоения детьми знаний, умений, навыков, познавательная активность, речевые умения, творческие проявления и т.д.

       Контроль должен повлечь за собой изменения отдельных сторон деятельности педагога,  повлиять на выбор форм и методов работы.

       Контроль  всегда  связан с ожидаемыми результатами.

       Коррекция - это устранение недочетов в работе педагога, внесение изменений в его деятельность, а также воздействие на детей с целью оптимизации педагогического процесса.

При выборе стратегии контроля и коррекции  целесообразно учитывать следующие факторы:

  • эмоциональный контакт  взрослого с ребенком (доверие, взаимопонимание);
  • правильное определение способов постановки перед ребенком вопросов (прямые, косвенные, в виде предположений и др.);
  • подбор способов передачи ребенку общественного опыта, соответствующих уровню его развития  (показ, объяснение, упражнение, практические действия).

В процессе  контроля и коррекции  важно формировать у ребенка готовность к  сотрудничеству, к  совместным  со взрослым  действиям. К совместным действиям можно отнести:

  • подражание действиям взрослого;
  • совместные упражнения;
  • действия по образцу и речевой инструкции взрослого;
  • поиск способов театрализованной деятельности (целенаправленные пробы, практическое применение имеющихся навыков, зрительная ориентировка). 

8. Планирование работы.

Принципы планирования театрализованной деятельности:

  • системность;
  • сотрудничество;
  • индивидуализация;
  •  интеграция;
  •  единство требований;
  • доступность планируемых методов и материала, предлагаемого детям;  
  • вариативность и разнообразие используемых форм планирования.

          Планирование работы по обучению детей  театрализованной деятельности следует осуществлять в соответствии  с основными принципами тематического планирования. Планируется одна тема, объединяющая  4-6 занятий. К каждой  теме  планируется предварительная работа, в процессе  которой педагог может выявить, какие знания, умения, навыки  имеются у детей по теме, и дополняет недостающие. При планировании темы педагог учитывает ее сложность, возможности и способности детей.

       Целесообразно объединить темы в Тематические блоки, которые  являются  системообразующей единицей планирования, представляют собой целостное, завершенное, логичное построение единиц учебного материала, формы организации работы, ее содержание.  Планирование по блокам не исключает того, что в период реализации комплекса могут быть затронуты и другие темы, привлекшие внимание детей и педагогов или связанные с интересными событиями в жизни детского сада.

       Использование интеграция в планировании позволяет  погрузиться  в тему, а соединение театрально-игровой деятельности  и, например,  ручного труда,  выступает средством формирования художественно-творческих способностей. Именно интеграция  средств развития логического и образного мышления детей в рамках темы способствует успешному формированию познавательной сферы.

      Перспективный план работы по обучению детей театрализованной деятельности можно конструировать  из содержания тематических блоков, что позволит конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее направленность на решение наиболее актуальных задач (в течение определенного периода времени), экономит время, позволяет вносить необходимые коррективы.

Учебный план реализации раздела предусматривает в старшем дошкольном возрасте  63 часа  в год посвятить основным и дополнительным занятиям, на которых решаются задачи ознакомления  детей с театром, и обучению   детей театрализованной деятельности.

п/п

Виды творческой

деятельности

Количество занятий по возрастам

от 5 до 6

от 6 до 7

месяц

год

месяц

год

1.

Основы театральной культуры

1

9

1

9

2.

 Художественно - речевая

1

9

1

39

3.

Театральная игра

4

36

4

36

4.

Ритмопластика

1

9

1

9

Итого:

7

63

9

63

       

9.Список литературы

  1. Артемова Л. В.  Театрализованные игры дошкольников М.- 1991 год.с.4-7.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми»).
  3. Венгер Л. А., Мухина Л. А. Психология М 1988 год.
  4. Выготский Л. С  Воображение и творчество в детском возрасте М.- 1991 год.
  5. Губанова Н.Ф.Театрализованная деятельность дошкольников М «Вако» 2007 с. -7-11; 16-24.
  6. Дошкольная педагогика под редакцией Логинова В. И, Саморуковой П. Г. М 1988 год.
  7. Запорожец А. В. Некоторые психологические моменты детской игры//Дефектология №10 1965 год страница 72-79.
  8. Леонтьев А. Н. “Психологические основы дошкольной игры”//Избранные психологические произведения 1 том страницы 303-323 М 1983 год.
  9. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду М - 2001
  10. Эльконин Д. Б. Психология игры М.- 1978 год.
  11. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр - творчество -дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: АРКТИ, 2004 - 208 с: ил. (Развитие и воспитание дошкольника).
  12. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников М - «Владос» 2001 с.60-62; 71-72.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Творческие игры и развитие творчества в играх-драматизациях у детей дошкольного возраста"

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности, выступают связующем звеном в отношении к познаваемому. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности у ребен...

Театрализованные игры-представления для детей дошкольного возраста

В  статье  представлен личный опыт поэтапной работы по разработке и постановке театрализованных игр-представлений в ДОУ. Дано понятие о том, что такое "театрализованная игра-представление", ...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Театрализованные игры"

Деловая игра для педагогов ДОУ создана для имитации педагогического процесса, его моделирования и поиска новых способов  по реализации процесса организации Театрализованных игр в ДОУ....

Инновационные формы работы. Театрализованные игры в воспитании детей дошкольного возраста.январь 2017

Человек формируется в деятельности. Чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка....

Консультация для родителей: "Развитие у детей творческой активности посредством участия в театрализованных играх"

Театрализованные игры помогают формировать выразительность речи ребёнка, его творческую активносить, способствуют развитию волевых качеств характера, интуиции, смекалки....

Педагогический проект "Развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре"

Представлен проект по развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре. Рассмотрены теоретические основы театрализованной деятельности дшокльников, а также анализ авторсик...