Рабочая программа дополнительного образования "Тулячок"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Баранова Елена Юрьевна

Данная программа дополнительного образования была разработана мною для детей 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа).
Работа по данной программе ведется в виде кружка 1 раз в неделю по подгруппам (16 - 17 чел).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_progrtulyach.doc125 КБ

Предварительный просмотр:


 Рабочая программа

дополнительного образования

«ТУЛЯЧОК»



для детей 6-7 лет

1 год обучения



                                                                        Автор:    
Баранова Елена Юрьевна

воспитатель первой

  квалификационной категории

МБДОУ № 143 – црр –

д/с «Тулячок»






                                                           Тула


                                        Пояснительная записка

Направленность

дополнительной образовательной программы


          Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, отличающееся от традиционного – ознакомление детей с природой и, в частности, с природой родного края. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии  тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада.
       Основные цели программы дополнительного образования:
- воспитать у детей любовное, бережное отношение и уважение к родному краю;
- стимулировать развитие самосознания ребёнка и его творческого мышления;
- воспитать у ребёнка сознание собственной значимости в мире и истории.

Новизна, актуальность  педагогическая целесообразность

        В данной программе нет малозначительного, маловажного, ибо эта работа сохраняет жизнь на планете! Кружок помогает становлению и развитию у детей правил поведения в природном окружении на основе необходимых естественнонаучных знаний и нравственных чувств, выработке у них активной жизненной позиции, ответственному отношению к своему большому дому, к жизни всех обитателей.

          Специальные игры не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей, в том числе исследовательских, языковых.

         Организация поисково – практической деятельности —мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремлённости, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.

              Задачи программы дополнительного образования:

  • Расширять горизонты знаний ребёнка, в том числе познакомить с природой родного края в прошлом и настоящем времени;
  • Способствовать формированию нравственных ориентиров у ребёнка: чувства исторической и природной значимости Тульской области, чувства ответственности за сохранение её природных богатств;
  •       Развивать творческое мышление, воображение, фантазию и затем анализировать результаты.

Отличительные особенности

данной образовательной     программы

          Для развития стойкого познавательного интереса к природе Тульского края, стремления глубже узнать окружающий мир, прочувствовать его красоту, знания дошкольников должны основываться на взаимодействии и активизации зрительных, тактильных, обонятельных, осязательных и слуховых ощущений. В основе процесса ознакомления детей с природой лежат действия ребёнка с реальными компонентами явления.  

   

       Методом ознакомления становится самостоятельный эксперимент и опыт – как способ решения познавательной задачи. При проведении элементарных опытов можно показать детям такие явления, как состав снега, образование радуги, показать свойства воды и воздуха. Эта работа воспитывает сообразительных и любознательных детей.

       Особое место отводится эвристическим беседам, которые предполагают установление причин разнообразия природных явлений с помощью рассуждения. Систематическое использование приёмов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной познавательной деятельности ребёнка.

       Радость самостоятельных открытий развивает и укрепляет интерес к природе, развивает логическое мышление, любознательность, сообразительность, у  детей расширяется кругозор, наблюдательность и, главное, воспитывается необходимость экологически грамотно вести себя в природе, учитывая её законы.


                                      Режим занятий

      Данная программа рассчитана на 1 год и предусматривает 31 занятие с     детьми 6-7 лет. Занятия проводятся  1 раз в неделю.

                                          Формы проведения занятий

  1. Детское экспериментирование
  2. Изготовление гербария
  3. Чтение художественной и познавательной литературы
  4. Игры экологического содержания
  5. Различные виды изобразительной деятельности
  6. Составление экологических сказок.

Ожидаемые результаты

       Воспитанники успешно усваивают в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

              Мониторинг освоения дополнительной образовательной программы «Тулячок» проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. Целесообразен также промежуточный контроль.


       
Для подведения итогов реализации дополнительной         образовательной программы «Тулячок»

выбраны следующие формы:

1.  Выставки детского рисунка «Как прекрасен этот мир»

2.   Викторина «Моя Тула»

3.    Фестиваль «Край родной навек любимый»

4.  Фотовыставки «Мы из Тулы», «Прекрасное   рядом»     (совместная деятельность с родителями).


        Важной формой экологического воспитания являются
природоохранные акции, в которых участвуют педагоги детского сада, старшие дошкольники и их родители. В данную технологию включены две акции – предновогодняя «Зелёная ёлочка - живая иголочка» и «Земля – наш дом», приуроченная ко Дню Земли-22 апреля, «Встреча птиц», «Накормим птиц зимой», «Кто обидел речку?».

ЛЮДИ, НАУЧИВШИЕСЯ … НАБЛЮДЕНИЯМ И ОПЫТАМ, ПРИОБРЕТАЮТ СПОСОБНОСТЬ САМИ СТАВИТЬ ВОПРОСЫ И ПОЛУЧАТЬ НА НИХ ФАКТИЧЕСКИЕ ОТВЕТЫ, ОКАЗЫВАЯСЬ НА БОЛЕЕ ВЫСОКОМ УМСТВЕННОМ УРОВНЕ В СРАВНЕНИИ С ТЕМИ, КТО ТАКОЙ ШКОЛЫ НЕ ПРОШЁЛ.

                                                                                  К. Е. Тимирязев

Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы
«Тулячок»

Раздел

Название
темы

Задачи

Формы проведения

Ме

сяц
про

веде

ния

Мой любимый город (2 занятия)

  1. История Тульского кремля.
  2. Мы – туляки!

Приобщать детей к культурным ценностям, формировать патриотические чувства.

Экскурсии в уголок краеведения, беседы

С

Е

Н

Т

Я

Б

РЬ

Гармония природы (4 занятия)

  1. Природное своеобразие Тульской области, растения
  2. Насекомые Тульского края
  3. Фауна Тульских лесов и полей
  4. Красная Книга Тульской области

Расширить представление детей о флоре, фауне и насекомых ТО, закрепить умения устанавливать причинно-следственные связи м/у природными явлениями

Целевые прогулки, беседы, наблюдения, продуктивная деятельность, аудиовизуальные средства

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Мы – юные экологи

(4 занятия)

1.  Экологическая     тропа

2.Природоохранная деятельность «Тулячка»

3.  Художник и природа родного края

4.  Наш дом - природа

Воспитывать экологическое сознание, нравственное отношение к миру, пробуждать познавательную деятельность, развивать творческие умения и навыки

Экскурсии, беседы, наблюдения, выставки

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Традици

онные промыс

лы Тульского края (визитная карточка города)

(4 занятия)

1. Тула - самоварная

2.  Тульский пряник

3.  Тула - оружейная

4.  Тула –   мастеровая

Знакомить детей с историей родного края, расширять кругозор, воспитывать уважение к наследию предков

Беседы, наблюдения, праздники, выставки, викторины, аудиовизуальные средства, экскурсии

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Тула – родина моя! (2 занятия)

1. Тула – литературная

2. Тула современная

Приобщать детей к эстетическим ценностям, вводить ребёнка в сферу человеческой культуры с учетом его возрастных особенностей

Целевые прогулки, экскурсии, вечера-развлечения

Я

Н

В

А

Р

Ь

Жемчужины родного края (знаменитые земляки)

(3 занятия)

1.Знаменитые земляки – литераторы

2. Знаменитые земляки – художники

3. Знаменитые земляки: вклад в историю края

Развивать способность воспринимать историю и культуру своего народа (города, края)

Проведение экологической акции

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Гармония природы

(4 занятия)

1- 2   Птицы, живущие рядом с человеком
3-4  Живое участие в судьбе родного края

Расширять горизонты знаний детей о живой природе, воспитывать бережное отношение к окружающему миру

Экскурсии, беседы, прогулки целевые, трудовая деятельность,

М

А

Р

Т

Познаём мир

(4 занятия)

1.Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека

2. Вода, воздух

3. Почва и камни

4. Сезоны

Знакомить детей с видимыми явлениями Вселенной, расширять кругозор

Беседы, экскурсии, целевые прогулки, проведение экспериментов и постановка опытов

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Наш Общий Природ

ный Дом»

(4 занятия)

1.  Животные рек, прудов.

2. Кто обидел речку?

3. Экология и мы

4. Правила поведения в природе

Знакомить детей с растительностью и обитателями водоёмов, учить детей оценивать экологич. состояние  водоёмов, выявлять источники загрязнения воды, берегов, прогнозировать изменение экологической обстановки  вокруг изучаемых водоёмов

Аудиовизуальные средства, трудовая деятельность, беседы, выставки, праздники, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликации из природного материала)

М

А

Й

Содержание программы дополнительного образования «Тулячок»
Тема I
. МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД


Занятие 1. История Тульского Кремля
Программное содержание: знакомить детей с памятниками архитектуры родного города, приобщать к истории.


Занятие 2. Мы – туляки

Программное содержание: формировать у детей патриотические чувства, воспитывать любовь к родному городу

Тема II .  ГАРМОНИЯ ПРИРОДЫ

Занятие 1.   Природное своеобразие Тульской области, растения.
Программное содержание: расширять представление детей о флоре, фауне, насекомых Тульской области, учить ориентироваться в многообразии видов растений и животных, воспитывать любовь к природе,

Занятие 2.   Насекомые тульского края.
Программное содержание: знакомить детей с насекомыми родного края, их многообразием, ролью в жизни человека и значением для природы.

Занятие 3.   Фауна тульских лесов, полей.
Программное содержание: знакомить детей с животным миром лесов и полей Тульской области, расширять кругозор, воспитывать любовь к животным.

Занятие 4.    Красная Книга Тульской области.
Программное содержание: познакомить детей с  понятием «Красная Книга», воспитывать бережное отношение к природе, приобщать к природоохранной деятельности.

Тема III.   МЫ – ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ!

Занятие 1.     Экологическая тропа.

Программное содержание: воспитывать у детей экологическое сознание,

Занятие 2.    Природоохранная деятельность    «Тулячка».

Программное содержание: пробуждать познавательную деятельность детей,

Занятие 3.     Художник и природа родного края.

Программное содержание: развивать творческие умения и навыки детей.

Занятие 4 Наш дом – природа!
Программное содержание: воспитывать нравственное отношение к природе и миру в целом.

Тема IV.  Традиционные промыслы      тульского края

Занятие 1. Тула самоварная

Программное содержание: Знакомить детей с историей родного края, расширять кругозор, воспитывать уважение к наследию предков

Занятие 2. Тульский пряник

Программное содержание: Расширять кругозор детей, посредством ознакомления с историей родного города, его традиций, обогащать словарный запас.

Занятие 3.  Тула – оружейная

Программное содержание: Развивать у детей интерес к истории города, познакомить с работами тульских оружейников (экскурсия в музей оружия)

Занятие 4. Тула – мастеровая

Программное содержание: Воспитывать любовь к родному городу, познакомить с историей промыслов.

Тема V.  Тула – Родина моя!

Занятие 1. Тула – литературная

Программное содержание: Приобщать детей к эстетическим ценностям, вводить ребёнка в сферу человеческой культуры с учетом его возрастных особенностей, развивать монологическую речь, вызвать у детей желание делиться своими впечатлениями, воспитывать эмоциональную отзывчивость к  произведениям поэтов и писателей родного края.

Занятие 2. Тула современная

Программное содержание: Знакомить детей с жизнью родного города на современном этапе (современная архитектура, живопись, литература), учить рассматривать (здания), видеть неповторимость, дать детям знания о родном городе.

Тема  VI. Жемчужины родного края

Занятие 1. Знаменитые земляки – литераторы

Программное содержание: Знакомить детей с произведениями знаменитых земляков-литераторов.

Занятие 2.  Знаменитые земляки – художники

Программное содержание: Знакомить детей с творчеством художников тульского края, развивать интерес к их работам, продолжать учить детей понимать содержание картин, развивать внимание, речь, наблюдательность.

Занятие 3. Знаменитые земляки: вклад в историю края

Программное содержание: Развивать способность воспринимать историю и культуру своего народа (города, края)

Тема VII. Гармония природы

Занятие 1 – 2. Птицы, живущие рядом с человеком.

Программное содержание: Знакомить детей с многообразием видов птиц, живущих рядом с человеком, их ролью в природе и жизни человека, воспитывать любовь к пернатым.

Занятие 3 – 4 . Живое участие в судьбе родного края.

Программное содержание: Расширять горизонты знаний детей о живой природе, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Тема VIII. Познаем мир

Занятие 1. Неживая природа – среда жизни растений,  животных, человека

Программное содержание: Ознакомить детей с неживой природой, как средой жизни растений, животных и человека. Показать взаимосвязь живой и неживой природы.

Занятие 2. Вода, воздух. 

Программное содержание: Знакомить детей со свойствами воздуха, воды. Проводить опыты с водой, развивая наблюдательность, творческое мышление, желание к самостоятельным опытам и выводам.

Занятие 3. Почва и камни.

Программное содержание: Объяснить детям различие понятий «Земля» и «почва», заинтересовать опытами с песком. Знакомить со сказкой про Лежач-камень, сопроводив показом коллекции камней. Развивать творческие способности, умение делать самостоятельные выводы из проводимых экспериментов.  

Занятие 4. Сезоны.

Программное содержание: Показать взаимосвязь живой и неживой природы: времена года, их цикличность и ритмичность. Учить наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека.

Тема IX. Наш Общий Природный Дом


Занятие 1. Животные рек, прудов.

Программное содержание: Знакомить детей с растительностью и обитателями водоёмов, расширять кругозор, активизировать словарный запас.

Занятие 2. «Кто обидел речку?» (экологическая сказка)

Программное содержание: Закрепление знаний, полученных на занятиях, экскурсиях, путём моделирования различных ситуаций, которые могут возникнуть на природных объектах. Развитие творческих способностей детей, мышления.

Занятие 3. Экология и мы.

Программное содержание: Познакомить детей с упрощенной методикой определения качества воды с помощью животных – обитателей водной среды. Учить детей анализировать факторы (как положительные, так и отрицательные) воздействия  на природу в целом (или отдельной экосистемы, например, водной). Воспитывать экологическую культуру.

Занятие 4. Правила поведения в природе.

Программное содержание: Сформировать у детей сознательное отношение к природе, показывая взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, деятельности человека.

Мониторинг  инновации воспитания любовного, бережного отношения и уважения к родному краю; формирование патриотических чувств и развитие духовности через знакомство с природой, историей, культурой и традициями Тульского края.

Цель: формирование нравственных ориентиров у ребенка: чувства исторической и природной значимости Тульской области, гордость за свою Родину, чувства ответственности за сохранение ее культурных и природных богатств.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ

п/п

Критерии

оценки

Уровень знаний

Начало года

Конец года

Низ.

Средн.

Выс.

Низ.

Средн.

Выс.

1.

Интеллектуальная среда

  1. Знания о растениях Тульского края.
  2. Знания о животных Тульского края.
  3. Знания о птицах.
  4. Понимание живого участия в судьбе родного края

10%

70%

20%

    --

30%

70%

--

60%

40%

--

15%

85%

--

65%

35%

--

25%

75%

30%

45%

25%

--

25%

75%

2.

Визуальная грамотность и психофизические качества

  1. Выделение главного
  2. Обобщение увиденного

20%

70%

10%

--

25%

75%

10%

50%

40%

--

30%

70%

3.

Развитие творческих способностей

  1. Умение грамотно передавать свои впечатления в речи
  2. Умение сделать самостоятельную оценку
  3. Способность творчески,  активно и бережно относиться к окружающему миру.

25%

55%

20%

--

30%

70%

25%

55%

20%

--

40%

60%

30%

45%

25%

--

45%

55%

4.

Обобщение

  1. Общение со сверстниками и взрослыми по данной теме
  2. Умение видеть красоту природы
  3. Умение ценить и бережно относиться к природе
  4. Умение гордиться родным краем

20%

10%

15%

20%

45%

50%

55%

50%

35%

40%

30%

30%

--

--

--

--

40%

25%

30%

25%

60%

75%

70%

75%

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». - М.: «Мозаика-Синтез», 2011.
  2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: «Мозаика – Синтез», 2004.
  3. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М.: «Мозаика – Синтез», 2006.
  4. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.:ТЦ Сфера,2009.
  5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М.: «Мозаика – Синтез», 2010.
  6. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: «Мозаика – Синтез», 2010.
  7. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. – М.: «Мозаика – Синтез», 2002.
  8. Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Умные руки. Художественная обработка материалов. Моделирование и конструирование. Изд.  «Учебная литература», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...