Технология составления портфолио в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
статья на тему

Котомова Елена Геннадьевна

Составление портфолио дошкольника в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы с семьей воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

                                               Котомова Е.Г.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад № 45 компенсирующего вида города  Санкт-Петербурга.

В современном образовательном процессе существуют различные формы работы с родителями. Одной из таких форм является технология составления «Портфолио», которая помогает родителям воспитанников дошкольного учреждения увидеть результаты, достигнутые их ребенком в разнообразных видах деятельности- учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.

 Одним из приоритетов современного образования является личностно – ориентированный подход, где центром становится ребенок с  его индивидуальными и психофизическими особенностями развития. Помочь ребенку раскрыть себя,  найти то, что отличает его от других, так же способна технология «Портфолио».                                                                                          

           Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений  ребенка в разнообразных видах деятельности, собираемая за период пребывания ребенка в детском саду. Основной целью создания портфолио является ведение целенаправленного сбора информации о ребенке, фиксирование его индивидуальных особенностей развития. Цель сбора информации может быть различной:

-для сбора достижений, которые отражают результаты работы по определенному направлению (например, достижения в художественной деятельности, спортивные достижения и т.д.)

-накопительной, когда информация собирается за период пребывания ребенка в детском саду (таким образом можно проследить путь развития ребенка за данный период времени, а так же проследить его динамику развития)

-тематической, составляется исходя из темы и индивидуальных интересов ребенка (например «Мое любимое животное», «Мое любимое время года»).

                Определены основные функции портфолио:

-диагностическая – фиксирует динамику развития ребенка  

-целеполагающая – поддерживает учебные цели

-мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты

-содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ

-социообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельности

-развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

Четкой структуры портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.

Воспитателями  группы детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности, было принято решение о необходимости создания портфолио на каждого ребенка. Данный вид технологии, исходя из индивидуальных особенностей наших детей, может оказать неоценимую услугу, как педагогам, так и их родителям. Значимость данной технологии состоит в том, что она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить путь развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений, из чего следует, что портфолио дошкольника  может использоваться как элемент преемственности между ДОУ и школой. Единственное условие - результаты могут быть известны только воспитателям и должны стать частью анализа педагогической деятельности. С помощью портфолио можно  зафиксировать и проанализировать изменения в развитии и воспитании ребенка, при необходимости провести коррекцию обучения, что особенно важно для наших детей.

В рамках нашей группы, была разработана примерная структура накопительного портфолио, адаптированная под индивидуальные возможности наших воспитанников, но несмотря на эту структурыу, портфолио детей получились все разными, что было обусловлено индивидуальными способностями каждого ребенка, а так же особенностями их развития. Сбор информации для портфолио осуществлялся педагогами группы при непосредственной помощи родителей. Мы постарались сделать наши портфолио максимально интересными, как для наших детей, так и для их семьи.

                                                    Структура портфолио.

1 раздел.

«Титульный лист». В данном разделе зафиксированы:

 - фамилия, имя, отчество ребенка

         - дата его рождения

 - дата поступления и окончания нашего дошкольного учреждения.

                                                                   

2раздел.

«Познакомьтесь со мной». Здесь размещена фотография ребенка, на которого собирается портфолио.

3 раздел.

«Обо мне». Содержится информация о значении имени ребенка. Зафиксирована дата его именин.

                                                 

4 раздел.

«Я расту». Располагается таблица с антропометрическими данными за    период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В данном разделе можно зафиксировать изменение роста и веса ребенка с самого рождения, если такие сведения предоставят его родители.

5 раздел.

«Портрет моего ребенка». Этот раздел заполняется родителями (рассказ о своем ребенке).                                            

             

6 раздел.

«Моя семья». Здесь размещается семейная фотография. Дети рисуют (по возможности) своих родителей. Те дети, которые овладели навыками речевого высказывания, могут составить описательный рассказ своей семьи, который записывается воспитателем группы.

7 раздел.

«Мне интересно». По личным наблюдениям воспитатель группы записывает изменения увлечений ребенка от года к году. В данном разделе хорошо просматривается путь развития ребенка как личности.  

                 

8 раздел.

«Мое творчество». В этот раздел помещаются работы ребенка по художественной деятельности. Все работы разделены на несколько лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении (средняя, старшая и подготовительная группа)

 9 раздел.

«Мои поделки». Здесь размещаются фотографии объемных работ из               пластилина и картона, коллективных работ и поделок, сделанных совместно с     родителями.

10 раздел.

«Прыг-скок». Каждый год в нашем ГБДОУ проводятся спортивные мероприятия. В данный раздел помещаются награды за спортивные достижения и фотографии с данных праздник

11 раздел.

«Я в деском саду». Вкладывается лист с распорядком дня ребенка в детском саду, от момента когда ребенка привели в группу, до того как его забрали домой. Далее располагаются:

      -фотографии с праздников ( «Осень в гости к нам пришла», Новый год», «23 февраля», «День победы»,«8 марта», «Мой День Рождения» и                                                                т.д.);

      -фотографии в режимные моменты («Я играю», «Я гуляю», «Спорт, спорт, спорт», «Я учусь», «Баю-бай»).

12 раздел.

«Награда для героя». Награды («Самому аккуратному», «Самой стильной», «Самому вежливому» и т.д.), грамоты за участие в различных творческих конкурсах.

13 раздел.

«Скоро в школу». Этот раздел заполняется в тот момент, когда ребенок начинает посещать подготовительные занятия к школе и целенаправленно готовится дома к началу обучения. Сюда вкладывается тетрадки, с которыми ребенок ходил на подготовительные занятия. Так же здесь располагаются поздравительные открытки с добрыми пожеланиями хорошей учебы от педагогического состава детского садика.  

14 раздел.

«Мои воспитатели». Записаны ФИО педагогов, работавших с    ребенком.

15 раздел.  

                «Содержание». Заполняется в самый последний момент, так как структура портфолио может изменяться,  в связи с новоприобретенными навыками, умениями и интересами ребенка.

Бывает разделов недостаточно, либо они не подходят ребенку по тематике, тогда следует дополнить количество разделов или заменить их качественно. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Особое внимание нужно уделить презентации портфолио. Лучше всего ее провести на выпускном празднике. Дети рады продемонстрировать свои достижения родителям и сверстникам.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология составления годового плана работы ДОУ

Автор: Белая К.Ю. ISBN: 978-5-98594-395-5 Год издания: 2012 Издательство: Перспектива Переплёт: обл Страниц: 64 ...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

Презентация для педагогов "Технология составления портфолио"

В презентации представлена технология составления аттестационного портфолио педагога ДОУ....

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Методическое пособие: Здоровьесберегающая технология – по средством нетрадиционных технологий хатха - йоги в работе с детьми дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ.Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждениях.Только здоровый ребен...

Консультация для педагогов «Организация внедрения речевой технологии. Обучение детей составлению метафор в работе с детьми»

Мой путь  в педагогике- это постоянный поиск, поэтому я совершенствую  свое мастерство, используя достижения педагогической науки, инновационные  технологии, а так же  обмениваюсь ...