«ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА»
статья на тему

Мамедова Алида Пирали кызы

Организация развивающей среды в ДОУ  строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, возрастных особенностей  и физического состояния. Развивающая предметно-пространственная среда  дает  возможность каждому ребенку свободно заниматься любимым делом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР                                                                    «ДИЗАЙН  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА»

Старший воспитатель ГБДОУ детский сад №5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга                                                                                                          Мамедова  Алида  Пирали  кызы

              В современном  обществе  происходит очень много экономических  и социальных изменений.  Вместе с этим  происходят и изменения в образовательной системе,  меняются приоритеты, меняются требования  к качеству образования.  С введением ФГОС дошкольного образования актуальными  стали требования Федеральной целевой программы развития образования, направленные на необходимость вложения в человеческий капитал и ориентацию на идею концепции дошкольного обучения и воспитания, выдвигающей приоритеты приобщения личности ребенка к познанию окружающего мира  через самоощущения, формирование компетентности в сфере отношений к миру, людям, к самому себе. В этой связи актуальной стала потребность в модернизации системы образования. Назрела необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования по информационной насыщенности, осуществления  полноценного развития и эмоционального  благополучия  каждого ребенка, получения воспитанниками опыта  широкого эмоционально-практического взаимодействия  с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Для повышения качества образования и реализации всех задач,  поставленных ФГОС  ДО,  необходимым  стало  усовершенство-вание  системы  всего педагогического  процесса и создание  определенных   условий для реализации этих задач. Одним из этих условий является организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

             Что такое предметно-пространственная  среда? Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система  материальных  обьектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л.Новоселова)

            Основными  элементами предметно-пространственной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические обьекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки, конструкторы, модули,  тематические  наборы,  игровые пособия,  дидактические и настольно-печатные игры, аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др.

            Организация развивающей среды в ДОУ  строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, возрастных особенностей  и физического состояния. Развивающая предметно-пространственная среда  дает  возможность каждому ребенку свободно заниматься любимым делом.

           Развивающая предметно-пространственная среда не должна быть замкнутой системой, она должна носить открытый характер, подлежать корректировке, пополнению и обновлению в соответствии с возрастными особенностями  обучающихся,  с учетом психологических факторов взаимодействия участников образовательного процесса и состояния здоровья детей.

              Развивающая  предметно-пространственная среда должна быть построена таким образом, чтобы  способствовать развитию                               образовательной, воспитывающей, обучающей, стимулирующей и коммуникационных функций.  Доказано, что ни один вид  детской деятельности  не может развиваться вне предметной среды.

              Создавая предметную среду, надо учитывать требования,  предьявляемые  ФГОС ДО и принципы организации пространства:

  • принцип активности, самостоятельности, творчества – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком
  • принцип динамичности – позволяет трансформировать пространство, разнообразить предметное наполнение
  • принцип гибкого зонирования  -  позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
  • принцип учета половых и возрастных  различий детей -  позволяет осуществлять  гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов – позволяет  разнообразить  оформление  предметной среды
  • принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого -  позволяет осуществлять  личностно-ориентированное взаимодействие,   активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.  
  •  принцип  открытости- закрытости – позволяет взаимодействовать ребенку с миром природы и человеческой культуры.
  • принцип информативности – позволяет насыщать среду с помощью разнообразных тематических материалов и информационных ресурсов.

            Развивающая предметно-пространственная среда  должна создавать  условия для:

  •  обеспечения эмоционального благополучия ребенка
  •  для формирования доброжелательных, внимательных отношений
  • для развития самостоятельности
  • для развития свободной игровой деятельности
  • для развития познавательной деятельности
  • для развития проектной деятельности
  • для самовыражения средствами искусства
  • для физического развития

           Развивающая предметно-пространственная среда  должна быть:

  • Содержательно-насыщенной
  • Трансформируемой
  • Полифункциональной
  • Вариативной
  • Доступной
  • Безопасной
  • Здоровьесберегающей
  • Эстетически-привлекательной

                 В оформлении развивающей предметно-пространственной  среды важным является дизайн предметов,   форма, эстетический вид, безопас-ность, информативность.  Необходимым  аспектом является  смена элементов декора, теплые пастельные тона цветовой палитры, обязательно отсутствие факторов, отрицательно и раздражающе влияющих на нервную систему ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада  и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...

Мастер-класс на тему: Использование макетов игрового пространства в организации развивающей среды групп детского сада

Использование макетов игрового пространства в организации развивающей средыгрупп детского сада...

Памятка для воспитателей "Создание развивающей среды в пространстве детского сада и группы на основе принципов программы "Вдохновение"

Каждый взрослый (воспитатель, родитель) должен помнить: чем полнее ребенок проживает дошкольное детство, тем увереннее он учится, тем более полноценной становится его жизнь в зрелые годы. Главная...

ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА

ДИЗАЙН  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА...

ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА

ДИЗАЙН  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА...

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформле

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развива...

Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада.

Предметно - пространственная развивающая среда в  детском  саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада....