ТЕСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Эта статья расскажет вам о взаимодействии педагога с семьёй,использование нетрадиционных активных форм в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utkina_a.a._statya.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уткина Антонина Анатольевна

МБОУ «Начальная школа - детский сад № 44» г. Белгород

На сегодняшний день вопрос о взаимодействии педагога с родителями воспитанников остро встает перед каждым дошкольным образовательным учреждением. Причиной такого внимания к данной проблеме являются изменения в современных семьях, связанных с активным решением финансовых вопросов. Родители вынуждены много времени посвящать работе, тем самым неосознанно отстраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития своих детей. Но в статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Поэтому основной задачей воспитателя является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы для повышения знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей, гармонизации детско-родительских отношений с целью привлечения внимания родителей к ребенку и информирования о последствиях неудовлетворенной потребности в ласки, внимании, заботе.

Еще такие ученые в области семейного воспитания, как Т.А.Маркова, О.Л.Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П.Дуброва, И.В. Лапицкая считали, что семья есть институт эмоциональных отношений. [3] Так как каждый ребенок, независимо от возраста, нуждается в любви не за хорошее или плохое поведение, а просто так. И как мы видим из опыта нашей работы, с каждым годом в детском саду увеличивается количество агрессивных детей, раздраженных, с проявлением жестокости, неумением оказывать поддержку, в связи со сменой ценностей в семье.

В своей работе, по взаимодействию с родителями, мы увидели, что традиционные формы работы на сегодняшний день не являются эффективными. Родительские собрания в виде лекций, беседы, консультации, стендовая информация направлены на просвещение родителей с целью повышения их педагогического образования. Но прослушанный материал воспитателя, прочитанный самостоятельно материал забывается, если его не применять на практике при непосредственном общении с детьми. Нехватка у родителей времени на закрепление полученных знаний и отработку умений и навыков, заставляют нас задуматься над вопросом: «Какие методы, формы работы необходимо использовать в работе с родителями, чтобы они стали активными участниками воспитательного процесса их детей?» Ответ на этот вопрос мы стараемся искать ежедневно, так как именно в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет ребенок, и какие черты характера сформируют его личность.

Поэтому прежде чем делать родителей активными субъектами воспитательного процесса необходимо выстроить с ними доверительные отношения, для того чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Сотрудничая с родителями, воспитатель должен донести до них мысль, что нужно любить своих детей, такими, какие они есть, а не сравнивать с другими, не предъявлять завышенные требования, не использовать авторитарный стиль воспитания; а познавать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их; быть эмоциональной поддержкой ребёнку. Также, поддерживая тесный контакт с семьей каждого ребенка, мы стараемся узнать особенности, привычки воспитанников и учитываем их при работе.

К наиболее эффективной форме общения родителей и воспитателя о деятельности ребенка в стенах детского сада является индивидуальная беседа в конце дня. Именно от того как педагог сообщает об успехах и трудностях детей, зависит качество и содержание родительской поддержки в воспитании и развитии ребенка.

Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.

А регулярное предоставление информации о содержании непосредственной образовательной деятельности и достижениях в ней детей, помогает родителям быть внимательными к их интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе. [2]

В связи с тем, что без тесного взаимодействия педагогов с родителями невозможно создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию детей, мы решили перейти от традиционных форм работы к современным формам, ставя в центр внимания потребности родителей и детей.

В первую очередь, мы стремимся воспитательный процесс сделать свободным. Для этого каждый месяц мы приглашаем родителей на непосредственную образовательную деятельность в открытой форме, где родители являются не только пассивными зрителями, но и активными участниками, так как открытая познавательная деятельность состоит из двух этапов: работы с детьми и совместной работы детей и родителей. В процессе лепки, рисования, чтения рассказов, решения математических задач родители смотрят на детей другими глазами, а дети чувствуют единство с мамой и папой, что является залогом успешного развития гармонично развитой личности ребенка.

Также большую роль в работе с семьей играют родительские собрания в форме круглого стола за чашкой чая. [4] Такая форма работы является эффективной за счет неформальной обстановки, что помогает преодолеть барьеры, снизить напряжение, создать психологически комфортные условия для обсуждения вопросов воспитания детей. Помимо обсуждений круглый стол включает и практическую часть работы: выполнение упражнений, помогающих установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей; поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Кроме того, активное участие родителей в подготовке к праздникам, совместная работа по изготовлению поделок, созданию предметно – развивающей среды, совместные экскурсии, также вовлекают родителей в воспитательный процесс детей. Это дает родителям возможность увидеть полный образ своего ребенка и правильно его воспринять посредством информации, которую невозможно получить в семье и которая оказывается неожиданной и интересной для них.

Таким образом, наш опыт работы по тесному взаимодействию с семьями воспитанников показал, что использование нетрадиционных активных форм работы помогает сделать родителей активными участниками воспитательного процесса, проявляющих искренний интерес к проблемам своих детей и поиску их решений. Также через доверительные отношения, взаимоуважение и взаимоподдержку родители чувствуют себя компетентными в воспитании детей, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. А это, на наш взгляд, является важным условием для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Литература

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с. 

2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание.- 2004. - №1. - С.60.

3. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи  // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74-83.

4. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие. - М.: Аркти, 2006. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста

В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка

Презентация "Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка"...

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В СТАТЬЕ ВЫДЕЛЕНЫ ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ПОЛОЖИТЛЬНУЮ ДИНАМИКУ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка".

laquo;Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка"....

Статья «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

 Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, нау...