"Одаренные дети в системе дополнительного образования"
статья на тему
«Одарённый человек – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». (В. А. Сухомлинский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Одаренные дети в системе дополнительного образования»
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Поскольку жизнь таких детей проходит не только за школьной партой или в учреждениях дополнительного образования, работа с одарёнными детьми касается напрямую их родителей. Именно они с малых лет поддерживают ребёнка в его начинаниях и формируют его одарённость.
Родители должны принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов, стремиться развивать личные качества: уверенность, которая основывается на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе самом, интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску, уважение к доброте, привычку опираться на собственные силы….
Воспитание начинается в семье: воспитывают все поколения друг друга, поэтому род, семья должна сохранять традиции и коллективно работать над развитием талантливого ребёнка.
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды».
Выделяемые обычно родителями в качестве признаков умственной одаренности высокое речевое развитие, запоминание большого количества стихов и сказок, сами по себе о такой одаренности свидетельствовать не могут. Большой объем знаний также часто основывается на хорошей памяти ребенка, а хорошая память, хотя и характерна для многих умственно одаренных детей, однако не является определяющим в их развитии.
Следует разграничивать привитие навыков и помощь в развитии способностей. Часто сталкиваюсь с тем, что некоторые родители, научив читать и писать, считают, что способствуют развитию ребёнка. На самом деле это всего лишь привитие навыков.
Чаще всего у детей проявляется одаренностью в области математики, изобразительной деятельности, музыки и др. В деятельности, связанной с одаренностью, дети гораздо лучше запоминают, дольше могут быть внимательными, сосредоточенными, дольше сохраняют работоспособность, легче усваивают материал.
Часто родители создают вокруг одаренного ребенка «эффект ореола», ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка высоки только в отдельных областях.
Планирование совместной деятельности родителей и педагогов объединений групп раннего развития дошкольников ведется по четырем направлениям:
• психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
• информационная среда для родителей;
• совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
• поддержка и поощрение родителей на уровне учреждения.
Заслуживает внимание система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующие условия:
• признание безусловной ценности ребенка;
• создание обстановки его безусловного принятия, то есть ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание;
• предоставление ребенку свободы выражения;
• развитие и реализация творческой креативности через проявление индивидуальности ребенка;
• поддержка умственных усилий ребёнка, доброжелательное отношение к его познавательной энергии.
Основной формой совместной работы являются родительские собрания.
Специально для родителей учащихся МБУ ДО «Станция юных натуралистов» в объединениях раннего развития детей дошкольного возраста разработан цикл родительских собраний: «Мой ребенок – восьмое чудо света», «Творим чудеса вместе».
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают не только консультации по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей, но и круглые столы, «семейная гостиная» следующего характера:
- Понятие одаренности. Виды одаренности.
- Психологические аспекты одаренности.
- Социальная адаптация одаренного ребенка.
Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте — богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Для развития творческих способностей и креативного мышления детей совместно с родителями проводятся мастер-классы. Самый необычный и незабываемый стал «Коллаж желаний» на котором, используя красочные композиции, на листе бумаге были выражены все заветные мечты.
Опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Таких детей педагоги объединений групп раннего развития привлекают к участию во Всероссийских олимпиадах и викторинах, где дети занимают призовые места.
На занятиях по программам «Развивающие игры» и «Окружающий мир» в работе с одаренными детьми используем интерактивные игры с развивающими и обучающими заданиями разного уровня сложности.
Ребенок и его родители могут подобрать необходимые задания по разным направлениям на следующих сайтах:
• мерсибо
• играемся
• чудо-юдо портал и т. д
Также разработаны буклеты с рекомендациями для родителей одаренных детей:
• Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
• Оценивайте уровень развития ребенка.
• Избегайте длинных объяснений или бесед.
• Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
• Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
• Развивайте в своих детях следующие качества:
уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
В объединении групп раннего развития детей дошкольного возраста осуществляется поддержка и поощрение детей и родителей в виде благодарственных писем и грамот.
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности ребенка, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Используемая литература:
«Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д. В. Ушакова - М; 2000 г.
«Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г. г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одаренные дети-приоритетное направление в образовании
Выступление на ГМО, о важности специальных программ для одаренных детей...
Тема: Развитие способностей одаренных детей в системе экологического образования.
РЕФЕРАТ Тема: Развитие способностей одаренных детей в системе экологического образования. Восп...
«Индивидуализация образования одаренных детей в системе реализации ФГТ и инициатив президента и правительства РФ»
«Индивидуализация образования одаренных детей в системе реализации ФГТ и инициатив президента и правительства РФ»...
Дополнительное образование :программа"Одаренные дети"
движение спорт - это жизнь...
Одаренные дети в системе дополнительного образования
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Программа дополнительного образования детского сада "Одаренные дети"
Работа с одаренными детьми.Спортивная работа в детском саду....
Программа дополнительного образования одаренных детей старшего дошкольного возраста по вокалу.
Чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научитьс...
- Мне нравится (2)