Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду.
статья (младшая группа) по теме

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno_deyatelsnyy_podhod.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду.

«Единственный путь, ведущий к знанию –

 это деятельность»

 Б. Шоу

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

«Золотые правила» деятельностного подхода: 

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируй активность ребенка.

 

Современные технологии деятельностного типа: 

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • игровая технология.

 Структура деятельности:

1. Создание проблемной ситуации

2. Целевая установка

3. Мотивирование к деятельности

4. Проектирование решений проблемной ситуации

5. Выполнение действий

6. Анализ результатов деятельности

7. Подведение итогов

В настоящее время наступило время задуматься о тех смыслах, которые заложены в ФГТ, которые должны реально войти в жизнь ДОУ и каждого педагога и ребёнка. Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГТ означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.

С учётом этого первостепенной задачей педагогов в условиях обновления дошкольного образования является создание предметно-развивающей среды. Главное требование к организации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Также важным требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Задействованность среды ребенком, её активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой предметной среде.   Таким образом, организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда группыдолжна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения,образовательной программы.

Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В нашем детском саду большое внимание уделяется построению образовательного пространства на деятельностной основе. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество - необходима соответствующая развивающая среда. Сегодня я хочу поделиться опытом использования в своей работе с детьми развивающих игр на основе деятельностного подхода. В группе оборудована зона с развивающими играми. Все в ней доступно детям. Применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того дают возможность многогранного развития личности, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.

В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:

  • в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры -задачи к    учебно – познавательной деятельности;    
  • совмещение  и постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
  • органическая  связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
  • единство обучающих и воспитательных воздействий.

Важно помнить, что недостаточно вооружиться пусть даже самым полным и обширным набором игр, развивающими они станут лишь тогда, когда будут преподноситься ребенку с соблюдением определённых правил:

1. игра должна приносить ребенку радость, необходимо заинтересовать ребенка игрой, не навязывая её;

2. игру надо оживлять сказкой;

3. обязателен успех в самом начале, для этого начинаем игру с посильных задач;

4. нельзя мешать самостоятельному нахождению решения ребенком, так как наша цель     научить ребенка не играть в конкретную игру, а самостоятельно мыслить и находить решение.

Вот, что советует автор развивающих игр Б. П. Никитин: «Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже».

В своей работе с детьми использую следующие развивающие игры:

  • логические блоки Золтана Дьенеша;
  • интеллектуальные игры Никитина;
  • игры с палочками Кюизенера.

Почему я взяла для работы именно эти игры? Потому, что они побуждают детей к деятельности, способствуют развитию детского творчества, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, комбинаторных и конструкторских способностей. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Сегодня я познакомлю вас с одним из методов работы с блоками Дьенеша.

 Игровая ситуация на основе деятельностного подхода:

Детям предлагается разделить блоки (печенье, например) между Чиполлино и Буратино. У Чиполлино - все круглые, а у Буратино - все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть некрасные и некруглые. Таким образом  дети сами могут придти к выводу, что справедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые и некрасные вне этого пространства. В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами. Эти игры проводятся аналогично предыдущей.

Работу с блоками Дьенеша можно проводить во всех сферах деятельности:

  • в подвижных играх  (как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
  • как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре» и  т. д.);
  • в сюжетно- ролевых играх «Магазин»  (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет).Данная методическая разработка имеет...

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...

Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»

Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы  с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе  на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...

Реализация системно - деятельностного подхода в детском саду

В статье описан системно- деятельностный подход , реализующий в практике работы  педагогов по подготовке детей к школе в условиях ФГОС....

Консультация для педагогов " Особенности реализации системно - деятельностного подхода в старшем дошкольном возрасте на этапе реализации ФГОС ДО" ( из опыта работы)

В материале перечислены качества, которыми должен обладать современный педагог, описана суть технологии деятельностного подхода и его "золотые правила"...