Диагностический конструктор музыкальных способностей.
тест на тему

приложение к проекту Музыкальная палитра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no4_diognosticheskiy_konstruktor_muz._sposobd.docx106.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение №4

Диагностический конструктор музыкальных способностей средней и старшей группы детей

Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________________

Возраст ребёнка __________________________________________________________

Дата: первичного этапа (1) __________________________________________________________

 Дата промежуточного этапа (2) __________________________________________________________

 Дата конечного этапа (3) __________________________________________________________

Диагностируемые показатели музыкального развития

Степень владения навыками

Начальная 1

Промежуточная 2

Конечная 3

Итоговая

Метро-темпо-ритм

Чувство тембра

Чувство звуковысотности

Гармоническое чувство

Динамическое чувство

Эмоциональная отзывчивость (восприятие музыки)

Певческие

навыки:

Дыхание

Дикция

Чистота интонирования

Мотивационный компанент

Когнетивный компанент

Итог музыкальной деятельности.

В – высокий уровень; С – средний уровень; С «+» - выше среднего С «–» - ниже среднего Н – низкий уровень. Н «+» - выше низкого.

Цветовой тест эмоционального состояния ребенка

Цветовая гамма

Синий

Зеленый

Красный

Желтый

Фиолетовый

Коричневый

Черный

Серый

До начало курса занятий

После окончания курса занятий

ИТОГ

Практические диагностические тесты для среднего и старшего возраста.

1 - ИГРЫ - ТЕСТЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА                    МЕТРА

Дорожка-мяч

Ребенку дают ортопедический мяч с фиксацией кисти руки резинкой. Необходимо, последовательно ударяя мяч об пол, провести его по указанной дорожке под музыкальное сопровождение умеренного темпа.

Критерии оценки:

• 8-10 последовательных ударов - высокий уровень чувства метра;

• 4-7 ударов - средний уровень;

• 1-3 удара - низкий уровень. 

Шаги великана, Тома и гнома

Давай поиграем с тобой в сказочные шаги, - говорит педагог.-В стране Тишиналии» все жители ходят, как часы (даются в руки ребенка часы-будильник, ход которых­ «тик-так» -  отчетливо слышен или используется аудио запись). Мальчик Том ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг-на звук часов «ТИК» и приставной шаг - на звук «Так»),  шаги его маленького друга-гнома подвижны, игривы (на звук часов «ТИК» - шаг и приставной шаг, на ход «Так»-то же самое; великан ходит степенно, важно (один шаг на ход_часов «тик-так» и один приставной шаг - на следующий временной ход «ТИК-ТАК»).

Стимулирующий материал: часы-будильник и обозначенные на полу следы (ступней ног или просто кружки, вырезанные из бумаги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20 см). Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага, например, по периметру квадрата ( 4 шага, поворот + 4 шага, по­

ворот + 4 шага, поворот + 4 шага).

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.

Критерии оценки темпо-метрической регуляции: 

  • Высокий уровень - адекватное исполнение ребёнком своей партии  умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением. 
  • Средний уровень - адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует , нормативному уровню развития чувства темпа;
  • ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются метрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
  • Низкий уровень сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение.

2. Тест - игра на изучение чувства ритма

"Ладошки"

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1. Детская песня "Дин-дон"

2. Детская песня "Петушок"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

Высокий уровень  - точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов.

Средний уровень - воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом).

адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень

Низкий уровень - неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - .

Воспроизводящий тест 

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

- Прохлопай, пожалуйста (или простучи ... ), ритм исполняемых на инструменте (фортепиано) мелодий. (Вначале диагност показывает образец исполнения ритма, чтобы убедиться в правильности понимания ребенком смысла задания.)

Стимульным материалом служат музыкальные фрагменты :№ 1-6 (см. приложение 1), которые отражают различную степень ритмической сложности.

Критерии оценки:

Низкий уровню ритмической регуляции будут соответствовать ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей, чередование половинных и четвертных длительностей;

Среднему уровню ритмической регуляции соответствует умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т. е. элементы пунктирного ритма;

Высокий уровень ритмической способности требует соответственно такой моторной регуляции, которая соответствовала бы использованию пунктирного, синкопированного ритма и пауз

Воспринимающий тест

Цель: выявить способность адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента.

- Прослушай три разных мелодии, а затем попробуй отгадать, ритм которой из них я прохлопаю в ладоши.

Стимульный материал (см:. приложение 1, М 7-17).

Критериальные блоки уровней развития чувства ритмического восприятия:

1-й блок заданий

1. Т. Попатенко <Вальс>= 1 балл (№ 7);

2. И. Арсеев <Наша игра>= 2 балла (№ 8);

3. Ф. Шуберт <Серенада> = 3 балла (№ 9).

2-й блок заданий

1. А. Филиппенко < Чудо, чудеса> = 1 балл (№ 10);

2. В. Дементьев <Ква-ква> = 2 балла (№11);

3. Ф. Шопен <Мазурка М 4> = 3 балла (№ 12).

3-й блок заданий

1. Русская народная песня «Ворон» (или <Я на горку шла>) = 1 балл (№ 13 или 14);

2. Украинский танец «Приглашение» (или Ф. Мендельсон Концерт ми минор для скрипки)= 2 балла (№ 15 или 16);

3. И. Пономарева <Песенка про Карлсона> = 3 балла(№217).

Алгоритм предъявления теста

Код ритмического

воспроизведения

фрагмента

Успешное,  неуспешное

определение ритма

Присваиваемый

балл

1-й блок          3

+ /-

3/0

2

+ /-

2/0

1

+ /-

1/0

2-й блок           3.

+ /-

3/0

2

+ /-

2/0

1

+ /-

1/0

3-й блок            3.

+ /-

3/0

2

+ /-

2/0

1

+ /-

1/0

ИТОГ

Критерии оценки:

высокий уровень - способность правильно определить ритм примера 2-й или 3-й степени сложности. Сумма -от 7 до 9 баллов (например: 3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);

средний уровень - способность адекватно определить ритм примеров 2-го или 1-го уровня сложности. Сумма - от 4 до 6 баллов (например: 2+2+2; или 2+2+ 1; или 2+ 1 + 1);

низкий уровень - способность адекватного восприятия лишь самых простых музыкально-ритмических фрагментов. Сумма - от 1 до 3 баллов (например: 1 + 1 + 1; или 1 + 1 +О; или 1 +0+0).

  1. - ДИАГНОСТИКА ЗВУКОВЫСОТНОГО ЧУВСТВА

(МЕЛОДИЧЕСКОГО И ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА)

ВОСПРИНИМАЮЩИЕ ТЕСТЫ

Кот и котенок

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства - адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

- Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется, например, звук до1), а так -котенок (исполняется более высокий звук, например,

соль1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котенок? Исполняются последовательно звуки (см. алгоритм заданий)

№ задания

Предъявляемые звуки

Присуждаемый балл

Правильный ответ

1.1.

Ми1 – соль2

1

Кот – котенок

1.2.

Соль2 – фа1

2

Котенок – кот

1.3.

Фа1 – фа2

3

Кот – котенок

2.1.

Фа2 – соль1

1

Котенок – кот

2.2.

Ми2 – соль1

2

Котенок – кот

2.3.

Ля1 – ми2

3

Кот – котенок

3.1.

Ля1 – ре2

1

Кот – котенок

3.2.

Ре2 – си1

2

Котенок – кот

3.3.

До2 – си1

3

Котенок – кот

Алгоритм предъявления теста: вначале дается задание

1.3. Далее, в случае правильного ответа-задание 2.3, затем-задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается-1.2 (где за правильный ответ

присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1 (1  балл). И так по каждому блоку.

Критерии оценки:

высокий уровень= 7-9 баллов (3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);

средний уровень= 4-6 баллов (3+2+ 1; или 3+ 1 + 1; или 2+1+1);

низкий уровень = 1-3 балла (2+ 1 +О; или 1 + 1 + 1; или 1 + 1 +0; или 1 +0+0).

Куда идет мелодия?

Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю - определение направления мелодии.

- Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идет мелодия: вверх или вниз?

Стимулирующий материал (Приложение 1):

• №18: Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (ответ: вверх-вниз, вверх-вниз= 4 балла);

• № 19: Г. Эрнесакс «Паровоз» (ответ: вверх-вверх­вниз= 3 балла);

• №20: Русская народная песня «Я на горку шла» (ответ: вниз - вниз ... = 2 балла);

• N№21: Детская песня «Василек» (ответ: вниз-вниз= 1 балл).

Критерии оцени:

высокий уровень= 8-10 баллов;

средний уровень= 4-7 баллов;

низкий уровень= 1-3 балла.

"Гармонические загадки"

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать, сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

  • низкий уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
  • средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
  • высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий

Вариант 2

- Сейчас созвучия будут исполнять два музыкальных гномика - один из них веселый, другой - грустный. Попробуй определить, в каком порядке (в какой последовательности) будут исполнять созвучия веселый и грустный гномики?

Вначале предъявляются созвучия-<<гномики>> пробного варианта, например, D-dur, d-moll (в сопоставлении созвучий контрастных ладов от одного тона). Далее созвучия даются от разных тонов в количественном увеличении.         

Стимулирующий материал:

• E-dur, e-moll (или f-moll, F-dur) = 1 балл;

• C-dur, h-moll (или cis-moll; D-dur) = 2 балла (за каждое правильно определенное созвучие присваивается по 1 баллу);

• F-dur, G-dur, fis-moll (или a-moll, d-moll, C-dur) = 3 балла (за каждое правильно определенное созвучие присваивается по 1 баллу).

Критерии оценки:

• низкий уровень = 1-3 балла;

• средний уровень= 4-7 баллов;

• высокий уровень= 8-12 баллов.

«Девочки-припевочки»

Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функций мелодии.

- Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно и скажи, - какую песню пела веселая, а какую-грустная девочка?

Стимулирующий материал составляют попевки, построенные по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии (см., например, Приложение 1, М 22-23 и м 24-25).

Предъявить необходимо три мелодии-попевки, каждая из которых оценивается в 1 балл.

Критерии оценки:

высокий уровень= 3 балла (правильно определены все три задания);

средний уровень = 2 балла;

низкий уровень= 1 балл.

"Повтори мелодию"

Цель: определить уровень развития произвольных слухо - моторных представлений:

вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

Ребёнку предлагается:

спеть любую известную ему песенку;

повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;

подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

Критерии оценки:

  • низкий уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
  • средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
  • высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

3 - ДИАГНОСТИКА ЧУВСТВА ТЕМБРА

Тест - игра "Тембровые прятки"

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

  • детского голоса;
  • женского голоса;
  • мужского голоса;
  • хора;
  • струнных смычковых инструментов;
  • деревянных духовых инструментов;
  • медных духовых инструментов;
  • фортепиано;
  • оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

  • низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
  • средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
  • высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

4. ДИАГНОСТИКА ДИНАМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА

Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Стимулирующий материал: Барабан или бубен;

фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик"; К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш дошкольников".

Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.

Критерии оценки:

  • низкий  уровень динамического чувства - 1 балл;
  • средний уровень - 2-3 балла;
  • высокий уровень - 4-5 баллов.

5. ДИАГНОСТИКА ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ

Тест-игра "Незавершённая мелодия"

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.

Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия - не доигрывается последний такт;

2-я мелодия - доигрывается до конца;

3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я мелодия - доигрывается до конца.

Критерии оценки:

  • низкий уровень - правильно определены 1-2 пункты;
  • средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
  • высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

  1. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

                            НА МУЗЫКУ

Тест "Музыкальная палитра"

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:

1. "Утреннее размышление"

2. "Сладкая грёза"

3. "Баба-Яга"

4. "Болезнь куклы"

5. "Игра в лошадки"

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Критерии оценки:

  • низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
  • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
  • высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
  1. оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
  2. детализация (разработанность) своей идеи или образа;
  3. беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
  4. гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

Метод Л.В. Школяр «Выбери музыку»

Цель: выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально- смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов. В качестве стимулирующего материала предъявляются 5 серий предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений, созвучных по эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамики звучания, регистрово-тембровым средствам выразительности):

1-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский  «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»;

2-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление» Э. Григ «Смерть Озе»;

3-я серия: П. Чайковский «Баркарола»; Ф. Шопен Ноктюрн b-moll; Ф. Шопен Ноктюрн f-moll;

4-я серия: Л. Бетховен «Соната №14» (финал); Л. Бетховен «Аппассионата» (финал); Ф. Шопен «Экспромт-фантазия»;

5-я серия: А. Хачатурян «Лядов серьезно заболел»; С. Прокофьев «Раскаяние»; А. Хачатурян «Траурное шествие».

Послушай и определи, какие два из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробуй определить, чем оно отличается от двух других?

Критерии определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально- смыслового содержания музыки:

низкий уровень характеризуется попыткой ребенка анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных стимулов, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагмента (оценивается в 1 балл);

средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную «модель» - схему ассоциаций, эмоциональнобразных характеристик своих переживаний музыки (3 балла).

Результаты диагностики заносятся в итоговую таблицу данных и оформляются в количественных выражениях (баллах).

Фамилия имя

1 серия

2 серия

3 серия

4 серия

5 серия

итог

Критерии итоговой оценки уровня развития сравнительной рефлексии эмоциональной отзывчивости на музыку:

низкий уровень: 0-5 баллов;

средний уровень: 6-10 баллов;

высокий уровень: 11-15 баллов.

Анкета для родителей

1. Считаете ли вы важным музыкальное воспитание в общем развитии ребенка?

2. Существуют ли в вашей семье традиции домашнего музицирования (пения или игры на музыкальном инструменте) в присутствии ребенка (например, пение колыбельных для младших детей или слушание музыки, когда к вам приходят гости, или когда вы находитесь в гостях, или в свободное время-по вечерам, выходным дням и т.п.)?

3. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо музыкальные мероприятия или специальные занятия?

4. Какую роль вы придаете (отводите) музыкальному развитию вашего ребенка? (возможны примерные ответы:

• незначительную;

• пусть занимается для общего развития;

• крайне важную для развития его музыкальных способностей).

5. Какая музыка чаще всего звучит у вас дома: легкая развлекательная, классическая (в том числе и эстрадная классика) или какая придется-по принципу: не имеет особого значения?

6. Какую музыку вы сами предпочитаете слушать (или исполнять)? Назовите, пожалуйста, ваши любимые произведения, или исполнителей, коллективы, направления музыки ...

7. Как вы считаете, любит ли музыку ваш ребенок? Если да, то укажите, какую именно он предпочитает слушать (или исполнять).

8. Как и в чем конкретно проявляются музыкальные интересы вашего ребенка?

9. Считаете ли вы вашего ребенка музыкальным или полагаете, что ему «медведь на ухо наступил»?

10. Если бы у вас была возможность, уделяли бы вы больше внимания музыкальному развитию вашего ребенка? Что именно вы хотели бы предпринять для этого?

Критерии оценки ответов родителей на анкету, направленную на изучение музыкальных предпочтений ребенка:

низкий уровень - открытое (откровенное) признание незначимости музыкального развития в полноценном воспитании ребенка и слабо выраженный интерес к музыке в целом;

средний уровень - признание роли музыкального воспитания в развитии ребенка, но незнание его музыкальных интересов или отсутствие времени и возможностей для полноценной реализации своих родительских функций в музыкальном воспитании ребенка;

высокий уровень - наличие опыта семейного музицирования и реализация планов музыкального развития ребенка с помощью профессиональных педагогов музыкантов.

6 ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОГО, ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО И    МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТОВ

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВКУСОВ ДЕТЕЙ

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты.

  1. Ты любишь музыку?
  2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
  3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
  4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
  5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
  6. Где ты чаще слушаешь музыку – На концертах в ДК или дома по телевидению и радио?
  7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
  8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
  9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
  10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму (телепрограмму)?
  11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

  • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
  • средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
  • высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Тест "Музыкальный магазин"

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

  • народная вокально-хоровая музыка;
  • народная инструментальная музыка;
  • классическая инструментально-симфоническая музыка;
  • классическая вокально-инструментальная музыка;
  • современная развлекательная музыка;
  • духовная музыка.

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки:

  • низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
  • средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
  • высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест "Хочу дослушать"

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.

Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

  • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
  • индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей заносяться в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" (Приложение 4), с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

Диагностический конструктор музыкальных способностей младшей группы детей

Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________________

Возраст ребёнка __________________________________________________________

Дата: первичного этапа (1) __________________________________________________________

 Дата промежуточного этапа (2) __________________________________________________________

 Дата конечного этапа (3)

Уровни музыкального развития

                                          Параметры музыкальных навыков и умений           

Восприятие музыки

Развитие певческих навыков и умений

Слуховое восприятие

Формирование навыков и умений музыкально-ритмических движений

Приобретение умений и навыков игры на детских музыкальных инструментах

Эмоциональная отзывчивость

Развитие музыкальной памяти

Формирование динамического слуха (громко-тихо)

Формирование ритмического слуха

Развитие тембрового слуха

Формирование диатонического (звуковысотного) слуха

Этапы

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий

Средний

Низкий

Итоговый

Цветовой тест эмоционального состояния ребенка

Цветовая гамма

Синий

Зеленый

Красный

Желтый

Фиолетовый

Коричневый

Черный

Серый

До начало курс занятий

После окончания курса занятий

Итог:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

Диагностика музыкальной деятельности 

Она включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности определение уровня развития:

  • Восприятие (эмоциональная отзывчивость, музыкальная память)
  • Певческие навыки и умения (дикция, дыхание, чистота интонирования)
  • Слуховое восприятие (Звуковысотный, тембровый, динамический)
  • Музыкально-ритмические движения
  • Игра на музыкальных инструментах (чувство ритма)

Примерные задания для диагностики музыкальной деятельности младшей группы.

1 уровень 

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

первичная

промежуточная

конечная

1.Восприятие

1.1. Прослушать музыкальное произведение (песню), эмоционально отзываться на музыку

Высокий уровень– слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения

Средний уровень– незначительно выражает эмоции, отвлекается

Низкий уровень  - равнодушен к звучащей музыке

"Зайка" р.н.м. Обр. Александрова

«Колыбельная»  С. Разоренова

"Котик заболел",

"Котик выздоровел"

Гречанинов

1.2. Узнавание знакомой песни

Высокий уровень – по мелодии

Средний уровень – по словам

Низкий уровень  – не узнал

«Петушок» р.н.п. обр. М.Красева

«Птичка» муз. Тиличеевой

«Кошка» Тиличеевой

«Зима прошла» Н. Метлова

2.Пение

2.1.Пение знакомой песни в сопровождении

Высокий уровень – интонирует всю мелодию

Средний уровень – частично интонирует мелодию

Низкий уровень   – не интонирует

«Колыбельная зайчонка» Карасевой

«Зима» Карасевой

«Солнышко» Гомоновой

3.Чувство ритма

3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков)

Высокий уровень – воспроизводит ритм точно

Средний уровень – воспроизводит метр

Низкий уровень   – беспорядочные хлопки

Д/и «Повторяй за мной»

«Птички  птенчики» Тиличеевой

Д/и «Три медведя»

3.Звуковысотный слух

 Различать звуки по высоте (октава)

Высокий уровень-

Самостоятельно различают звуки высокие и низкие.

Средний уровень – Различает с помощью педагога.

Низкий уровень   - не может различить звуки по высоте

Д/игра «Птенчики и птицы» Тиличеевой

Д/игра «Кошка и котенок»

Д/игра ««Три медведя»

3.Динамический слух.

Различать силу звука

Высокий уровень – Без помощи педагога правильно различают силу звука (Громко - тихо)

Средний уровень-

Дети правильно  различают силу звука  с помощью педагога

Низкий уровень  - Не различают силу звука.

Д/игра «Тихо – громко»

Д/игра «Тихо – громко»

Знакомое муз. произведение

4. Музыкально- ритмические движения

4.1Соответстие движений характеру музыки.

Высокий уровень - соответствуют

Средний уровень – частично соответствуют

Низкий уровень   не соответствуют

«Медведи»

Е.Тиличеевой

«Марш» Э.Парлова

«Фонарики» р.н.м.

«Пляска с платочками» Т. Ломовой

«Бег» Т.Ломовой

4.2.Соответствие движений ритму музыки

Высокий уровень– соответствует

Средний уровень – частично соответствует

Низкий уровень  не соответствует

«Сапожки» р.н.м.

«Веселые ручки»  (хлопок – пауза)

«Топающий шаг» Раухвергера

5.1. Игра на музыкальных инструментах.

5.1Определить заинтересованность ребенка к музицированию на детских муз. инструментах.

Высокий уровень ребенок эмоционален, начинает хлопать или выполняет другие движения, просит поиграть вместе с Петрушкой, или еще раз сыграть музыку.

Средний уровень Ребенок заинтересован, слушает внимательно, но сдержан, мало эмоционален.

Низкий уровень -   ребенок не проявляет никаких эмоций, отвлекается

Педагог: Ребята, к нам сегодня в гости пришел Петрушка с музыкальными инструментами. Петрушка хочет показать, как он весело умеет играть на этих инструментах

5.2.Определить умение передавать метрическую пульсацию  музыки

Высокий уровень Ребенок самостоятельно четко передает метрическую пульсацию музыки.

Средний уровень Педагог обращает внимание ребенка на то, как музыка шагает и бубен (барабан) «вместе с ней» (играет на бубне или барабане) И предлагает  ребенку  сыграть так же.

Низкий уровень не справился с заданием.

Педагог предлагает ребенку послушать музыкальное произведение, а затем исполнить на бубне музыку вместе.

Педагог предлагает ребенку послушать музыкальное произ-ведение, а затем исполнить на барабане музыку вместе

Педагог предлагает ребенку послушать музыкальное произ-ведение, а затем исполнить на бубне и барабане музыку вместе.

2 уровень (средний дошкольный возраст)

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

первичная

промежуточная

конечная

1.Восприятие

1.1.Выявить умение ребенка эмоционально отзываться на музыку разного характера (плясовая, колыбельная, марш)

Высокий уровень Ребенок эмоционален, во время звучания музыки внимательно и увлеченно слушает, просит повторить.

Средний уровень Ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особенных эмоций.

Низкий уровень- Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь.

«Резвушка» В. Волков,

«Капризуля» В. Волков

«Грустное настроение» муз. А. Штейвиль

«Марш» муз. Ф. Шуберта

«Полька» муз. Д. Львова – Компанейца

«Марш» муз. Ф. Шуберта

«Колыбельная» Раухвергера

1.2. Выявить умение ребенка высказываться о характере песни, пьесы.

Высокий уровень Ребенок самостоятельно высказывается о характере музыки, используя разнообразные определения.

Средний уровень Ребенок использует 1-2 определения музыки

Низкий уровень Ребенок не справился с заданием.

П. Чайковский

«Игра в лошадки» («Детский альбом»)

«Грустное настроение» муз. А. Штейвиль

«Полька» муз. М. Глинки

2.Пение

2.1.Выявить умение ребенка петь без напряжения

Высокий уровень Ребенок  поет без напряжения, естественным голосом

Средний уровень Педагог обращает внимание на то, что петь нужно напевно, не напрягаясь, не кричать и просит спеть еще раз

Низкий уровень- Не справился с заданием.

«Цыплята» А. Филиппенко

«Солнышко» Т. Попатенко

«Санки» муз. М. Красева

«Елочка» муз. М.Карасева

« Паровоз» Компанейца

«Зайка» муз. В. Карасевой

2.2.Выявить умение ребенка чисто интонировать в удобном диапазоне.

Высокий уровень – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

Средний уровень – интонирует только общее направление мелодии

Низкий уровеньне интонирует

«Цыплята» А. Филиппенко

«Солнышко» Т. Попатенко

«Санки» муз. М. Красева

«Елочка» муз. М.Карасева

« Паровоз» Компанейца

«Барабан» Тиличеевой

3.Чувство ритма

Игра на музыкальных инструментах

3.1. Воспроизвести ритмический рисунок  попевки на ударных инструментах

Высокий уровень – воспроизводит ритм точно

Средний уровень – воспроизводит метр

Низкий уровень– действует беспорядочно

«Василек» Р.н.п.

«Труба» Тиличеевой

«Веселые ручки» (хлопок – пауза)

3. Музыкально- ритмические движения

3.1. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

Высокий уровень - соответствуют

Средний уровень – частично соответствуют

Низкий уровень– не соответствуют

«Ходим – бегаем» муз. Тиличеевой

«Парная пляска» Т. Беренс

«Шаг с высоким подьемом ног и поскоки) Ломовой

4.Звуковысотный слух

4.1. Выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков.

Высокий уровень-

Самостоятельно различают звуки высокие и низкие.

Средний уровень – Различает с помощью педагога.

Низкий уровень   - не может различить звуки по высоте

«Кот – котенок» тестовое задание

«Кот – котенок» тестовое задание

«Кот – котенок» тестовое задание

5.Динамический слух.

Различать силу звука

Высокий уровень – Без помощи педагога правильно различают силу звука (Громко – очень громко тихо)

Средний уровень-

Дети правильно  различают силу звука  с помощью педагога

Низкий уровень  - Не различают силу звука.

Диагностика динамического чувства - тест

Диагностика динамического чувства - тест

Диагностика динамического чувства -тест

  1. Уровень (Старший дошкольный возраст)

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

первичная

промежуточная

конечная

1.Восприятие

1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки

Высокий уровень – чувствует характер музыки, ассоциации с образом

Средний уровень- чувствует только общий характер, настроение, высказывается с трудом

Низкий уровень  -не чувствует характер музыки, не высказывается

Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский.

«Полька» П. Чайковский.

«Болезнь куклы».  П. Чайковский.

«Клоуны».  Д .Кабалевский.

«Игра в лошадки». П. Чайковский

«Шарманщик» Шостаковича

1.2. Определить жанр музыкального произведения

Высокий уровень –  самостоятельно

Средний уровень-с помощью

Низкий уровень  -не определил

Д/и «Музыкальный светофор»

Д/и «Три кита»

Д/и «Три кита»

1.3. Выбрать из нескольких иллюстраций одну, подходящую к произведению

Высокий уровень – выбрал правильно самостоятельно

Средний уровень-выбрал правильно с помощью

Низкий уровень  -выбрал не правильно

«Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский.

«Мышки». А.Жилинский.

«Болезнь куклы».  П. Чайковский.

«Клоуны».  Д Кабалевский.

1.4. Из нескольких прозвучавших произведений назвать близкие по жанру (форме, ритму)

Высокий уровень назвал самостоятельно

Средний уровень-назвал с помощью

 Низкий уровень  -не назвал

Д/и «Удивительный светофор»

П/и «Три кита»

П/и «Три кита»

2.Пение

3.1. Пение знакомой песни в сопровождении

Высокий уровень – чисто интонирует всю мелодию

Средний уровень- чисто интонирует только отрезки

Низкий уровень  - интонирует только общее направление мелодии.

3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

Высокий уровень – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

Средний уровень – интонирует только общее направление мелодии

Низкий уровень  -не интонирует

«Смелый пилот» Тиличеевой

«Путаница» Тиличеевой

 «Бубенчики» Тиличеевой

3.Звуковысотный слух

3.1. Определить направление и характер движения мелодии (плавно, стаккато)

Высокий уровень – правильно ощущает тонику

Средний уровень – 1,2 ошибки

Низкий уровень  - не ощущает

«Цирковые собачки» Тиличеевой

«Лестница» Тиличеевой

«Цирковые собачки» Тиличеевой

Лестница» Тиличеевой

3.2. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий

Высокий уровень – правильно ощущает тонику

Средний уровень – 1,2 ошибки

Низкий уровень  - не ощущает

«Цирковые собачки» Тиличеевой

«Горошина» Карасевой

Любые знакомые песенки.

3.3. Определение регистров чистых и смешанных

Высокий уровень – определил верно (самостоятельно)

Средний уровень – определил верно (с помощью)

Низкий уровень  - - не определил

Д/и «Кто поет?»

Д/и «Веселые гудки»

2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков

Высокий уровень – определил верно (самостоятельно)

Средний уровень – определил верно (с помощью)

Низкий уровень  - не определил

Д/и «Сколько нас?»

Д/и «Сколько нас?»

Д/и «Сколько нас?»

3.Динамический слух.

Различать силу звука

Высокий уровень – Без помощи педагога правильно различают силу звука (Громко – очень громко тихо)

Средний уровень-

Дети правильно  различают силу звука  с помощью педагога

Низкий уровень  - Не различают силу звука.

Диагностика динамического чувства - тест

Диагностика динамического чувства - тест

Диагностика динамического чувства -тест

3.Чувство ритма.

Игра на музыкальных инструментах

3.1. Воспроизвести ритмический рисунок  мелодии в хлопках и  на ударных инструментах

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

Д/и «Передай ритм»

«В школу» муз.

Тиличеевой

«На зеленом лугу» р.н.м.

4. Музыкально- ритмические движения

4.1. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

Высокий уровень – соответствует

Средний уровень частично соответствует

Низкий уровень  -не соответствует

На лошадке» В.Витлина

«Поскоки и пружинящий шаг» Затеплинского

«Ускоряй и замедляй» Т.Ломовой

4.2. Исполнение движений в свободной пляске

Высокий уровень – исполняет движения выразительно, эмоционально

Средний уровень– исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

Низкий уровень  -исполняет движения не выразительно и не эмоционально

«Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.

««Бабочки танцуют». «Вальс» П. Чайковский

«Баба Яга». П. Чайковский

Примерные задания для диагностики музыкальных способностей

2. Диагностика  метрического чувства

«Шаги великана,  Саши и гнома»

Цель: выявление уровня  развития чувство метра.

Стимулирующий материал: часы-будильник (метроном) и обозначенные на полу следы, показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20см) Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага (например по периметру квадрата). Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе.

Музыкальный руководитель:  Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Часов все жители ходят как часы (ребенку в руки дается будильник, ход которых «Тик-так» отчетливо слышен, или рядом ставится метроном) Мальчик Саша ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг на звук часов «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижные и игривые (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг на следующий временной ход «тик-так»).

Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре такта как великан.

Критерии оценки:

3 балла – точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен четырем шагам, всего 16 приставных шагов);

2 балла – воспроизведение шагов с двумя, тремя нарушениями метрической координации. (допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов из 16);

1 балл – сбивчивое метрическое исполнение шагов (от 9 до 12 несовпадений).

Диагностика чувство ритма

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Музыкальный руководитель: Прохлопай пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

Критерии оценки:

1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Диагностика звуковысотного слуха

«Кот и котенок»

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков.

Музыкальный руководитель: Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется до первой октавы), а тка – котенок (исполняется соль первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи когда мяукает кот, а когда котенок.

Исполняются последовательно звуки.

№ задания

Предъявляемые звуки

Присуждаемый балл

Правильный ответ

1.1.

Ми1 – соль2

1

Кот – котенок

1.2.

Соль2 – фа1

2

Котенок – кот

1.3.

Фа1 – фа2

3

Кот – котенок

2.1.

Фа2 – соль1

1

Котенок – кот

2.2.

Ми2 – соль1

2

Котенок – кот

2.3.

Ля1 – ми2

3

Кот – котенок

3.1.

Ля1 – ре2

1

Кот – котенок

3.2.

Ре2 – си1

2

Котенок – кот

3.3.

До2 – си1

3

Котенок – кот

Алгоритм предъявления теста и критерии оценки: вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3, затем задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2. (где за каждый правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1. (1 балл) и так по каждому блоку.

Диагностика динамического чувства

Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.

Цель:  определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.

Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан»). Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить ее на барабане. (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш»). Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.

Критерии оценки:

1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.

2 – 3 набранных балла - средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.

4 – 5 набранных баллов - высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.

Диагностика ладово-мелодического чувства

«Девочки-припевочки»

Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.

Музыкальный руководитель: Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, - какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.

 Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии.  Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Критерии оценки:

1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.

2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.

3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.

Практическое задание: «Танец пяти движений»:

Цель: Снятие мышечных зажимов. Развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений. Развитие активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения.

Материал: Диск с записью 5 мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая музыка или бой барабанов, хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная музыка или шум воды.

Проведение: 

Прослушать по очереди мелодии и подумать, кто бы мог танцевать под каждую мелодию, какие должны быть движения?

1 мелодия: «Течение воды» – плавная. Движения под нее нерезкие, неторопливые, мягкие, переходящие из одного в другое.  

2 мелодия: «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения.  

3 мелодия: «Сломанная кукла» – хаотичный набор звуков, обрывистые, незаконченные движения.

4 мелодия: «Полет бабочки» – лирическая, плавная мелодия, тонкие, изящные движения.

5 мелодия: «Покой» – спокойная, тихая музыка.

А теперь все 5 мелодий будут звучать без остановок.

Все танцуют «Танец 5 движений».

Музыка закончилась, остановились, послушали тишину. Как бьется сердце, приложите руку к сердцу, послушайте его. Что больше всего понравилось? Кому, какие движения было приятно делать?

Итог

Танец 5 движений»: «Течение воды» (диск «Звуки природы для малышей»), «Переход через чащу» (диск «Музыкотерапия»), «Сломанная кукла» П.И.Чайковского, «Полет бабочки» (С.Майкапар «Мотылёк»), «Покой» (диск «Музыкотерапия»).

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА МУЗЫКАЛЬНЫХ ВКУСОВ РЕБЕНКА. (МЛАДШЕЙ ГРУППЫ).

Тест «Музыкальная поиграй-ка".

Цель: Выявить в какой степени выражена потребность ребенка в музыкальных видах деятельности.

Стимулирующим материалом служат различные игровые предметы, в числе которых находятся и музыкальные.

В разных секторах комнаты представлены три класса предметов:

• .музыкальные: металлофон, ксилофон, треугольник, флейта, синтезатор, гитара, балалайка, аккордеон, баян, пианино, магнитофон (с записями музыки и др.);

изобразительные: карандаши, краски, бумага (разная по формату и цвету), пластилин, ножницы, клей, нитки, журналы с красочными картинками и т.п.

спортивные: скакалка, различные по размеру мячи, игрушечный футбол или хоккей и т.п.

Тестирование проводится в четыре этапа.

I этап: диагност предлагает ребенку поиграть и при получении согласия вводит в комнату с игровыми предметами. Затем испытуемому сообщается, что педагогу нужно ненадолго отлучиться, и он сам может поиграть в любые находящиеся в комнате игры. Оставив ребенка одного, исследователь наблюдает за тем, какой группе игр ребенок отдаст предпочтение.

Если его привлекла группа музыкальных инструментов, в протокол заносится -  1 балл.

Если реципиента первоначально заинтересовали другие (немузыкальные)

группы предметов - О баллов.

II этап: ведется наблюдение за тем, как ребенок использует музыкальные инструменты. Признаки мотивационной направленности на музыкальную деятельность:

  • продолжительная увлеченность одним инструментом = + 1 балл;
  • пробное музицирование на нескольких инструментах= +2 балла;
  • увлеченное и продолжительное· музицирование на одном-двух инструментах=+ 3 балла. 

III этап: процедура исследования усложняется, введением сбивающего фактора Педагог появляется в комнате и, похвалив ребенка за его самостоятельность в использовании музыкальных игр (и проявив интерес к его игровым результатам), предлагает ему заняться чем-нибудь другим, например, порисовать, пораскрашивать или поиграть в мяч. Такое предложение выступает в качестве фактора помехи

тому виду деятельности, который избрал ребенок самостоятельно. В случае, если ребенок отказывается от предложения взрослого и продолжает самостоятельно заниматься музыкальными играми-предметами, в протокол заносится еще

+ 4 балла.­

IV этап: исследователь начинает заниматься рисованием (или другой, незвуковой игрой). Если и в этой ситуации отвлечения в течение 30-60 секунд ребенок не подходит с заинтересованным видом к экспериментатору, в протокол заносится еще+ 5 баллов

Таблица определения степени выраженности мотивационной

готовности ребенка к занятиям музыкальной деятельностью.

Степень мотивационной готовности  

Количество баллов

Высокий уровень  

1 0-16 баллов

Средний уровень  

5-9 баллов

Низкий уровень  

0-4 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные способности. Определение. Характеристика трёх основных музыкальных способностей (по Теплову)

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психо...

Диагностические задания-определение способности к самостоятельному построению наглядной модели-подсказки.

Из пособия Котовой Е.В.,Кузнецовой С.В.,Романовой Т.А.-"Развитие творческих способностей дошкольников"....

Диагностическая карта математических способностей

Диагностическая карта математических способностей...

Диагностические игровые ситуации по выявлению музыкальных способностей

Диагностические игровые ситуации по выявлению музыкальных способностей...

Диагностические материалы для определения оценки результатов развития музыкальных способностей

Диагностические материалы для определения оценки результатов развития музыкальных способностей...

Диагностические методики используемые музыкальным руководителем Чесноковой Н.В. при оценке музыкальных способностей воспитанников.

Диагностические методики используемые музыкальным руководителем Чесноковой Н.В, при оценке музыкальных способностей воспитанников....