Тренинг-консультация для воспитателей.
консультация на тему

Набиева Альбина Муллаахматовна(Михайловна)

Тема:

«Толерантность в условиях многонационального окружения»

 

 

                                                                  Провели : Набиева А.М. Рудакова А.В.

ГБОУ  СОШ № 2051 кор.№2 «Почемучки»

Москва 2015

 

  Актуальность 

 

 

 

Предметом изучения становится проблема формирования национального самосознания, которая решается в условиях многонационального общества. Интерес к этой проблеме определяется актуальностью существования межнационального мира и заинтересованностью в изучении культурного и этнического многообразия России.

Таким образом, педагогам необходимо овладеть теоретическими основами современной педагогической деятельности, практикой работы в новых условиях развития системы образования. Всё это возможно при грамотной организации процесса непрерывного образования педагогических кадров и современного методического сопровождения.

 

 

Цель и задача:

·       Выявить сущность понятия «толерантность», дать характеристику этому понятию.

·       Развивать умение преодолевать стереотипы, умение принимать иную точку зрения.

·       Способствовать развитию критичности мышления у педагогов.

·       Размышлять над вопросами, развивать рефлексию.

·       Способствовать проявлению педагогами профессиональной компетентности в организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

 

Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной . Этих отличий довольно много.

 

·       Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между "Я-идеальным" (представление о том, каким бы я хотел стать) и "Я-реальным" (представление о том, какой я есть), чем у ин-толерантного человека, у которого оба "Я" практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

 

·       Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.

 

 

·        Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова - не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

 

·        Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между "своими" и "чужими". Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

 

·        Ориентация на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склоннывинить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.

 

·        Способность к эмпатии. Способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. В вводном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т.е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили как толерантных, так и интолерантных собеседников.

 

 

·        Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.

·        Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия.   Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе. Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

 

Форма методической работы и этапы проведения

 

  Тренинг «Ваше чувство»:

Провести беседу с педагогами и ответить на вопросы, выявить основные черты толерантности, и по возможности оценить степень своей толерантности.

·       «Какое чувство вы испытываете когда вас спрашивают о национальности? »

·       Влияет ли национальность на ваше отношение к человеку?

·       Считаете ли вы правильным, что в паспорте не ставят национальность?

·       Надо ли знать и обращать внимание на национальность детей в группе?

·       Нужно ли формировать у детей толерантность в детском саду?

·       Согласны ли Вы с утверждением о том, что каждая нация должна жить на своей исторической территории?

·       Имеет ли для вас значение национальность собеседника?

·       Испытываете ли вы дискомфорт, находясь в окружении лиц другой национальности?

·       Сможете ли вы легко пойти на контакт с людьми другой религии?

 

Защищенность. Упражнение «Колокол».

·       Оцениваем степень своего доверия к коллективу. Каждый участник должен побывать в центре круга, закрыть глаза и постараться расслабиться, остальные участники аккуратно покачивают центрового участника.

·       Толерантный человек обычно склонен доверять коллективу. Интолерантный человек чаще испытывает ощущение постоянной угрозы. Он опасается своего социального окружения и даже себя.

 

Ответственность. Упражнение «Гармония».

·       Оцениваем грани своей ответственности. Участники разбиваются на пары, встают спинами друг к другу, в этой позиции надо присесть до пола и встать без помощи рук. Выполнение упражнения возможно только при равном распределении усилий (ответственности).

·       Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них.

 

Авторитаризм. Упражнение - тест «Тройка знаменитостей».

·       Каждый участник тренинга должен написать имена трёх знаменитостей.

·       Толерантным личностям более свойственно называть артистов, учёных. Интолерантные личности называют, как правило, имена лидеров имевших власть над другими людьми.

 

Потребность в определенности. Упражнение «Солнечный круг».

·       Участники встают в круг, переплетаясь руками, с любыми участниками, кроме ближайших соседей. Необходимо распутаться, не расцепляя рук за определённое время. 

·       Для интолерантных есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

Ориентация на себя. Упражнение «Нанайские мальчики».

·       Участники разбиваются на пары, опираясь друг на друга ладошками, ноги чуть расставлены, твёрдо стоят на полу. Двигая только рукам надо найти слабые стороны соперника и заставить его сойти с места.  (Задаётся вопрос участникам «Почему ты (он) победил (проиграл)?».

·        Толерантные люди склонны винить себя,интолерантные окружающих.

 

Подведение итога:

·       Оценка тренинга и своего состояния. (раздать опросные бланки –прил.№1)

·       Участники высказывают пожелания и предложения.

·       Раздать памятки. (прил.№2)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета участника тренинга

ФИО __________________________________________________________________________

Должность________________________

Дата проведения тренинга ________________

 

Поставьте, пожалуйста, оценки по пятибалльной шкале

(5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – мне это не нужно и не интересно)

Параметр

Балл

Комментарии, пожелания

Качество подачи информации

Работа воспитателей проводивших этот тренинг

Организация тренинга

(раздаточный материал)

Я понял(а) предоставленную информацию

Я усвоил(а) полученную информацию

Я уверен(а) в том, что смогу применить большинство приемов в своей работе

Тренинги на какую тему вы хотели бы ещё посетить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Предварительный просмотр:

Чем толерантная личность отличается от интолерантной.

Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.

Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия.   Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе. Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

ГБОУ СОШ № 2051 кор.№2 «Почемучки»

Памятка

Толерантность в условиях многонационального окружения

"Фейерверк национальных культур" ждет вас! " АлтГПА

Москва 2015

 Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова - не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

 Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между "своими" и "чужими". Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

Ориентация на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.

 Способность к эмпатии. Способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. В вводном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т.е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили, как толерантных, так и интолерантных собеседников.

 Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.

 Классный час "О пользе прощения" Цели: Знакомство с понятием…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг-консультация для воспитателей "Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников".

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Тренинг-консультация для воспитателей Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников

В помощь воспитателям  представлен материал- пальчиковые игры, для развития мелкой моторики рук, в стихотворной форме. Можно использовать на занятиях, физ.паузах и т.д....

Тренинг-консультация для воспитателей. Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Тренинг-консультация для воспитателей на тему «Пальчиковая гимнастика»

Тренинг-консультация для воспитателей ДОУ на тему «Пальчиковая гимнастика»...

Конспект тренинга-консультации для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями"

В конспекте представлен тренинг-консультация для педагогов по отработке навыка использования техники "Я-сообщение" при взаимодействии с родителями....

Тренинг-консультация для воспитателей. Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...