"Дизайн предметно- игровой среды ребёнка дошкольника"
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему

Николаева Ольга Моисеевна

Игра, как культурная форма деятельности ребёнка, передаётся ему двумя путями – через живые образы деятельности взрослого и через игровой материал. Чтобы подбирать материал для детской игры, педагогу необходимы некоторые общие ориентиры, позволяющие определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе. Конкретный подбор игрового материала осуществляется в зависимости от условий и возможностей детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

 


Игра ребёнка дошкольного возраста представляется в двух видах:
- сюжетная игра;
- игра с правилами.
Сюжетная игра связана с условным действием в воображаемой ситуации .По характеру включённости в неё выделяются разновидности сюжетной игры. Это:
- собственно ролевая игра (ребёнок принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация);
- режиссёрская игра (воображаемая ситуация развёртывается через действия игрушечных персонажей, которые служат как бы посредниками между ребёнком и игровыми ролями);
- игра-фантазирование (воображаемая ситуация развёртывается преимущественно в речи и представлении, сюжетные события происходят с кем-то, т.е. ребёнок не отождествляет себя с какой-то конкретной ролью).
В дошкольном детстве происходит постепенный переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию – в форме собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и к сюжето- сложению в форме режиссёрской игры или игры-фантазирования (в 5-7 лет).
Игра с правилами также имеет свои культурные формы:
- игра на физическую компетенцию (подвижная, на ловкость),
- игра на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторику),
- игра на удачу (шансовая), предъявляющая минимальные требования к способностям играющих.
Игра с правилами складывается у дошкольников постепенно. Ребёнок прежде всего осваивает действия по правилу (в 2-4 года), затем – представление о выигрыше в рамках готовых правил (в 4-5,5 лет) и в дальнейшем приобретает способность видоизменять правила по договору с партнёрами (в 5,5-7 лет).
Все эти изменения игры на протяжении дошкольного детства включаются в общую тенденцию психического развития ребёнка: он постепенно освобождается от ситуационной связанности внешней обстановкой, его действия начинают всё в большей мере зависеть от замысла, который заставляет ребёнка активно преобразовывать предметно-игровую среду “под замысел”. Ребёнок становится всё менее зависимым от игрушек и игрового материала, специально созданного для обслуживания игры: к концу дошкольного возраста любая вещь может получить игровое значение – быть встроена в сюжетную игру или стать поводом для возникновения игры с правилами.
Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм:
- соответствие развивающей среды той образовательной
 программе, по которой работает детский сад;
- учет всех направлений развития ребенка;
- разнообразие сред, их рациональное расположение;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментиров
 ания:
- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с
возрастом детей;
- создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
 
- принцип активности, самостоятельнос
 ти, творчества;
- принцип стабильности — динамичности;
- принцип комплексировани
 я и гибкого зонирования;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости — закрытости;
- принцип учета половых и возрастных различий детей.
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствован
 ие педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: «Организация предметно-игровой среды как средство развития личности ребёнка»

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, одноо...

Предметно-игровая среда для ребёнка

Статья для родителей как правильно организовать предметно-игровую среду для ребёнка...

Дизайн предметно – развивающей среды пространства ДОУ

Ребёнок с самого рождения готов к восприятию окружающего мира. В дошкольном возрасте вся  деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности- познанию окружающего мира и себя в нём. Поэтому...

«ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА»

Организация развивающей среды в ДОУ  строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня акти...

ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА

ДИЗАЙН  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА...

ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА

ДИЗАЙН  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА...

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды.

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды....