"Компоненты детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ"
консультация по теме

 "Компоненты детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компоненты детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ

Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения является приобщение дошкольников к детской субкультуре, которая является неотъемлемой частью общекультурной среды, где формируется целостный, жизненный опыт ребёнка.                                                                        Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.                                                        Содержание детской субкультуры составляют: традиционные народные игры; детский фольклор (считалки, дразнилки, сказки, страшилки, загадки); детское словотворчество (языковые перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей (коллекционирование, собирательство, «секреты»).                        Одним из интересных компонентов детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира.                                         Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться.    Например,  коллекция «Морские сокровища». Экспонаты коллекции: морские звёзды, раковины, красивые камушки, которые дети вместе с родителями привезли из отпуска.        Коллекционирование и собирательство – очень увлекательный процесс для детей и взрослых.         Примеры коллекций: Коллекции минералов «Сокровища Земли» - сокровища и богатства Земли.   «Мы растём здоровыми» - коллекция значков и медалей спортивной тематики, «Моя родина – Россия» - коллекция значков разных городов нашей страны и т.д.  Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.         Следующим интересным компонентом является введение обще-групповых правил, отражающих своеобразие норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками. Приобщаясь к детской субкультуре, ребёнок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и овладевает собственным поведением, что формирует его как личность.                 Для  удовлетворения важнейшей социальной потребности ребёнка в изоляции от взрослых, ещё один компонент детской субкультуры – «Уголок уединения», место, где ребёнок может уединиться.                                                                                 Таким образом, приобщение ребёнка к детской субкультуре через компоненты предметно-развивающей среды обогащает его социальный опыт путем усвоения ценностей, норм, присущих как отдельной группе, так и обществу в целом, что в дальнейшем, несомненно, поможет ребенку в условиях школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Создание условий для успешной социализации воспитанников посредством компонентов детской субкультуры

Мир детства существует как субъективная реальность со своими отличительными особенностями восприятия и познания окружающего. Поэтому я считаю, что необходимо преодолеть некоторый авторитаризм в воспит...

Консультация для воспитателей детских садов: «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС ДО»

В статье рассматривается проблема организации развивающей среды в детском саду. Раскрыта важность  безопасности жизни детей, укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них....

Предметно-развивающая пространственная среда в детском саду в рамках ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды, с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учето...

Коллекционирование как компонент детской субкультуры!

«Ребенку важно осознать себя как собирателя и обладателя чего-либо уникального, чего нет у других детей и чем можно хотя бы втайне гордиться», приобрести опыт самостоятельных...