Главные вкладки

    "Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса"
    статья на тему

    потапова елена владимировна

    публикация расскрывает особенности одной из новых форм взаимодействия с родителями как  семейный театр. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_potapova_.docx18.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса

    Потапова Е.В. воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №385 г.Нижнего Новгорода.

    Каманина Ю.П., зам.зав. по  ВМР

          Новые документы в области дошкольного образования ориентируют педагога ДОУ на пересмотр не только содержания образовательного процесса, но и способов организации взаимодействия его субъектов.  Одной из новых форм взаимодействия с родителями является семейный театр. В современных  педагогических изданиях печатаются статьи об актуальности, важности, пользе куклы, кукольного театра в жизни ребёнка. Но, как правило, театральная деятельность в детском саду развивается без учета семейного опыта. Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия, объединяющая нескольких семей с детьми и педагога в целях развития семейного воспитательного потенциала и  интеграцию традиций домашнего и общественного театров.  Кроме того, использование педагогом такой формы взаимодействия с семьями способствует реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, т.к  в процессе организации работы семейного театра происходит развитие ребенка в различных образовательных областях. Так например, изготовление декораций, реквизита - развитие продуктивной деятельности и детского творчества; изготовление костюмов для кукол в национальном стиле – формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств;  разучивание диалогов - развитие всех компонентов устной речи; обсуждение сценариев - развитие свободного общения с взрослыми и детьми и т.д. А самое главное, с помощью домашнего кукольного театра укрепляются отношения родителей и детей, появляются общие интересы, укрепляются семейные ценности, взаимоотношения, укореняется бесконфликтное решение возникающих проблем в воспитании ребёнка.

       Технология развития семейного театра в детском саду раскрыта к. п.н. Н. В. Додокиной и к.п.н. Е.С. Евдокимовой.  При  организации семейного театра в подготовительной группе придерживались основных этапов, обозначенных авторами.  

         На 1 этапе - организационно – исследовательском -  были организованы театральные гостиные, где выявляли воспитательные возможностей семей, обсуждали программу совместной деятельности, ожидаемые результаты,  обменивались опытом в организации домашнего кукольного театра.

        На 2 этапе –поддерживающе- развивающем- оказывали поддержку семьям в создании домашнего кукольного театра; помощь в развитии творческих способностей, социально- коммуникативных компетенций. Основной формой работы была творческая мастерская, где  родители и дети совместно изготовляли куклы и декорации, получали навыки  актёрского мастерства, навыки сценической речи, учились управлять куклой. В этом помогали тематические мини-проекты: «Путешествие в страну сказок»- формировал навык написания сценариев для представления; «Театр созывает гостей» - знакомил с этикой поведения в театре; «Кукла-актёр»- формировал навык  кукловождения, сценической речи; «Театр вчера и сегодня»- знакомил с историей возникновения театра, его разновидностями, видами театральных кукол.

         На 3 этапе- конструктивно- рефлексивном – были организованы презентации самостоятельных творческих семейных проектов, а также рефлексия результатов и оценки достижений взрослых и детей. Для этого использовались игры- ситуации.  Например,  «Театральный критик», где роль критика доставалась поочерёдно одному из родителей, который давал краткий анализ представления, работе всего семейного творческого коллектива; «Приз зрительских симпатий», где дети выбирали лучшего «актёра» и обосновывали свой выбор и т.д.

       В процессе работы семейного театра в ДОУ была создана  предметно-развивающая среда, в которой разворачивалась семейная театральная деятельность: музыкально-театральный зал;  театральные уголки в каждой группе с коллекциями театров разных видов (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой, фланелеграф), атрибутами к театральным играм; мини-музей  «Русская изба», где собрана мебель, предметы быта;  костюмерная с театральными костюмами; коллекция театральных кукол; мини-библиотека с  литературой по развитию театрализованной деятельности детей и по изготовлению театральных кукол, ширм.

      Внедрение данной технологии позволило обогатить взаимодействие с семьями и достигнуть позитивных эффектов в жизни детей (развитие  выразительности речи у детей; развитие коммуникативных способностей детей; развитие моторики рук; развитие памяти, воображения; развитие художественного вкуса и культуры эмоций), родителей (участие в развлечениях в ДОУ театральной направленности, организация содержательного и эмоционально наполненного семейного досуга в форме домашних театральных постановок) и педагогов  (развитие партнерских отношений с семьями).

    Литература:

    1. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2008-64с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ

    Представленная модель раскрывает интеграционные связи между специалистами ДОУ  врамках единого образовательного пространства....

    Консультация с элементами тренинга «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

    В данной консультации представлены материалы по взаимодействию субъектов образовательных отношений....

    Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

    Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...

    Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"

    Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...

    Взаимодействие субъектов образовательного процесса при организации олимпийского образования дошкольников

    В статье говорится об олимпийском образовании дошкольников в условиях ДОУ посредством реализации принципа интеграции и взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью физического развития и...

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

    Цель семинара: Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи:- сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностн...