«Профессиональная деятельность в системе дополнительного образования детей»
учебно-методический материал на тему

Рябинина Юлия Евгеньевна

Мониторинг интересов в образовательном процессе в системе дополнительного образования детей.

Мониторинг удовлетворенности родителей воспитанников работой ДОУ.

Исследование удовлетворенности педагогов организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профессиональная деятельность в системе дополнительного образования детей»

  • Мониторинг интересов в образовательном процессе в системе дополнительного образования детей;
  • мониторинг удовлетворённости родителей воспитанников работой ДОУ;
  • исследование  удовлетворенности педагогов организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.

Авторы:

Миронова Наталья Вячеславовна

старший воспитатель, ГБДОУ № 17;

Рябинина  Юлия Евгеньевна,

 методист, ГБДОУ № 17

Санкт-Петербург

2013 год


Содержание.

1. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду:

проблемы и перспективы

2. Методика диагностики образовательного процесса

(для воспитанников): «Карта интересов»:

2.1 Обработка анкет и интерпретация результатов;

2.2  Результаты анкетирования с использованием  

«Карты интересов».

3. Исследование удовлетворённости родителей воспитанников работой ДОУ:

        3.1 Анкетирование родителей воспитанников : «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения» (методика Е. Н. Степанова);

3.2 Обработка результатов теста;

3.3  Результаты анкетирования.

4. Исследование  удовлетворенности педагогов организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.

4.1 Методика исследования удовлетворенности педагогов организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.

4.2 Обработка полученных данных.

5. Заключение.

6. Приложение.

1 . Психолого-педагогическая диагностика в детском саду:

проблемы и перспективы

В современной социокультурной ситуации всё большее значение приобретает ценность развития личности в системе образования. Развитие личности ребёнка (становление его инициативности, самостоятельности, ответственности наряду с развитием межличностной и межкультурной толерантности) требует проектирования особой системы образования. Прежде всего этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному образованию, закладывающему базис личностной культуры ребёнка, который в дальнейшем будет определять траекторию развития его личности.

В психологии хорошо известен тот факт, что чем младше ребёнок, тем более он чувствителен к стилю взаимодействия с ним взрослого и тем легче воспринимает этот стиль в качестве общепринятого и закономерного. Более того, именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребёнка. Поэтому, основной акцент в развитии системы дошкольного образования имеет смысл делать именно на процессе взаимодействия педагога с ребёнком в детском саду, точнее на образовательных технологиях, используемых в этом процессе, поскольку его центром и точкой приложения данных технологий и является ребёнок.

В современном мире, можно с уверенностью утверждать, что одной из основных целей дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребёнка на ценности развития его личности. Для гармоничного, грамотно ориентированного развития личности необходим индивидуальный план развития личности (индивидуальный план работы педагога с ребёнком).  

В связи с чем, мы приходим к главному выводу – первый этап, начальное звено – этап психолого–педагогической диагностики  (оценки) уровня развития и актуального состояния ребёнка.

Второй этап – интерпретация (обработка результатов исследования).

Здесь хочется остановиться на некоторых трудностях, препятствиях и опасностях, которые подстерегают вставшего на путь педагогической оценки. Сбор информации, регистрация, интерпретация не должны искажаться под воздействием личности воспитателя и отношения к ребёнку. Ведь тем, кому близок поднятый вопрос, понимает, что воспитатель не регистрирующий измерительный прибор, а ребёнок не стакан воды, которому легко дать характеристику (уровень жидкости, цвет, прозрачность, вкус, запах). Они вступает в определённые отношения, работают в контакте. И не последнее значение имеет настроение, эмоциональное и физическое состояние участников, и их личные отношения.

Третий этап  - разработка, планирование взаимодействия с ребёнком. Здесь важно не ставить чётких целей, а разработать модель актуального и перспективного уровней развития ребёнка.

Необходимость психолого-педагогической диагностики очевидна -  педагогическая оценка нужна педагогу  самому в ежедневной работе.


2. Методика диагностики образовательного процесса

(для воспитанников)

«Карта интересов»

Данная методика является модификацией «Карты интересов», разработанной А.И. Савенковым для выявления спектра интересов ребенка. Однако, в отличие от автора, который положил в основу классификации интересов системы социальных отношений (человек-природа, человек-искусство, человек-человек и т.д.), данный вариант методики диагностики направлен на дополнительное образование (художественно-эстетическое, техническое, туристско-краеведческое и т.д.). В результате эта методика дает возможность определить не просто спектр интересов, но и их соответствие направленности занятий учащихся в ДОУ.

Методика представляет собой  анкету для воспитанников 6-11 . Текст задаваемых вопросов понятен детям на слух, а для умеющих читать – подкрепляется визуально. Формулировки ответов-утверждений в анкете составлены с учетом возрастных особенностей воспитанников. Стоит только отметить, что в процессе анкетирования выявилось времянное неудобство. Анкета оказалась достаточно объёмной для подготовительной группы ДОУ (средний возраст – 6 лет). Дети быстро утомлялись, теряли интерес, переключались. Но, между тем, нашим малышам очень понравилась возможность отмечать ответы на вопросы «любым значком», и они с удовольствием проявили свою фантазию и воображение (а иные, просто подурачились!).

Обследование группы могло быть не информативным, либо могло носить искажённый результат. Также, опрашиваемые группы были дополнительно разделены на подгруппы (для улучшения качества исследования). Поэтому, соблюдая вышеизложенные условия, процедура проведения анкетирования каждой подгруппы была разбита на два этапа с большими промежутками для отдыха и смены деятельности.  

Проведения самого анкетирования предусматривает, наличие у каждого ребёнка индивидуального бланка анкеты (см. Приложение № 1). Перед началом процедуры педагог-психолог объяснял детям, для чего проводится опрос и правила заполнения анкет.

2.1 Обработка анкет и интерпретация результатов.

При обработке анкет ответы анкетируемых группировались по направленностям дополнительного образования:

        художественно-эстетическая направленность – утверждения 1, 10, 19;

        техническая направленность – 2, 11, 20;

        физкультурно-спортивная направленность – 3, 12, 21;

        туристско-краеведческая направленность – 4, 13, 22;

        эколого-биологическая направленность – 5, 14, 23;

        культурологическая направленность – 6, 15, 24;

        социально-педагогическая направленность – 7, 16, 25;

        естественнонаучная направленность – 8, 17, 26;

        военно-патриотическая направленность – 9, 18, 27.

При обработке анкет целесообразно использование специальных индивидуальных бланков (см. Приложение № 2), которые наглядно позволят определить спектр и профиль интересов каждого ребёнка, выявить их предпочтения.

С помощью суммирования выборов наших воспитанников по каждому вопросу анкеты можно выявить общие интересы и склонности группы, всего детского коллектива.

По мере формирования учебной группы, освоения детьми программы интересы их могут меняться. Поэтому, мы уверены, целесообразно проводить анкетирование ежегодно, лучше в начале учебного года.

Показатели:

­        спектр интересов (количественный показатель);

­        доминанта или доминанты в структуре интересов (наиболее ярко выраженные);

­        динамика (на основе сравнения данных нескольких срезов).

Полученные данные (как индивидуальные, так и групповые) могут стать основой для определения педагогом индивидуального образовательного маршрута учащегося, выбора адекватных интересам учащихся форм и технологий проведения занятий, воспитательной работы, организации эффективного взаимодействия в системах «педагог-воспитанник», «воспитанник-воспитанник».

2.2  Результаты анкетирования с использованием  

«Карты интересов».

Обработав результаты анкетирования, мы получили следующие:

Физкультурно-спортивная направленность деятельности, отражённая в вопросах 3,12,21 – «обозначилась» 32 % анкетируемых (16 детей из 50-и) в графе с формулировкой – «Мне очень нравится» и «Мне нравится» (что обеспечило данному виду деятельности 1 место в рейтинге интересов нашего ДОУ).

Художественно-эстетическая направленность, представленная в вопросах 1,10,19 – отобразилась в анкетах 22 % исследуемых(11 детей из 50-и), в графах с формулировкой  - «Мне очень нравится» и «Мне нравится»   (2 место в рейтинге ДОУ).

Естественно-научная направленность деятельности, представленная в вопросах 8,17,26 – отметилась у 16 % опрашиваемых (8 детей из 50-и),  в графах с формулировкой  - «Мне очень нравится» и «Мне нравится»   (3 место в рейтинге ДОУ).

Культурологическая направленность деятельности, представленная в вопросах 6,15,24 –  14 % (7 детей из 50-и) ответов детей с пометками в  графах с формулировкой  - «Мне очень нравится» и «Мне нравится»   (4 место в рейтинге ДОУ).

Техническая направленность деятельности, представленная в вопросах 2,11,20 – отобразилась в анкетах 6 % анкетируемых (3 ребёнка из 50-и), в графах с формулировкой  - «Мне очень нравится» и «Мне нравится»   (5 место в рейтинге ДОУ).

Туристско-краеведческая направленность деятельности, представленная в вопросах 4,13,22 – 4 % от общего объёма исследуемых (2 ребёнок из 50-и), в графах с формулировкой  - «Мне очень нравится» и «Мне нравится»   (6 место в рейтинге ДОУ).

Военно-патриотическая направленность деятельности, представленная в вопросах 9,18,27 – 2 % (1 ребёнок из 50-и) ответов детей с пометками в  графах с формулировкой  - «Мне очень нравится» и «Мне нравится».  

Социально-педагогическая направленность деятельности, представленная в вопросах 7,16,25 – 2% (1 ребёнок из 50-и) из общего количества ответов детей с пометками в  графах с формулировкой  - «Мне очень нравится» и «Мне нравится».  

Эколого-биологическая направленность деятельности, представленная в вопросах 5,14,23 – 2 % (1 ребёнок из 50-и) из общего количества ответов детей с пометками в  графах с формулировкой  - «Мне очень нравится» и «Мне нравится».  

2.3 Выводы.

Разработка стратегий и тактик индивидуализации дополнительного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ определяется общими законами развития индивидуальности детей. Проведение аналитических мероприятий позволяет спланировать и рекомендовать индивидуальные маршруты в системе дополнительного образования.

В результате проведения анкетирования, мы получили возможность определить спектр интересов и их соответствие направленности деятельности воспитанников ДОУ. Выводы оказались интересны не только педагогам дополнительного образования, но и педагогам групп, а также родителям наших дошколят (в индивидуальном и групповом порядке).

К всеобщему удовлетворению – анкетные данные подкрепили уверенность педагогов нашего детского сада в целесообразности и результативности проводимой работы в отношении направления дополнительной деятельности воспитанников нашего ДОУ.


3.  Исследование удовлетворённости родителей воспитанников работой ДОУ.

Достижение согласованности в системе отношений «ребёнок - родитель» (совпадение желаний родителя и возможностей ребенка) может быть достигнуто по средствам активной помощи детям и родителям в ходе и результате диагностических мероприятий.

В результате мониторингов, проводимых с участием детей и их родителей комплексно, порой выявляются факторы, или их сочетания,  влияющие на удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения в целом. Как известно, чем раньше начинается психолого-педагогическая работа, тем эффективнее может оказаться результат, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных осложнений в отношениях родителя  и «детского сада».

3.1 Анкетирование родителей воспитанников:

«Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения» (методика Е. Н. Степанова)

Цель данной диагностики  - выявить  уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход тестирования:

На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. (см. Приложение № 3).

Цифры означают следующие ответы:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0- совершенно не согласен.

3.2 Обработка результатов теста.

 Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент (У) равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент (У) меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

3.3 Результаты анкетирования с использованием методики:

«Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения» (Е. Н. Степанова).

В результате проведённого исследования были получены следующие данные:

Коэффициент (У) равен 3,26, что свидетельствует о высоком уровне удовлетворённости работой образовательного учреждения.


4. Исследование  удовлетворенности педагогов организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса.  В связи с чем, целесообразно, подвергать анализу  удовлетворенность педагогов организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.  

4.1 Методика исследования удовлетворенности педагогов организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.

Анкета «Ваше мнение»

Цель анкеты «Ваше мнение» -  выявить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в учебном заведении.

Ход анкетирования:

Педагогам предлагается выразить степень удовлетворенности различными сторонами жизни в образовательном учреждении по пятибалльной системе оценок. (см. Приложение № 4)

4.2 Обработка полученных данных.

Выявление среднего балла оценочных суждений педагогов позволяет определить степень удовлетворенности членов педагогического коллектива жизнедеятельностью образовательного учреждения.

В результате обработки анкетных данных средний балл составил 4,1. Полученный результат показал общую удовлетворённость педагогического коллектива организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.


5. Заключение.

В теоретических исследованиях отражающих удовлетворённость всех участников деятельности  ДОУ – детей, их родителей и педагогов - мы опирались на следующие положения: реализация, личностная удовлетворённость, возможность развития  и сотрудничество.

Использование стимулирующего влияние взрослого на ребёнка, способность к направлению, планированию во взаимодействии с малышом. Под стимулирующим влиянием взрослого мы понимаем подбор и использование ряда активизирующих потенциал ребенка методов. Здесь важно не ставить чётких целей, а разработать модель актуального и перспективного уровней развития ребёнка. В помощь, в подобной ситуации, может прийти эксперимент, который подтвердит или опровергнет   эффективность выбранного нами.


Приложение № 1.

Варианты бланков анкет

Анкета для учащихся 6-11 лет

«ЛЮБИШЬ ЛИ ТЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ТЕБЕ? ХОТЕЛ БЫ ТЫ?»

Мне очень

не нравится

Мне

не нравится

Я

сомневаюсь,

не знаю

Мне

нравится

Мне очень

нравится

1

Петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах

2

Слушать, читать, смотреть телепередачи о технике (компьютерах, машинах, космических кораблях, самолетах и т.д.)

3

Играть в спортивные, подвижные игры

4

Изучать историю своего города

5

Слушать, читать рассказы, смотреть телепередачи о природе

6

Слушать или читать сказки, рассказы, легенды и мифы

7

Играть со сверстниками в различные коллективные игры

8

Читать и смотреть телепередачи о научных открытиях и экспедициях

9

Читать книги и узнавать о подвигах военных полководцев, героев – защитников Отечества

10

Рисовать, лепить, шить, вышивать

11

Играть с техническим конструктором

12

Читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи

13

Ходить в походы, ездить за город, путешествовать

14

Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми

15

Играть в игры со словами, сочинять истории, сказки, рассказы

16

Узнавать о новостях в стране и мире

17

Решать логические задачи и задачи на сообразительность

18

Играть в военно-исторические игры

19

Участвовать в постановке спектаклей, театральных играх

20

Рисовать и делать модели самолетов, кораблей и др.

21

Заниматься физкультурой и спортом

22

Ездить и ходить на экскурсии, посещать музеи

23

Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, домашних животных (кошку, собаку и др.), выращивать растения

24

Изучать языки, узнавать о других странах

25

Помогать другим людям

26

Наблюдать природные явления, проводить опыты

27

Ходить в походы по местам боевой славы, посещать музеи военной истории

Напиши, пожалуйста:

1. Фамилию, имя ___________________________________________________

2. Сколько тебе лет__________________________________________________

3. В каком кружке ты занимаешься? ___________________________________

4. Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (кружке)? __________________________________________________________________


Приложение № 2                                .Спектр интересов

________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, возраст)

______________________________________________________

(направление, коллектив, год обучения)

Направленность деятельности

Спектр интересов

1

2

3

4

5

Художественно-эстетическая

1

Петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах

10

Рисовать, лепить, шить, вышивать

19

Участвовать в постановке спектаклей, театральных играх

Техническая

2

Слушать, читать, смотреть телепередачи о технике (компьютерах, машинах, космических кораблях, самолетах и т.д.)

11

Играть с техническим конструктором

20

Рисовать и делать модели самолетов, кораблей и др.

Физкультурно-спортивная

3

Играть в спортивные, подвижные игры

12

Читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи

21

Заниматься физкультурой и спортом

Туристско-краеведческая

4

Изучать историю своего города

13

Ходить в походы, ездить за город, путешествовать

22

Ездить и ходить на экскурсии, посещать музеи

Эколого-биологическая

5

Слушать, читать рассказы, смотреть телепередачи о природе

14

Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми

23

Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, домашних животных (кошку, собаку и др.), выращивать растения

Культурологи-ческая

6

Слушать или читать сказки, рассказы, легенды и мифы

15

Играть в игры со словами, сочинять истории, сказки, рассказы

24

Изучать языки, узнавать о других странах

Социально-педагогическая

7

Играть со сверстниками в различные коллективные игры  

16

Узнавать о новостях в стране и мире

25

Помогать другим людям

Естественно-научная

8

Читать и смотреть телепередачи о научных открытиях и экспедициях

17

Решать логические задачи и задачи на сообразительность

26

Наблюдать природные явления, проводить опыты

Военно-патриотическая

9

Читать книги и узнавать о подвигах военных полководцев, героев – защитников Отечества

18

Играть в военно-исторические игры

27

Ходить в походы по местам боевой славы, посещать музеи военной истории


Приложение № 3.

«Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения»

(методика Е. Н. Степанова)

Цифры означают следующие ответы:                       4 - совершенно согласен;

                                                                                            3 - согласен;

                                                                                            2 - трудно сказать;

                                                                                            1 - не согласен;

  1. совершенно не согласен.

Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4        3       2        1      0

В группе наш ребенок чувствует себя комфортно.

4       3       2        1       0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4       3       2       1      0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка

 4     3        2        1      0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4      3      2        1        0

Педагоги учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4      3       2       1       0

В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4      3       2        1       0

В учебном заведении   работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

 4      3       2       1       0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

 4      3       2       1       0

В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здо¬ровье нашего ребенка.

4      3       2        1       0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4      3       2       1       0

Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

 4      3       2        1      0

Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

 4      3       2        1      0


Приложение № 4.

Анкета «Ваше мнение»

1. Удовлетворенность организацией учебного процесса (нагрузка, расписание и т. д.):

5 - очень доволен(а);

4 - доволен(а), но нагрузка очень большая;

3 - затрудняюсь ответить;

2 - недоволен(а);

1 - совсем не доволен(а), так работать нельзя.

2.  Удовлетворенность условиями труда (наличие кабинета, оборудование, освещенность, температурный режим и т. д.):

5 - очень доволен(а);

4 - доволен(а), но хотелось бы лучших условий;

3 - затрудняюсь ответить;

2 - недоволен(а);

1 - совсем не доволен(а), так работать нельзя.

3. Удовлетворенность содержанием труда:

5 - работа очень нравится, реализую в ней все свои способности;

4 - работа нравится;

3 - затрудняюсь ответить,

2 - работа не очень нравится;

1 - работа совсем не нравится, ищу другую.

4. Удовлетворенность моральной оценкой своего труда:

5 - меня очень ценят коллеги и администрация;

4 - меня достаточно ценят, я вполне удовлетворен(а);

3 - затрудняюсь ответить;

2 - меня недостаточно ценят, я заслуживаю большего;

1 - меня так низко ценят, что я хочу увольняться.

5. Удовлетворенность заработной платой:

5 - очень доволен(а);

4 - вполне доволен;

3 - затрудняюсь ответить;

2 -недоволен (а);

1 - совсем не доволен(а), хочу увольняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности научно-исследовательской работы в системе дополнительного образования детей

Важность экспериментально - иследовательской деятельности детей во всесторонем развитии в условиях реализации ФГОС....

возможности программы "Умный баскетбол" в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста

Предшкольная подготовка в условиях дополнительного образования – одно из востребованных направлений в условиях модернизации российского образования. Это выражается в создании большого количества...

Разработка работы кружка «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей средней группы.

Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.В процессе реализаци...

1.2. Соответствие дополнительного профессионального образования профилю, полученному в межаттестационный период, профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе

1.2. Соответствие дополнительного  профессионального образования  профилю, полученному в  межаттестационный период,  профилю профессиональной  деятельности, стратегическим...