Реализация системно деятельного подхода в детском саду через исследовательскую деятельность.
статья (младшая группа) на тему

Малова Инна Николаевна

"Единственный путь ведущий к знанию - это деятельность" Б.Шоу

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.Н. Малова

МАОУ НШ -  детский сад № 72, Калининград.

Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду через исследовательскую деятельность.

«Единственный путь, ведущий к знанию –

это деятельность»

Б. Шоу

          Технология деятельностного метода нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить. Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 году.

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа –  ФГОС.

Особое внимание в контексте ФГОС обращается на личность ребенка, на неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей.

Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность. Поэтому, мы говорим о системно-деятельностном подходе в дошкольном образовании.

Особую роль в дошкольном учреждении отводят игре. Это ведущая деятельность ребенка. В игре он гармонично развивается, познает весь опыт человеческой культуры -взаимоотношения между взрослыми людьми - в семье, профессиональной деятельности и т. д.

А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество- необходима соответствующая развивающая среда.

В нашем детском саду большое внимание уделяется построению образовательного пространства на деятельностной основе.

Главной задачей мы считаем развитие у детей самодеятельности и самостоятельности.

Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. Во всех группах оборудованы зоны экспериментальной деятельности. Все в них доступно детям.

Ребенок любого возраста может заняться той или иной деятельностью: просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовав их для выполнения аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики.

С большим желанием дети вместе с педагогами занимаются посадкой растений в «Огороде на окне». Готовят семена к посадке, ухаживают за появившимися всходами, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

Особой популярностью пользуется у нас в детском саду метод проектов.

Дети средней группы составляют проекты совместно с родителями («Деревья родного края»,  «Птицы, зимующие в нашем крае» и множество других).

Дети старшей и подготовительной групп составляют проекты сами (с помощью воспитателя) .

Некоторые  работы детей  получили Дипломы победителя на муниципальном конкурсе исследовательских работ.

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (через посещение экоцентра и художественной галереи,  наблюдают, сравнивают, делают выводы.

Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку.

Принципиально важно то, что воспитанник получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной деятельности.

Системно – деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать.

Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.

Наш детский сад небольшой и является структурным подразделением школы.

Мы пытаемся создать единое образовательное пространство во всем учреждении.

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь –научи его рыбачить».

Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Используя системно-деятельностный подход, мы стараемся выравнять стартовые возможности детей, идущих в 1 класс.

Пока нет стандартов, мы не можем говорить о качестве дошкольного образования, но я надеюсь, что применение системно-деятельностного подхода поможет нам и нашим воспитанникам эффективно взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию дошкольников. Поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.                                    Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других  тому, что пригодится им для успешного проживания  на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Используемая литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации  от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в  соответствии с Законом РФ «Об образовании»;
  3. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраст  (утв. Постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008гю № 666),
  4. Федеральные государственные требования к реализации ООП дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 20.07.2011 № 2151).
  5. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов.