Одаренные дети в системе дополнительного образования
статья на тему

Медведева Маргарита Юрьевна

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. Дивен этот прозрачный камень. Но сколь, ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране.

Современные тенденции развития цивилизации связаны с ресурсосберегающими, экологически безопасными технологиями и формированием в экологически наиболее развитых государствах постиндустриального общества. Отличительной чертой такого общества является высокий уровень наукоёмких технологий и доминирование последних в экономике государства. Это положение уже сегодня переводит в разряд наиболее актуальных разработку педагогико-воспитательных основ целенаправленного создания условий для развития и реализации интеллектуальной, творческой личности.

Вопросы творческой одарённости в настоящее время волнует многих учёных, педагогов, психологов, родителей. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодёжного рынка труда, отсутствием механизмов социальной поддержки для талантливой молодёжи.

Что такое одарённость, в чём особенности работы с одарёнными детьми? В отечественной психологической школе (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.) ведущим является деятельностный подход, при котором одарённость оценивается по результатам – успех в какой-либо деятельности. При этом одарённость делится на общую (широкий спектр деятельности) и специальную (определённые виды деятельности). Принципиальным является творческий характер результата – непохожесть процесса его получения по сравнению с известными путями, нестандартность. Так, И.Я. Лернер разделял одарённость на интеллектуальную и творческую. По  А.М. Матюшкину, основа развития одарённости – творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке и развивающийся по мере его взросления. Признаками одарённости он считал доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижения нестандартных решений, возможность прогнозирования. Дж. Рензулли понимает под одарённостью сочетание трёх характеристик: высокого уровня интеллектуальных способностей, творческого подхода и высокой настойчивости, мотивированности в реализации поставленных задач.

Внешнее окружение или, как говорят специалисты, «среда» и воспитание либо подавляют его,  либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

Всеобщее массовое образование, как один из наиболее важных институтов современного общества, обязано заботиться в первую очередь о большинстве учеников. Отсюда школа, ориентированная на средний уровень, оказывается не приспособленной для тех, кто сильно отличается по своему уровню развития.

Практика последних лет работы с одарёнными детьми показывает, что пока традиционные приёмы школьного обучения далеки от задачи развития в детские годы гармоничной и здоровой личности. Наблюдения, выборочные эксперименты, проведённые за это время, наглядно иллюстрируют, насколько сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, порой доставляющим школе много трудностей. Поэтому в условиях современной школы пока ещё сложно говорить о реализации системы работы с одарёнными детьми.

Большие возможности по развитию творческого потенциала одарённых детей существуют в сфере дополнительного образования. Отличительной чертой таких учреждений является многообразие направлений их деятельности, что даёт возможность для проявления различных видов творческой одарённости. Использование личностно-ориентированных, развивающих образовательных технологий, авторских программ нового поколения, ориентированных на реальное развитие творческих способностей.

Если рассматривать феномен одарённости как единую, целостную систему психофизических, эмоционально-волевых, личностных и духовных сфер развития личности, то фактор свободы выбора становится особенно ценным. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявления и поддержку одарённых детей.

Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения  и последовательно переходит из одной стадии в другую, что позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Сфера дополнительного образования принципиально отличается от общего и по способам работы с одарёнными детьми. В средней школе, специализирующейся в той или иной области, предлагается определённая образовательная программа, которую ребёнок и его родители должны выбрать. Определяясь со школой, они понимают, что это «всерьёз и надолго» нужно войти в коллектив ребят, адаптироваться к стилю работы педагогов, к программе и темпу прохождения материала. Это требует взвешенного подхода к выбору школы.

Дополнительное образование в данном случае выступает как более «свободная», не накладывающая ограничений область учебной деятельности. Главная задача дополнительного образования  в работе с одарёнными детьми – создать условия для развития творческого потенциала одарённых детей в различных предметно-тематических областях; под этим подразумевается наличие материальной базы (творческие лаборатории, компьютерные классы и т.д.), специалистов высокой квалификации, не регламентированных жёсткими требованиями программ общего образования.

Главным принципом работы с одарёнными детьми в сфере дополнительного образования является принцип предоставления возможностей для предметной творческой деятельности и диагностики собственно одарённости по продуктивности (значимому для результата) этой деятельности за определённый период. Предоставление таких возможностей реализуется через конструирование разнообразных форм образовательной деятельности, которые значительно шире представлены в системе дополнительного образования. Значительно разнообразнее в дополнительном образовании представлены формы обучения одарённых детей:

  • индивидуальное обучение;
  • обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области;
  • работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
  • система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • детские научно-практические конференции, семинары.

Развитие творческого потенциала личности всегда было одним из ведущих направлений работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 53 «Ёлочка» города Тамбова. В нашем детском саду сложилась определённая практика работы с одарёнными детьми: организация разнообразных конкурсов, фестивалей, выставок творческих работ для демонстрации достижений и результатов практических разработок одарённых детей, отчетных мероприятий для родителей, участие во Всероссийских и международных конкурсах детского творчества, олимпиадах.

В МБДОУ «Детский сад № 53 «Ёлочка» система работы с одарёнными детьми в ДО строится через:

  • выявление и распространение актуальных и перспективных методик и технологий в работе с одарёнными детьми;  
  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДО по работе с одарёнными детьми;
  • пропаганду реальных практических достижений по заявленной проблеме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования.

Материал представлен в форме эссе, а именно основные моменты рассматриваемой темы выделены тезисно....

«Профессиональная деятельность в системе дополнительного образования детей»

Мониторинг интересов в образовательном процессе в системе дополнительного образования детей.Мониторинг удовлетворенности родителей воспитанников работой ДОУ.Исследование удовлетворенности педагогов ор...

Тема: Развитие способностей одаренных детей в системе экологического образования.

РЕФЕРАТ       Тема: Развитие способностей одаренных детей в системе экологического образования.         Восп...

«Индивидуализация образования одаренных детей в системе реализации ФГТ и инициатив президента и правительства РФ»

«Индивидуализация образования одаренных детей в системе реализации ФГТ и инициатив президента и правительства РФ»...

Особенности научно-исследовательской работы в системе дополнительного образования детей

Важность экспериментально - иследовательской деятельности детей во всесторонем развитии в условиях реализации ФГОС....

"Одаренные дети в системе дополнительного образования"

laquo;Одарённый человек – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, что...