СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
методическая разработка

Солохина Татьяна Михайловна
Цель семинара: 
Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»
Задачи:
- сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии;
- выработать примерные рекомендации , которые можно применить в профессиональной деятельности в общении со всеми участниками образовательного процесса.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Жемчужинка»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Разработчик:

Солохина Т.М., педагог - психолог

Харп

2018

Цель семинара:

Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»

Задачи:

- сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии;

- выработать примерные рекомендации , которые можно применить в профессиональной деятельности в общении со всеми участниками образовательного процесса.

План.

Вводная часть. Сообщение темы семинара.

Теоретический модуль.

  1. Профессиональная этика.  Личность, честь, репутация педагога.
  2. Педагогическое общение. Культура речи сотрудников при общении.
  1. Общение педагога с воспитанниками.
  2. Общение между педагогами.
  3. Общение с родителями воспитанников.
  1. Заключительная часть. Заполнение бланков обратной связи.

Практический модуль.

Упражнения.

Способы решения типичных ситуаций.

  1. Профессиональная этика. Личность. Честь. Репутация.

Давайте вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей.

Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

 Для педагога необходимо постоянное обновление и саморазвитие. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

 Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

 В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

 Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет ими.

 Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он не  спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

 Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

 Педагог дорожит своей репутацией.

Игра «Составь портрет» (Наиболее значимые качества воспитателя).

Инструкция: уважаемые коллеги на своих разноцветных листочках напишите наиболее на ваш взгляд значимое качество личности или умение воспитателя.

Прикрепим листочки к нашему дереву.

(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д.)

Давайте придумаем слова к каждой букве слова «ЭТИКА», которые помогут раскрыть его суть:

Э – элегантность

Т – творчество

И – искренность

К – креативность

А – актуальность

  1. Педагогическое общение

  1. Общение педагога с воспитанниками.

      Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

Стиль педагогического общения, обусловливающий поведение детей.

     Каждый педагог имеет индивидуальный стиль деятельности и общения, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога и его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к другому человеку. Реальное педагогическое общение предполагает субъектные отношения: партнеры по общению строят свое взаимодействие так, чтобы учитывать психологические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе общения педагог, обращаясь к ребенку, предполагает определенное отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет поведение. Если в общении педагога с детьми нет взаимной направленности, т. е. дети выступают только объектом воздействия, то нельзя говорить о полноценном общении.

     Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

Авторитарный стиль педагогического общения

Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.

Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

Демократический стиль педагогического общения

Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

Либеральный стиль педагогического общения

     Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в «чистом» виде. Вместе с тем, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия .

      Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детской группе. Так, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка, может приводить к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении.

Анкета «Стиль взаимоотношения педагога  с детьми»

Игровое упражнение «Вспомним свое детство»

Участникам предлагается вспомнить свое детство. Психолог бросает мяч, а педагоги ловят его и отвечают на вопрос.

- Вы были послушным ребенком?

- Вы с удовольствием посещали детский сад?

- Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?

- Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?

- Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?

- Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?

- Нравилось ли вам убирать свои игрушки?

- Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?

- Что из детства вам запомнилось больше всего?

        Из полученных ответов можно сделать вывод, что в детстве мы, взрослые, были веселыми, задорными, иногда капризными и непослушными, любознательными, балованными….  Все мы были очень разными… Но мы знали и чувствовали, что рядом с нами всегда добрые и строгие взрослые, внимательные и терпеливые, мудрые, красивые, а главное – ЛЮБЯЩИЕ. Главная потребность ребенка дошкольного возраста, при условии гармоничного развития личности, - это потребность в любви, принятии, понимании и уважении.

Всегда ли это так в реальности?

Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий  его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас  с вами высокого профессионализма и педагогического такта. Кстати,  «такт» в переводе с греческого – « легкое прикосновение».

        Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но, даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться. Воспитатель должен уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Завоевать доверие детей, стать поверенным их тайн можно только одним путем: уважая их самих, их секреты, мечты, интересы, переживания, стремления. Русский философ В.В. Розанов рассуждал: «Гениальный ли ум нужен для этого, глубокое проницание? Нет, более трудное, чем это: простое, любящее сердце – только…»

        У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать к себе расположение дошколят. От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в д/саду весь день, видят в нас образец поведения.

        Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:

        Он – старший товарищ:  поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.

        Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.

        Он – защитник: оградит от обидчика.

        Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.

        Он  мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.

        Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.

Только такой педагог, радостно и активно отдающийся  любимому делу, может  создать для ребенка атмосферу  радости и комфорта.

Решение педагогических ситуаций.

Ситуация 1

Дети говорят о воспитательнице: «Целый день она нас ругает, а вечером, когда приходят мамы и папы, она нас обнимает и ласково называет».

(Объясните и оцените ситуацию).

Ситуация 2

На прогулке воспитатели двух групп увлеченно беседуют друг с другом. Дети бегают, веселятся. Вот они уже разошлись не в меру. Только когда кто-то упал и заплакал, воспитатели обратили на них внимание. Прочитали нотацию и … наказали. (Кого нужно наказать? Почему? Как поступили бы вы?)

Ситуация 3.

В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.

Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?

Решение. В этой ситуации воспитательница должна учесть, что мальчик – новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование

Ситуация 4

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

Решение: подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

А как давно мальчик стал посещать данную группу? Он пришёл в уже сформировавшийся коллектив? Ведь, как правило, дети сами не принимают новичков, а если ребёнок тих, и замкнут, тем более. Он для остальных как невидимка. Надо активнее вовлекать такого ребёнка во все события группы, акцентировать внимание на нём, не навязчиво, чтобы не смущать новичка. Чтобы дети прочувствовали, что достойный человек пришёл в группу. Достойный их внимания.  Нужно найти какую-то изюминку, особенность и показать её детям.        Можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми.

Упражнение «Солнце»

Цель: показать влияние манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка.

Материалы:

  • детские рисунки на тему «Злой человек»,
  • 3—4 листа ватмана;
  • маркеры и краски (для каждого участника).

Психолог предлагает педагогам разделиться на три группы.

Первая группа воспитателей — со стажем работы 20—25 лет, вторая группа — со стажем 10—15 лет, третья группа — молодые специалисты.

Каждая группа берет лист ватман с нарисованным посередине кругом (размер не имеет значения). Задача членов каждой подгруппы — дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. (Рисовать красками.) Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы: «Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…»

Затем группы представляют свои работы. (Первыми приглашаются педагоги со стажем работы 20—25 лет.). Прочитав все фразы, написанные над лучами, им нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением.

Далее участники обсуждают, почему у разных возрастных категорий педагогов разные причины агрессивного поведения.

 Следует подвести членов группы к мысли о том, что необходима внутренняя работа над своими поступками, сообща наметить пути решения данной проблемы.

Задание 1. Выразительная речь

Ведущий: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.

1-й команде:

                              Произнесите фразу « Иди сюда»

  1. громко,
  2. возмущенно,
  3. радостно,
  4. таинственно.

2-й команде:

                             Скажите « Молодец»

  1. тихо,
  2. громко, ласково,
  3. удивленно,
  4. радостно.

Упражнения “Ситуация в метро”.

Цели. Продемонстрировать отличие просьбы от требования; осознать, в чем это отличие.

Время проведения 3 минуты.

Процедура. Ведущий предлагает разыграть ситуацию в метро: сидят ребята-подростки, а рядом стоит бабушка. Нужно попросить их уступить место. В роли бабушки выступают трое, отработав понятия “приказ”, “требование”, “просьба”.

Рефлексия   как вы видите ситуаций  много и нет единого решения для всех и от  того как правильно вы выберете  выход из создавшейся ситуации зависит успех воспитания.

  1. Общение между педагогами

      Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения.  Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению

Педагоги одного и того же образовательного учреждения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ и других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза.  В образовательных  учреждениях не должно быть места сплетням.

Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной.

Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Человек проводит на работе большую часть своей жизни. Тем, кто работает в коллективе очень важно четко очертить свой круг обязанностей и обозначить границы, которые переходить не следует. Подобных границ существует не мало, но все же самой острой остается граница делового общения. Достаточно лишь соблюдать несколько простых правил субординации для того, чтобы работать среди коллег было комфортно.

Не стоит быть слишком откровенным и выносить свою личную жизнь на всеобщее обсуждение. Такие разговоры на работе совершенно не уместны, да и в худшем случае, могут обернуться в дальнейшем против вас. Чисто деловые отношения и разговоры, не более того.

Следует сохранять независимость и принципиальность, даже если мнение коллектива идет вразрез с вашим. Не стоит вступать в конфликты, а если этого избежать не удается, сохраняйте самообладание.

 Конфликт между начальником и подчиненным также весьма вероятен, поскольку они находятся в неравном положении изначально. Возмущение, обиду и даже желание уволиться может вызвать выговор начальника. Следует принять это как конструктивную критику, успокоиться и попытаться исправить положение.

Держать дистанцию с коллегами - необходимость?

Наш второй дом – это работа, на которую особенно влияют отношения с начальством, подчиненными и коллегами. Человек формирует круг общения завязывая отношения, которые могут перерасти в дружбу из сотрудничества. Идеальным считается сценарий, когда сотрудники выстраивают истинно дружеские отношения в коллективе. Тогда человек «растет» вместе со своими друзьями и ему хочется работать с двойной силой. Единство только улучшает работу. Когда коллектив сплочен и работает совместно не один месяц, то нормальное общение только в пользу всем.

 Сокращая дистанцию с коллегами и поддерживая с некоторыми из них дружбу, соблюдайте некоторые негласные правила.

Постарайтесь на работе не обсуждать методы работы  начальства и заработную плату сотрудников. Личную информацию обсуждайте без свидетелей, а тем более не в письменном виде. Умалчивайте о своей личной жизни. Самое главное – это если даже при приеме на работу вы услышите фразу "мы все тут — одна семья", запомните, ваша настоящая семья у вас дома. На работе люди выполняют свои обязанности и приносят пользу, повышая статус учреждения.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы)

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель — способствовать сплочению коллектива.

Психолог: «Очень важно, когда есть люди, которые вас понимают, принимают и могут поддержать. Мы все — один коллектив. Поддержка и помощь коллектива нужна любому человеку». Каждый член группы (по очереди), говорит о том, что значит для него коллектив: «Наш коллектив — это…»

Упражнение «Скульптура»

Цели: выразить ситуацию и отношение к другим людям только жестами и прикосновениями, без слов; способствовать созданию позитивной атмосфере в группе.

Группе дается задание — «слепиться » в общую групповую «скульптуру» (участвуют все члены группы). Каждый должен сам выбрать себе роль в этой компании-композиции. Тема должна быть динамичная — «Портрет».

Проводится обсуждение. Почему участники выбрали именно эти роли? Что в них общего, что различно?

Коллеги определяют то, как каждый видит себя в группе, в какой роли, каковы системы отношений.

  1. Общение воспитателя с родителями (опекунами) воспитанников

    Работа с семьей – это кропотливый труд. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

    На мгновение включим фантазию и представим себе... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И, хочется сказать, что такое просто невозможно.

    У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. Основная задача — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах.

   Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

   Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

 Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать, в связи с этим  педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель: осознание эмоционального восприятия  родителей воспитанников.

Процедура выполнения: Педагогам предлагается  в группах по 3-4 человека создать обобщённый портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет того  родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения

1. Какие эмоции вы испытали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у вас в практике такие родители?

2. Что вы чувствовали при создании портрета родителя, с которым вам приятно общаться? Есть ли в вашей группе такие родители?

3. Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны.

Решение ситуаций

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

Комментарий психолога. Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком.

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий психолога. Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

Решение педагогических ситуаций. Игра-инсценировка «Как поступить?»

Задание для команд.

Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (Мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход)

Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:

Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?

Какие методы вы использовали для разрешения  предложенной  ситуации?

Смогли ли Вы убедить противоположную сторону, сумели ли разрешить конфликтную ситуацию (на ваш взгляд)?

Упражнение «Желаю Вам»

Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с родителями.

Процедура выполнения: сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей («особенного» ребенка) своей группы.

В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Анализ упражнения

1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?

2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Упражнения на развитие коммуникативности педагога.

Упражнение 1 «Кто эта маска?»

Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

Предлагаю командам разыграть образы родителей:

  • «Рубаха-парень»;
  • «Вечно недовольный»;
  • «Сомневающийся»;
  • «Интересующийся».

Каждая команда выбирает по два образа, называть вслух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.

Вопросы к упражнению:

  1. Что было проще создать образ или угадать его?
  2. Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?
  3. Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

Упражнение «Яблоко и червячок»: сядьте  поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.

 «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, конкуренция,

«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,

«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,

«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» -сотрудничество.

Кеннет Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели.

А.С. Экзюпери говорил: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения."

Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.

Рекомендации

1.В целях обеспечения результативной деятельности субъектов педагогического процесса стремиться развивать положительное взаимодействие сотрудничества.

2.Развивать совместную деятельность: организация и проведение совместных творческих дел.

3. Повышение ответственности семьи за воспитание и развитие ребенка - формирование у родителей активной воспитательно-педагогической позиции.

4.Обеспечение родителей педагогическими знаниями и умениями для повышения их компетентности в области психического развития ребенка на определенных возрастных этапах.

5.Повышение культурного уровня семьи, формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Игра « Хорошо ли быть воспитателем?!»

Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Вы должны по очереди высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости. Найти положительные стороны и отрицательные.

Например:

Хорошо

Плохо

Воспитателем быть хорошо – это интересная, динамичная работа.

Воспитателем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу…

Воспитателем быть хорошо – эта работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.

Воспитателем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы.

Воспитателем быть хорошо – тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению и т.д.

Воспитателем быть плохо – постоянно приходится сдерживать себя, свои эмоции по отношению к окружающим.

Вот и подошла к концу наша встреча.   Мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем семинаре. А для этого я бы хотела попросить вас заполнить данную таблицу.

Уважаемый педагог!

Прошу дать обратную связь на нашу встречу, заполнив таблицу.

Критерии оценки  1 2 3 4 5

Физический комфорт

Психологический комфорт

Практическая польза

Ваша активность

Деятельность ведущего

Ваши пожелания / замечания _______________________________________________

________________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета для воспитателей

«Стиль педагогического общения»

Уважаемые коллеги!

Для определения стиля вашего общения с воспитанниками предлагаем ответить на вопросы данной анкеты. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

а) делиться с вами своими мыслями, чувствами,

б) говорить вам только то, что он сам захочет,

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок без спроса взял у сверстника игрушку, карандаш, вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять решение,

б) согласитесь с тем, что дети сами разберутся в своих проблемах,

в) известите об этом всех детей, заставите вернуть взятое и извиниться.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок в ходе образовательной деятельности был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнял задание. Как вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажете его работу,

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня.

в) скажете ему «всегда бы так занимался»

4. Ребенок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:

а) заставите его поздороваться,

б) не обратите на него внимания,

в) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтете делать:

а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают,

б) помочь, подсказать, сделать замечание,

в) заниматься своими делами (записями, подготовкой),

6. Какая точка зрения кажется вам правильной:

а)чувства., переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, на них не стоит обращать внимания,

б) эмоции ребенка, его переживания- важные факторы, с учетом которых можно эффективно обучать и воспитывать,

в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен и только взрослый может и должен научить его и воспитать,

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность ребенка,

в) ребенок развивается неуправляемо, находиться под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

8. Как вы относитесь к активности ребенка:

а) положительно- без нее невозможно полноценное развитие,

б) отрицательно- она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание,

в) положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:

а) скажите «ну и не надо»,

б) заставите выполнить работу,

в) предложите выполнить задание.

10. Какая позиция, по-вашему, правильная:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем,

б) если ребенок не осознает заботу взрослых о нем, не ценит, то это его дело, когда-нибудь он пожалеет,

в) воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ к обработке ответов

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

в

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

 

25-30 очков - тяготеет к демократическому стилю;

20-24 очка - преобладает авторитарный стиль;

10-19 очков - характерен либеральный стиль.

Демократический стиль воспитания

Взрослые, декларирующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, стараются наладить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не нарушаются.

Авторитарный стиль воспитания

Авторитарные взрослые добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением детей сверхвысокие. При таком типе воспитания строгость и наказание - основные педагогические средства. В итоге формируется ущербный ребенок. Общие черты детей при таком воспитании - заниженная самооценка, неуверенность в себе.

Либеральный тип воспитания (его еще называют попустительским)

Либеральные взрослые почти не контролируют действия детей, все позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований, за исключением, быть может, тех случаев, когда возникает угроза жизни ребенка, физической травмы. Внешне привлекательное, на самом деле такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка. Такой тип воспитания формирует в ребенке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделен вниманием.

 Примерный кодекс общения с родителями:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Желаю удачи во взаимодействии с родителями!

Тест «Взаимодействие педагога с ребенком»

(Захарова Р. А. Интерпретация и авторизированный адаптированный вариант работы В. А. Ситарова и В. Г. Шарапова «Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога».)

Если Вы полностью согласны с тем или иным утверждением, ставьте против него балл «5».

Если согласны в большей степени, чем не согласны, — балл «4».

Если согласны или не согласны в равной степени — балл «3».
Если в большей степени не согласны, чем согласны, — балл «2».
Если полностью не согласны с приведенным утверждением, поставьте балл «1».

1.  Строгий педагог лучше, чем нестрогий - …  

2.  Педагог — главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы…

3.   На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено педагогом…

4.   Послушание детей — заслуга педагога…

5. Ребенок подобен «глине», из него можно лепить все, что угодно…

6.  Ребенок должен выполнять все требования педагога…

7.  Основная цель педагога — реализовать требования программы воспитания и обучения детей…

8.  Центральная задана учебно-воспитательной работы — вооружение детей знаниями, умениями, навыками…

9.  Главное в работе педагога — добиться исполнительности детей…

10.  Воспитание, прежде всего, — это требовательность к детям…

11.  Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам…

12.  Хорошая дисциплина — залог успеха в воспитании и обучении…

13.  Наказание — не лучшая форма воспитания, но оно необходимо…

14.  Деятельность детей нуждается в постоянном контроле…

Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы.

Определить, к какому типу принадлежит педагог, помогут нормативы, приведенные в нижеследующей таблице.

Типы педагогов

Модель

Самооценка ориентации

Педагог ориентирован на личностную модель и реализует ее на практике

ЛМ

37 и <

Педагог умеренно ориентирован на личностную модель, на практике реализует и дисциплинарную

ЛД

38-41

Педагог умеренно ориентирован на дисциплинарную модель, на практике реализует и личностную

ДЛ

47-42

Педагог ориентирован на дисциплинарную модель и реализует ее на практике

Д

48 и>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ

Представленная модель раскрывает интеграционные связи между специалистами ДОУ  врамках единого образовательного пространства....

"Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса"

публикация расскрывает особенности одной из новых форм взаимодействия с родителями как  семейный театр....

Консультация с элементами тренинга «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

В данной консультации представлены материалы по взаимодействию субъектов образовательных отношений....

Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...

Взаимодействие субъектов образовательного процесса при организации олимпийского образования дошкольников

В статье говорится об олимпийском образовании дошкольников в условиях ДОУ посредством реализации принципа интеграции и взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью физического развития и...