Тема: Развитие способностей одаренных детей в системе экологического образования.
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Оленченко Татьяна Георгиевна

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Развитие способностей одаренных детей в системе экологического образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель МБДОУ «Ромашка»

Оленченко Татьяна Георгиевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ст. Гиагинская- 2014г.

Главной целью экологического образования детей является формирование экологического мировоззрения, воспитание экологической культуры растущего человека; выработка творческих принципов мышления, которые позволяли бы ему самому ставить цели, отражающие взаимоотношения человека и природы в динамике их развития, и реализовать эти цели, используя весь объем имеющихся знаний и умений.

 В огромном потоке воспитанников,  особо выделяются одаренные дети, отличающиеся качеством психики и интеллекта, позволяющим в соответствующих условиях достигать более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности на разных этапах жизненного развития. Как правило, их характеризует: высокий уровень базисных знаний в интересующей их области (в данном случае, экологии), значительно превышающий таковой у основной части детей соответствующего возраста; осознанность, определенность индивидуальных интересов, целеустремленность, творческая активность; высокие познавательные способности, повышенная мотивация к освоению новых знаний, умений, навыков, к самообразованию; поиск и использование неординарных путей и методов достижения поставленных целей и выполнения задач, решения выявленных и возникших проблем; склонность к аналитико-исследовательской работе; стремление к позитивной самореализации, развитость рефлексии; высокий уровень результативности творческой деятельности, превышающий средневозрастной уровень.

Создавая оптимальные условия для развития естественнонаучных способностей одаренного ребенка, в числе которых: инновационная образовательная деятельность выражающаяся в опережающем характере по сравнению со школой как в отношении содержания учебных программ и методов, так  и во временном аспекте; апробации и внедрении в практику альтернативных программ, передовых педагогических технологий (полевой экологии, проектной деятельности, практической деятельности, развивающих экологических игр и др.); самостоятельности обучающихся в выборе направлений форм деятельности, педагога; социальной адаптации ребенка в социуме, в природной среде; создание среды самореализации через участие в массовых экологических мероприятиях разных уровней - олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах, выставках и др.; вовлечение в работу с одаренными детьми не только педагогов и других работников учреждений образования. Работа с одаренными детьми может строиться по индивидуальным программам в обычных экологических объединениях детей, по специальным программам в объединениях исследовательского, естественнонаучного направления, в организационных структурах, включающих детей из различных экологических объединений и учреждений дополнительного образования.

Развитие креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области базируется на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения, основывающихся на применении активных методов и форм познавательной деятельности и направленных на формирование культуры познания, саморазвития и самореализации. В наибольшей степени этому способствует вовлечение обучающихся в индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность в области экологии.

Полевая экология (ПЭ) - это обучение и воспитание детей в природной обстановке, познание природы через естественнонаучное исследование, через непосредственное общение с природой в наиболее подходящих для этого  условиях. Природа в образовательном процессе многофункциональна, выступает и как объект познания и труда, и как условие учебной, исследовательской деятельности, как важнейшее средство обучения, дидактический материал, как учебная лаборатория, «зеленый дом», и  нередко как своеобразный педагог и воспитатель. ПЭ в наибольшей степени способствует тому, чтобы экологическая теория не становилась абстракцией, чтобы интерес к экологическим знаниям и творчеству у детей не ослабевал, чтобы эти знания превращались в убеждения, мотивацию творческой и практической экологической деятельности. В то же время ПЭ - одна из сложных форм экологического образования, требующая от педагога высоких профессиональных качеств.

Эффективными формами ПЭ являются сезонные группы по полевой экологии. Главная цель  - освоение детьми методов полевых экологических исследований в условиях полевых походов. Участниками могут быть воспитанники из разных детских экологических объединений одаренные дети,  и педагоги-руководители детских групп. Занятия проводятся опытными  педагогами.

Полевой экологический практикум, как правило, является составной частью образовательной программы детского экологического объединения.  Основными методами ПЭП являются методы полевых экологических исследований.

Исследовательские экологические экскурсии имеют цель привития детям практических навыков научно-исследовательской работы по экологической тематике . Исследовательская работа непосредственно в природных условиях - нелегкий труд, требующий концентрации воли, проявления настойчивости , целеустремленности. Здесь ребенок может проверить, правильно ли им сделан выбор, сможет ли он реализовать себя.

Самостоятельная исследовательская деятельность. Одаренные дети, имеющие высокий уровень базисных экологических знаний, владеющие умением работать с литературой, вести поиск необходимой информации; методикой проведения экологических наблюдений; приемами и навыками анализа и синтеза процесса и продукта исследований; прогнозирования экологической ситуации; составлению программы действий социума и личного участия в них, адекватной состоянию и прогнозам развития ситуации, способны заниматься исследовательской деятельностью самостоятельно или под руководством педагога-консультанта. Как правило, это дети, проявляющие устойчивый интерес к различным областям экологии, занимающиеся более 2-3 лет в экологических объединениях. Нередко они определили свой научный интерес или уже имеют определенные результаты собственных исследований. В этом случае роль педагога сводится к оказанию методической и консультативной помощи в правильной обработке этих результатов, оформлении научного реферата, составлении программы дальнейших исследований, обеспечению, по мере возможности, условий для их проведения. Как показывает опыт, для успешной исследовательской деятельности одаренного ребенка необходима систематическая направленная, коррекционная помощь.

 Выбор темы исследования определяется ее актуальностью, научными интересами юного исследователя, его креативными способностями, степенью его теоретической и практической подготовки, общественной значимостью работы и пр. Основными методами и приемами экологических исследований являются полевые экологические наблюдения.  Заключительным этапом любого исследовательского проекта является его презентация на конкурсах,  экологических конференциях. Проведение подобных презентативных массовых мероприятий позволяет выявить одаренных детей, предоставить им возможность для самовыражения, способствовать расширению информационного пространства, установлению творческих контактов, обсуждению и принятию новых проектов и программ и прочее.

В ходе ИД получают развитие коммуникационные способности её участников, приобретается опыт публичных выступлений, умение вести дискуссию, происходят процессы самообучения, самопознания и самореализации одаренного ребенка.

 Исследования могут проводиться не только по авторским или разноуровневым учебно-исследовательским проектам и программам, но и по заданию (или договорам) ученых и специалистов научных государственных и общественных экологических и природоохранных организаций. В этом случае ИД приобретает особую общественную и социальную значимость, а личностные креативные качества исследователей - социальную опосредованную реализацию.

Проектная деятельность (ПД) детей в последние годы вышла за рамки исследовательской деятельности и получила статус одного и приоритетных и перспективных направлений. Экологический проект представляет программу мероприятий, позволяющих изучить одну или несколько экологических проблем, предложить пути их решения и практическими делами содействовать их реализации. Вместе с тем, экологический проект - инновационный метод экологического образования позволяющий мне более эффективно использовать в учебно-воспитательном процессе принципы гуманизации, демократизации, регионализации, педагогику сотрудничества.

ПД помогает детям расширить общее и экологическое мировоззрение, позволяет им в своей практике использовать основные экологические знания, раскрыть, развить и реализовать свой творческий потенциал. Помимо этого ПД помогает понять механизм взаимодействия в социуме, способствует социализации, помогает актуализировать свою социальную роль в обществе, самореализоваться и самоутвердиться в нем, сформировать гражданскую активность, глубокое осознание ответственности за состояние окружающей среды как на локальном так и глобальном уровнях. ПД направлена в основном на личность ребенка, детский коллектив. Как правило, проект включает исследовательскую, природоохранную, просветительскую, пропагандистскую и организационную деятельность. Он может быть комплексным, объединяющим деятельность по различным направлениям.  Проект может быть основан на кратковременных наблюдениях (в течение одного полевого сезона) или на длительных (многолетних) системных  наблюдениях. Природоохранная деятельность охватывает все виды практической деятельности по охране окружающей природной среды и тесно связана с тематикой проекта. Просветительская и пропагандистская деятельность включает освещение работы по проекту в средствах массовой информации, оформление информационных бюллетеней,  проведение бесед, среди всех слоёв населения.

Многоаспектность проектов предоставляет одаренному ребенку выбрать интересующую его сферу деятельности. Помимо этого он может участвовать в проекте самостоятельно, в составе детского или семейного коллектива (4, 8).

 

 

 

 

Заключение

 

 Развитие в человеке творческого потенциала, создание условий для перехода потенциальных способностей к интеллектуальному творчеству, а в конечном итоге - личности свободной, нравственной, творческой, здоровой физически и душевно, способной к самоопределению, самореализации и самостоятельной деятельности, - актуальная социально-педагогическая задача. Непреложными условиями для ее решения являются, оптимальная интеллектуально-креативная среда, творческая свобода (информации, выбора, творчества, материальная свобода), талантливые творческие педагоги-наставники, формирование системы целенаправленного развития творческой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы

 

  1. Епифанова М.А. // Современные образовательные технологии: поиск и перспективы. 2003. С. 105.
  2. Колеснева С.С. // Экспедиции в природу.  1995. С.30.
  3. Концепция непрерывного экологического образования и воспитания населения, 1995. 43 с.
  4. Коробков С.Д., Худякова Л.П. // Экологическое образование на пороге. Изд. ГУПТО ТОТ, 2002. С.467.
  5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2002. 480 с.
  6. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. М.: Логос, 2001. 375 с.
  7. Приоритеты национальной экологической политики России. М., 1999. 111 с.
  8. Хорева Г.А., Утков П.Ю. Школьный проект как метод образования для устойчивого развития. 2003. 34 с.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Индивидуализация образования одаренных детей в системе реализации ФГТ и инициатив президента и правительства РФ»

«Индивидуализация образования одаренных детей в системе реализации ФГТ и инициатив президента и правительства РФ»...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»

Краснодарский край город Армавир   Консультация для педагогов ДОУпо теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»...

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на РМО по теме: «Развитие творческой активности детей в условиях дополнительного образования»

Развитие речи и творческих способностей дошкольников с помощью тестопластики....

Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.

Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.Автор: Валитова М.В. - воспитательМБУ детский сад №93 « Мишутка» г.о. ТольяттиВаж...

Статья на тему: Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности.

Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест сред...

"Одаренные дети в системе дополнительного образования"

laquo;Одарённый человек – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, что...