Особенности научно-исследовательской работы в системе дополнительного образования детей
методическая разработка (старшая группа) на тему

Важность экспериментально - иследовательской деятельности детей во всесторонем развитии в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Экспериментальная работа

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Бирюлинский детский сад «Белочка» общеразвивающего вида  Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Адрес МБДОУ: 422737, Республика Татарстан, Высокогорский район, улица Кольцевая, 29.

Электронная почта ДОУ: tahavieva 81@mail.ru

Выполнил: воспитатель  высшей  квалификационной категории Сафина Радия Ризвановна

№ сотового тел. 89600334193

Электронная почта radia55@mail.ru

 Тема экспериментальной работы:  «Особенности научно-исследовательской работы в системе дополнительного образования детей»

Участники: дети подготовительной к школе группы.

Количество: 24 ребенка.

.

Время проведения: сентябрь 2014 - май 2015г

 Совместная деятельность воспитателя с детьми  -  1 раз в неделю по 25-30 минут.

 Форма работы:

1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

2.Фронтальная работа.

3.Индивидуальная работа.

Цель научно-исследовательской работы:  формирование  интереса детей к исследованиям и экспериментам.

          Задачи:

1. Развивать  познавательную  деятельность, нацеленную  на овладение научными знаниями, умениями и навыками

2.  Развивать навыки  аналитического мышления, творческих способностей

3.  Прививать умения и навыки работы с приборами и оборудованием в ходе выполнения исследовательских  работ.

Сущность  экспериментальной работы:  успешное решение поставленных задач.

Актуальность:

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. В дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является

экспериментирование.

Практическая значимость:  

- поможет закрепить знания о живой и неживой природе, полученные в ходе проведения опытов;

- создаст мотивацию для самостоятельного проведения опытов, поддержания инициативы в выдвижении предположений о причинах природных явлений и способах их проверки;

- приносит радость и эмоциональное равновесие;

- способствуют  повышению качества воспитания и развития детей  в различных формах вариативного дошкольного образования.

Принципы реализации экспериментальной работы

1. Доступность – учет индивидуальных особенностей детей

          2. Систематичность и последовательность

          3. Дифференциация.

         Гипотеза:

 1. Дети получат реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

 2. Дети обогатят  память, активизируются  мыслительные процессы,  речь.

 3. Накопится  фонд умственных умений.

 4. Сформируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

  5. Разовьется эмоциональная сфера, творческие способности, сформируются трудовые навыки.

Этапы реализации  экспериментальной работы :

1. Выбор темы.

2. Определение цели,  подбор методик исследования и их освоение.

3. Сбор  фактического материала исследования.

4. Подготовка материала и оборудования.

5. Выполнение исследования - практическая часть.

6. Подведение итогов - анализ и обобщение полученной информации, формулирование выводов, возможность продемонстрировать свои достижения.

 Условия при проведении экспериментов: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в эксперименте.

 

Наше МБДОУ «Бирюлинский детский сад «Белочка» Высокогорского муниципального  района Республики Татарстан находится в живописной местности. Высокие стройные сосны и белоствольные березы окружают территорию детского сада.  Связь ребенка с природой чувствуется везде. А сколько таинств таит в себе природа! Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Но мало видеть красоту окружающего мира, надо уметь ее ценить, любить, беречь и приумножать

А почему бы  не попробовать разгадать хотя бы некоторые простейшие тайны!  Ведь именно в дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания.  Работая с детьми подготовительной к школе группы,  мы взяли направление по научно-исследовательской работе.  

Дети должны не только  владеть знаниями, но и в первую очередь умением  добывать эти знания самим,  оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом мы, взрослые, -  равноправные партнеры, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

В течение всего учебного года дети вместе с нами проводили исследования.  При этом каждый ребенок  испытывал  радость, удивление и даже восторг. Дети научились ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогли  развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получал  ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивался.

Познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс ДОУ включали   через реализацию проектной деятельности, экспериментирование, коллекционирование, как  в группе, так и на опытно-экспериментальном участке  и на экологической тропе.

Наш детский сад реализует программу «Сообщество». Поэтому научное исследование легко вписывается в концепцию данной программы с ее акцентом на центры активности, содержащие множество различных материалов для детей с целью их исследования. Исследовательские умения детей  мы включаем как составная часть во все разделы образовательной работы.  Но чтобы усилить познавательную деятельность, мы с детьми дополнительно занимались  исследовательской деятельностью.

Созданный  в группе  Центр науки позволяет развить  познавательную и творческую активность каждого воспитанника. Подбор материалов для исследования в этом центре –  непрерывный процесс, к которому привлекаются и дети,  и их родители, и все педагоги. По мере необходимости мы вывешиваем в группе на всеобщее обозрение  перечень принадлежностей, необходимых для исследований.   Центр науки оснащен такими материалами,  как  микроскоп, весы, барометр, болты и гайки, кости, часы, компас, лупы, песочные часы, замки и ключи, магниты, мерные чашки, гвозди, древесина, пряжа, земля, свечи, разные виды ткани и бумаги и многое другое,  что необходимо для исследования.  

Центр «Песок и вода», где также находятся  разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д., позволяет продолжать исследовательскую деятельность детей.

 Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы  толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах. Все контейнера у нас подписаны и имеют определенные знаки – для самостоятельной деятельности или для совместной  - с взрослыми.

В детском саду создана экологическая тропа, которая также  способствует повышению научного уровня дошкольного образования.

Проводя с детьми на экологической тропе экскурсии, наблюдения, исследования  помогают  реализовать связь обучения с жизнью. Дошкольники не только расширили  свои естественнонаучные знания, но и постигли  отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они научились комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Работа на экологической тропе мы проводили как летом, так и зимой.

 Ведь на каждой точке экологической тропы можно сделать научное открытие в естественных условиях!

Большую роль в исследовательской деятельности сыграл созданный в детском саду опытно-экспериментальный участок, цель которого -  создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

Приступая к любой исследовательской работе,  мы с детьми ставили цель, выдвигали гипотезы, совместно определяли этапы работы, делали выводы.

Для    развития  умения  детей вырабатывать гипотезы, использовали  простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем….», «Как вы считаете…» и т.д.; прививали детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращали внимание детей на мнение других, учили  слушать друг друга, предлагали  более активным детям помочь застенчивым, выделяли  последовательность действий -  что мы делали? что мы получили? почему?

Итог каждой  исследовательской деятельности  оформляли  в виде схемы или рисунка. Приглашали родителей для  демонстрации некоторых наших открытий.

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы.

 Для этого постоянно обновляли  наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности, проводили консультации, приглашали  родителей на проведении исследований в качестве ассистентов. Привлекали родителей к оснащению центров активности в группе.

 Родители помогали в оформлении разнообразных коллекций, собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках.

Вот несколько высказываний родителей на родительском собрании.

«Мы, семья Хабибрахмановых, очень благодарны, что в группе проводятся такие исследования. На многие вопросы ребенка я не находила ответа, отговаривалась: «Потом, в школе узнаешь». Но сын,  придя из садика домой, так увлеченно рассказывал какие исследования они проводили, что я сама заинтересовалась. Стала чаще листать энциклопедию, искать в Интернете. Спасибо воспитателям за  их работу!»

«Большое спасибо за интересные задания, что вы подобрали для детей, а также для нас взрослых, зажглись все! Было интересно и детям, и нам - взрослым.  На днях готовила холодец, дочь мне говорит: « Мама, эти кости не выкидывай, мы в садике будем их изучать и опыты делать!». Семья Закировой Регины.

С родителями провели беседы и консультации: «Экспериментальная деятельность дошкольников», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Организация домашней лаборатории», «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома» и т.д.

Мы пришли к выводу, что включение методов исследовательской деятельности в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей    способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Главное условие в нашей работе  - ребенок  должен быть  активным участником педагогического процесса, он должен  лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять.

 В этом году мы своих детей выпустили в школу. Результаты диагностики по подготовки детей к школе показали эффективность в познавательном развитии дошкольников.

В дальнейшем хотим разработать план исследовательской деятельности  начиная с младшей группы.

 

 Примерные виды экспериментальных работ с детьми  подготовительной

                                          к школе группы

 

Название

Материал

«Скачущее яйцо»

2 куриных яйца, 2 стеклянные банки,

вода, уксус

«Гибкие кости»

куриная кость, стеклянная банка, уксус

«Почистим монетки»

монетки разного номинала, ватные палочки, уксус 9%, стаканчик

«Мыльные пузыри»

жидкое мыло, трубочки для коктейля, сахар

«Безопасный пластилин»

мука, пищевые красители, соль

«Как достать шарик из-под песка»                                

железные шарики, песок, бутылочки

«Вулкан»

уксус, жидкое мыло, гуашь, сода

«Веселый шарик»          

сода, уксус, бутылка,  воздушный шарик.

«Хамелеон»

йод, утюг, пробирка, стакан,  вода, крахмал

«Секретное письмо»

марганцовка, уксус, перекись водорода, колба, ватные палочки, шариковая ручка, лист бумаги, вода, салфетки, утюг.

«Яйцо в бутылке»

вареное куриное яйцо, бутылка, спички

бумага.

«Наша планета Земля».

глобус, географическая карта, фото Земли с космоса

«Вес и сила»,

весы, вата, гири, пружина

«Мы сами  вялим валенки»

овечья шерсть, мыльный раствор, шаблоны валенок, скалки

«Магнит и его свойства»

магнит, металлические  и пластмассовые предметы, бумага

 «Вода – главный

растворитель»

вода, соль, сахар, пищевые красители

«Делаем бумагу»

Туалетная бумага, вода, скалка, пресс, пищевые красители

                             

                                     

Литература

1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

4. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. Дошкольное воспитание.1994 №7

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

6. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.

7. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.

8. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

9. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

10. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

11. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.М.,200412. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода //Станд. и монитор. - 2006. №5

12. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. От 20.11.2003 № 2-34-20

13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.- М.: Академия, 2005

14. Рыжова Н.А. Время собирать мусор (экологический проект).// Дошкольное образование № 16, 2001. 

.15. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 1-8 - М: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

16. Сивенкова О.А. Технология проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск, 6-7 ноября 2008 г. - Томск, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональная деятельность в системе дополнительного образования детей»

Мониторинг интересов в образовательном процессе в системе дополнительного образования детей.Мониторинг удовлетворенности родителей воспитанников работой ДОУ.Исследование удовлетворенности педагогов ор...

возможности программы "Умный баскетбол" в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста

Предшкольная подготовка в условиях дополнительного образования – одно из востребованных направлений в условиях модернизации российского образования. Это выражается в создании большого количества...

Презентация работы Управление системой дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

Эта работа предназначена для узких специалистов ДОУ, занимающихся кружковой работой или платными образовательными услугами, работа носит исследовательский характер, также поможет магистрантам и студен...

Разработка работы кружка «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей средней группы.

Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.В процессе реализаци...

Система работы по программе дополнительного образования детей "Эрудит"

В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личност...