проект "Наш зеленый детский сад"
методическая разработка на тему

·                        Ценностно-ориентированная деятельность поможет детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получат  не только новые знания, но и приобретут навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_zelenyy_detskiy_sad_fayruzova.docx153.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В.А.Сухомлинский.

Цель  проекта

Эстетическая и экологическая организация пространства детского сада, повышение экологической культуры всех участников проекта.

Задачи

  1. Соблюдение эстетического и экологического подхода к организации пространства детского сада, и обеспечение материально – технической базы.

  1.  Формирование элементарных знаний экологического характера, являющихся исходным условием осознанно – правильного отношения дошкольников к природе.

  1.  Обогащение знаний детей и родителей о природе родного края.

  1. Совершенствование навыков поисковой деятельности.

  1. Содействие  укреплению детско-родительских отношений через совместную деятельность в процессе труда в природе, а также во время других совместных мероприятий в рамках данного проекта.

Актуальность

  Среди глобальных проблем, стоящих перед человечеством, особое место занимает экологическая проблема, от решения которой зависит выживание человеческой цивилизации. Человек может разрушить среду своего обитания и сделать её непригодной для собственной жизни.  Наш  край является промышленно развитым регионом, в котором сосредоточены крупные предприятия  химической  промышленности. Основными источниками загрязнения воздуха и водоёмов  являются промышленные производства, энергетические установки и транспорт. В ряде городов республики наметилась тенденция к увеличению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ промышленными источниками и автотранспортом. Наибольший вклад в загрязнение атмосферы городов оксидами азота вносят объекты теплоэнергетики, а оксидами углерода – автотранспорт. Систематические наблюдения за загрязнением атмосферы в городах Казань, Набережные Челны и Нижнекамск, Менделеевск показывают, что концентрации некоторых вредных веществ превышают санитарно-гигиенические нормативы. Наибольший вклад в загрязнение атмосферы на территории республики вносят предприятия теплоэнергетического, химического и нефтехимического, машиностроительного и транспортного комплексов:  г. Набережные Челны – АО "КАМАЗ", ТЭЦ; г. Нижнекамск – АО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина", ТЭЦ; г. Менделеевск – Химический завод им. Карпова  и  химический  завод «ТатАзот»;
Качество вод малых рек республики характеризуется как "умеренно загрязненные" и "загрязненные". Загрязнение малых рек во многом определяется диффузными источниками, и уровень загрязнения зависит от изменчивости гидрометеорологических условий.
Высокий уровень загрязнения окружающей среды республики в определенной степени отражается на здоровье населения. Вызывает озабоченность его ухудшение среди детского населения. Из года в год уменьшается число здоровых детей (1–ой группы здоровья)

      Наше дошкольное учреждение находится в центре города, возле близлежащих улиц по которым идёт непрерывное движение транспортного потока и тянутся трубы городской ТЭЦ. За ограждением территории детского сада высажены тополя, которые вызывают проблемы   у детей склонных к   аллергическим заболеваниям (в том числе с бронхиальной астмой). Все эти факторы отрицательно сказываются на здоровье и самочувствие детей. Один  из путей решения проблемы видится в организации пространства детского сада,  четком соблюдении эстетического и экологического подхода к организации и оборудованию зон природы: групповые уголки, зимний сад, экологическая тропа, озеленение участка и др.

     Опыт общения с природой  приобретается с дошкольного детства. Важно, чтобы ребёнок получил первые представления о разнообразии растительного и животного мира, научился выделять отличительные признаки растений не только с помощью иллюстративного и фотоматериалов, но и в природе, имел элементарные представления о взаимосвязи растений и животных, о зависимости их жизни от среды обитания т.д.  Важно формировать элементарные представления об экосистеме его Малой родины.  Но даже большой объём знаний, усвоенных ребёнком, не гарантирует экологически грамотного поведения в настоящем и будущем, не отражает его реального отношения к природе. Если ребёнок будет лишь отстранённым наблюдателем, то ему не понять, для чего нужно беречь и охранять природу.  Важно сформировать у ребёнка-дошкольника неравнодушное отношение к окружающей природе, интерес к ней через использование проблемных ситуаций, игр природоведческого характера, художественной литературы, наблюдений в природе, поисковую, исследовательскую деятельность. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей по озеленению территории детского сада не всегда идёт с усвоением необходимых экологических представлений. Сотрудничество педагогов и родителей представляет способ организации совместной деятельности по экологическому воспитанию детей. 

Планируемый результат этого проекта

Реализация этого проекта позволит: 

  • Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

  • Ценностно-ориентированная деятельность поможет детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получат  не только новые знания, но и приобретут навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

  • Участие в проектной деятельности станет для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

  • В будущем году эти проекты из творческих плавно перетекут в практико-ориентированные, и совместно с родителями реализуются идеи, предложенные в семейных проектах.

  • Совместная проектная деятельность поможет  родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

  • Проект технологичен и при желании педагогов воспроизводим в условиях любого детского сада. Используя предлагаемую систему, каждый педагог сможет выстроить или сконструировать свой воспитательно-образовательный процесс (особенно его экологическое направление) достаточно эффективно.

  • Вовлечь  родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада; выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада.

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 Участники проекта: сотрудники ДОУ, дети и их родители.

 Сроки реализации: сентябрь 2010г. – сентябрь2011 года.

1этап – Подготовительный

(информация о  проекте, знакомство  членов команды)

п/п

Сроки реализа-

ции

   Участники    

     

Содержание работы

Примечание

1.

Сентябрь

Руководитель  проекта, ст. воспитатель, родители

Ознакомление   участников проекта с его проблемой, целью, задачами; подготовка необходимых материалов, развивающей среды. К работе по подготовке необходимых материалов привлекаются все педагоги и родители.

2.

Сентябрь

Воспитатели группы, педагог-эколог, родители

Сбор литературы об экосистеме родного края,  стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки

3.

Сентябрь

Воспитатель.

Диагностика экологических знаний дошкольников

 

Приложение №1

4.

Февраль - март

Руководитель  проекта, ст. воспитатель

Подготовка материалов, расчет сметы на приобретение оборудования и саженцев.

Приложение №2

6.

Октябрь

Руководитель  проекта, ст. воспитатель, родители

Участие  в проекте детского сада  «Чисто не там, где убирают, а там где не сорят».

 

7.

Сентябрь - октябрь

Руководитель  проекта, ст. воспитатель

Провести опрос и анкетирование родителей на предмет выявления их осведомлённости и мотивации по вопросам экологической культуры;

Приложение №3

2этап - Основной

1.

Сентябрь

Воспитатели, дети, родители

Проведение конкурса «Осенние фантазии»

Фото

приложение

2.

Сентябрь

Воспитатели, дети, родители

Конкурс уголков природы и уголков детского экспериментирования

Фото

приложение

3.

Сентябрь-октябрь

Воспитатель, родители, сотрудники детского сада.

Трудовая деятельность: уход за деревьями, уборка листьев, обрезка сухих веток и др.

4.

В течение всего проекта

Воспитатель, родители, эколог, физинструктор.

Экскурсии по городу, прогулки по экологической тропе  в рамках работы по авторской программе

 « Формирование основ экологической культуры в процессе физвоспитания»

5.

Октябрь

Воспитатели, родители

Конкурс дизайн – проектов по эстетическому  оформлению лестничных  маршей

Фото

приложение

6.

Ноябрь

Врач-педиатр, ст. медсестра, воспитатель

Лекция «Ступеньки здоровья»  для родителей в рамках работы Клуба заботливых родителей

Приложение №4

7.

Ноябрь  

Воспитатель, родители,

старший воспитатель

Направить служебную записку в исполнительный комитет Менделеевского муниципального района по поводу спиливания   тополей.

8.

В течение всего проекта

Воспитатель, родители, старший воспитатель

Изготовление совместно с детьми «Красной книги» и « Книги рекордов природы»

Приложены книги

9.

Январь - март

Воспитатель, родители

Пополнить детскую библиотеку группы познавательной литературой на экологическую тематику, энциклопедиями для старших дошкольников

10.

В течение всего проекта

Сентябрь – ноябрь

Декабрь – февраль

Март - апрель

Дети, воспитатель

 Проведение серии акций, направленных на создание благоприятных условий для ближайших деревьев:

«Мы умеем дружить, можем радоваться, грустить и деревья тоже»  (обсуждение детьми образа дерева в сказках, мультфильмах, детских художественных фильмах (с предварительным просмотром), в художественных картинах. Определение «настроения» деревьев в этих произведениях; обсуждение «настроения» деревьев ближайшего окружения, обсуждение способов «порадовать» их – оказать посильную практическую помощь.

«Мы готовимся к зиме и деревья тоже» (сравнение способов приспособления к сезонным изменениям человека и деревьев, «помощь» деревьям в подготовке к зиме) 

«Мы и деревья похожи друг на друга» (детские мини-исследования, направленные на сравнение людей и деревьев по внешним признакам; по признакам живого; формирование у детей отношения к деревьям, как к живым объектам).

11.

Апрель - май

Воспитатель, родители, заведующий хозяйством.

Приобретение и посадка саженцев деревьев и кустарников.

12.

Апрель

Воспитатель, родители, старший воспитатель

Семинар-практикум «В царстве лекарственных растений»

13.

Апрель

Воспитатель, родители, эколог.

Создание  мини-огорода лекарственных растений совместно с детьми и педагогами группы.

14.

Апрель

Заведующая,

руководитель  проекта, ст. воспитатель

Круглый стол для родителей и педагогов на тему «Воспитание  детей средствами природы. Как?» (в рамках празднования Дня Земли).

Приложение №5

15.

Май

Воспитатель, родители, старший воспитатель

 День открытых дверей, посвящённый формированию экологической культуры всех участников проекта.

16.

Июнь - август

Воспитатели, дети.

Работа в группах мини - проектов совместной детско-взрослой деятельности по организации и использованию эколого-развивающей среды в летний период. 

Приложение №6

17.

Июнь - август

Воспитатель, родители, дети.

Проведение серии природоохранных акций силами детей, родителей и воспитателей «Зелёный патруль»

18.

Сентябрь 2011 года

Воспитатель, родители

Выставка  сотворчества детей, родителей и педагогов «Природа и фантазия»

17.

В течение всего проекта

Воспитатель, родители

 Пополнить  и обновить  предметно-развивающую среду для экологического воспитания детей.

3 этап - заключительный

1.

Апрель

Руководитель проекта.  

Презентация проекта и его результатов педагогам  ДОУ Менделеевского  и других районов РТ

2.

Май

Воспитатель, дети,

ст. воспитатель.

Диагностика  детей с целью выявления изменений в представлениях дошкольников о экологии, познавательного интереса к ней, изменений в поведении дошкольников в природной среде.

3.

Июль-август

Воспитатель,

родители.

Анкетирование родителей, принявших участие в проекте, с целью выяснения их мнения о результатах и значении проекта.

4.

Август

Воспитатели, родители, дети.

Конкурс семейных проектов  «Детский сад  будущего»

5.

Август

Старший воспитатель, воспитатель.

Размещение статьи о ходе и итогах реализации проекта в местной прессе (газета «Менделеевские новости»), предложение к публикации проектных материалов во всероссийских педагогических журналах («Обруч», «Дошкольное воспитание»)

6.

Сентябрь

2011 года

Участники проекта.

Анализ полученных диагностических данных, подведение итогов реализации проекта, составление отчёта.

7.

Сентябрь 2011года

        Воспитатели, родители, дети.

Проведение игры «Поле чудес» для детей и родителей (как одна из форм проверки результативности проекта).

 

Приложение №7

Список используемой литературы:

Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.

•  Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.

•  Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.

•  Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.

•  Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 38-46.

Бондаренко Т. М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ. Воронеж. 2010.

•  Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.

• Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 45-49.

• Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С.58-63.

• Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.

•    Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9 /

• Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

• Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.

• Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

•  Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 34-36.

•  Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 50-53.

•  Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 49-53.

• Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

• Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

•  Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

• Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.

• Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.

• Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49.

•  Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 90-96.

• Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.

•  Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 18-20.

• Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002. N 3. С. 38-47.

• Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7 - С. 21 - 27.

Приложение №1

Диагностика экологических знаний дошкольников

Труд в природе

- Какие растения вы знаете?

- Какие вы знаете виды декоративных рыбок?

- Какие птицы и животные живут в вашем детском саду (дома)?

- Кто ухаживает за растениями и животными в детском саду (дома)?

- Кто из ваших товарищей особенно любит труд в природе?

- Расскажите о значении ухода за растениями и животными.

- Расскажите, как вы ухаживаете на участке за деревьями и кустарниками. Как вы работаете на огороде, цветнике, в саду? Какой инвентарь и оборудование у вас есть для этой работы?

Растения

Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

Знают ли органы растений и их функции?

Знают ли стадии развития и роста растений?

Знают ли их потребности?

Знают ли особенности ухода за домашними растениями?

Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?

Относят растения к живым существам?

Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной группы).

Методика диагностики

Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатных растений, картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».

Беседа по картинкам

Назови растение.

Где растет?

Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет горох, фасоль?

Что нужно делать, чтобы растение росло?

Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги?

Почему они любят много света, влаги?

Что бывает с растениями зимой, весной, летом?

Почему        это происходит?

Организовать игру «Путаница». Задания:

                    а)        расположи растения правильно;

                   б)        почему части растения нужно расположить именно так?

                  в)        зачем растению листья, стебель, корни, цветки?

Задание «Подбери модели». Детям предлагаются картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники» и подобрать соответствующие модели. Объяснить свой выбор.

 Неживая природа

Воздух

  1. Знают ли дети, что такое воздух?
  2. Можно ли увидеть воздух; его свойства и роль в жизни человека. С Воздух прозрачный, невидимый, воздух везде, воздух вокруг нас; когда воздух дрожит, возникают звуки, его можно услышать).
  3. Знают ли дети предметы, внутри которых есть воздух? (Колеса велосипеда, мячи, матрацы для плавания, пористый шоколад, в аквариуме, в луже и т.п.)
  4. Знают ли дети, что такое ветер? (Это движение воздуха).
  5. Что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, развевать флаги, свистеть, поднимать пыль и т.д.).
  6. Знают ли дети, чем мы его слышим?
  7. Знают ли дети, что ветер может навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает шляпы и т.д.)
  8. Знают ли дети, как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы и т.д.)
  9. Знают ли дети, как человек использует ветер? (пылесос, вентилятор, веер, надувной круг, мельница, ручная кофемолка).
  10. Умеют ли дети отличать зимний ветер от весеннего (летнего, осеннего)?

11.Умеют        дети обнаруживать ветер?

12.3нают ли дети, что такое ураган, буря, смерч? (Сильный ветер).

13.Выяснить роль ветра в жизни растений.

14.3нают ли дети летающих животных?

Методика диагностики

Беседа по рисункам, дети рассматривают рисунок дома-природы и обычного дома. (Программа Н. Рыжовой «Наш дом-природа», блок «Я и природа»).

- Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают). Обратить внимание: на обоих рисунках много незакрашенного, пустого места. Почему? И в нашем обычном доме, и в доме-природе есть воздух, мы им дышим. Знания детьми свойств воздуха определяется с помощью опытнической работы (опыт с пустым стаканом, воздушным шариком - программа Н. Рыжовой «Наш дом-природа», блок «Воздух».)

Диагностика

Организовать игру «Раздувайся пузырь». Чтобы узнать, как дети понимают, что такое ветер, можно к теплой батарее прикрепить бумажные полоски и открыть форточку - видно движение воздуха - это ветер. Дать задание ребенку приложить лист тонкой бумаги к губам и подуть так, чтобы получился звук, значит, мы можем «услышать» воздух.

- А чем мы слышим? Дать задание - закрыть глаза, есть ли звуки вокруг? Закроем уши, что изменилось? Рассмотреть фотографии животных с разными ушами. Заяц легко поворачивает уши в разные стороны, звери с большими ушами ловят больше звуков, для них это важно, их так и называют - ушастый еж, ушастая лисица. Уши нам очень нужны, они помогают нам узнать, что есть в окружающем нас мире. Предложить детям рассмотреть карточки «Листья деревьев с летающими семенами» (береза, липа, клен, ветка сосны, тополь, ясень) для выяснения роли ветра в жизни растений. Предложить иллюстрации с летающими животными. Почему не летают пингвины, страусы?

Организовать игру «Угадай, кто я!» или игру-превращения. Что загрязняет воздух? Картинки с деревьями, как они помогают очищать воздух.

Вода

  1. Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость).
  2. Знают ли дети где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране).
  3. Знают ли дети, для чего мы ее используем?
  4. Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки).
  5. Сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она «превращается» из одного состояния в другое (путешествует по кругу).
  6. Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, нет формы и т.д.)
  7. Знают ли дети, что растет в воде?
  8. Знают ли дети, кто живет в воде?
  9. Кому нужна вода?
  10. Знают ли дети, почему воду надо беречь?

Методика диагностики

Беседы с детьми по картинкам, рассматривание глобуса, голубые и белые пятна (голубые - вода, белые - льды, снега); стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность), соломинки для коктейлей (вкус), сахарный песок (в воде некоторые предметы видны, некоторые - нет), кусочки льда, термос с горячей водой (пар).

Предложить рассмотреть рисунки, фотографии водоемов и водных растений - что растет в воде.

Предложить иллюстрации кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде.

Организовать подвижные игры «Мы - большие киты, мы - лягушки, мы - рыбки, мы - раки, мы - улитки, мы - чайки» ( Н. Рыжова, блок «Волшебница-вода» стр. 49).

Роль воды в жизни растений и животных можно наглядно показать на растениях и животных уголка природы. Что должны сделать люди, чтобы сберечь воду, почему? (Чем меньше мы будем тратить воду, тем больше ее останется в реках и озерах). Прочитать детям стихотворение Б. Заходера «Течет река...» (Н. Рыжова, блок «Волшебница-вода» стр. 49).

Солнце

  1. Знают ли дети, что такое солнце? (Это большая, очень горячая звезда).
  2. Знают ли планеты Солнечной системы?
  3. Знают ли дети, что солнце - источник света? (Свет и тень. Смена дня и ночи).        
  4. Знают ли особенности радуги?
  5. Знают ли светолюбивые и теневыносливые растения?
  6. Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света? (Ночные, подземные).
  7. Знают ли дети, что солнце - источник тепла?
  8. Знают ли животных, растения, обитающие в условиях холода и жары?
  9. Сформировано ли у детей понятие о сезонных изменениях в природе и в жизни человека?
  10. Знают ли о роли солнца в жизни человека?

Методика диагностики

Беседа по картинкам, рассматривание макета Солнечной системы, календаря (земля проходит свой путь за год). Предложите поиграть  в игры «День-ночь», «Животные в темноте». Роль света можно показать на примере комнатных растений, животных уголка природы. Рассмотреть термометр. Иллюстрации с животными и растениями, обитающими в условиях холода и жары.

Почва

  1. Знают ли дети, что такое почва? (верхний слой земли «живая земля»).
  2. Знают ли обитателей почвы? (на примере дождевого червя).
  3. Какова их роль в формировании почвы?
  4. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.
  5. Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?
  6. Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями).
  7. Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителями?

Методика диагностики

Беседа с использованием пособия Н.Рыжовой «Невидимые ниточки природы», комплект «Одуванчик», картины о природе, чтение и беседа по экологическим сказкам, наблюдения в живом уголке, на огороде, в парке, работа с наглядными пособиями.

Камни, песок, глина

  1. Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).
  2. Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность).
  3. Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка).
  4. Знают ли дети, какие бывают камни (Твердые, не рассыпаются, разные).
  5. Умеют        ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?
  6. Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным из них предметам.

Методика диагностики

Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные пред- меты: посуду, игрушки, песочные часы, чтобы выяснить применение природного материала в жизни.

Времена года (сезоны) Осень

  1. Узнают ли дети на картинках осень, различают ли сезоны года?
  2. Знают ли приметы осени? (Дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, приостанавливается рост растений, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают).
  3. Где убирают урожай? (В полях, на огородах, в садах).
  4. Куда исчезают насекомые, улетают перелетные птицы?
  5. Как ведут себя зимующие птицы?
  6. Какие звери впали в спячку?
  7. Какие звери сделали запасы на зиму?
  8. Какая связь между температурой воздуха и состоянием растений?
  9. Как растения приспособляются к зиме?

Методика диагностики

Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны  года.

- Какое время года? Почему? Назови приметы осени. Что убирают на поле, огороде, в садах? Показ картинок насекомых, птиц, зверей. Что с ними стало, как они себя ведут? Подобрать картинки с изображениями животных, деревьев, цветов, трав. Спросить, что это, как растения ведут себя осенью? Что с ними происходит? Организовать игру «Времена года». Воспитатель читает стихотворение, дети должны показать картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. Дети составляют мнемодорожки о временах года. (Т. Болыпева «Учимся по сказке»).

  1. Узнают ли дети на картинках зиму?
  2. Знают ли о типичных зимних явлениях природы? (Короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно, земля покрыта снегом, при ветре бывает вьюга, пурга; вода рек, озер замерзла, они покрылись льдом).
  3. Какие особенности существования растений зимой?
  4. Образ жизни и поведение животных зимой (лесные звери зимуют по-разному: одни - спят, другие - активные; о домашних животных заботятся люди).
  5. Почему не видно насекомых? (они спрятались) Куда?
  6. Какие птицы улетают, почему? Какие остаются? Что они делают?

7.Как ведут себя рыбы? (Дремлют, зарывшись в ил). Сформировать элементарное понимание зависимости между  зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (мало света, тепла, вода и земля замерзла; растения находятся в состоянии покоя; животные не могут найти себе достаточно еды, холод изменяет им образ жизни и поведение).

Методика диагностики

Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны

года.Отбери картинки, где изображена зима. Назови приметы зимы. Что стало с растениями? Почему? Какие звери спят, какие активные, а как домашние чувствуют себя зимой? (Показ животных на картинках, рассказ о разном образе жизни, выборочно). Почему животные меняют свой образ жизни и поведение зимой? Почему улетают птицы? Почему рыбы дремлют зимой, зарывшись в ил? (подготовить картинки с пресноводными рыбами). Предложить детям раскрасить иллюстрации «Природа зимой» из альбома А.Плешкова «Оглянись вокруг».

Весна

  1. Умеют ли дети различать сезоны года? Знают ли характерные признаки весны? (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растения и травы зеленеют, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются птицы).
  2. Какими видами труда заняты люди весной?

Методика диагностикиБеседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоныгода. Найти картинки с весенней природой. Назови приметы весны. Что происходит с жизнью растений, животных весной? Почему это происходит? Предложить несколько мнемодорожек или мнемотаблиц о временах года, дети находят характерные признаки и их отличия.Поиграть с детьми в экологическую игру «Дед Мазай и зайцы». (Л.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» с. 34).

Лето

  1. Узнают ли дети на картинках лето? Различают ли времена года? Знают ли их последовательность?
  2. Знают ли приметы лета? (продолжительность дня, состояние погоды, растений, образ жизни животных, труд и отдых людей).

Методика диагностики        Беседы с детьми по картинкам, изображающим типичные явления каждого сезона, использование календарей природы. Различают ли дети времена года? Узнают ли лето? По каким приметам? Какие работы выполняют люди летом? Какие любимые игры и занятия летом? Организовать игру «Овощехранилище» (В.Дрязгунова «Дидактические игры ознакомления дошкольников с растениями» с. 43). Использовать мнемодорожки и мнемотаблицы.

В таблице-схеме указываются возрастная группа, раздел программы, уровни освоения программного материала (В - высокий, С - средний, Н - низкий), итоговая персональная оценка каждого ребенка, итоговая оценка всего раздела по каждому уровню.

Уровни сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка

Знания о животных птицах и насекомых

Знания о растительном мире

Знания о неживой природе

Знания о временах года

Отношение к миру природы

1

2

3

4

5

6

Данные диагностического обследования по экологическому воспитанию детей старшего возраста по МДОУ №7

На  2010 – 2011год

Тема: «Отношение к миру природы»

Диагностика по теме: «Знания о животных птицах и насекомых»

Диагностика по теме: «Знания о растительном мире»

Диагностика по теме: «Знания о неживой природе»

Диагностика по теме: «Знания о временах года»

Приложение № 2

Смета расходов на реализацию проекта

«Наш зелёный детский сад»

№ п/п

Наименование статей затрат

Сумма

(рубли)

Приобретение литературы

2000

Приобретение саженцев деревьев и кустарников

5000

Приобретение семян растений

500

Спиливание тополей

8000

Заказ мусороуборочной техники

1000

Приобретение предметов ландшафтного дизайна

3000

Распечатка методических разработок, брошюр

1000

Канцелярские товары

1000

Другие расходы

2000

Итого:

23500

Заведующая  МДОУ

№7   «Золотая рыбка»

________Грицук Е. А.

Приложение №3

Анкета для родителей, на предмет выявления их осведомлённости и мотивации по вопросам экологической культуры;

  1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего района (города), края?
  2. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе родного края, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
  3. Какие места нашего района вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?
  4. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу, устраиваете совместные праздники, посещаете выставки, бываете в театре, цирке, совместно читаете книги, смотрите телевизор?
  5. Назовите места, которые ваша семья выбрала для выездов на природу.
  6. Нужна ли вам помощь специалистов в организации совместного отдыха с ребенком, получении информации о природе района, города, области, в чем-то еще?
  7. Хотели бы вы принять участие в туристических походах совместно с воспитанниками и педагогами ДОУ?
  8. Знаете ли вы экологическую обстановку своего города, района?
  9. Какое   участие вы принимаете в природоохранной деятельности своего двора, города?

10. Как вы приучаете к этому своих детей?

11.Какую помощь вы можете оказать в благоустройстве  нашего с вами детского сада?

Приложение№4

Лекция «Ступеньки здоровья»  

для родителей в рамках работы Клуба заботливых родителей

Сегодня очень важно нам взрослым, формировать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить   основы физического, нравственного развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании» (п. 1ст.18).        

К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

- Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни? (Высказывания родителей.)

I. Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.

II: Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.

Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма.

Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните: стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться - подкрадывается грусть. Нахмурились – начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись - помогли  другому гормону - эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение.

А наше раздражение механически переходит и на ребенка.

 Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение  воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим, давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!

3.Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособность. И важным здесь является правильно организовать режим дня.

Режим дня - это оптимально сочетаемые периоды  бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребность в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др.

Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Прогулка - один из существенных компонентов режима; Этот наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуются аппетит и сон.

Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением  особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям, время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время  находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменят их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать 'прогулки со  спортивными и подвижными играми.

Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа, летом - неограниченно.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни,

IV. Полноценное питание - включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать  в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.

Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пиши.

  1. У детей важно формировать интерес к оздоравливанию собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен  к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают  заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

При поступлении ребенка в школу  важным является не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе.

Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, ной на физкультурных занятиях, формирующих необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, координацию движений. Немаловажной является игровая деятельность детей. Чем лучше ребенок играет в сюжетно - ролевые игры, тем успешнее он будет заниматься в школе. Игра хорошо готовит к школе. Пока психика у ребенка развивается, он должен играть. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра, ведущая человеческая потребность. Даже для взрослых она важна. И мы видим по телевидению много игровых программ для взрослых.

  1. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.

- Что такое закаливание? (Высказывания родителей.)

Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путем систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах.

В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того что организм  при этом всякий раз будет реагировать целеобразными защитными реакциями – увеличением

- Кто из вас дома проводит с ребенком закаливающие мероприятия, и какие? (ответы родителей)

А теперь я предлагаю послушать высказывания ваших детей (включается магнитофонная запись) не называя ребенка по имени педагог просит ответить на вопросы: «Зачем надо закаляться? Закаляешься ли ты дома? Как? С кем ты это делаешь? Каждый ли день? Нравится ли это' А почему ты не делаешь?»

Закаливание, как отмечал известный врач и педагог Ефий Аронович Аркин, для ослабленного ребенка имеет большее: лечение, чем для здорового. Наряду с традиционными методами: закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используются и нетрадиционные:

  1. Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»).
  2. Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связи стопы, идет и профилактика плоскостопия.

В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушка и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют  успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение, а во всем организме, улучшается умственная деятельность.

  1. Контрастный душ - наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Процедура повторяется два раза. Через 1-1,5 недели разница температур воды возрастает до 4-5 градусов. В течение 2-3 месяцев температура доводится до 19-20 градусов.
  2. Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. Полоскание горла начинается при температуре воды 36-37 градусов, снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.

При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на 2-3 недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и поэтому крайне нежелателен.

Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребенка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, обида, беспокойства. Это может привести к невротическим расстройствам.Какой можно сделать вывод по поводу закаливания? ( высказывания родителей.)Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым - надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание - это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда. (Родителям раздаются памятки по проведению закаливания.)

Оказывается, что закаливать организм ребенка можно и продуктами питания. Повысить сопротивляемость организма помогают некоторые растения - биостимуляторы и адаптогены. Последние приспосабливают, адаптируют организм к воздействию некоторых вредных физических, химических, биологических факторов. В том числе и к непривычным условиям среды.Как вы думаете, какие пищевые продукты или вещества помогают ребенку стать более закаленным? (Ответы.) 

Блиц-опрос

  1. Какие растения-кустарники, накопители витамина С, помогают против простуды? ( Черная смородина и шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению).
  2. Какой «напиток защиты» (сок) повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей и легких, богат витамином А? {«Напиток «защиты» - морковный сок. Рекомендуется пить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стакана в день, но не более 100 г, так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи, кроме того, у некоторых детей он вызывает аллергию.)
  1. Что полезнее ребенку - сок или яблоко? Объясните свой выбор. (Соки являются более чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом (уже через час) и, следовательно, чуть ли не сразу после употребления включаются в обмен веществ, что благотворно влияет на восстановительные процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода - она обогащена биологически активными веществами растительных клеток. Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из  организма токсические вещества, в том числе и радиоактивные (морковный, и яблочный). Наконец, соки - эта еще и источник витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэлементов.)       Жители Дальнего Востока знают, что плоды китайского лимонника повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным погодным условиям: дождю, ветру и морозу. На Алтае такую особенность открыли в корнях левзеи и родиолы розовой – золотого корня. Систематический прием элеутерококка внутрь с компотом или  молоком в течение 1-2 месяцев позволяет снизить заболеваемость  гриппом и гриппоподобными заболеваниями у детей более чем, в 2,5 раза. Чтобы повысить защитные силы организма ребенка, рекомендуется прием витаминов. (Выступление врача-педиатра.)

Врач-педиатр. Слово «витамин» происходит от латинского «вита» - «жизнь». Витамины участвуют в обмене веществ- и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1-2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в два раза.Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих. Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи.- Что в условиях дома может представлять опасность для жизни ребенка? (Высказывания родителей.) Да, дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими (кольца, пуговицы, броши, булавки). Иногда их сосут, засовывают в нос, ухо, проглатывают. И нередко инородные тела, попадая в дыхательные пути (семечки, орехи, монетки), вызывают угрозу жизни ребенка. Опасность представляют и оставленные на виду таблетки, так как ребенок  может отравиться лекарствами. Поэтому родителям следует: Постоянно информировать действия ребенка и рассказывать, что и где опасно; хранить в специальных местах предметы бижутерии, косметические принадлежности, лекарства, горячие кастрюли, химические вещества и моющие средства; закрывать окна и балконы; запретить ребенку брать в рот монеты, пуговицы, сосать пальцы. Помните: здоровье ребенка в ваших руках!

Приложение №5

Круглый стол для родителей и педагогов на тему

« Воспитание детей средствами природы. Как?»

Цели: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы; определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников.

План проведения

  1. Педагогический всеобуч в форме «вопрос-ответ».
  2. Самостоятельная работа.
  3. Работа с памяткой.
  4. Показ детьми экологической сказки «Колобок».
  5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

Подготовительный этап

-Подготовить перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников средствами природы по количеству родителей или 1 экземпляр на двоих.

-Подготовить материалы к выставке по теме собрания (художественная литература, загадки, поисковые вопросы по экологии, игры и т. п.)

-Оформить памятку для родителей по развитию любознательности

 дошкольников (приложение Б).

Организационный этап

В целях создания эмоционального настроя на тематику собрания в начале можно включить спокойную музыку, отображающую звуки природы: журчание ручья, пение птиц и т. д.Следует оформить выставку по теме собрания.

Можно использовать дополнительный материал, представленный в приложении В (вопросы по экологии детям старшего дошкольного возраста).

Эти вопросы можно задать родителям, проверив их знания о природе.

III. Этап проведения педагогического всеобуча

Ведущий: Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть вас на нашей встрече.        

- Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребенка?

Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок

был здоров и правильно развивался? (Ребенок должен как

можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с

 природой.)

Да, влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром

природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при

условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей

проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе

 познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить,

появляется желание приобретать новые знания. Только познавая

природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней.

В процессе познания закладываются и основы экологической культуры,

которая является частью общечеловеческой культуры и отражает

взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах.

Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность,

воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность.

 Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать

богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила

поведения в природе.

Любознательность и познавательный интерес

являются ценными качествами личности и выражают отношение к

окружающей жизни, к природе. Что же такое любознательность?

(Высказывания родителей.)

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний,

пытливость («Толковый словарь русского языка» С. Ожегова и

Н. Шведовой). Любознательность - общая направленность         

положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для

 появления и формирования любознательности являются

непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность

ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и

составляет как бы первую ступень познавательного отношения.

Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных

занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении»

Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление

детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание

активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей

имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро

 реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них

способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной

Деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и

может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

А что же такое любопытство?

(Высказывания родителей.)

У слова «любопытство», согласно все тому же «Толковому словарю русского языка» С. Ожегова и Н. Шведовой, есть 2 значения.

                   Мелочный интерес ко всяким; даже несущественным подробностям (например праздное любопытство, спрашивать из любопытства).Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь (например - возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).               Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его   любознательность интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.

- Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины? (Стремление познать, а что у нее внутри, почему она двигается.)

С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем это возраст «почемучки»: «А почему травка зеленая?», «А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

  • Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы? (Безусловно, хорошо.)

 Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребенком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях малыша.

Задают ли вам дети вопросы? Какие? Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы? (О высоком уровне развития ребенка.)        ,

             Ведущий. Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа. А. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь - узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос - большое искусство, и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него. Можете вспомнить какой-нибудь вопрос ребенка, на который вам было трудно ответить?  (Родители делятся воспоминаниями.) Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме - «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами.    Если в 3 года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после 3 лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это тот период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить - способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.В 5-6 лет все «почему» - это стремление детей постичь суть' окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача - поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов - один из сигналов неблагополучия, в его развитии.- Но нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете вы? (Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно, даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.)Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Все новое его увлекает. Но время проходит, и ребенок, «набравшись опыта», уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него не развилась та любознательность, которая необходима для обучения в школе. Да, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли сам, чтобы добыть. Эти знания. Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.

IV. Этап самостоятельной работы

Ведущий. Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника и отметить их галочкой (раздает каждому родителю перечень (приложение А)).(Родители знакомятся с перечнем, обсуждают его. Ведущий подытоживает сказанное.)Да, прежде всего - это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его - наблюдательности, тренировки внимания и памяти. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.

«Глубоко ошибаются считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источник воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно - следственные связи», - говорил В. Сухомлинский. Согласны?(Высказывания родителей.) Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. «Все вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников. Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонек любознательности. Одним из источников, питающих этот огонек, является радость успеха. Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов - увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить их жизни. Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.- Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка. Какие темы можно развивать? (Например, какие животные обитают в лесу, лесная аптека под ногами, зима в природе и др.)Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно ее воспринимать. Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество. В каждом музее имеются богатые и интересные экспозиции, в них организуются тематические выставки, имеются кинозалы для просмотра фильмов о природе. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посещать несколько раз. Ходите все вместе в музей!Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом - залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснется.(Родителям предлагаются «Памятки по развитию любознательности дошкольников» (приложение Б). Можно провести следующую работу с памятками. Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые, используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение предложенных советов, родители делятся своим опытом. Проект решения родительского собрания готовится рабочей группой по ходу собрания, в виде отдельных предложений по наиболее важным вопросам, рассматриваемым на собрании.)Возможное решение родительского собрания:1. Широко использовать прогулки в природу для развития любознательности детей.

2.Поощрять самостоятельную мыслительную деятельное ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?»        '

3.Стимулировать любознательность ребенка и поощрять за 1 стандартные вопросы.

4.В общении с детьми широко использовать загадку вместе  придумывать и свои.

5..Организовывать совместные с ребенком походы в музеи.

        Приложение А. Перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников

         1.Общение с ребенком.

2.Прогулки и экскурсии в природу.

3.Наблюдения за природой и окружающим миром.

4.Беседы с ребенком.

5.Посещение музеев, выставок, зоопарка, театров.

6.Чтение познавательной литературы.

7.Просмотр телевизионных передач о природе.

8.Опытническая и экспериментальная работа с детьми.

9.Загадывание загадок, решение кроссвордов, ребусов.

10.Игра в шашки и шахматы.

11.Проведение викторин и конкурсов.

12.Подвижные игры.

         Приложение Б Памятка для родителей по развитию любознательности

1.Внимательно относитесь к детским вопросам.

2.Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.

4.Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

5.Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.

6.Научите его играть в шашки и шахматы.

7.Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.

8.Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.

9.Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.

10.Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.

11.Поощряйте экспериментирование детей.

12.Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

Любите своего ребенка!

Приложение В. Задания по экологии

Для детей 5-6 лет

  1. Чего больше на вашей планете: суши или воды? (Воды.)
  2. Какая вода в океанах? (Соленая.)
  3. Назови самое большое животное на земле. (Слон.)
  4. Какие птицы не умеют летать? (Страусы.)
  5. Как звали предков слона? (Мамонтами.)
  6. Что такое смешанный лес? (Лес, в котором растут и хвойные, и лиственные деревья.)

7. Назови спутник Земли. (Луна.)

  1. Каше хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму? (Лиственница.)
  2. Почему курица не умеет плавать? (Она не водоплавающая птица, у нее нет, например, перепонок на лапках, «непромокаемого» оперения и др.)

Для детей 6-7 лет

  1. Как называется извилистая дорога в горах? (Серпантин.)
  2. Их называют слугами земли. Кто они? (Дождевые червяки.)
  3. Эта птица бывает и белой, и черной - Назови ее. (Лебедь.)
  4. Откуда канарейка получила свое название? (От Канарских островов, откуда она родом.)
  5. Назови самое высокое дерево на земле. (Секвойя.)
  6. Какое животное бегает быстрее всех? (Гепард.)
  7. Назови самую длинную реку на нашей планете. (Нил.)
  8. Мечут ли икру дельфины? (Нет.)
  9. Зачем курица глотает камушки? (Для измельчения пищи в желудке.)

Приложение № 6

Мини - проекты совместной детско-взрослой деятельности по организации и использованию эколого-развивающей среды в летний период

Для детей «Академия» – это увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы». Для взрослых участников проекта (педагогов, родителей) – это новые интересные формы взаимодействия с детьми, основанные на следующих положениях:

  • общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры;
  • при ознакомлении ребёнка с окружающим миром с самого раннего детства следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного (неразрушающего) обращения с ними;
  • каждому дошкольнику должны быть созданы условия для наиболее полного раскрытия его возрастных способностей и возможностей.

«Малая Летняя Академия прикладного естествознания»  это система совместных проектов: практико-ориентированных, информационных, творческих, интегрированных. Используемая методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь. Поэтому эмблемой академии стал любознательный Почемучка. А девиз «Познавай, чувствуй, твори!» заимствован из реализуемой в детском саду программы «Детство». Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нём учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей.В рамках данного проекта дети и воспитывающие их взрослые осуществили четыре  объёмных проектов по созданию и использованию эколого-развивающей среды на территории дошкольного учреждения.

Лаборатория неживой природы (для детей 3 лет) организована с целью обогащения представлений детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении. Оснащение лаборатории не требует особых затрат. Это разнообразные совочки, ведёрки, формочки, лейки, воронки; инвентарь для экспериментов, сделанный старшими детьми из бросового материала, и главный атрибут лаборатории – игровой персонаж Экоша. С его помощью дети узнали, что обыкновенная вода – удивительное вещество. Она может быть бесцветной прозрачной, а может быть и цветной. Из безвкусной? превратиться в сладкую или горькую, потому что вода умеет растворять другие вещества. У воды даже может быть температура! Результатом работы лаборатории стало не только обогащённое представление малышей об объектах неживой природы, но и освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. 

Перспективный план работы по проекту «Лаборатория неживой природы»

Занятия по проекту «Лаборатория неживой природы»

1. Узнаем, какая вода

2. Вода – волшебница

3. Что в пакете?

4. Игра с соломинкой.

5. Игры с воздушным шариком и соломинкой.

6. Выдувание мыльных пузырей.

7. Ветер по морю гуляет.

8. Лёгкий – тяжёлый.

9. Плавает – тонет.

10. Горячо – холодно

11. Чудесный мешочек

12. Песочные струйки.

13. Чудесные фигурки

14. Узнаем, какая глина.

15. Глиняные шарики.

16. Что в коробке?

Маленькие огородники. Данный проект для детей групп среднего возраста. Как-то тёплым весенним днём в группу пришла загадочная посылка. В ней оказались куклы «Театра овощей». Они так нахваливали себя, что ребятам захотелось самим вырастить богатый урожай. Дети принялись за дело. Маленьким огородникам пригодилась «Книга полезных историй о правильном питании», придуманная и сделанная старшими ребятами, членами экологического кружка. Оказалось, что герои этой книги – Зелибоба, Бусинка и Кубик – очень любят овощи. Со страниц книги они рассказывают детям о том, как полезны овощи для здоровья, какие блюда из них могут приготовить даже малыши, если им помогут взрослые. 

Перспективный план работы над проектом «Маленькие огородники»  

 Путешествие внутрь грядки.   Знакомься – огурец.

В гостях у синьора Помидора.  Как угодить перцу.

Защитники природы. Ребята старшей группы, участники проекта «Защитники природы», мечтают быть экологами. Всё лето они работали в Зелёном патруле. Это настоящая детская природоохранная организация в рамках дошкольного учреждения. У них даже есть форма и свой Устав, статьи которого дети придумывали вместе с родителями и воспитателями. Ребята следили за соблюдением правил поведения в природе и объясняли их не только детсадовцам, но и жителям микрорайона. Например, оберегая птиц, не только выставляли предупредительные знаки около их гнездовий, но разъясняли, почему ворона – старожил гнездовий – нападает на людей, так она защищает своё потомство, поэтому нельзя шуметь вблизи её дома во время высиживания птенцов. Природоохранная деятельность Зелёного патруля помогла не только сохранить, но и дала возможность пронаблюдать за интересными насекомыми. 

Перспективный план работы над проектом «Защитники природы»       

1. Зелёный патруль.2. Природоохранные акции. 3. Клумбы для бабочек.

Цветочное наслаждение (для детей 6 лет). Во многом благодаря участникам этого проекта на территории детского сада появился Каменистый сад. Дети и взрослые приложили немало усилий, чтобы создать его, постоянно поддерживать в нём порядок и, улучшая, преобразовывать его внешний вид. Они работали серьёзно, ответственно, как настоящие ландшафтные дизайнеры: думали и рассуждали о том, какие растения будут жить в саду, сделали, словно истинные мастера, макет будущего сада и только затем начали высаживать цветы, кустарники, делать дорожки, помогать взрослым устраивать водопад. Играя в ландшафтных дизайнеров, дети с помощью взрослых устраивали и оформляли цветочные клумбы. В Каменистом саду появились новые цветники со специальными названиями: «Георгинарий», «Флоксарий», «Гладиолярий» и др. Исследуя, дети вместе с воспитателями проводили эксперименты по продлению сроков цветения растений, по созданию условий для роста комнатных растений, высаженных в открытый грунт.

Рекомендации последователям опыта:

  • Помните, что научить ребёнка проектированию с успехом может педагог, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
  •  Определите содержание развивающей среды. Пусть отсутствие каких-то элементов вас не пугает. В представленном опыте есть рекомендации по её созданию совместно с детьми.
  • Работа по решению выявленной детьми той или иной проблемы не должна ограничиваться рамками образовательного учреждения, поэтому родители должны стать полноправными участниками педагогического процесса. Домашние задания по сбору необходимой информации приучат воспитанников и их родителей к поиску источников информации, работе с ними.

        Приложение№7

КВН для детей и родителей «Поле чудес»

Цели: активизировать и обогащать умения родителей осуществлять экологическое воспитание детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.

Форма проведения: познавательная викторина.

Ход мероприятия

Подготовительный этап

Подготовка рукописных книг усилиями детей и родителей: «Чудесные цветы», «Мир глазами детей», «Животные, которых мы знаем», «Мои любимые животные» и т. п.

Этап проведения праздника

Вступительная часть.

Родители и дети - две команды. Ведущий представляет участников, объясняет правила викторины.

Викторина.

Задание 1. «Придумайте загадку» (для родителей). На каждый стол кладется чудесная коробка с игрушечными животными, растениями и пр. Ведущий предлагает родителям придумать загадки о цветах, деревьях, бабочках, звездах, рыбах, чтобы дети могли их отгадать. При этом родителям предлагается два варианта загадывания загадок: вербальный - дать описание каких-то характерных особенностей животного или растения. Например: «белые лепестки, желтая серединка, листики похожи на укроп»; невербальный - изобразить загадку с помощью жестов, мимики, действий.

Родители загадывают - дети отгадывают.

Задание 2. Игровое упражнение «Как вести себя в природе»

(для детей).

Детям предлагается из ряда табличек-рисунков выбрать знаки, напоминающие о культуре поведения в природе[1]. Это могут быть следующие ситуации:

«Не разоряй муравейники».

«Не трогай птичьи гнезда, не подходи к ним близко».

«Не лови диких животных и не уноси их домой».

«Не руби  деревья». Не убивай лягушек, жаб, змей - они полезны».«Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны»

Задание 3 «Придумайте напоминающие знаки» (для зрителей).

Родителям предлагаются на выбор карточки с правилами поведения в природе, к которым нужно сделать черно-белый  набросок знака, напоминающего то или иное правило, и дать комментарий к нему, доступный детям.

  1. «Бережливым будь с водой и, как только воду взял, хорошенько кран закрой».
  2. «Не бросай в водоемы мусор и разный хлам».
  3. «Не жги костры».
  4. «Не лови насекомых».
  5. «Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны»!
  6. «Не бери собаку в лес и в парк весной и в начале лета, когда размножаются животные. Собаки инстинктивно разоряют  гнезда, пугают и уничтожают детенышей животных».

Задание 4. «Животный мир планеты» (для детей).

Детям предлагаются коробки с пазлами «Растительный  мир планеты». Необходимо быстро собрать сюжетные картины и составить небольшие рассказы о растениях. К каждой команде детей  подключается взрослый.

Задание 5. «Рассели животных» (для родителей).

На каждом столе размещается один из макетов природных зон  Земли: «Пустыня», «Тундра», «Антарктида», «Горы», «Лес». Родители  выбирают из предметных игрушек-животных тех, кто обитает в той или иной природной зоне, и комментируют свой выбор. При этом в каждый макет родители сознательно вносят маленькое  замешательство-ошибку. Дети выступают в роли экспертов и оценивают правильность выполнения задания родителями: «Кого из животных надо спасать, кто из них заблудился?»

Задание 6. «Логика в картинках» (для детей).

По очереди для сидящих за каждым из столов демонстрируются слайд-фильмы с заданиями:

  1. «Расположите по росту» - от самого низкого до самого  высокого: муравей, птичка, кошка, овца, корова, взрослый человек слон, жираф.
  2. «Чья тень?» Художник нарисовал только тени животных. Угадайте, каких (конь, ослик, кролик, свинья, кошка с мышкой, собака). Предложить детям вырезать силуэты этих животных, предварительно зарисовав их контуры на листе бумаги с проекции слайда.
  3.  «Помогите вернуть хвосты животным». На слайде у акулы - хвост золотой рыбки; у павлина - лисы; у ящерицы - петуха; у рыбки - ящерица; у лисы - скорпиона; у петуха - акулы; у скорпиона - павлина.
  4. «Кто где живет?» Определите, где, чей домик: оса вернется в осиное гнездо; пчела - в соты; паук - в паутину; улитка - в раковину; червячок - в земляную норку, птица - в гнездо, медведь - в берлогу, акула - в море, щука - в реку, лиса - в нору, собака - в конуру, конь - в конюшню.
  5. «Кто лишний?» На слайдах - животные джунглей и севера.

В джунглях не живет белый медведь (живут зебра, попугай,

носорог, слон, змея, обезьяна).

На севере не живет бегемот (живут морж, тюлень, белый медведь, северный олень, чайка, кит).

  1. «Найдите насекомое». Цель задания - первое знакомство с классификацией животных. Показываются слайды с изображением, например, фламинго, хамелеона, головастика, кузнечика, краба, лягушки. Нужно выбрать и назвать насекомое.

III. Заключительный этап

Заканчивается викторина чтением стихотворения и исполнением общей песни.        

 Дом под крышей голубой  

Словно крыша над землей

 - Голубые небеса.

А под крышей голубой

- Реки, горы и леса,

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы,

Страны все, и все народы,.

И, конечно, я и ты.

Вместе мы с тобой в ответе

За чудесное жилье,

 Потому что на планете

Все твое и все мое:

И пушистые снежинки,

 И река, и облака,

И травинки, и тропинки,

И вода из родника.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы в каждое оконце

Заглянуть оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не  ругаясь, не грозя

Как хорошие соседи

Или добрые друзья

Кружит в небе голубом

Наш  огромный круглый дом.

Под одною голубой

Общей крышей мы живем.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш зеленый детский сад

Открытй проект во взаимодействии с семьей...

экологический проект " Наш зеленый детский сад"

Проект по экологии "Наш зеленый детский сад". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаим...

Экологический проект "Наш зеленый детский сад"

Экологический проект основан на материалах программы "Радуга" Т.Н. Дороновой и охватывает младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы. Цель данного проекта: создание условий стимулир...

Экологический проект "Наш зеленый детский сад"

Цель проекта - создание паспортов (картотеки) имеющихся в ДОУ комнатных растений с фотографиями и описаниями характеристик каждого из видов....

Проект "Наш зеленый детский сад"

Тип проекта: познавательно - исследовательскийУчастники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым з...

Проект «Наш зеленый детский сад»

Цель  проекта: Эстетическая и экологическая организация пространства детского сада, повышение экологической культуры всех участников проекта....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Система экологического воспитания дошкольников в рамках работы инновационной площадки «НАШ Зеленый детский сад»

Данна методическая разработка содержит информацию по организации образовательного процесса в детском саду по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...