Доклад к педсовету
методическая разработка на тему

Косинова Наталья Васильевна

"Опыт развития музыкальных способностей и  одаренности у детей  дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt-razvitiya_odarennosti.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт развития музыкальных способностей и одаренности детей дошкольного возраста.

              Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В настоящее время вопросы обучения и воспитания одаренного ребенка становятся  приоритетными в системе Российского образования: один за одним «появляются на свет» центры дополнительного образования, центры развития, школы искусств и масса других социальных институтов различной направленности - a priori, - для работы с одаренным ребенком. Именно здесь возникает вопрос, что понимать под одаренностью, какими критериями руководствоваться в определении этой «психологической особенности» ребенка, ее качественного своеобразия, структурной организации, то есть психологического содержания данного феномена. Содержание этого вопроса заключается в необходимости определения сущности одаренности, ее структуры, взаимосвязи составляющих ее компонентов. В аспекте данной работы проблема усиливается неопределенностью соотношения одаренности и музыкальныхспособностей. Традиционно, музыкальные способности выступали единственным критерием выявления одаренности в сфере музыки.

Работая в детском саду я поняла, что ранний и младший дошкольный возраст — период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это прежде всего голос матери с убаюкивающими или оживленными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредоточивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия.

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание. Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.
              На практике я убедилась, что одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими.
 При всей личностно-психологической индивидуальности музыкально одаренных детей, среди них можно заметить некоторые характерологические типы, встречающиеся чаще других. Например, музыкально одаренные мальчики часто обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично "девичьими": тонкой чувствительностью,  рефлективностью, мечтательностью, наивностью. Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами "мальчишескими": они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению.  

В своей деятельности с детьми я обращаюсь к работе К.В.Тарасовой "Онтогенез музыкальных способностей", где она предлагает ряд методов, формирующих у детей комплекс музыкальных способностей. Я могу познакомить с некоторыми приемами развития музыкальности в игровой форме, которые я использую в своей работе. Педагогическое воздействие основывается на слушании музыки, пении, движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах (детский оркестр), музыкально-дидактической игре, игре-драматизации. В них укладывается не только традиционное содержание, но и такие разделы, как формирование ладового чувства (в музыкально-дидактической игре), постановка певческого голоса, обучение нотной грамоте, формирование детского музыкального творчества (в игре-драматизации). Вообще все занятия провожу в увлекательной форме детского музицирования, и это вызывает у детей живой эмоциональный отклик.

 Комплекс способностей формировался в каждом виде музыкальной деятельности, поскольку музыка едина и включает в себя все структурные элементы, отражением которых и являются способности. Однако я заметила, что некоторые виды музыкальной деятельности имели преимущества в отношении развития той или иной способности. Так, становление мелодического слуха происходит главным образом в пении и игре по слуху на детских музыкальных инструментах; формирование чувства ритма - в движениях под музыку; репродуктивного компонента музыкального мышления - путем слушания и анализа исполняемых произведений и тому подобное.

 Хотелось бы более подробно остановится на тех заданиях, которые  я предлагаю детям для развития музыкальных способностей. Первое - это слушание музыки. В течение 4 лет дети познакомились с 265 художественными музыкальными произведениями русской и зарубежной классики. Музыкальный материал был доступен для детей. Слушание музыки - активный процесс музыкального восприятия мышления. Очень интересно отметить последовательность этапов работы над музыкальным произведением. Она похожа на "схему сонатного аллегро": 1) "Вступление" - короткое вводное слово; 2) "Экспозиция" - слушание произведения; 3) "Разработка" - его анализ, разбор; 4) "Реприза" - повторное слушание музыки на новом сознательном и эмоциональном уровне; 5) "Кода" - повторение, закрепление музыки в памяти.
Задачи, которые  я ставила  перед детьми, сначала отличались простотой: определить общее настроение, характер музыки; затем постепенно усложнялись: вычленить средства музыкальной выразительности, представить, о чем "рассказывает" музыка. В процессе слушания и анализа музыки у детей в большей мере, чем в других видах музыкальной деятельности, формируется репродуктивный компонент музыкального мышления и узнающая музыкальная память.

         В пении проходило становление мелодического слуха в единстве двух его компонентов: перцептивного (ладовое чувство) и репродуктивного (певческий голос). Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекались необходимые традиционные приемы: проводилась предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения, объяснялись новые непонятные слова. Специальное внимание уделялось чистоте интонирования и певческому дыханию.

         Движения под музыку занимали также очень большое место, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения - один из наиболее адекватных дошкольному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, но главным образом эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление. В этот раздел входили образные музыкально-двигательные этюды, основные движения (ходьба, бег, прыжки) и танцы.

         Музыкальная игра была представлена на занятиях очень разнообразно: как игра с пением, движением, подвижная игра, игра-этюд, игра-упражнение, дидактическая и развернутая игра-драматизация. Она существовала не только как самостоятельный раздел занятий, но и как важная часть других видов музыкальной деятельности детей: игровые приемы пронизывали каждый из них.

         Хотя на каждом этапе были представлены почти все виды музыкальной игры, некоторые из них имели преимущество в той или иной возрастной группе. Так, у самых маленьких она проходила как игра с движением и пением. Также большая роль принадлежала яркой игрушке (зайцу, кукле, мишке). Эмоциональное исполнение взрослыми игровых движений и песен привлекало малышей к участию в игре, заражало их настроением.
У более старших превалировали инсценировки песен ("Вот какие чудеса", "Бравые солдаты", "Танец зайчат" А.Филиппенко). Они и подвели к развернутым играм-драматизациям по мотивам русских народных сказок "Колобок" и "Теремок". Большой акцент делался на играх-этюдах ("Цветок растет, расцветает и увядает", «Цветок» В.Витлина).

 В своей работе я попыталась подчеркнуть всю важность выявления и развития музыкальных способностей. Занятия с раннего детства, вовлечение в них тех игровых приемов, о которых я уже говорила, раннее воспитание способности сконцентрироваться на чем-либо - все это, в совокупности с великим искусством будить и поддерживать интерес ребенка к какому-либо виду деятельности, способствует тому, чтобы его развитие продолжалось все первые годы жизни до тех пор, пока ребенок сам не будет сознательно желать и стремится к этому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Отражение в речи образного восприятия окружающего в процессе театрализованных игр".

Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и прав...

Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....

Доклад на педсовете "Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей среднего возраста."

Описаны возможности поисково-исследовательской деятельности зимой на прогулке детей средней группы....

Доклад на педсовете и Игровое занятие для ясельной группы

    Данные материалы являются отражением опыта работы в 1-ой младшей группе Детского Сада комбинированного вида № 3 "Радуга" г. Подольска.       Предлагаем ознаком...

Доклад на педсовете по нетрадиционным техникам рисования

Влияние нетрадиционных техник рисования на дошкольника. Техники рисования, которые на мой взгляд наиболее приемлемы к применению в дошкольном образовании....

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...


 

Комментарии

Косинова Наталья Васильевна

Эта работа была представлена на Областных педагогических чтениях в г.Тюмень (2010г.)