"Успех коррекционно - воспитательной работы в логопедической группе"
консультация на тему

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspekh_korrektsionno.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

УСПЕХ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

Известно, что человек только тогда становится полноценным гражданином общества, когда взаимодействует с другими его членами. Это взаимодействие  невозможно без речи. Её роль в становлении ребенка как личности очень велика.

   Современный ребенок к моменту поступления в школу, т.е. к 6-7 годам, должен овладеть всей системой языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

   К сожалению, в последние время  возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. И как следствие, в ДОУ открываются всё большее количество логопедических групп, основным  контингентом которых являются дети с ОНР разных уровней. Также для детей с ОНР, наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность следующих процессов:

- внимания и памяти;

 - мелкой и артикуляционной моторики;

 - словесно-логического мышления.

В группах для детей с общим недоразвитие речи, как во всех группах компенсирующего типа существуют два направления работы – коррекционно-развивающее и образовательное, причем  первое является ведущим. Эффективность коррекционно-развивающего направления определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе для детей с ОНР определяется  тесным взаимодействием логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним, и кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада.

Коррекционная работа в логопедической группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

К коррекционным целям, стоящим перед воспитателем логогруппы, относятся:

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  6. Формирование связной речи.
  7. Закрепление навыков чтения и письма.

Остановимся подробнее на основных направлениях коррекционной работы воспитателя, осуществляемой под руководством логопеда:

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой)

Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Она осуществляется с самого начала обучения, когда логопед подбирает индивидуально для каждого ребенка артикуляционные упражнения в зависимости от сложности дефекта.

Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной.

Во время НОД логопед и воспитатель для этой цели могут использовать физкультминутки, сочетая пальцевые движения с речевым сопровождением в стихотворной форме. Вне НОД воспитатель может предложить детям составить фигурки из палочек, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы и т.п.

2.Вечерняя индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда, закрепляющая звукопроизношение.

       Логопед ежедневно планирует для воспитателя вечернюю логопедическую работу с отдельными детьми сразу же после дневного сна. Эти задания записываются в специальную тетрадь, где воспитатель в конце выполнения задания заполняет графу учета. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передает в группу заполненные им тетради тех детей, с которыми он занимался утром. Воспитатель не должен упустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.        

3.НОД проводится в соответствии с календарным планом логопедической работы.

Отличительной особенностью НОД  воспитателя в логогруппе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и специальные коррекционно-логопедические задачи, непосредственно связанные с темой НОД.

4. Активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов.

        Работая с детьми в продолжении всего дня, в отличии от логопеда, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, на прогулке, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса детей.        

5. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.

        Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только во время НОД, но и на протяжении всех режимных моментов. Манеры исправления ошибок в речи детей вне НОД и во время НОД отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности лучше исправить ошибку незаметно для остальных.                 

Таким образом, только тесное взаимодействие логопеда и воспитателя – единственный путь к успеху коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе.         

Список литературы:

1. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 2008г.

2. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Н.В.Нищева – М., Просвещение, 2007г.

3. Логопедическая работа в специальном детском саду. Т.Б.Филичева,

Н.А. Чевелева – М.,Просвещение, 1987г.

4. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ НС(К)НШ-Д/С V вида на 2011-2012 учебный год.

Программно-целевое планирование позволяет воспитателю осознанно решать задачи воспитания, осуществлять взаимосвязь социального, познавательного, эстетического, физического развития детей, ориент...

Коррекционно – развивающая работа в логопедической группе (опыт работы)

Успех коррекционной логопедической работы с  моими детьми во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности  логопеда и воспита...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)

Перспективный план работы  в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)...

"Система коррекционно-воспитательной работы в подготовительной группе с ФФНР в соответствии с ФГОС ДО"

Презентационный материал дополняет сообщение учителя-логопеда на первом родительском собрании в подготовительной группе для детей с ФФНР о системе коррекционно-развивающей и  коррекционно-воспита...

Особенности воспитательной работы в логопедических группах.

Воспитательная работа в логопедической группе отличается от воспитательной работы в обычной группе ДОУ, тем, что она находится во взаимосвязи с коррекционными мероприятиями, которые организуются с дет...

Условие успеха коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями

Одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями - это совместная деятельность учителя-логопеда и родителей...