СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
методическая разработка (старшая группа) по теме
В материале рассматриваются вопросы, касающиеся необходимых условий для развития насыщенной и творческой сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольнолго возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shornikova_irina.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
- ВВЕДЕНИЕ. Роль игры в жизни ребенка.
Когда мы произносим слово «РЕБЕНОК», ассоциативно мы вспоминаем слово «ИГРА». Это естественно, потому что слова «РЕБЕНОК» и «ИГРА» тождественны в сознании человека. Но почему?
Этот вопрос задавали себе многие педагоги, психологи, философы, и на сегодняшний день существует много теорий о значении игры в жизни ребенка. В нашей стране наиболее популярной стала теория Л.С.Выгодского, базирующаяся на теории игры Ж.Пиаже, который вводит такие термины, применительно к развитию ребенка, как ассимиляция (присвоение) и аккомодация (приспособление). Жак Пиаже пишет: «…ИГРА - есть чистая ассимиляция, которая изменяет поступающую информацию в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка» (7). Т.о., если воспользоваться упрощенной аналогией, можно сказать, что вся информация, получаемая ребенком – это пища, которую взрослый еще может «пережевать», но усвоить ее и сделать частью себя может только сам ребенок в процессе ассимиляции, т.е. ИГРЫ. Таким образом, мы получаем формулу:
РЕБЕНОК = ИГРЕ = РАЗВИТИЮ.
А теперь давайте вспомним, сколько времени на ИГРУ остается у современного РЕБЕНКА?
П.
Игры можно условно разделить на различные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами; индивидуальные и коллективные, функциональные и игры в конструировании и т.д. Но в данной работе будет рассматриваться только эволюция сюжетно – ролевой игры.
«Последовательность игр в процессе роста ребенка означает постепенное функциональное его развитие». (А.Валлон) (2)
Можно выделить несколько важных периодов в развитии ребенка, характеризующиеся определенным типом игр:
- Сенсомоторный период (чувственно-двигательный). В соответствии с точкой зрения Пиаже, в этот период ребенок начинает с хаотичных впечатлений, получаемых от различных органов чувств, которые он не может еще отличить от своих собственных реакций на них. В течение этого периода он постепенно добивается чувственно – двигательной координации ощущений и необходимой приспособленности для восприятия и манипулирования объектами в пространстве, времени, а также для определения значимых связей между ними. Это период игр – манипулирования с предметами и игр – исследования себя и пространства вокруг. (3)
- Следующий большой период – это репрезентативная стадия (~ от 2 лет до 7-8 лет), стадия осознания и освоения собственного «Я». Первоначально мышление приобретает форму замещающих действий, которые принадлежат к позднему сенсомоторному периоду, т.е. действия, применяемые к одному предмету, переносятся на его заместитель. По словам Пиаже, воображение – это результат приспособления к отсутствующему объекту. На начальном этапе эти интериорезированные действия замещают объект его символом, позже они действуют как знаки, определяющие объект. Игра – воображение имеет такую же функцию в развитии образного мышления, как и практическая игра в сенсомоторный период, т.е. она последовательно повторяет и организует мышление, служит для ассимиляции и укрепления эмоционального опыта ребенка. Все важное, что происходит, воспроизводится в игре. Во время «образного» периода ролевая игра становится все более сложной и организованной. С накоплением знаний о физической и социальной среде происходит переход к более точному воспроизведению реальности. В это же время у ребенка возрастает социальная адаптация, и он прибегает к менее искаженным заместителям реальности. Условно этот период можно описать следующей эволюцией игры: - игра – подражание;
- игра – ролевая простая;
- игра – сюжетно-ролевая;
- игра – символическая – воображение.
- Наконец, в возрасте от 8 до 11 лет (4) индивидуальные символы изменяются после взаимодействия с другими, благодаря чему осмысление и использование символов становится более логичными и объективными. Игра теперь контролируется коллективной дисциплиной и законами чести и, таким образом, игра с правилами заменяет индивидуальную символическую игру – воображение раннего периода.
Игра сюжетно – ролевая «творческая», характеризуется длительной продолжительностью во времени, с постепенным развитием и усложнением содержания в зависимости от личностных потребностей ребенка. Их тематика связана преимущественно с реальной жизнью («Космонавт», «Цирк», «Спасатели» и т.д.) или с любимыми сказками и рассказами, которые берутся за основу игры, но наполняются внутренними потребностями ребенка ( «Я – спасатель» ил «Я – король» и т.д.). В этих играх содержание развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний, развитием навыков применять эти знания, совершенствованием конструктивных умений. Длительная «творческая» сюжетно – ролевая игра несет в себе колоссальные возможности для развития мышления, решения внутренних эмоциональных проблем, становления характера ребенка, его социальной адаптации. (5)
Ш.
«Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, … являются знания – действия – общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю». (5) Роль взрослого человека (воспитателя), безусловно, важна. От его вовлеченности в игру во многом зависит ее успех. Но важно отметить, что ИГРА – это самостоятельное творчество ребенка, поэтому рекомендации взрослого должны носить недирективный характер, давая возможность ребенку реализовать свой собственный творческий эмоциональный и личностный потенциал. Также очень важно, чтобы взрослый четко понимал, ИГРА не стремится к некоему результату т.к. сам ПРОЦЕСС ИГРЫ и является результатом. Так, например, взрослый человек смотрит интересный для него фильм, ежесекундно сопереживая событиям, но, не ставя себе результатом досмотреть его. Обычно именно этот момент вызывает особенную трудность в восприятии детской игры.
Итак, условия для возникновения творческой сюжетно – ролевой игры:
- Информация. «Наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах, событиях и явлениях реального мира» (5), чтение сказок, легенд и мифов. Важно отметить, что подача информации должна быть многоплановой, воздействующей на различные модальности восприятия, возможно, более конкретная и подробная, понятная ребенку.
- Эмоциональная вовлеченность. «Детям свойственна эмоциональность, впечатлительность, стремление к яркому, необычному. Поэтому обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно происходить живо и занимательно, чтобы вызвать у них интерес и желание подражать» (5). Здесь важна и эмоциональная вовлеченность взрослого человека, т.к. для детей свойственно «эмоциональное заражение», так воспитатель может повести за собой детей.
- Навыки и умения. Действия детей и способы действий зависят от уровня развития у них умений и навыков. Важно, чтобы дети владели навыками конструирования из бумаги и строительного материала, могли употреблять заменители. Чем больше в багаже ребенка будет таких умений, тем самостоятельней и проще ему будет играть.
- Способность к групповому сотрудничеству. «Игровой коллектив составляют дети, умеющие договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы и конфликты» (5). Здесь основой служит предварительная работа воспитателя в группе. Игра не сможет состояться, если группа не будет «собрана», т.е. у воспитателя должно быть четкое представление о том, кто из детей является лидером, кто ведомым, какие отношения между детьми. Только наличие этих знаний может помочь воспитателю «подсказать» правильный выбор ролей для детей в игре.
- Предложение игры. Правильное предложение игры является как бы «спусковым крючком» накопленной ранее информации. Как и все остальное в работе с детьми, это должно быть эмоционально. Что важно, в этом должна быть интрига (тайна). Например: «А знаете, что сегодня будет?» Часто бывает, что дети получили много новой информации по теме, определенных навыков, а игра не складывается. В таком случае обычно не хватает активности воспитателя, его вовлеченности в данную игру. Он «эмоционально не заряжает» детей темой игры.
- Момент «случайности» или «сопротивление». Вот игра началась, но проходит какое-то время, и она начинает как бы «затухать». В чем дело? Анри Валлон описывает это так: «Если бы результаты игры можно было предсказать с большой степенью точности, игра была бы включена в явления обычной жизни. Чтобы избежать этого, в игру вводится элемент случайности … . Случайность создает противоположность игры выполнению повседневных обязанностей и способствует высвобождению игры от них. Вместе с тем, случайность придает как бы привкус приключения». (2) Воспитателю следует помнить об этом и всегда иметь в запасе 2 – 3 «случайности» во время игры. Это хорошо «тонизирует» игру.
Внутренняя завершенность этапа игры. Этот пункт не был бы обязательным, если бы дети обладали неограниченным количество времени для игры. Но в условиях детского сада это не возможно, поэтому чрезвычайно важно понимать следующее: не должно быть резкого прерывания потока творческой энергии детей о время игры. У детей должно оставаться чувство внутренней завершенности действия. Как вариант, можно использовать «переключение». Например: «А теперь давайте поедем на нашем поезде на улицу!» и т.п. Резкое прерывание игры наносит вред ребенку (так же, как незаконченное действие приносит вред взрослому).
IV. ОПИСАНИЕ ИГРЫ «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».
Игра Космическое путешествие» предполагается пролонгированной во времени (~ 2-4 недели) и состоящей из нескольких этапов: «Полет в космос», «Высадка на необитаемую планету», «Строительство поселения». В данной работе мы будем описывать только 1-й этап игры: «Полет в космос».
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ.
За две недели до начала игры с детьми начинается обсуждение темы «Космос». Были использованы следующие материалы:
- О.А.Скоролупова «Покорение космоса». Тематические занятия с детьми старшего дошкольного возраста;
- Дидактическая игра: «Земля и Солнечная система». Серия: Забавы в картинках;
- Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Тема: «Космос»;
- Энциклопедия для дошкольников;
- «О чем рассказал телескоп» Клуманцев П. – Просвещение, 1980;
- Сказочная хрестоматия «Про небо и Землю». Составитель: Аминов В.С. - М., Педагогическое общество России, 1999 г.;
- «Делай и играй». Веселые игры. Гибсон Р., Тайлер М., - М. «Ромэн»,
- Просмотр мультфильма «Тайна Третьей планеты» по книге К. Булычова;
- Конструкторские игры: строительство космического корабля, Космодрома;
- Свободное рисование «Мой космический корабль».
В процессе знакомства с темой происходило эмоционально-личностное обсуждение материала: «А ты бы хотел…? А что бы ты сделал..? и т.д. Накапливались навыки, необходимые для игры по конструкции космического корабля, его внутреннему устройству. Обсуждались темы: состав экипажа космического корабля, предметы, необходимые в полете и т.д.
2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИГРЫ.
За 2-3 дня до начала игры у детей создавалась эмоциональная мотивация на начало игры. Был назначен вместе с детьми «День начала игры». Обсуждалось, кто бы кем хотел быть в игре, что он предполагает делать в игре и т.д.
3. ХОД ИГРЫ
А. Строительство космического корабля.
Предполагается использовать большие блоки для конструирования фирмы «Альма»; подсобный материал, имеющийся в группе (куски тканей, рулоны обоев и т.д.).
Б. Формирование экипажа.
Предполагается выбор ролей детьми, обсуждение функций в рамках выбранной роли, взаимодействия в игре.
В. Сборы в дорогу.
Дети выбирают необходимые предметы согласно роли и ее функций в игре.
Г. Полет.
Дети выполняют функции в соответствии с выбранными ролями. На всех этапах участие воспитателя носит недирективный характер предложений, напоминаний, советов, вопросов – подсказок. Главной остается творческая активность самих детей.
Д. Встреча с метеоритным облаком.
Для «метеоритного облака» предполагается использовать мягкие мячи, которые будет кидать воспитатель, а возможно, и кто-то из детей.
Е. Авария корабля.
Момент «случайности», активность на начальном этапе берет на себя воспитатель, «объявляя ситуацию», но выход из нее дети ищут сами, творчески импровизируя в соответствии с личностными особенностями ребенка. Воспитатель должен быть готов дать «подсказку» при отсутствии решения или при растерянности какого-либо ребенка. В этот момент воспитатель должен быть особенно внимателен, т.к. дети играют «по-настоящему», и важно не фрустировать никого из детей.
Ж. Ремонт корабля.
Дети самостоятельно решают проблему. Воспитатель оценивает адекватность решения, может давать «подсказки».
З. Выход в невесомость.
Предполагается использование большого куска легкой ткани, которая, опуская и поднимая, будет создавать эффект «невесомости» и музыки для релаксации. Это необходимо, т.к. это заключительная часть игры и нужно создать возможность внутреннего эмоционального завершения игры. В данном случае предполагается через расслабление, постепенное затухание энергетического потока.
КОНЕЦ I-го ЭТАПА
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сюжетно-ролевые игры – это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются их знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.
У игры есть тема, замысел, сюжет, содержание и роли. В игре проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» (Д.Б. Эльконин). При этом ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее (космонавты совершают полеты на другие планеты, строят там города и т.д.). Как писал Л.С. Выгодский, «игра ребенка не есть простое переживание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечением самого ребенка».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ж.Пиаже. Respouse to brian sutton – swith. // Психология, 1966, т.73, стр.111-112.
- Анри Валлон. Психическое развитие ребенка. // Питер, 2001.
- Сюзана Миллер. Психология игры. // Университетская книга, 1999.
- Д.Б. Эльконин. Психология игры. // Владос, 1999.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. // Воспитание дошкольника, 2005.
- Л.С. Выгодский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии, 1966, № 6.
- Л.С. Выгодский. Воображение и творчество в детском возрасте.// 1957.
- О.А.Скоролупова. Тематические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. // Скрипторий, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...
Создание условий для разнообразия сюжетно-ролевой игры
Создание условий для сюжетно-ролевой игры...
Создание педагогических условий для возникновения сюжетно-ролевой игры
Цель: расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры, их заботливом отношении к больным людям.Задачи:- Закрепить знания социальных отношений, обучение навыкам поведения в поликли...
"Создание условий для организации сюжетно-ролевых игр на современном этапе."
В материале описывается практика создания условий для организации сюжетно-ролевых игр на современном этапе....
Презентация «Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры в разновозрастных группах детского сада»
Презентация «Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры в разновозрастных группах детского сада»...
Практические рекомендации для педагогов "Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте"
Игра – естественный для ребёнка вид деятельности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку удовлетворить свои потребности, выразить свои желания, ему открывается широкий про...