Консультация "Профессиональный стандарт педагога"
консультация на тему
Консультация разработана для педагогов ДОУ и содержит обзор профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом Минтруда РФ от 18.10.2013г. № 544н
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей ДОУ "Профессиональный стандарт педагога" | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
(ПСП)
УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗОМ МИНТРУДА РОССИИ
ОТ 18.10.2013г. № 544н.
ВСТУПИЛ В ДЕЙСТВИЕ С 01.01.2015г.
В СООТВЕТСТВИИ С КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММОЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (УТВЕРЖДЕНА ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ 28.05.2014Г. № 3241п-П8), ПОДПРОГРАММОЙ «ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ» ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА (ПСП) БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ В СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ:
- 2014 – 2020 ГОДЫ - ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИЛИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПСП;
- 2015 – 2016 ГОДЫ - ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ПСП;
- 2015 – 2020 ГОДЫ - ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ПСП.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА (ПСП)
ПОЧЕМУ РАЗРАБОТАН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА (ПСП)
В течение последних лет сильно изменился контингент детей (состояние здоровья, цифровое поколение детей, разрозненный национальный состав детей и т.д.).
В перспективе контингент детей по состоянию здоровью будет еще сложнее. В связи с этим стало очень актуальным инклюзивное образование. Инклюзивное образование предъявляет к педагогам детских садов и общеобразовательных школ новые требования: педагог должен уметь понимать документы медико-психолого-педагогической комиссии и переводить их на язык педагогики, уметь применить в образовательной деятельности с детьми элементы коррекционной педагогики, владеть азами дефектологии. Но педагог не должен заменять узких специалистов (дефектолога, психолога и т.д.) – он должен уметь работать с ними в одной команде по общей программе.
Педагог должен быть на одном уровне с детьми «цифрового поколения» и умело пользоваться преимуществами, которые дают ИКТ в образовании.
Большое значение в требованиях к современному педагогу придается гуманистической позиции педагога.
Т.е., ПСП подразумевает подготовку «универсального» педагога, готового к работе с любым контингентом детей.
Таким образом, ПСП разработан на «перспективу». Соответствие работающего педагога ПСП можно требовать при создании необходимых условий. Прежде всего, это переподготовка работающих педагогов (повышение квалификации, профессиональная переподготовка). В соответствии с ПСП должны разрабатываться программы профессиональных педагогических учебных заведений. Т.е., сначала педагоги должны быть переобучены в соответствии с ПСП, а затем будет проводиться оценка соответствия педагога требованиям ПСП.
ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПСП?
- при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
- при организации обучения и аттестации работников;
- при заключении трудовых договоров;
- при разработке должностных инструкций;
- при установлении систем оплаты труда.
Применение ПСП в трудовых отношениях с педагогическими работниками регламентируется Трудовым кодексом РФ.
Формирование кадровой политики (ст.195.1 ТК РФ): Работник должен обладать соответствующей квалификацией (квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника). Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Обучение и аттестация (ст.195.1, ст.196 ТК РФ): соответствие работника квалификации определяется прохождением аттестации; необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
В перспективе (2015-2016гг.) в соответствии с ПСП будут разработаны нормативная база аттестации педагогов и методика оценки соответствия педагогов ПСП в процессе аттестации. Т.е., в перспективе ПСП приведет к новым формам аттестации педагогов.
Оценка деятельности педагога должна основываться не на формальных показателях (например, процент отличников у учителя в школе), а на наличии динамики в развитии детей с учетом контингента детей. Таким образом будет видно умение педагога эффективно работать с разными детьми (одаренными, сохранными, проблемными).
В перспективе при организации дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) большая роль будет отводиться дистанционному образованию и сетевому – через сетевой обмен опытом в профессиональном сообществе педагогов.
Заключение трудового договора (ст.57 ТК РФ): в трудовом договоре в обязательном порядке указывается трудовая функция работника. Трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с законом с выполнением работ по определенным должностям, профессиям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Конкретизация в трудовом договоре в соответствии с ПСП квалификационных требований к педагогу, системы оценки эффективности деятельности педагога создадут основу эффективного контракта.
Установление системы оплаты труда (ст.143, ст.144 ТК РФ): Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного или с учетом профессиональных стандартов.
Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного или профессиональных стандартов.
Главное условие грамотного внедрения ПСП – ПСП не должен форсироваться.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
Форма ПСП (специфическая табличная) соответствует форме (матрице) документов, разрабатываемых Министрерством труда РФ.
Структура ПСП соответствует структуре педагогической деятельности: обучение, воспитание и развитие детей.
Сначала ПСП содержит описание общепедагогической функции, применимой ко всем педагогам (обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
Затем ПСП описывает более узкие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования, педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования, педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования, предметное обучение «Математика», предметное обучение «Русский язык».
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Наименование должностей: учитель, воспитатель.
Требования к образованию: Высшее или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Требования к опыту работы: не предъявляются.
ОБУЧЕНИЕ
Трудовые действия педагога | Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы |
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС | |
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации | |
Планирование и проведение учебных занятий | |
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | |
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися | |
Формирование универсальных учебных действий | |
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) | |
Формирование мотивации к обучению | |
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | |
Необходимые умения | Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | |
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде | |
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) | |
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона | |
Необходимые знания | Преподаваемый предмет |
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества | |
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики | |
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | |
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения | |
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | |
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету | |
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность, ФГОС, законодательства о правах ребенка | |
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи | |
Конвенция о правах ребенка | |
Трудовое законодательство | |
Другие характерис- тики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Трудовые действия педагога | Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды |
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности | |
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера | |
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации | |
Проектирование и реализация воспитательных программ | |
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) | |
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка | |
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления | |
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации | |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | |
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде | |
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка | |
Необходимые умения | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их | |
Создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников | |
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность | |
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу | |
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях | |
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися | |
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. | |
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач | |
Необходимые знания | Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС |
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества | |
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | |
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики | |
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки | |
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | |
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) | |
Другие характерис- тики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Трудовые действия педагога | Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | |
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | |
Оказание адресной помощи обучающимся | |
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума | |
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | |
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу | |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | |
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения | |
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся | |
Необходимые умения | Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий | |
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ | |
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) | |
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося | |
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся | |
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся | |
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик | |
Формировать детско-взрослые сообщества | |
Необходимые знания | Педагогические закономерности организации образовательного процесса |
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития | |
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся | |
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ | |
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью | |
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей | |
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ | |
Другие характерис- тики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Трудовые действия | Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО |
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации | |
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами | |
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей | |
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста | |
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми | |
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития | |
Формирование психологической готовности к школьному обучению | |
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья | |
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства | |
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов | |
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности | |
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей | |
Необходимые умения | Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: |
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации | |
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения | |
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) | |
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения | |
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста | |
Необходимые знания | Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания | |
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте | |
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте | |
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста | |
Современные тенденции развития дошкольного образования | |
Другие характерис- тики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
Характеристики профессионального стандарта педагога, утвержденного Минтруда РФ 18.10.2013г. – это необходимый минимум, федеральный компонент стандарта педагога.
Каждый регион в зависимости от своей специфики должен разработать региональный компонент стандарта педагога. Также, в зависимости от специфики учреждения, разрабатывается «местный» компонент стандарта.
Педагог может знать и уметь больше, чем предусматривает профессиональный стандарт педагога. Но не может знать и уметь меньше.