значение игр в системе экологического образования
методическая разработка на тему

Докторова Нина Алексеевна

Экологическое воспитание

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Должностная инструкция воспитателя

1. Общие положения

  1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"».
  2. Воспитатель назначается и освобождается от должности за
    ведующим ГБДОО.
  3. Воспитатель непосредственно подчиняется заведующему
    и старшему воспитателю.
  4. Рабочая неделя воспитателя составляет 36 часов.
  5. В своей деятельности руководствуется:

  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • законодательными актами РФ;
  • Типовым положением о дошкольной образовательной организации;
  • правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
  • Уставом и локальными актами ГБДОО;
  • правилами внутреннего трудового распорядка; Коллективным договором;
  • приказами и распоряжениями заведующего ГБДОО;
  • настоящей должностной инструкцией;

—        Трудовым договором и Договором с родителями (законными
представителями ребенка)и др.

1.6. Воспитатель должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы
    РФ;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию ООН о правах ребенка, инструкцию по охране  жизни и здоровья детей;
  • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
  • психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей;
  • возрастную физиологию и гигиену;
  • методы, формы и технологию мониторинга деятельности воспитанников;
  • педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;
  • новейшие достижения в области методики дошкольного воспитания;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации личностно-ориентированного образования;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами), мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса,

        Трудовым договором и Договором с родителями (законными
представителями ребенка) и др.

1.7. Воспитатель должен соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка.

2. Требования к квалификации

  1. Воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
  2. Воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации:

  • мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;
  • различных видов детской деятельности и общения воспитанников;
  • образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
  • в методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса,
  • владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.

2.3.        На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.

Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

—        владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

  • вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

  • имеют установленную первую квалификационную категорию;
  • владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
  • имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

..

3. Должностные обязанности

Воспитатель:

3.1. Осуществляет:

  • деятельность по воспитанию, образованию и развитию воспитанников, обеспечивая выполнение общеобразовательной программы в соответствии с федеральным государственным
    образовательным стандартом и годовым планом организации;
  • тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях организации на детских прогулочных площадках;
  • наблюдение за поведением детей в период адаптации и создание благоприятных условий для легкой адаптации;
  • изучение индивидуальных способностей, склонностей и интересов детей;
  • создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников,  содействие росту их познавательной мотивации и развитию способностей в разных формах организации детской деятельности;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам реализации основной общеобразовательной программы, стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса, сотрудничества с детским садом и социумом.

3.2.        Планирует и организует:

  • жизнедеятельность воспитанников, разнообразную игровую деятельность, самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых по освоению основной общеобразовательной программы при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и внутренним регламентом жизнедеятельности группы;
  • непосредственно образовательную деятельность в соответствии с общеобразовательной программой и регламентом образовательной услуги в тесном контакте со специалистами организации на основе интеграционного взаимодействия при реализации образовательных областей;
  • оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • выставки детских работ;
  • досуг детей и другие мероприятия с детьми в соответствии с годовым планом;
  • участие детей в конкурсах разного уровня (для получения соответствующей квалификационной категории).

3.3.        Обеспечивает:

  • выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей в детском саду;
  • выполнение общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • использование образовательных технологий деятельностного типа;
  • уровень достижения воспитанниками планируемых результатов освоения образовательных областей и динамики формирования интегративных качеств, соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту и московскому стандарту качества дошкольного образования или выше уровнем.

3.4.        Владеет современными, инновационными технологиями и методиками и эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности.

3.5.        Доводит:

  • до каждого ребенка положенную ему норму питания во время кормления (завтрак, 2-й завтрак, обед и полдник);
  • информацию до каждого родителя о продвижении ребенка в освоении программы через различные формы;
  • информацию старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия,
  • информацию о проблемах в развитии воспитанников специалистам медицинской и психологической службы детского сада.

3.6.        Участвует:

  • в проведении комплексных мероприятий, способствующих укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, ведет пропаганду здорового образа жизни;
  • в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с возрастом детей;
  • в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам их заменяющим);
  • в работе по проведению родительских собраний и иных формах взаимодействия с семьей;
  • в педсоветах и других формах методической работы в организации, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях, организуемых научно-методическим центром
    округа;
  • в распространении собственного опыта в области повышения качества образования;
  • в мониторинговой процедуре:
  • в начале учебного года — для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
  • в конце года — в выявлении уровня достижений каждым ребенком итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств.

  1. Проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми, их родителями и коллегами.
  2. Приходит на смену за 10 мин до начала рабочего дня. Сдает смену лично второму воспитателю, детей передает по списку.
  3. Поддерживает порядок на своем рабочем месте, в групповых помещениях и на участке для прогулок. Проводит санитарно-гигиеническую обработку игрушек в соответствии с требованиями Сан-
    ПиН. Бережно использует имущество организации, методическую литературу, пособия.

3.10.        Координирует:

—        работу младшего воспитателя (помощника воспитателя) в рамках единого воспитательно-образовательного процесса в группе, соблюдая санитарно-гигиенический режим и основные режимные моменты жизнедеятельности детей.

3.11.        Ведет:

  • табель учета посещаемости детей,
  • документацию воспитателя согласно номенклатуре дел в организации в соответствии с приказом.

  1. Проходит медицинский осмотр строго по графику в нерабочее время.
  2. Осваивает дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов) не реже чем каждые 3 года.
  3. Содействует:

—. всестороннему развитию воспитанников через разные формы и виды детской деятельности;

  • формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов детей;
  • развитию общения воспитанников; решению проблем в общении со сверстниками и взрослыми.

3.15.        Соблюдает:

—        права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;

  • правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы и требования;
  • трудовую дисциплину и Правила трудового распорядка, должностную инструкцию.

3.16. Обеспечивает:

  • охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
  • строгое выполнение установленного режима дня и расписания непосредственно организованной деятельности;
  • выполнение требований заведующего, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанных с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.

4. Права

  1. Воспитатель имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами ГБДОО.
  2. Воспитатель в пределах своей компетенции имеет право:

  • принимать участие в работе творческих групп,
  • устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;
  • вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;
  • вносить предложения при разработке образовательной программы и годового плана организации;
  • свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с общеобразовательной программой, утвержденной организацией;
  • представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях,отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях
    специализированной направленности;
  • знакомиться с проектами решений руководителя дошкольной организации, касающимися его деятельности;
  • требовать от администрации организации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

—        участвовать в работе органов самоуправления.

4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 5 лет).

5. Ответственность

5.1.        Воспитатель несет персональную ответственность:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
  • за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

  1. В случае нарушения Устава организации, условий Коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов заведующего воспитатель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей
    192ТКРФ.
  2. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, педагог может быть уволен по ст. 336, п. 2 Трудового кодекса РФ.

Контроль за исполнением инструкции воспитателем возлагается на старшего воспитателя.

Источник – Новые должностные инструкции сотрудников ДОО Г. Б. Ларионова, 2014 г.



Предварительный просмотр:

Оглавление

1.Значение игр в системе эколого-педагогической работы с детьми        

2.Дидактическая игра в экологическом образовании дошкольников        

3. Создание условий для организации сюжетно-ролевых и строительно-конструкторских игр        

4. Методика руководства играми детей разного возраста        

5. Конспект занятия        

Литература        


1.Значение игр в системе эколого-педагогической работы с детьми

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..» [14; c.263].

Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Детская игра - это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и социальной действительности, где ребенок отображает впечатления от познания этих явлений.

Игра имеет огромный потенциал для развития творческих способностей детей. По разным психологическим, педагогическим и социальным причинам дети в последнее время подменяют игровые, наполненные смыслом взаимоотношения простым манипулированием игрушками, не предполагающее развитие творческих способностей. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям наполнить игровую деятельность интересным содержанием, побуждать к развитию творческих способностей .

Во время игры развивается речь, чувства, восприятие, обогащается эмоциональная сфера, и закладываются первые творческие способности ребёнка. Непосредственно через игру ребенок овладевает всей системой человеческих взаимоотношений. Игра является одним из интереснейших видов человеческой деятельности, ведущим видом деятельности дошкольников, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания, реальной социальной практикой дошкольника .

В игре ребенок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самопознания, и что самое важное развиваются творческие способности детей. В игре наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире взрослых и складывающиеся под влиянием её умственные способности. В игре развиваются необходимые каждому ребёнку умственные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения. Но одних способностей может оказаться недостаточно. Учение отличается от игры, прежде всего своей обязательностью, необходимостью направлять умственные усилия на решение строго определённых учебных задач. Оно требует от ребёнка большой сосредоточенности и последовательности в рассуждениях, определённой дисциплины мысли, умения контролировать свои действия [14, c. 263].

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста жизни необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игру (игры с правилами), дидактические, игры - драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями: [2, c.37].

- Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

-  Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

-  Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

- Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

- Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

-  В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

Известностью пользуется теория К. Гросса. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по Гроссу, основное значение детской игры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых. Основное достоинство этой теории, которое завоевало ей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основным недостатком этой теории является то, что она указывает лишь «смысл» игры, а не источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть .

В теории игры, сформулированной С. Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера, усматривает источник игры в избытке сил: избыточные силы, неизрасходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому, же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.

Игра, по Плеханову, является порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам.

В литературе попытки дать свою теорию игры сделали Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам [9].

Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни  Д.Б. Эльконин раскрыл содержание детской игры - это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми. Основная единица детской игры - роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. В содержании своей игры дети воспроизводят отношения взрослых в трудовой и общественной жизни, воспроизводят их с разной глубиной постижения и порой проникают в подлинный общественный смысл человеческого труда. Сюжеты игр обусловлены конкретными социальными условиями жизни детей [13, с. 91] .

Но игра является жизненно необходимым компонентом деятельности для любого человека. Известно, что ребенок, не наигравшийся, «не доигравший» в детстве, в дальнейшей взрослой жизни остается инфантильным - для него взрослая серьезная жизнь является как бы продолжением детских игр. Он легкомыслен, безответственен как к своей судьбе, так и к судьбам его окружающих людей. Любую ситуацию в жизни можно, как и в игре, «переиграть», начать заново.

Особенность игры являются свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и все здание игры рушится. Игра перестает существовать. Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их, есть нарушитель игры. Играть надо честно, порядочно. Нарушитель игры совершенно не похож на того, кто плутует, лукавит в игре. Не признавая правил игры, он обнажает тем самым относительность и хрупкость этого игрового мирка, в котором он на время замкнулся вместе с другими партнерами. Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет» - «это игра для нас, а не для других». Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому». Тайна игры наиболее наглядно выражается в переодевании. Здесь достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое существо»! Детский испуг, бурный восторг, священный ритуал и мистическое претворение неразлучно сопутствуют всему, что есть маска и переодевание.

Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. За исключением, возможно, высочайшей увлеченности творческой научной или художественной деятельностью. Так, в начале игры можно оборвать игровую деятельность ребенка, ребенок легко выходит из игровой ситуации. Но если игра продолжается достаточно долго, «вывести» ребенка из состояния игры бывает подчас весьма трудно: ребенок так «заигрался», что стал терять ощущение реальности. Его невозможно отвлечь от игры, уложить спать и т.д.; он нервничает, капризничает, он перевозбужден. Азарт - это такая степь увлеченности, при которой пренебрегают выбором средств, разумностью, и, в конце концов, сознанием в целом [12с.188].

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся к преодолению реальных трудностей, к выявлению в процессе игры собственной смелости, силы, настойчивости. Игра создает эти возможности в такой мере, в какой не может создать обычная жизнь ребенка игра становится формой деятельности, в которой ребенок осуществляет свое стремление к определенным образцам человеческой личности [1, с.65].

Таким образом, экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.

 В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.  

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

2.Дидактическая игра в экологическом образовании дошкольников

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. Дети старшего дошкольного возраста проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач. [10, с.94]

В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Бондаренко А.К. указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида: [1, с.15].

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами [23,с.40].

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий - важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитывается сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.

 В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины одна - легковая, другая - грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также ещё проводятся игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справ, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании [22, с. 23].

Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения.

 В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение сценок из мультфильмов, животных, фруктов и овощей).

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

По определению Сорокиной А.И., ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста, в которых, оказывая воздействие на каждого из детей, организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует  не  только игровые отношения, но  и реальные, закрепляет полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры [25,c.294]. Знания, приобретенные путем непосредственной игры, направляемой педагогом,

помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития.

Дидактические игры в основном ограничены во времени, игровые действия подчинены фиксированным правилам (исключениям служат лишь некоторые развивающие дидактические игры, направленные на сенсорное развитие дошкольника) их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности. Дидактическая игра способствует:

- развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

- обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

- развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т.д.

- художественно-эстетическому воспитанию – совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.[6, c.44]

Рассмотрев роль дидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенностей руководства ими.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты [12, c.191].

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.

- Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

- Игровые действия Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

- Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей.

- Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры.

- Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Своеобразие дидактической игры:

  1. определяется рациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл.
  2. определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре – сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания.

- В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

- Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

- Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели – это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

По мнению Николаевой С.Н. дидактические игры с экологическим уклоном как метод и форма экологического обучения способствуют формированию осознанно правильного отношения к природе. То есть дидактические игры как метод знакомства с окружающим миром формируют эмоциональное отношение, закрепляют знания, умения, навыки с натуральными предметами, рисунками-изображениями. При этом игры с естественным материалом или изображением – основной способ сенсорного воспитания, развитие познавательной деятельности, усвоения представлений о природе, качествах предметов. В игре дети учатся совместно работать – развиваются личностные качества.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам. производит  доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность внимания, памяти. Игровые задания развивают смекалку, находчивость, сообразительность, умение построить высказывание, суждение, умозаключение, требуя и умственных, и волевых умений [20, c.336].

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения у детей представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением со стороны взрослого и сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

3. Создание условий для организации сюжетно-ролевых и строительно-конструкторских игр

Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками[1].

В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых.

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра[2]. Ее характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

4. Методика руководства играми детей разного возраста

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка[3].

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре[4].

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя[5].

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

5. Конспект занятия

Тема: Сравнение белого и бурого медведей».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Виды деятельности: «Познавательно – исследовательская», «Коммуникативная», «Игровая», «Музыкальная», художественно – творческая».

Цель: 1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

2. Уточнить и расширить представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях.

3. Развивать творчество детей.

Задачи: 1. Учить детей сравнивать животных по внешности, образу жизни, месту обитания.

2. Выделять наиболее характерные признаки для сравнения – установить сначала различия, затем сходство.

3. Обогащать словарный запас, развивать связанную речь детей: учить детей давать ответы на вопросы, упражнять в отгадывании загадок.

4. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения во время выполнения задания.

Оборудование : муляжи белого и бурого медведей; глобус; картины бурых и белых медведей; картинки следов белого и бурого медведей; портреты медведей: Белый медведь - (тюлень, рыба, водоросли) ; Бурый медведь - (мёд, ягоды, орехи, рыба, коренья, муравьи) ; символы олимпиады «Миша 1980» и «Миша 2014»; листы белой, жёлтой и зелёной бумаги; кусочки меха (бурый, белый, плюшевый медведь для игры. Олимпийский мишка с факелом.

Материал для коллективной работы: 2 рисунка медведей на формат А3, нарезанные шерстяные нитки (белые, коричневые, клей, кисти, салфетки.

Ход непосредственной образовательной области:

Ребята сегодня мы вошли в группу и увидели, что на одной полке оказались рядом, а кто вы мне скажете сами:

Кто в густом лесу живет,

неуклюжий косолапый!

Летом есть малину, мед,

А зимой сосет он лапу.

(Бурый медведь) .

Он полярный житель, Льда и снега повелитель.

В белой шубе между льдин,

Бродит этот господин,

С ним его сынишка –

в меховых штанишках

(Белый медведь) .

Вос. : - Дети, как вы думаете, в жизни могут эти медведи встретиться? А где могут встретиться? В зоопарке.

Когда медведи разговорились, они выяснили, что у них много общего и много отличий. Хотели бы вы посмотреть, как выглядят эти медведи?

Дети: - Да? (Посадить детей). Открыть стенд с картинками.

1. «Бурый мишка».

Вос. : - Как вы думаете, где живет этот бурый «великан»?

Дети: - В лесу. (Показать на глобусе место обитания) .

Вос. : - Расскажите, как выглядит бурый «Хозяин леса». (Ответы детей) .

Вос. : - Давайте посмотрим, как выглядит мишка. Он большой, одетый в теплую бурую шубу, (Показать кусочек меха). Неповоротливый на вид, он тихо ходит. Лапы медведь ставит пальцами внутрь, пятками наружу, оттого и прозвали его «косолапым». Еще в народе его называют «босоногим мужиком». (Показ следа бурого медведя). След округлый с длинными когтями. Ступни у мишки голые, ими он чувствуют любой камушек, подкрадываться может неслышно и незаметно. Хоть и кажется, медведь неуклюжим он быстро бегает, может делать большие прыжки, ловко лазать по деревьям, хорошо плавает.

Голова у медведя большая, круглая; шея - мохнатая короткая, небольшие круглые уши, глазки маленькие, подслеповатые, видит он плохо, зато нюх и слух у него прекрасные, хвост короткий, почти не виден. (Вот вам и портрет).

Вос. : - Чем питается медведь? Ответы детей.

Хорошо живет медведь весной и летом в густом лесу, питается кореньями, ягодами муравьями, но самое любимое лакомство – пчелиный мёд. А еще медведь большой рыболов, часами может сидеть на берегу реки с поднятой лапой и поджидать, когда подплывет к берегу большая рыба. Как заметит мишка рыбку, поймает ее лапой и съест. Медведь любит гроздья рябины, орехи и желуди. К осени медведь усиленно ищет корм и ест, ест ест, чтобы накопить жирку на зиму. Когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает себе место для берлоги. Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, сухим мхом, корой молодых ёлок. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло и тихо, и мишка сладко заснет, посасывая лапу до весны. В народе говорят: «медведь одну лапу сосет, а всю зиму живет». У медведицы поздней зимой появляются медвежата – маленькие теплые комочки, чмокают, сосут молоко, ползают вокруг матери. Весной выйдет из берлоги и выведет чуть подросших малышей, будет учить их лесным обычаям.

Вос. : - Дети, каких друзей медведя вы знаете? (Ответы детей). (Волк, лиса, заяц, кабан, белка, ёжик) .

Вос. : - Дети, в каких сказках встречаются медведи? (Ответы детей) .( «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок») .

Вос. : - А теперь ребята бурый мишка хочет с вами поиграть.

2. Игра «Мишка косолапый» (русская народная игра, фонограмма) .

1. Мишка косолапый по лесу гулял,

Для своей берлоги место выбирал.

2. Под сосной высокой землю стал копать,

Выкопал берлогу и улёгся спать.

3. Звёздочки снежинки падали с небес,

Снег покрыл дорожки и дома и лес.

4. И всю зиму ветер в том лесу шумел,

И всю зиму мишка под сосной храпел.

1.(Дети идут, друг за другом, изображая медведей.)

2.(Приседают и копают землю руками) .

3.(Руки поднять вверх, упражнение «Снежинка». Покружиться) .

4.(Руки вверху, покачать руками изображая ветер. Присесть и положить руки под щёку) .

3. «Физкультминутка»

Топай мишка,

Хлопай мишка,

Приседай со мной братишка

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись.

4. «Белый медведь»

Вос. : - Ребята, пока мы играли, белый собрат уже заждался своей очереди.

Живёт он там, где холода,

И ловит рыбу из - под льда,

В белой шубе щеголяет,

Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)

Вос. : - Где живёт белый медведь?

Дети: - На севере. В Арктике.

Вос. : - Правильно в Арктике, где много снега и льда, и очень холодно. (На глобусе показать место обитания) .

Вос. : - Ребята, этот огромный зверь самый крупный хищник на нашей планете. Посмотрите, какой он. У него огромные лапы, крупная вытянутая голова, маленькие круглые уши, короткий почти не видимый хвост, чёрный нос и небольшие, но очень внимательные, умные глаза!

У белого медведя великолепный мех. (Показать кусочек меха). Ему не страшны даже самые лютые морозы. Мех густой, плотный, длинный. Под такой шубой прячется ещё и толстый слой подкожного жира, который хорошо согревает повелителя севера.

Вос. : - Как вы думаете, какого цвета у полярного медведя шуба? Почему?

Дети: - Белая.

Вос. :- Правильно белая. Потому, что на фоне белых снегов, среди ледяных полей медведя в белой шубе заметить очень трудно. Шерсть белых медведей кремовая, с лёгкой желтизной, а у ребятишек – медвежат – ослепительно белая. Только носик чёрный.

5. Эксперимент (кучек белого меха приложить к разным цветам бумаги) .

Вос. : - Чем питаются белые медведи?

Дети: - Рыбой, мясом…

Вос. : - Белый медведь бродит среди льдов. Он охотится на тюленей. (наклеить тюленя) Подберется к лунке, и ждёт, когда появится добыча. А еще он очень любит рыбу (наклеить рыбку). Белые медведи отличные пловцы. Благодаря своим лапам они быстро плавают (показ картинки следа.) (Сравнить следы медведей). Шкура медведя не пропускает воду, а между когтями есть особые перепонки, помогающие ми хорошо нырять. Свои шубы медведи, сушат, катаясь по снегу, вытираясь словно полотенцем. Послушайте стихотворение «После купания»:

Искупался белый мишка

В ванне ледяной,

Намочил свои штанишки-

Побежал домой.

Заворчал на сына папа:

- экий, ты сынишка!

Набери ка снега в лапы,

Высуши штанишки!

Белые медведи настоящие чистюли!

Вос. - как вы думаете, почему эти животные должны содержать свой мех в чистоте?

Дети: - мех грязный виден на снегу.

Вос. : - любят ли белые медведи спать зимой?

Дети: - белые медведи в отличие от своих бурых собратьев не впадают в зимнюю спячку. Долгой полярной зимой медведь блуждает по Арктике, бродит среди снегов и льдов.

Медвежонок полярного медведя рождается совсем маленьким и беспомощным: размером с кошку. Он появляется в снежной берлоге. Около матери ему тепло и уютно.

А какой мультфильм вы знаете про белого медведя? «Умка»

А теперь белый мишка приготовил вам подарок, песню «Белой медведицы».

6. Песня «Белая медведица и Умка» из к/ф (фонограмма) .

7. Викторина.

Дети надо сравнить белого и бурого медведей, сказать, чем они отличаются, чем похожи. Я помогу – буду задавать вопросы, а вы рассказывать, так чтобы было понятно гостям.

1 .Где живёт белый медведь?

2. Где живёт бурый медведь?

3. Чем питается бурый мишка?

4. Что любит кушать Белый мишка?

5. Как называют детёнышей медведя?

6. Что делает бурый медведь в зимнюю пору?

7. Что делает Белый медведь зимой?

8. Как называется дом медведей?

9. Чем отличаются медведи?

10. Дети теперь трудная задача – подумайте над тем, смогут ли жить медведи, если бурого медведя отвезти на север, в Арктику, а белого, наоборот, в лес. (Поменять знаки на глобусе) .

Ребята! У нас в этом году будет событие. В нашей стране пройдёт олимпиада зимних видов спорта, а одним из символов будет «Белый мишка». Давным – давно, когда ваши мамы и папы были детьми, в нашей стране проходила олимпиада летних видов спорта, а символом олимпиады был «Бурый мишка". У нас в гостях белый мишка с олимпийским факелом. Давайте расскажем ему, что вам понравилось на нашей встрече, что интересного вы узнали. (Ребята берут в руки медведя и рассказывают ему, что ему понравилось и передаёт другому ребёнку) .

Коллективная работа. Предложить детям сделать подарки для медведей. Отослать их в лес и на Северный полюс.


Литература

  1. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 2. С. 34-39.
  2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Ознакомление с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте//Дошкольное воспитание. – 2001. - №3. – С.45-49.
  3. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст] / В.А.Дрязгунова - М., 1981
  4. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 45-49.
  5. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание // Дошк. воспитание. - 1994. -№12.
  6. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. - М., 1996.
  7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.
  8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.
  9. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:  Гном и Д, 2005. – 128 с.
  10. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, - М.: 2007
  11. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание, - М.: Мозаика-Синтез, 2009


[1] Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с.

[2] Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:  Гном и Д, 2005. – 128 с.

[3] Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 2. С. 34-39.

[4] Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 45-49.

[5]  Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Ознакомление с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте//Дошкольное воспитание. – 2001. - №3. – С.45-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд в природе в системе экологического образования дошкольников

Содержание работы:1. Значение и место труда в природе в системе экологического образования дошкольников ………………………………………………………………….. 32. Формы организации труда детей в природе.………………………………. 43. Органи...

Система экологического образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении

2014 год  в России объявлен, годом экологической культуры.Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования  деятельности образоват...

Тема: Развитие способностей одаренных детей в системе экологического образования.

РЕФЕРАТ       Тема: Развитие способностей одаренных детей в системе экологического образования.         Восп...

Сборник дидактических игр в системе экологического образования дошкольников

В сборнике раскрывается методика проведения с детьми 3—7 лет дидакти­ческих игр по экологии. Содержание игр направлено на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, вол...

Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников.

Анализ научной литературы по теме экологического воспитанимя дошкольников. Историческая справка. Основные концепции и направления...

Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников.

Анализ научных трудов ведущих педагогов по экологическому воспитанию дошкольников...

Консультация для воспитателей «Значение труда в природе в системе экологического образования дошкольников»

Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования дошкольников. В процессе труда у детей формируется бережное и заботливое отношение к природе....